Набережная Дона
Буденновский проспект
Улица Большая Садовая
Большая Садовая- окончание, улица Пушкинская
Доходные дома — это жилые дома, построенные владельцами специально для сдачи квартир в наем. Условием при возведении такого дома должна была быть высота дома — не менее двух этаже. Но эти высотные на тот момент времени многоэтажные дома предназначались не только для жилья, как правило первые этажи сдавались в аренду для размещения на них самых разнообразных заведений: большей частью это были магазины, конторы, склады, госучреждения, а также арендовали кабинеты врачи, издатели, юристы. В общем все, как и в настоящее время!
Типового проекта доходных домов не было, поэтому их хозяева — богатейшая городская знать, владельцы заводов, пароходов, купцы и промышленники даже соревновались друг с другом, кто построит свой дом, приносящий постоянный доход выше и красивее!
После наступившей Революции все эти дома были национализированы новой властью и отданы под коммунальные квартиры. Судьба же их владельцев сложилось по разному. По количеству построенных и сохранившихся до наших дней доходных домов, а их больше пятидесяти, можно судить, насколько богатым городом был в те времена Ростов-на-Дону.
Большая часть доходных домов в настоящее время относятся к историческому наследию города и отреставрированные они не утратили своей индивидуальности и красоты, продолжают приносить пользу городу и без сомнения украшают его исторический центр. Как и прежде в них живут люди и располагаются различные учреждения.
Гуляя по улицам города, я ахала от восторга при виде очередного архитектурного шедевра и мне захотелось объединить всех этих безмолвных свидетелей прошлого в один материал и показать вам.
Мимо доходного дома Владимира Кирилловича Чирикова, расположенного на проспекте Буденного № 46, я прошла в первый же день, совершенно не обратив никакого внимания на возвышающуюся надо мной многоэтажную серую громадину.
Меня привлекли здания напротив, выкрашенные в более светлые и приятные тона. В последний, особенно пасмурный, хмурый и дождливый день я прошлась по еще не охваченным адресам и вот тут, этот совершенно роскошный на мой вкус пятиэтажный дом, сразил наповал! Построенное в стиле эклектики в 1913- м году по проекту ростовского архитектора Леонида Федоровича Эберга кирпичное и затем оштукатуренное здание и сейчас выглядит очень величественно и массивно.
В главном фасаде дома множество разнообразных деталей и все это великолепие смотрится гармонично и изящно. Арочные окна, прямоугольные эркеры, орнаментная отделка карнизов, медальоны, эмблемы, декоративные элементы — все это вместе взятое выделяет дом из многой череды доходных домов города. Так для кого же старался Леонид Федорович Эберг, построивший в Ростове более десяти доходных домов и несколько особняков, в том числе и для Николая Парамонова, который я вам показывала в прошлом рассказе?
Заказ поступил от члена городской управы, председателя совета городского Общества взаимного кредита, владельца кондитерской фабрики Владимира Кирилловича Чирикова.
При создании проекта дома архитектор использовал все технические нововведения облегчающие жизнь жильцов: водяное отопление, электричество, телефонная связь. На крыше был разбит сад и обустроен ресторан с видами на быстро развивающийся город. Для соединения всех этажей и крыши с подвальными помещения был встроен лифт. На первом этаже доходного дома как это водится располагались магазины.
Но совсем недолго этот удивительный дом радовал своих жильцов — во время Гражданской войны в нем был размещен госпиталь для раненых бойцов Белой армии Деникина.
А чуть позже, в начале 20-х годов, когда весь мир рушился и уже не возникало мыслей о возврате прошлой жизни в доме, к тому времени национализированном по непонятной причине случился страшный пожар, охвативший все здание! С трудом потушенный пожар, разнесший свои безумные языки по всем этажам, нанес строению непоправимый урон: с пустыми проемами от окон, страшное, брошенное со следами пожара оно, никому не нужное в таком виде, печально простояло семь лет.
В 1927 году по распоряжению местных властей в здании начался ремонт и если фасады удалось восстановить практически в первоначальном виде, то интерьеры были потеряны безвозвратно. Во время второй мировой войны дому повезло: он чудом избежал разрушения от бомбардировок.
В настоящее время бывший Доходный дом Чирикова имеет статус объекта культурного наследия регионального значения и в нем располагаются отдел полиции и Южная оперативная таможня.
Все это я узнала потом, уже дома, а пока, спрятавшись под зонтом стояла на тротуаре напротив. С трудом удерживая камеру, при содействии мешавшего зонта пыталась приблизить некоторые детали и запечатлеть их. Мимо проносились машины, из дома кто-то выходил, заходил в него — жизнь продолжалась. Удаляясь, я еще несколько раз повернулась, чтобы полюбоваться одним из самых выдающихся по размеру и архитектуре зданий Ростова начала прошлого века.
Вернемся к началу Буденновского проспекта и посмотрим несколько Доходных домов, расположенных на проспекте.
Буденновский проспект № 3, пятиэтажный доходный дом построен в 1913- м году по проекту уже известного нам архитектора Леонида Федоровича Эберга для братьев Дутиковых. Доходный дом выполнен с использованием декора, характерного для неоклассического направления стиля модерн.
Братья Дутиковы занимались торговлей сельско-хозяйственным оборудованием, владели заводом по его производству, фабриками, занимались благотворительностью. В доме на Буденновском находилась главное отделение Торгового Дома «Михаил и Федор Дутиковы». Братьям был присвоен титул Поставщиков Двора Его Императорского Величества, ценимый гораздо выше дворянского звания. В настоящее время в отреставрированном здании располагаются различные коммерческие организации.
Буденновский проспект № 24, Доходный дом построенный в 1910-м году в стиле модерн по проекту гражданского инженера Степана Попилина для Хахладжева Петра Васильевича, купца I гильдии, члена правления Ростовской табачной фабрики. Изначально здание было пятиэтажным, нижние этажи занимали магазины, а верхние гимназия.
С 1914 года в здании размещается респектабельная гостиница «Астория», находящаяся во владении Мартироса Саркисова. Осенью 1917 года в гостинице проживали генералы Деникин, Корнилов и другие лидеры Белого движения. А дальше опять пожар, разрушающий на своем пути все и вся! Здание было восстановлено, но сохранить два верхних этажа не удалось, как впрочем и большую часть декора. В Великую Отечественную войну в доме разместили госпиталь.
В наше время здание имеет статус объекта культурного наследия регионального значения, в нем располагается Дом обуви и Донской военно-исторический музей.
Буденновский проспект № 25, угловой Доходный дом построенный в стиле модерн в самом начале 20 века для гласного городской Думы, почетного мирового судьи Григория Христофоровича Бахчисарайцева. Верхние этажи предназначались для сдачи квартир в наем, на первом же этаже разместилось торговая компания, занимавшаяся продажей немецких автомобилей «Лорелей».
В 20-е годы здание было национализировано, верхние этажи также были отданы под жилье — коммунальные квартиры, в подвальном помещении разместили студенческую столовую, а на первом этаже как и прежде функционировали торговые заведения. После масштабной реставрации в 2005 году бывшего Доходного дома Бахчисарайцева в нем разместились кафе, книжный и ювелирный магазины и что удивительно — балетная школа.
Роскошный угловой пятиэтажный дом на пересечении Большой Садовой № 105 и Университетского переулка построен в 1914 году по проекту архитектора Григория Николаевича Васильева. Доходный дом сложной конфигурации выполнен в стиле модерн с использованием деталей классицизма по заказу донского купца и лесопромышленника Г. Я. Кистова. Полукруглый главный фасад дома, украшенный лепниной, декоративным декором, карнизами и балконами и в настоящее время великолепно отражает исторический облик и композиционную застройку исторической части Ростова.
После Революции здание занимали различные учреждения, а в 1935-м году оно было передано Ростовскому государственному университету. В настоящее время в нем располагается главный корпус Южного федерального университета-ЮФУ.
Целенаправленно прогуливаясь по дореволюционной Ульяновской улице, на пересечении с Соборным перекрестком увидела узкое трехэтажное здание из темного кирпича, гармонично вписавшееся своим фундаментом в изгиб холма. Это Доходный дом С.С Нецветайленко, построенное в конце 19 века. В настоящее время -памятник архитектуры регионального значения.
Еще один Доходный дом встретившийся совершенно случайно на не туристической улице Ульяновская под № 14, по которой я шла целенаправленно к другим объектам. Дом невероятно заинтересовал меня и пока я стояла и разглядывала его, примеряясь камерой, чтобы убрать из нее какие-то боковые постройки, на балкон верхнего этажа вышла девица, порылась в пакетах — коробках и удалилась внутрь комнаты.
Двухэтажный Доходный дом с подвалом был построен в 1899 году для мещанина Степана Акимова, решившего отделиться от родительской семьи и заняться собственным делом — сдавать квартиры в аренду. Автор проекта не известен, но видно как тщательно он проработал детали фасада особняка, украсив его лепниной. Я подумала, что Акимов из своего собственного дома хотел сделать игрушку, некое подобие больших многоэтажных купеческих доходных домов и ему это удалось — дом приносил существенный доход.
Второй этаж особняка особенно красив, окна, соединены арочными пролетами и разделены колоннами. Верх каждого из окон украшен декоративными лепными украшениями, вазонами с фруктами, растительным орнаментом.
Посмотрите, как красиво обыгран его вензель, состоящий из начальных букв имени и фамилии «СА» и расположенный на картуше, возникшем в далеком Возрождении! А изображения Афродиты и морские раковины позади ее головы! В здании два входа и как эффектно обыграны балконы над ними.
У некоторых домов и их хозяев история довольна скупа, так и здесь: в 1911 году особняк на Ульяновской перешел в собственность дочери ростовского мещанина — Анне Степановне Акимовой и все, далее никакой информации о семье. Дом же, как и все дома Ростова после Революции был национализирован. Во время боев в него попал снаряд, нанесший особняку урон: были разбиты стекла и крыша, не выдержали взрыва и стены — на них появились трещины. В настоящее время дом находится в списках памятников архитектуры дореволюционной постройки и терпеливо ожидает реставрации. По приезду читала, что внутри он не менее роскошен: мраморная лестница, лепнина! Эх, надо было читать до поездки. На фасаде дома табличка, к слову сказать — таковых очень мало в Ростове.
Красивый угловой трехэтажный дом из красного кирпича, расположенный на улице Шаумяна 45 носит название Доходный дом Пивоваровой.(на фото он слева)
Построен он на стыке 19 и 20 веков по заказу его собственника врача Петра Павловича Чубухчиева. Кроме комнат, сдаваемых в аренду жильцам в доме располагался его собственный врачебный кабинет, кабинет дантиста и несколько комнат присяжного поверенного. В 1915- м году собственник дома сменился и все, больше никакой информации выудить из интернета не удалось. Кто такая Пивоварова? Может быть она и стала владелицей, раз ее фамилия фигурирует в документах?
На широком и просторном Ворошиловском проспекте много красивых зданий и здесь современность вполне гармонично вписалась в дореволюционную застройку.
Вот один из таких примеров — Доходный дом Ляхмайер, что находится на проспекте под № 11. Дом построен в конце 19 века, а в 1899 году он стал собственностью Екатерины Петровны Ляхмайер. Рядом оказался пустой участок, прикупив его, Екатерина Петровна построила четырехэтажный Доходный дом. (на фото это серое здание по центру)
В 1910-м году домом завладел Черников Абрам Лазаревич, но в документах он так и считается Доходным домом Ляхмаер. После революции новая власть дом национализировала, превратив его в жилой. Насколько я поняла, таковым он является и в настоящее время, спустя более ста лет.
Ворошиловский проспект № 33. Очень красивый и совсем недавно отреставрированный двухэтажный дом, построенный в конце 19 века по проекту главного архитектора Ростова Николая Матвеевича Соколова для купца второй гильдии Соломона Израилевича Шендерова.
В этом доме, как и в других Доходных домах соседствовали жилые квартиры второго этажа и различные торговые павильоны, расположившиеся на первом. В период Второй мировой войны дом пострадал от взрывов и его украшение — центральный шатер был снесен.
В начале 21 века в ходе реставрации его удалось восстановить и вернуть Доходному дому Шендерова потерянный дух прошлой эпохи. Были воссозданы и лепные украшения, орнаменты, растительный орнамент. В настоящее время в доме размещаются различные торговые точки.
А теперь вернемся на самую купеческую улицу города — Большую Садовую, я кое-что приберегла для вас. Город разрастался и застраивался, и ростовский предприниматель Иван Абрамович Тер-Абрамян, занимавшийся издательской деятельностью и уже владевший в городе несколькими домами, решил построить на главной улице города собственную типографию.
В 1886 году для книгоиздателя был построен Доходный Дом под № 51. Проект разработал выпускник Петербургского института Николай Матвеевич Соколов, ставший с 1887 года главным архитектором города. Этот, тогда еще трехэтажный Доходный дом был вторым многоэтажным зданием, построенным на главной улице города. Верхние этажи сдавались в аренду как жилые, на первом размещалась типография. (на фото дом по центру, светлый)
После смерти владельца в 1899 году, типография и дом перешли по наследству его сыну. После смерти сына в 1919 году типография закрылась, здание было национализировано и квартиры превращены в коммунальные.
В настоящее время в здании располагается Ростовский городской Совет ветеранов.
Ну, а теперь я вам покажу первый Доходный Дом города Ростова и он также находится на Большой Садовой № 68 на пересечении с переулком Семашко и как очень многие дома занимает угловое очень выгодное положение.
Этот особняк, построенный в 1883 году по проекту архитектора Александра Никаноровича Померанцева для купца Степана Федоровича Генч — Оглуева совмещает в своих фасадах несколько стилей: здесь и барокко, и эклектика, и классицизм и даже готика.
Для 30-летнего Померанцева это был первый проект, созданный им в Ростове и конечно же автор мог гордиться созданным детищем, служащим украшением города по сей день — «Дом с морским коньком» — так его называют горожане.
Это потом будут и дом Думы в Ростове, помните — вам всем оно понравилось. Будет и здание ГУМА в Москве на Красной Площади.
Первый этаж дома был отдан торговым заведениям, там же разместился Торговый дом «Генч-Оглуев и Шапошников», а на остальных трех разместились квартиры и различные конторы.
Но совсем недолго довелось совладельцу торгового дома, гласному Городской думы, видному общественному деятелю и благотворителю Степану Федоровичу Генч — Оглуеву радоваться и наслаждаться красотой дома, да и жизнью вообще — в 1889 году он умер после продолжительной болезни.
После национализации в доме располагались самые разные заведения, от коммерческого банка до магазинов, верхние этажи по-прежнему были жилыми. Ничего не изменилось и в настоящее время- те же магазины, конторы и жилые квартиры с той только разницей, что дом имеет статус объекта культурного наследия.
На пересечении Ворошиловского проспекта и Большой Садовой под № 69 в 90-х годах 19 века для ростовского купца, владельца конезаводов Карапета Чернова был построен трехэтажный угловой Доходный дом, больше этажей в то время еще не строили. Помните великолепный особняк Маргариты Черновой, я вам его показывала. Ну так Маргарита была внучкой этого армянского купца, которому прежде чем вступить в купеческую гильдию пришлось взять русское имя и фамилию- Карп Чернов.
В начале 20 века по проекту архитектора Федора Ясинского к дому достроили еще два этажа в общем стиле — эклектики. Фасады просто огромного для тех времен Доходного дома были украшены самыми различными декоративными элементами — лепниной, гирляндами, венками, львиными масками, а также они отличались от других домов обилием колонн, портиков и кариатид. В 1920-е годы после национализации здания, в нем разместились магазины и различные учреждения. С 1931 года в нем разместился финансово-экономический институт, в настоящее время это Ростовский Государственный экономический университет.
Далее, на пересечении Большой Садовой № 84 с Газетным переулком в глаза бросается яркий, бирюзового цвета с белой отделкой трехэтажный особняк, бывший Доходный дом греческих купцов Маврогордато, зерноторговцам и пароходовладельцам. Одноэтажный дом для семьи был построен еще в середине 19 века, но после смерти отца — Константина Николаевича, семейное дело продолжили его три сына. К 1911 году они достроили к дому еще два этажа: на первом как обычно разместились магазины, на втором этаже — различные конторы, а третий этаж браться сдавали в аренду как квартиры.
В 1945 году в подвале этого великолепного здания разместили общественный туалет, просуществовавший там вплоть до 2010 года, когда администрация города решила отремонтировать здание. В 2016-м году его выкупил руководитель археологического общества «Наследие», решив открыть в антикварный магазин и организовать выставочный зал. Сейчас на первом этаже здания располагается магазин «Танаис» — название не случайно, так назывался греческий город, располагавшийся недалеко от Ростова и где сейчас ведутся раскопки.
Идем далее и следующий дом на Большой Садовой 106 всем своим видом словно отмотал назад столетие. Не знаю даже почему у меня такое ощущение, возможно из его цвета — теплого, пастельного, возможно смешения разнообразных архитектурных стилей в оформлении фасада и использования огромного количества декоративных элементов. Эркеры, разные наличники в оформлении окон, картуши, гирлянды и другие лепные элементы — все это без сомнения украшает трехэтажный дом, бывший Доходный дом Николая Ильича Токарева, ростовского купца, владельца спиртоводочного завода, построенного на главной улице города в 1905 году.
В доме размещались бакалейная лавка, магазин и даже Русское театральное общество. После революции в национализированном бывшем доходном доме разместили детскую городскую больницу. Возможно это не случайно, потому как в нише балкона по центру здания установлена скульптура дочери античного врача Асклепия с чашей и змеей в руках.
Зачем эту скульптуру надо было устанавливать на фасаде дома спиртоводочного завода вопрос интересный. Но меня заинтересовало другое — скульптор выполнивший девичью фигуру и создатель символа Кавказских Минеральных вод Орла со змеей одно и тоже лицо — Людвиг Карлович Шодкий — русский скульптор польского происхождения.
В годы войны здание практически не пострадало. Весной 1945 года по приглашению Красного Креста в СССР приезжала жена премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля — баронесса Клементина Спенсер-Черчилль. В ходе своего посещения она посетила несколько городов страны: Сталинград, Кисловодск, Пятигорск, Ленинград и Ростов-на-Дону. Так вот, в Ростове ее посчитали уместным поселить именно в бывшем Доходном доме Токарева.
После реставрации здания в 1990-м году в нем разместилась городская поликлиника № 10.
Перед Покровским сквером на пересечении Большой Садовой с Кировским проспектом обращает на себя внимание угловой дом с куполом и шпилем по центру угла. Это Доходный дом К. А. Ворожеина, построенный по его заказу в 1890-м году по проекту архитектора Григория Николаевича Васильева. Двухэтажный дом из темного кирпича выполнен в модном в то время стиле эклектики с элементами классицизма и барокко. В 1914-м году дом уже принадлежал другому владельцу — купчихе Прасковье Масалитиной. В нем она разместила много различных заведений, в основной связанных с продуктами: фабрику мужа по производству халвы, фабрики по производству колбасы и конфет. Каким-то образом в таком сравнительно небольшом доме разместились еще и часовой и галантерейный магазины.
После национализации в доме на втором этаже разместились жилые квартиры. На стыке 20–21 веков дому досталось: в нем бесконечно менялись владельцы, реставрируя здание каждый на свой вкус, в итоге в 2013-м в нем произошел пожар. Сейчас оно отреставрировано в более упрощенном варианте.
На улице Пушкинская под № 22 как-то одиноко среди скромной частной застройки смотрится трехэтажный дом с высокими окнами. Сразу и не подумаешь, что это Доходный дом постройки 1909 года и принадлежал он Н. и А. Фурунжи-Хуринцовым. Все, больше никакой информации найти не удалось.
Проходя по улицам вокруг площади Советов, я увидела немало интересного, кое-что вам уже показывала, а теперь свернем на проспект Соколова и под № 20 вижу красивый, бывший Доходный дом, главный фасад которого видимо совсем недавно отреставрирован, конечно рядом ведь администрация города. Владельцем дома, постройки конца 19 века был все тот же владелец конезаводов Карапет Чернов.
После смены власти в 20 годы прошлого столетия дом был национализирован и богатые квартиры с высоченными потолками, колеблющими от 4,5 до 6 метров был отдан под коммунальные квартиры, которые и по сей день в нем располагаются.
Фасад дома, недавно взятого на учтет, как архитектурный памятник дореволюционного Ростова отреставрировали, а внутреннее содержание остается на совести жильцов: сохранившаяся лепнина, половая плитка, обшарпанные стены, заржавевшие узорчатые ограждения лестничных пролетов. Некоторые квартиры, полученные в наследство или купленные в наше время отремонтированы и отданы туристам, а другие как же?
Находясь рядом с такими домами, я замираю, время останавливается, и я забываю об элементарном -почему не дернула дверь, не заглянула в подъезд?
Шагая к следующему дому, обещаю себе — здесь обязательно загляну и что же? Сначала, чтобы охватить взглядом открывшуюся общую панораму на два дома-близнеца, наполовину стыдливо укутанных баннерами, я перешла на другую сторону улицы.
В 1898-м году, когда на площади Нового базара (площади Советов) еще не было роскошного собора Святого Александра Невского (взорванного), не было и здания конторы Госбанка (об этих постройках я вам рассказывала здесь) по заказу фабриканта Василия Семеновича Кушнарева известным ростовским архитектором Григорием Николаевичем Васильевым был создан очень интересный самобытный проект. Два, совершенно одинаковых двухэтажных кирпичных дома, зеркально отображенных, с проходом между ними, с подвалами и чердачными мансардами были выполнены в стиле эклектики с использованием элементов кирпичного декора, характерных для готики и неоклассики. Необычный архитектурный облик фасадов дополняют шатрообразные завершения угловых эркеров, выкрашенные в дикий синий цвет.
Первый этаж, освещенный через высокие окна, фабрикант Кушнарев использовал для торговых залов, подвальные помещения использовались под склады. Второй этаж, как и следует из веяний того времени был предоставлен для жилых квартир.
С 1910-го да в двух корпусах бывшего Доходного дома Кушнарева разместилось женское ремесленное училище. Во время войны здание практически не пострадало, а с 1946 года первые этажи корпусов занимало управление хлебопекарня и управление хлебопекарной промышленности. Запах свежеиспеченного хлеба и разных булочек разносился далеко и привлекал завсегдатаев города.
Нужные городу здания, используемые с пользой были одними из самых хорошо сохранившихся в Ростове, так продолжалось вплоть до 1990-х годов. А потом словно и хлеб стал никому не нужен или для пекарни построили новые помещения. В настоящее время удручающий вид зданий прикрыт холстиной фирмой, вроде выкупившей часть квартир и что будет далее — не берусь судить и повторять всякие обещания из прессы. Я почему-то боялась преодолеть те несколько шагов, разделявших меня, стоящую посередине яркого солнечного дня и той пропастью, в которой оказались дома, я чувствовала, что там нелицеприятное зрелище, от которого захочется бежать! Так и получилось, пройдя внутрь двора между домами я вздрогнула от пронзительного лая собаки и от вида, открывшегося мне. А ведь там живут люди, думала я, буквально убегая в настоящее время.
Улица Чехова очень интересна на различные архитектурные шедевры и вот один из них, про который тоже минимум информации — Доходный дом К. И Шапошникова, постройки 1915 года, построен по проекту архитектора И. Е. Черкесиан.
Стоя на противоположной стороне улицы и задрав голову старалась рассмотреть детали, лепные украшения и другие элементы, украшающие фасад дома. Вспомнила про богатейшего ростовского купца и благотворителя, крымского армянина Ивана Мартыновича Шапошникова, выше я рассказывала вам о Доме с морским коньком и упоминала эту фамилию.
Этот дом построен уже его сыном, получившим образование за рубежом и в столице, принявшем на себя управление торговой фирмой, после смрти отца.
Мне казалось, что я смогу в один рассказ вместить ту информацию, которую задумала рассказать вам о дореволюционном стороительстве Доходных домов, но как я ошибалась! Уже пора заканчивать и так слишком много информации я вывалила на вас, но еще много осталось за кадром.
Не забывайте, в любом случае на просмотр картинок и если будет желание, то и на прочтение текста у вас уйдет гораздо меньше времени, чем у меня на подготовку этого материала.
И все же расскажу еще об одном доме, которому повезло гораздо меньше, чем всем его собратьям, о которыя я писала выше. Вернее даже, ему совершенно не повезло, просто катастрофически не повезло — судите сами.
Этот двухэтажный, в прошлом уверена, просто роскошный особняк, расположенный на углу переулка Островского и улицы Тургеневской (надо же, название улиц-то какое) был построен в конце 19 века для городского головы, почетного гражданина, одного из первых нотариусов Ростова, мецената — Ивана Степановича Леванидова.
В 1881 году Леванидов был избран в городскую думу и проработал на этом месте до конца своей жизни — до 1906 года.
Конечно Иван Степанович был не бедным горожанином — он владел кирпичным заводом и небольшим торговым флотом: все в те времена располагало к успешному занятию каким-нибудь делом, если человек предприимчивый, целеустремленный и деловой. Иван Степанович как раз и был таким человеком, а еще имя его было авторитетно, многие доверяли ему свои торговые и гражданские дела. Имея солидный капитал, Леванидов охотно занимался благотворительностью сам и привлекал в эту сферу деятельности местное купечество. Например, благодаря ему и его энергии была построена Ростовская городская больница. Дом не забыт, он внесен в список памятников градостроительства и архитектуры, но бумага есть бумага, а вид дома заставляет сожалеть о его судьбе нынешней и судьбе дальнейшей. Как бы не было поздно что-либо делать с ним.
Я жила рядом, поэтому видела его не раз, но догадалась сфотографировать в последний, пасмурный и дождливый зимний день. Быть может летом, заботливо оплетенный зелеными лианами он выглядит немножко наряднее?
Солдатская слобода
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм