Набережная Дона
Буденновский проспект
Очертания Большой Садовой улицы, угадывавшиеся на предварительном плане Ростова еще в 1781 году и не имевшей названия, прорисовались конкретнее на генеральном плане 1811 года и тогда же она получила свое первое название — Загородная. В это же время на четной стороне улицы были разбиты сады. Сейчас, гуляя по центральной улице Ростова-на-Дону, никакой фантазии не хватит представить на месте этой улицы кучи мусора, свозимые со всех сторон на окраину и слив нечистот. И так было до середины 19 века, пока улица не получила право быть центральной и не началась ее застройка красивыми, уникальными зданиями.
А ведь в самом начале купцы и богатейшие жители города отказывались возводить здесь свои дома и заведения, не видя в ней будущего. Позднее нежелание прошло и тогда улица словно ожила и заиграла всеми возможными сооружениями: здесь появились и доходные дома один краше другого и роскошные особняки, называемые по фамилиям владельцев, магазины, конторы, банки, административные заведения. В 1864 году на Загородной появились первые керосиновые фонари, в 1865 — м водопровод, в 1868 — м году по улицы начали разъезжать многоместные кареты. В дальнейшем все нововведения в городе начинались с центральной улицы: в начале 20 века запущен трамвай, уложена брусчатка, в магазинах появились витрины.
В советское время Большую Садовую переименовали в улицу имени Энгельса, но в девяностые годы 20 века вернули прежнее название и правильно сделали, Садовая — звучит красиво, уютно и как-то даже по-домашнему.
Вполне логично задаться вопросом: если есть Большая Садовая, значит должна быть и Малая? Да, она была расположена параллельно Большой, но в настоящее время ее уже нет.
Моя прогулка по центральной и самой красивой улице города, где сконцентрировалось наибольшее количество сохранившихся и отреставрированных купеческих сооружений началась на второй день моего путешествия, который был как раз таким, каким и должны быть все дни — солнечным, приятным и комфортным. Закончила же я ее уже на следующий день, в который погода вернулась к своему изначальному настроению, усугубив его не прекращающимся заунывным, нудным и противным дождем! Поэтому мой рассказ будет с соблюдением хронологии домов и изменением погодных условий, т. е. вы, не выходя из дома почувствуете разницу и настроение города. И мое, конечно, тоже.
Так уж получилось, что первый дом под № 18, на пересечении с Братским переулком и сразу такое, но спешу вас успокоить — особняк заботливо укутан «лесами», а значит вскоре предстанет всем на обозрение обновленным и красивым.
Следующий объект, роскошный двухэтажный особняк под № 25- это Дом Маргариты Черновой.
Дом, построенный в 1899 году по проекту архитектора Н. А. Дорошенко, был подарком возлюбленного, известного купца и промышленника Парамонова своей возлюбленной, известной актрисе Маргарите Черновой. В ту далекую эпоху конца 19 века дом был излюбленным местом богемы, здесь, в специально оборудованном для этих целей большом зале со сценой выступали музыканты и поэты, проходили балы.
Своими выступлениями радовали изысканную публику Федор Шаляпин, Николай Гумилев. Небольшой с виду особняк с балконами, балюстрадами включал в себя не только многочисленные комнаты для семьи артистки, но и комнаты для сдачи в наем и помещения для торговли купца Юлиуса Гарохова. В 2000 году особняк подвергся детальной реконструкции, но его общий первоначальный вид и отличительная изюминка — бельведер с куполом над центральным входом были сохранены. Долгое время в здании находился архив Ростовской области, сейчас здание занимает банк.
Следующее длинное строгое здание стального цвета — это Управление ФСБ России по Ростовской области. Этим все сказано, вдаваться в детали и подробности не буду.
Большая Садовая под № 33, угловое здание — бывший главный корпус Донского (Варшавского) университета.
В 1869 году по распоряжению императора Александра II был учрежден Императорский Варшавский университет, русский ВУЗ в столице Царства Польского. В 1915 году факультеты университета были эвакуированы на юг, а в октябре этого же года состоялось открытие Императорского Варшавского университета в Ростове — на — Дону. Красивое угловое здание для университета, украшенное колонами и эркерами было построено в 1917 году по проекту архитектора Г. Н. Васильева. В настоящее время в здании размещаются Институт истории и международных отношений ЮФУ и Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации.
Итак, мы подошли к так называемым «Архитектурным воротам Ростова», перекрестку центральной улицы Большая Садовая и Буденновского проспекта, о нем я вам уже рассказывала. Именно на этом очень оживленном перекрестке в 1933 году был установлен первый ростовский электрический светофор.
В 1971 году пешеходные полосы убрали и построили подземный переход, украсив его мозаичными картинами.
С тех пор в Ростове было построено несколько переходов через оживленные перекрестки и все они украшены мозаикой на самую разную тематику, в основном картины рассказывают о прошлом города.
Когда я впервые попала в такой переход, то шла медленно, разглядывая детали, и вдруг, услышала голос из микрофона: »Подземный переход поздравляет вас с Новым годом и Рождеством»! В каком бы настроении не был человек, после этого пожелания оно у него без сомнения поднимется!
Под землей конечно интересно, но перекресток заслуживает особого внимания, вернее здания, обрамляющие его и так как я жила неподалеку, то каждый день проходя мимо, считала своим долгом запечатлеть их.
На этом перекрестке до войны находился «Черный дом», получивший такое название из-за цвета фасадов. Его название невероятным образом отразилось не только на судьбе здания, но и десятков мирных жителей, погибших под бомбежкой во время Великой отечественной войны. В 1948 году по проекту архитектора Л. Эберга на этом месте было построено здание «Дома книги» и сооружен небольшой сквер с фонтаном.
Напротив, через улицу Садовую находится еще один небольшой сквер с фонтаном и здание консерватории имени Сергея Рахманинова.
А теперь смотрим на противоположную сторону Буденновского проспекта. По обе стороны Большой Садовой находятся два очень красивых здания, при виде которых я каждый раз замедляла шаг. Вернее — я останавливалась и любовалась ими: слева роскошный угловой дом «сталинской» эпохи с расположенным на первом этаже знаменитым кафе «Золотой Колос»,
справа центральный универмаг с башенкой и курантами — ЦУМ.
Кондитерская «Золотой Колос» на Садовой — это лишь одно из крупнейшей сети кафе на Северном Кавказе этой фирмы, история которой началась в середине прошлого века.
Место любимое не только местными жителями, но и приезжими, это я поняла, посетив кафе. Ассортимент огромный, цены умеренные, обстановка приятная. И расположение кафе в самом бойком месте исторического центра также играет определенную роль. В ассортименте кондитерской не только выпечка, но и салаты и первые, вторые блюда, так что здесь смело можно рассчитывать на конкретное восполнение потраченных калорий после многокилометровых прогулок.
А теперь, восполнив силы, мы спокойно и без суеты полюбуемся на удивительное и грандиозное здание, памятник архитектуры 20 века — «Торговый Дом Г. Г. Пустовойтова», построенный в 1910 году по проекту архитектора Е. М. Гулина для судовладельца Пустовойтова. Здание в стиле модерн, построенное в идеальном для торговли месте и всю свою вековую историю используемое по первоначальному назначению, может много рассказать о городе за вековой отрезок пути.
После национализации в 20-е годы в здании разместили ГУМ, затем научную Библиотеку Донского университета, полностью уничтоженную во время бомбежек в войну.
Сильно пострадавшее здание реконструировали до 1951 года и именно в то время на здании были установлены часы. Читала, что часы и раньше и в настоящее время исполняют гимн два раза в час, но ни разу не слышала, а гуляла рядом часто.
С 1965 года к зданию пристроили еще один корпус и все оно в целом становится центральным универмагом или ЦУМом.
Гуляем дальше?
Рядом с кондитерской в 2006 году установили символ бурно развивающегося Ростова- памятник купцу -коробейнику, созданный скульптором Дмитрим Лындиным. У коробейника в руках специальная сумка, в которой он предлагает праздно гуляющей публике свой нехитрый товар — бусы, книги, нитки и другую мелочь. А рядом с купцом расположился Кот, неотъемлемая часть этой композиции.
Сразу за зданием кондитерской начинается территория центрального городского, старейшего парка города.
И опять, на минутку перенесемся в прошлое, в далекий 18 век и окажемся на окраине будущего Ростова: обрывистые берега балки, течет грязный ручей, вокруг кучи мусора — свалка! Бррр! Начало 19 века — городской голова Андрей Ященко разбивает здесь сады и в 1813 году передает все свои разросшиеся владения городу, привлекая к благоустройству различные городские клубы. Члены клубов дружно организовали работу: разбили газоны, проложили аллеи и высадили еще деревья. Благодаря заботе и вниманию к 1890 — му году сад превратился в большой зеленый массив. К 1917-му году это был Городской Сад площадью 11 гектаров. В середине 30-х годов парк был переименован в городской парк имени Максима Горького. Я пару раз прошлась рядом с парком и один раз вечером через парк,
так что немного имею представление о нем.
А теперь внимание, объект на Большой Садовой под № 47: Здание Городской Думы Ростова — на Дону, монумантальнейшее, наикрасивейшее и самое удивительное и прекрасное здание города! Я его увидела у нашей Юленьки, запомнила и мечтала лицезреть в реальности- свершилось!
Итак, как же все началось? Конец 19 века для Юга России был ознаменован бурным подъемом экономического роста. Выгодно географически расположенный Ростов разбогател до неприличия и тогда члены местной Думы на одном из заседаний подумали: а не построить ли нам нечто этакое, чтобы огромное, красивое да непременно с кариатидами, скульптурами, лепниной и прочими кренделями! Подумали, озвучили и решили пригласить знаменитого архитектора А. Н. Померанцева, того самого что московский ГУМ строил. За три года до окончания 19 века строительство началось, а уже в 1899 году новая роскошная мэрия в стиле эклектики, но и с элементами барокко была освящена — пожалуйте господа, начинайте вашу сессию! Вот вам тут и капители с женскими головками и античные богини с кариатидами, медальоны и растительные элементы — все как и заказывали! Огромное сооружение имело внутренний дворик с клумбами и газонами,
городская дума и управа заседали на верхних этажах, а на первом все как водится: торговые ряды, магазины со всякой всячиной.
Так вот откуда пошла идея убрать все квартиры с первых этажей в современных городах, теперь понятно! Но что меня больше всего поразило прямо -таки: внутри зала заседаний была сделана галерка-балкон специально для посетителей, т. е. 200 мест для зрителей, наблюдающих за работой Думы! Но не воображайте себе, что эта демократия продолжается и доселе, отнюдь — в настоящее время ни посещений, ни экскурсий, ни тем более наблюдений за работой депутатов мэрии нет!
До недавнего времени здание имело нежный молочный цвет, но в ходе последней реконструкции был возвращен первоначальный — бежево -коричневый.
Продолжаем инвентаризацию исторических сооружений: здание под № 53 — бывшее здание Волжско-Камского банка, построенное в 1906 -1909 годах по проекту харьковского архитектора А. Н. Бекетова в стиле модерн с элементами классической архитектуры.
И здесь так же, как и везде — верхние этажи занимал банк, первый этаж — торговые помещения. Сплошные магазины, богатый в то время был город Ростов и люди жили состоятельные.
После национализации в 20-е годах прошлого века зданию было оставлено прежнее назначение. В 1936 году в нем был открыт Дворец пионеров, в настоящее время это Дворец творчества детей и молодежи.
Пересекаю широкий и оживленный Ворошиловский проспект и понимая, что второй раз я сюда вряд ли дойду — прохожу немного влево, фотографируя интересные здания и вправо к Ворошиловскому мосту и реке Дон. Покажу позже, лимит не дает развернуться и боюсь показаться слишком нудной.
Возвращаюсь к одной из центральных площадей Ростова — Площадь Советов.
Большая и просторная площадь впервые была обозначена на плане разрастающегося города в 1845 году, в это же время начинается застройка периметра площади одноэтажными частными домами, товарными заведениями, а сама площадь получила название — Площадь Нового Базара.
В конце 18 — начале 19 веков в центре этой площади, на месте церкви, установленной в память о покушении на жизнь императора Александра II, по проекту архитектора А. А. Ященко возводится величественный, роскошный и богатый Александро-Невский собор. Строительство продолжалось в течении 16 лет и было закончено в 1908 году.
После революции 1917 года богослужения в Александро-Невском соборе были прекращены, а его несколько раз пытались взорвать, но безуспешно. Наконец в 1930 — м году собор был все-таки разрушен.
Я нашла фото в интернете — нет слов, чтобы описать восторг и сожаление о судьбе при виде такой невероятной монументальной красоты собора!
В 1915 году на проспекте Соколова, примыкающего к Новобазарной площади по проекту архитектора М.М Перетятковича в стиле неоклассицизма было построено роскошное здание для размещения в нем Государственного банка Российской империи.
Главный фасад здания украшают мощные колонны, портик и грандиозный фронтон.
Первый и второй этажи разделены между собой рельефным поясом, аттик над колоннадой украшен скульптурами римских богов, двухглавым орлом и знаменами.
В этом же году напротив здания скульптором Я. З. Вейде была создана красивая композиция: лестница с балюстрадой, полукруглый фонтан, по углам которого на тумбах возлежат медные львы. Огромные и величавые львы, как мне показалось, лежат расслабленно, словно в дреме или неге, заметно, что живется им здесь вполне комфортно.
Через два года после открытия здание Госбанка было национализировано.
В 1929 — 1934 годах по проекту архитектора И. А. Голосова на площади было построено здание Дома Советов.
Во время второй Мировой войны большая часть домов, окружающих площадь Советов, были разрушены, чудом уцелело лишь здание Государственного банка.
В 1948 году по проекту М. И. Тараканова на площади был разбит сквер. В 1972 году, в центре площади на месте разрушенного Александро-Невского собора по проекту скульптора Е. В. Вучетича был установлен монумент Первоконникам, посвящен освободителям Ростова от белогвардейцев в 1920 году.
В этот праздничный полдень 5 января площадь была пустынна, тиха и меланхолична, ничего не напоминало о страстях прошлых лет, о слоях истории, наложившихся один на другой и оставшихся жить лишь в людской памяти. Новогодняя елка и лихо взлетевший на дыбы конь не связывались в общую композицию, их не смогло соединить даже прорвавшееся сквозь белые облака голубое небо.
Оставив все как есть, я двинулась дальше и пройдя через Кировский проспект, попала в Покровский сквер, а в нем сразу несколько достопримечательностей, которые попадают в поле зрения.
Начну с главной составляющей сквера — Старо — Покровского храма. История его длинная и сложная, началась она в 1762 году, когда церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы перенесли из упраздненной крепости св. Анны, что под Черкасском в новую крепость св. Димитрия Ростовского. В 1784 году вместо старой церкви строят новую. В 1895 году в церкви происходит пожар, а уже в 1897 году закладывают фундамент нового каменного храма. В 1909 году очень красивый, вернее даже роскошный трехпрестольный Ново-покровский храм был освящен. Но судьба ему была уготована не долгая и он разделил участь многих храмов страны — в 1930 — м году он был закрыт и позднее разрушен. В следующее десятилетие на этом месте разбивают Кировский сквер, устанавливают часы на столбе, затем фонтан и памятник С. М. Кирову.
В начале 2005 года был заложен камень в основание будущего храма. В ноябре 2007 года Старо-Покровский храм, построенный на благотворительные средства, собранные не только в Ростове, но во многих уголках России, был освящен.
Летом 2007 года, прямо перед центральным входом в еще не достроенный к тому времени собор, установили семиметровый памятник императрице Елизавете Петровне, разработанный скульптором Сергеем Олешня.
Над созданием памятника трудились 69 человек. При входе в Покровский сквер, на месте установленной 142 года назад первой водопроводной колонке видим еще одну скульптуру женщины с ведром, набирающей воду — Памятник первому водопроводу.
В сквере на соснах увидела вот такие необычные кормушки для птиц.
Погуляла, все детально запротоколировала, сфотографировала красивые и особо понравившиеся композиции и наконец-то могу все свое внимание переключить на другую сторону Большой Садовой, где уже давно маячит необычный силуэт Ростовского Государственного Музыкального театра.
Новое грандиозное здание театра, уступающее по своей площади в 37 тысяч кв. метров лишь Большому театру, построено в 1999 году по проекту группы молодых архитекторов. Внешний вид здания выполнен в виде рояля с открытой крышкой — таким образом олицетворяя музыкальное искусство.
Пытаясь разглядеть этот огромный рояль, я поднялась на открытую площадку сбоку здания театра
и на параллельной улице — Социалистической увидела трехэтажное здание, привлекшее мое внимание гораздо больше открытой крышки.
Длинное и красивое, построенное из красного кирпича с белой отделкой, очень похожее на дворец — жаль, что солнце светило прямо в объектив!
В 1761 году на этом месте был заложен камень Елизаветинского редута крепости святого Дмитрия Ростовского, а в начале прошлого века было построено здание коммерческого училища на собранные для этой цели пожертвования ростовских купцов.
С 1907 года это женское отделение училища, в 1918 — Донской коммерческий институт. В последующие годы институт несколько раз менял свое название и направление. В настоящее время это Академия Строительства и Архитектуры ДГТУ.
За академией заметила красивый особняк, хорошо, что зима и он не был спрятан за густой листвой. Просунув камеру между железных прутьев ограды сделала пару кадров.
Это здание, единственное из сохранившихся в Ростове, построенное в 1914 году по проекту архитектора П. Я. Любимова специально для суда. Исторический особняк — объект культурного наследия регионального значения, в настоящее время в нем находится Ростовский областной суд.
В 2008 году завершили строительство современного восьмиэтажного здания — теперь это огромный комплекс, сооружения из разных эпох соединены между собой переходами и отлично дополняют друг друга.
Возвращаюсь опять на Большую Садовую, ведь сегодня именно эта улица моя основная цель и двигаюсь далее. Несказанно обрадовалась, увидев на пересечении с Крепостным переулком сказочный домик — теремок из яркого красного кирпича, уютно устроившийся в кружении разномастной архитектуры.
Домик этот построен в 1893 году по проекту ростовского зодчего Н. М. Соколова в псевдоготическом стиле с элементами русского и немецкого зодчества для британского подданного Ивана Романовича Мартын и его большой семьи.
Рядом находился семейный литейно — механический завод «Джон Мартын и К», а в доме располагалась контора завода.
В 1910 — м году один из братьев Мартын-Георгий был консулом США и в доме располагалась его приемная. В 1920 — м году Дом братьев Мартын попал под национализацию, на первом этаже разместили различные учреждения, а второй приспособили под коммунальные квартиры. К 2007 году дом с эркером и остроконечной башенкой был в жутком и обветшалом состоянии.
Попав в заботливые руки музея-заповедника М. А. Шолохова, перенеся реконструкцию, чудесный особняк с радостью принял в свои помещения «Шолохов-центр», в котором теперь проводятся различные культурные проекты.
Что-то я слишком увлеклась, кажется уже вышел и лимит слов и даже фото. Придется продолжить позднее, тем более город настолько интересный, самобытный и я, как наскучавшаяся по поездкам и красивой архитектуре, оторвалась в нем по полной.
Большая Садовая, окончание, Пушкинский бульвар
Купеческий Ростов: Доходные дома
Солдатская слобода
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм