Что-то я все в основном про дальние страны пишу, а про свой город ничего. И вот специально с этой целью этим летом я решил совершить поездку по окрестностям Нарвы, где никто из вас наверняка не был. Для более полного контакта с окружающей местностью был выбран двухколесный транспорт типа велосипед :)
Велопоход начался от квартирного товарищества Раху 14. Вот этот дом слева :)
Далее путь проходит мимо т.н. «отстойника». Здесь регистрируются и ждут своей очереди на пересечение границы с Россией как фуры, так и автотуристы.
А это вид с автодорожного виадука, по которому я каждый день езжу на работу. Вдоль железной дороги идет улица Кереса. Высотка на заднем плане слева — бывшая мебельная фабрика. Здания вдалеке справа — бывший завод Балтиец. И таких «бывших» в Нарве полгорода.
Железная дорога вот тоже еще немного и станет «бывшей». С вводом порта в Усть-Луге товарные поезда через Нарву стали ходить гораздо реже.
Двигаемся дальше. Вот и поворот на Балтийскую электростанцию, а также к промзоне Nakro, бывшего завода хромовых кож.
Эта скульптурная композиция стоит у развилки с советских еще времен. А вот щит на фоне появился относительно недавно. Помнится, в 1990-х годах надпись выполнили из металла, но буквы долго не провисели. Тогда их заменили на фанерные. Кстати, электростанции уже не 55 лет, а в этом году будет 58.
Прибалтийская ГРЭС им. Ленинского Комсомола была запущена в конце 1959 года. Раньше у нее было 6 труб, но после того, как первые три очереди начали сносить, остались лишь две трубы. Главного корпуса, что виден на фото, теперь тоже уже нет, осталась лишь насосная станция в конце канала.
Вот я вчера выкладывал видео, снятое с квадрокоптера пару лет назад, там Балтийская электростанция хорошо видна
Объезжаю электростанцию вокруг. С этой стороны на территории царит разруха. Раньше здесь заканчивалась железная дорога, по которой на станцию привозили сланец. Теперь разгрузка происходит гораздо раньше.
А это второй подводящий канал, ведущий от Нарвского водохранилища. Как работает тепловая электростанция, знаете? Чтобы подать пар на турбины, надо иметь очень много воды, именно поэтому станции строят рядом с реками и озерами.
На берегу подводящего канала раскинулись садовые участки. Вообще, конечно, в советское время садовые участки здесь не предполагались, а предполагались лишь лодочные гаражи. Но, как можно видеть, народ надстроил гаражи мансардами и балконами. Получились довольно странные дачи, которые стоят лицом не к дороге, как обычно, а к воде :)
Когда подходишь к каналу, появляются объявления угрожающего содержания
Это чтобы всякие блогеры — любители заброшек не лезли :)
Вот эти бочки справа от дороги — золопогрузочный узел. В бочках собирается зола, образующаяся при сжигании сланца, а потом оттуда ее грузят в вагоны и в автоцементовозы. Зола в дальнейшем может использоваться для производства стройматериалов и для обработки почвы.
А вот так Балтийская электростанция выглядит с другой стороны. Здесь еще работают два энергоблока, один из которых в 2000-х годах был модернизирован. Третья труба слева — газовая котельная. В случае, если основная станция останавливается, тепло в город поставляет эта котельная. Газ в ней — российский :)
Рядом с электростанцией возвышаются золоотвалы, куда смывают золу, образующуюся при сжигании сланца. Территория для посторонних закрыта.
Вот так живописно золоотвалы выглядят на Google Maps. Сухая зола остается наверху, а щелочная вода просачивается вниз и собирается в зеленых озерах вокруг. Потом эту воду направляют обратно, чтобы снова использовать для смыва золы.
А это т.н. «теплый канал» — сюда сливается вода, в которую превращается пар, прошедший через лопатки турбин. Вода здесь теплее, чем обычно, поэтому на теплых каналах с советских времен действуют рыборазводные хозяйства. Даже вроде как осетров выращивают.
А на второй золоотвал золу больше не сваливают, его засадили травой и поставили 17 ветряков.
Но вот Балтийская электростанция остается позади. Район здесь безлюдный, только кое-где попадаются хутора.
Частное владение! Вход без разрешения владельца запрещен!
В 1944 году в этих местах шли тяжелые бои с фашистами. Надпись на памятнике по нынешним временам неполиткорректная, но сюда эстонские власти не добрались.
Указатели на развилке. До Эстонской электростанции остается еще 5 км.
Эстонскую электростанцию тоже окружают золоотвалы. Въезд посторонним и здесь закрыт.
Вот и она — Эстонская электростанция. Канал на фото — с щелочной водой. Не путать с подводящим каналом, в котором вода чистая.
Остородно — щелочная вода! Купаться опасно!
Вот по этим трубам зола загоняется на золоотвал
Золоотвал Эстонской станции тоже смотрится красиво на Google Maps :)
Эстонская ГРЭС им. 50-летия СССР вводилась в работу поэтапно, в 1969–1973 годах. Ее мощность примерно 1600 МВт.
В сквере рядом с проходной с советских еще времен стоит вот такой памятник. Как мы видим, электростанции раньше строились согласно решениям съездов партии :)
Здесь же стоит памятник на месте боев 1944 года
А вот в этом домике на теплом канале знаете, что находится? Секретный объект! :)
В последние годы рядом с Эстонской станцией построен новый энергоблок Auvere мощностью 300 МВт. Раз уж приехал, то доеду и туда.
Эстонская электростанция, вид сзади. Слева — как раз новый энергоблок.
Эстонская электростанция. В качестве подводящего канала здесь используется Mustajõgi — Черная речка.
Надпись на указателе — направление к пограничному кордону. Здесь совсем рядом граница с Россией. А вот за этим мостиком через подводящий канал начинается территория сланцевого карьера. Сейчас там сидит охранник, который без пропусков никого не пускает, так что приходится развернуться и ехать обратно.
Назад в Нарву я поехал через сады Арумяэ и ж/д станцию Солдино. Местность здесь тоже по-своему живописная. Вот здесь, к примеру, проходит ЛЭП, идущая с Балтийской электростанции. Едешь под проводами, а они аж трещат от напряжения. Страшно :)
ЛЭП и трубы Балтийской электростанции
Велопоход завершается на велодорожке у въезда в Нарву
Ну и в завершение рассказа — карта маршрута