Главы рассказа:
Булгар
Свияжск
Раифа
Старо-татарская слобода - этот раздел
Прогулка по Казани
Глава 4. Старо-татарская слобода
Поход в Кремль и прогулка по центру Казани на дают возможности полностью оценить её татарский национальный колорит. Чтобы увидеть его, мы отправились в Старо-татарскую слободу, район города, заселенный преимущественно татарами. Именно здесь мы хотели увидеть национальные черты Казани и не ошиблись: нас окружали красиво расписанные татарские дома и живописные мечети.
До 1917 года Казань имела две выраженные части городской застройки — русскую и татарскую, что отражало две главные городские национальные культуры и способ взаимодействия между ними. Да и сейчас центр Казани имеет преимущественно европейский облик. Татарская же часть Казани сформировалась и до сегодняшнего дня сохраняет свой особый колорит в районе озера Нижний Кабан и за каналом-протокой Булак.
В этом районе города сконцентрировано все то, что показывает национальное своеобразие архитектуры казанских татар. Несмотря на то, что многое было снесено или «разбавлено» советскими постройками, здесь до сих пор сохранилось настолько много аутентичных примечательных зданий, в том числе связанных с выдающимися для татарской истории и культуры именами, что это делает весь этот район комплексной достопримечательностью. В 1992 году слобода получила статус архитектурно-исторической заповедной территории.
Этот район Казани расположен к западу и юго-западу от нынешнего исторического центра города (см. карту 1). Хотя татарские поселения существовали в тех местах и прежде, интенсивное формирование этой части города началось со второй половины 16-го века — после взятия Казани Иваном Грозным.
Карта 1. Старо-татарская слобода на карте Казани. В верхней части – Кремль, красной полосой выделена главная пешеходная улица города – ул. Баумана, Старо-татарская слобода – внизу, слева от озера Кабан
К моменту покорения города русскими Казань состояла из крепости (кремля) и густо застроенного и плотно заселенного посада, где располагались рынки, мастерские, жилища ремесленников и т. п.(см. карту 2). Посад был огорожен дубовыми стенами с проездными воротами, а также глубоким рвом — по всему периметру. Так вот, после штурма Казани 1552 г. победители выселили лояльных татар за городские стены, за речку Булак левее озера Кабан, с нелояльными поступили еще хуже. Там со временем и сформировалась Старо-татарская слобода.
Карта 2. План Казани в середине 16 века. Источник: iknigi.net
Особенно бурная застройка слободы началась после визита в Казань в 1767 году императрицы Екатерины II. Принятая императрицей делегация местных татар получила от нее «высочайшее позволение» на строительство двух каменных мечетей, что прежде было запрещено. Также по указанию Екатерины в 1768 году был разработан и утвержден регулярный план Казани, что привело к упорядочению и дальнейшему развитию градостроительства, в том числе и в Старо-татарской слободе.
Первой каменной мечетью Казани после взятия ее Иваном Грозным стала мечеть аль-Марджани в Старо-татарской слободе (фото 1–2, обозначена буквой, А на карте 3), которая оставалась самой крупной и главной в городе более чем два столетия. Эта мечеть — пожалуй, главная достопримечательность слободы. Построили ее в 1767–70 гг. на народные пожертвования. В настоящее время она носит имя татарского богослова, философа, историка, просветителя Шигабутдина Марджани, бывшего многолетним имамом этой мечети во 2-й половине 19-го века. В советские годы, когда большинство культовых учреждений по всей стране были либо закрыты, либо даже физически уничтожены, мечеть Марджани оставалась единственной действующей в Казани.
Фото 1-2. Мечеть аль-Марджани с разных ракурсов
Карта 3. Старо-татарская слобода. Голубой полосой выделена главная пешеходная улица слободы – ул. Насыри
Второй каменной мечетью, построенной после снятия ограничений Екатериной II, была Апанаевская мечеть (фото 3, обозначена буквой В на карте 3), попечителями которой были купцы Апанаевы (отсюда и название). В 1930 г. ее закрыли, минарет разрушили, а в здании после планировки разместили детский сад. Сооружение вернули мусульманам в 1995 году, и теперь здесь снова мечеть, которую возвратили к первоначальному виду.
Фото 3. Апанаевская мечеть. Вдали - Мечеть аль-Марджани
После начала строительства мечетей в слободе Екатерина II получила от городских властей жалобу: «Ты хоть и дала мусульманам разрешение на строительство мечетей, но они строят очень высоко». На это царица ответила: «Я определила им место на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения».
В Казани Екатерину почитали, в отличие от иных правителей российских. Помимо разрешения на строительство мечетей, она предприняла и другие шаги: в 1764 году прекратила насильственное крещение, а годом раньше подписала указ, позволявший купцам-татарам свободно торговать на всей территории России, что уравняло их в правах с русскими коммерсантами. Впоследствии императрицей был подписан эдикт о веротерпимости и издан ряд указов, облегчающих вхождение мусульман в государственные общественные структуры. Другими словами, Екатерина II была первой российской правительницей, давшей мусульманскому населению страны права и возможности для культурного и религиозного развития. Видимо, поэтому у татар она получила имя «Эби пашта» — добрая «бабушка-царица».
Традиционные поволжские мечети (татарские, башкирские) сильно отличаются от среднеазиатских и ближневосточных. Их главные архитектурные особенности — минарет, поднимающийся прямо из крыши мечети, и отсутствие купола над молельным залом. Издревле татары строили мечети как традиционный дом (одно- или двухэтажный) с двускатной крышей и разборным минаретом, выходящим прямо из крыши (фото 1–4). В других культурах минарет мечети или примыкает к ней, или строится отдельно.
В то же время, в архитектуре обеих мечетей (аль-Марджани и Апанаевской) средневековые приемы строительства татарских мечетей соединили с популярным в русской архитектуре 18-го века стилем барокко, а в художественном оформлении их фасадов и интерьеров — татарское декоративное искусство с элементами древнерусского стиля и барокко.
Так, здание Апанаевской мечети богато украшено пилястрами (вертикальные выступы на стене, похожие на колонны), ступенчатыми арками над окнами и дверями, зубчатыми многослойными карнизами (фото 4). А фасады и интерьеры мечети аль-Марджани изобилуют декоративными лепными украшениями (фото 5).
Фото 4. Апанаевская мечеть. Хорошо видны элементы оформления фасада - пилястры, арки, зубчатый карниз
Фото 5. Интерьер Мечети аль-Марджани. Во время нашего посещения в мечети проходила фотосессия перед бракосочетанием (никахом)
В 19-м веке в Старо-татарской слободе строили мечети и в других стилях (фото 6–8). Всего в слободе сохранились около десятка исторических мечетей.
Фото 6-7. Султановская мечеть построена в традициях татарско-булгарской средневековой архитектуры с отдельно стоящим минаретом
Фото 8. Мечеть Нурулла (обозначена буквой С на карте 3) имеет молельный зал с куполом и трехэтажный цилиндрический отдельно стоящий минарет. По стилю больше напоминает ближневосточные мечети, чем традиционные татарские
Обе главные мечети слободы (аль-Марджани и Апанаевская) расположены на ныне пешеходной улице Насыри (фото 9–15) с большим количеством традиционных татарских домов. Здесь преобладают здания конца 18 — начала 19 вв. Поскольку в этот период татарская культура активно взаимодействовала с русской, то татарские традиционные усадьбы и дома во многом схожи с русскими, хотя и имеют ряд заметных отличий.
Фото 9-10. Участки пешеходной улицы Насыри. На обоих фото видна мечеть аль-Марджани
У зажиточных татар дом должен был делиться на две половины — мужскую и женскую, каждая из которых имела свой автономный вход с улицы. Первый этаж домов обычно строили из кирпича, а остальные — из дерева. Большинство домов в слободе имеют яркий многоцветный раскрас — дань моде на полихромию, охватившей татарское зодчество со второй половины 19-го века. Фасады тогда стали обильно украшать яркими многоцветными расписными изображениями (геометрическими знаками, цветами, птицами и т. д.). Все эти особенности национального зодчества хорошо просматриваются в Старой Татарской слободе и сегодня (фото 11–15).
Фото 11-15. Татарские традиционные дома на улице Насыри. На последнем фото - дом, где жил богослов, философ, историк, просветитель Шигабутдин Марджани, бывший многолетним имамом мечети, ныне носящей его имя
В слободе сохранились и некоторые особняки богатой татарской буржуазии, построенные в стиле эклектики. Так, невозможно не заметить дом Юнусовых-Апанаевых (назван по именам двух последовательных владельцев — фото 16). Особняк богато украшен лепниной и вензелями на арабском языке, но его назначение сейчас довольно прозаическое — городская поликлиника.
Фото 16. Дом Юнусовых-Апанаевых, ныне городская поликлиника
Выделяется также и так называемый дом Шамиля (фото 17, обозначен буквой D на карте 3). Этот дом купец Апаков, выдавая свою единственную дочь замуж за генерала Шамиля (сына имама Шамиля, предводителя кавказских горцев, много крови попортившего русской армии в 19-м веке), подарил молодоженам в качестве свадебного подарка. Свой нынешний вид здание приобрело в начале 20-го века, когда оно было перестроено после крупного пожара. Сейчас в этой усадьбе расположен музей национального татарского поэта Габдуллы Тукая (для татар Тукай как Пушкин для русских).
Фото 17. Дом Шамиля. В годы советской власти Дом Шамиля был заселён жильцами и оставался жилым до 1981 года. Сейчас - музей татарского поэта Габдуллы Тукая
Еще один интересный объект в татарской части Казани — православный Тихвинский храм (фото 18–20). Он был построен во второй половине 17-го века, но позже перестраивался и достраивался. Назван в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. Этот храм интересен, в частности, тем, что сейчас он — центр всех кряшенских приходов Татарстана.
Фото 18-20. Храм Тихвинской иконы Божьей Матери - центр всех кряшенских приходов Татарстана
Существуют две диаметрально противоположные версии о происхождении кряшен. Распространенной является точка зрения, что кряшены (ударение на первом слоге) — это православные татары, продукт (или даже жертва) русификаторской политики самодержавия по отношению к татарскому населению, особенно в период после завоевания Иваном Грозным Казанского ханства. Сами же кряшены настаивают на том, что их предки (керечины, кераиты) исповедуют православие еще со времен Волжской Булгарии (9–13 вв.), то есть задолго до присоединения Казанского ханства к России, и их предшественники были не мусульманами, а язычниками.
Вероятно, истина лежит где-то посредине. Предки кряшен исторически происходят из Урало-Поволжья с тюркским, финно-угорским и восточнославянским населением. Очень вероятно, что некоторые из них приняли православие еще до покорения Казани в середине 16-го века. В то же время, нельзя и отрицать, что ряды кряшенского населения значительно пополнились позднее — во второй половине 16-го — 17-м веках, когда проводилась активная христианизация Урало-Поволжья. Тогда православие приняли и многие татары, в том числе и представители аристократии бывшего Казанского ханства, стремившиеся сохранить свои земли, получить налоговые льготы и т. д., что до правления Екатерины II было возможным только для православных.
По данным всероссийской переписи 2010 года, численность кряшен в России — примерно 34 тыс. человек. Однако сами представители кряшенского народа говорят о 250–300 тыс. своих соплеменников. В любом случае, на автономию «не тянет», хотя речь о ней в последние годы ведется. Несомненно, кряшенам удалось сохранить своеобразные быт и традиции, отличные и от татарских, и от русских. Кряшены не обрусели, но и крещеными татарами считать себя отказываются, хотя говорят на татарском. В общественной жизни между татарами и кряшенами имеются определённые противоречия.
Для некоторых до сих пор чувствительной остается и тема включения Казанского ханства в состав России в 16 веке. Видимо поэтому, когда несколько лет назад казанские власти намеревались установить на берегу озера Кабан, напротив Старо-татарской слободы памятный знак (даже не скульптуру!), посвященный роли Екатерины в татарской истории, эта идея местным населением была отвергнута. И это, несмотря на то, что ее вклад в развитие региона был исключительно положительный. Справедливости ради отметим, что в Казани есть иные напоминания о том историческом визите Екатерины в Татарию — макет галеры «Тверь», на которой императрица плыла по Волге — на Петербургской улице, а также реплика ее кареты на ул. Баумана (см. Главу 5: Прогулка по Казани).
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм