Главы рассказа:
Свияжск — этот раздел
Наш второй очерк из фоторассказа «Про татар мемуар» посвящен городу Свяжску, куда мы ездили на один день из Казани (см. карту 1).
Главы рассказа:
Свияжск — этот раздел
Наш второй очерк из фоторассказа «Про татар мемуар» посвящен городу Свяжску, куда мы ездили на один день из Казани (см. карту 1).
Глава 2. Свияжск
Взглянув на этот рисунок, можно понять, почему почти в каждом путеводителе по Свияжску присутствует четверостишие из пушкинской «Сказки о царе Салтане»:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами…
Пушкин действительно побывал в Свияжске в 1833 году, однако к тому времени его сказка была уже два года как опубликована, поэтому Свияжск вряд ли мог стать прототипом острова Буяна. Тем не менее, сходство с описанием Пушкина поразительно — и по обилию церквей, и по факту расположения города на острове (фото 1).
Название свое Свияжск получил от реки Свияги, поскольку расположен на высоком холме на месте её впадения в Волгу. А происхождение города зашифровано в его гербе (рис. 2), на котором изображена крепость, плывущая на лодках по реке с рыбами. Однако, чтобы разобраться во всем этом, надо будет совершить небольшой экскурс в историю.
Справочно: Появление Свияжска было результатом уникальной военной операции. После двух неудачных походов на Казань (в 1547/48 и 1549/50 гг.) царь Иван Грозный понял, что ему нужна база для организации осады. Ее было решено построить на холме в устье Свияги всего в 30 км выше по течению Волги от Казани. В верховьях Волги, неподалёку от Углича, зимой 1550/51 гг. начали рубить деревянную крепость со стенами, башнями и церквами. По размерам она превосходила московский и новгородский кремли. К весне крепость была готова, в апреле 1551 года её разобрали и пронумеровали бревна, связали их в плоты и отправили вниз по течению. К 24 мая «разобранный» город приплыл к месту назначения, его выловили из воды и за 24 дня собрали на свияжском холме. В августе—сентябре 1552 года город-крепость Свияжск стал опорной базой русского войска при осаде Казани, которая на этот раз закончилась взятием города. После завоевания Казанского ханства роль Свияжска как военной базы постепенно сошла на нет, и поэтому в первой половине XVIII века его деревянные укрепления, уже изрядно обветшавшие к тому времени, были разобраны. От первоначальной деревянной застройки сохранилась только Троицкая церковь (фото 2), до сих пор сложенная из брёвен, приплывших по Волге весной 1551 года.
К концу XVI века Свияжск стал уездным городом, но постепенно потерял административную роль и превратился в монастырско-церковный центр: в первой половине XVIII века в нем располагались три монастыря и строились пять каменных приходских церквей. Русские цари не обделяли Свияжск вниманием: помимо Ивана Грозного, в нем побывали Павел I, Николай I и Александр II (последние два — в бытность свою наследниками престола).
Большой ущерб Свияжску был нанесен строительством в 1955 году Куйбышевской ГЭС под Тольятти и образованием одноименного водохранилища на Волге. Все прибрежные постройки (посад) оказались в зоне затопления и были снесены. Верхний же город (крепость) оказался на острове, поскольку поднявшаяся вода затопила перешеек, соединявший Свияжск с материком, и попасть в него теперь можно было только на лодке по воде. В результате большая часть населения его покинула, а оставшиеся около 500 человек оказались в полуразрушенном селе.
Возрождение города началось уже в российский период, хотя отдельные реставрационные работы проводились начиная с 1960-х годов. В 2005 году была построена дамба, соединившая остров с материком автомобильной дорогой (фото 1), в 2011 году открыт речной причал. Сейчас Свияжск развивается в основном как объект туризма, и в нем уже восстановлены два главных монастыря и значительная часть гражданской постройки (план Свияжска см. на рис. 3). Тем не менее, для его превращения в туристическую жемчужину предстоит сделать еще очень много. В настоящий момент восстановление Свияжска идет параллельно с реставрацией Булгара в рамках единой программы «Возрождение». Полезную информацию по истории и достопримечательностям города можно найти на сайте Свияжска.
Главная историческая и архитектурная достопримечательность Свияжска — Богородице-Успенский монастырь (фото 3–5, на рис. 3 — сектор, А), а в самом монастыре — Успенский собор, а в соборе — сохранившиеся оригинальные фрески XVI века. Именно благодаря этим фрескам сам собор, а вместе с ним и монастырь оказались в 2017 году в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Однако обо всем по порядку. Монастырь был основан в 1555 году вместе с учреждением Казанской епархии. Сразу же в нем началось строительство церквей — Никольской (1556 г., № 33 на рис. 3) и Успенского собора (1561 г., № 32 на рис. 3), см. фото 6–10. Строили их в новгородско-псковском стиле те же русские мастера, что возводили в то время Казанский кремль. В XVIII веке Успенский собор был декорирован барочными элементами и утратил торжественную строгость церквей русского Севера.
В Успенском соборе сохранилась примерно тысяча кв. м фресок, датированных 1561 годом, которые считаются уникальным образцом древнерусской живописи XVI века. Это один из двух храмов России, где сохранился полный цикл фресковой росписи времен Ивана Грозного (второй храм находится в Ярославле). Нам с этими фресками, к огромному сожалению, ознакомиться не удалось: когда мы были в Свияжске в апреле 2019 года, Успенский собор был закрыт на реставрацию. Однако в мае того же года собор открыли и фрески стали доступными. Нам же пришлось позаимствовать фотографии этих фресок из интернета (фото 11–14). Роспись посвящена традиционным евангельским сюжетам и наиболее интересными считаются: «Троица» в куполе, «Успение Божьей Матери» в алтаре, изображение Ивана Грозного (там же), а также «Св. Христофор» на одном из столпов.
На фото Св. Христофора, изображенного на фреске с лошадиной головой (фото 13–14), следует обратить особое внмание в силу редкости подобного сюжета в православных храмах.
Св. Христофор был христианским мучеником времен римского императора Деция (249–251 гг. н. э.). Согласно легенде, он был очень красив, и его часто донимали женщины. Будучи праведным христианином и желая избежать соблазнов, Св. Христофор попросил Бога обезобразить его наружность, и тот «наградил» его лошадиной (в других вариантах — песьей) головой. Изображение Св. Христофора со звериной головой вначале было достаточно распространено в православной иконографии, однако в 1722 году его представление в подобном виде было запрещено Святейшим Синодом, и большинство таких икон и фресок было записано или «очеловечено». Свияжская фреска является одной из немногих сохранившихся, что делает её вдвойне интересной.
Второй сохранившийся в Свияжске монастырь называется Иоанно-Предтеченским (фото 15, сектор В на рис. 3) — с тремя храмами, относящимися к разным эпохам (фото 16). Дело в том, что первоначально на этом месте находился Троице-Сергиев монастырь, закрытый в 1764 году. От него сохранились уже упомянутая выше деревянная Троицкая церковь (фото 2, 16, 18 и № 23 на рис. 3), а также церковь Святого Сергия Радонежского, построенная во времена Бориса Годунова в 1604 году в одном комплексе с небольшой колокольней и трапезной (фото 16 и 17, № 24 на рис. 3).
В начале XIX века на это место переехал женский Иоанно-Предтеченский монастырь, и именно в нем в начале XX века (1906 год) был построен самый большой храм Свияжска — собор во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» (фото 16, 18–20, № 25 на рис. 3). Собор был возведен из красного кирпича в византийском стиле и по внешнему виду напоминает построенный в тот же период собор Св. Николая в Кронштадте.
Снаружи этот храм практически не изменился со времени постройки, однако его оригинальная масляная роспись была утрачена. Во время реставрации 2010—2014 гг. собор был расписан заново по сохранившимся фотографиям (фото 21).
Титульная икона храма показана на фото 22. На ней изображена Божья Матерь в окружении ангелов и простых людей, ищущих у неё помощи и поддержки. Данный тип богородичной иконы возник в конце XVII века и ему, хотя и нечасто, стали посвящать церкви. Наиболее знаменитая из них находится в Москве на Большой Ордынке и известна под названием «Скорбященской». Подумалось, что и к свияжскому собору применимо такое же название, которое в данном случае звучит символично. Этот «скорбященский» храм возвели в Свияжске буквально накануне всех скорбей и страданий, которые принесла русская революция 1917 года и последовавшая за ней гражданская война.
Свияжск сильно пострадал в советское время. Разгром монастырей начался уже в 1918 году, а в 1920-е годы они были окончательно закрыты. В лучших большевистских традициях в Успенском монастыре вначале открывают колонию для беспризорников, а с 1937 года преобразуют его в политическую тюрьму ГУЛАГа, в которой были расстреляны несколько тысяч человек. В память о пострадавших от политических репрессий у стены Богородице-Успенского монастыря установили памятный мемориал (фото 23, № 36 на рис. 3)
В 1930-е годы были взорваны Рождественский собор и еще три каменных храма. До сих пор на их местах лежат поросшие травой горы битого кирпича и поминальные кресты на местах, где они раньше стояли (фото 24–26, на рис. 3 — № № 9, 19, 20 и 26). Может, когда-нибудь и до их восстановления дойдет очередь?
Таким образом, из пяти приходских церквей, имевшихся в Свияжске до 1917 года, до наших дней сохранилась только одна — церковь Константина и Елены (в честь римского императора, узаконившего христианство в IV веке, и его матери) — см фото 27–28, № 5 на рис. 3. Она стоит на береговой террасе, на середине пути в город от пристани (№ 1 на рис. 1), и отсюда открываются очень красивые виды. Раньше церковь находилась на границе крепости и посада, сейчас же ни того, ни другого не сохранилось. По легенде, место для церкви было изначально выбрано самим Иваном Грозным, и она была поставлена в дереве ещё в 1551 году. В конце XVII — начале XVIII века церковь перестроили в камне с добавлением колокольни и трапезной, и в таком виде мы видим ее сегодня — полностью отреставрированной в 2010—2012 гг. По воскресным и праздничным дням в ней проводятся службы.
В Свияжске есть очень неплохой историко-краеведческий музей (№ 30 на рис. 3), в котором можно легко провести пару часов. Расположен он недалеко от Успенского монастыря в бывших присутственных местах 1840-х годов. Прямо перед музеем стоит копия пушки XVI века под названием «Девкина голова» (фото 29): если присмотреться, с тыльной части ствола видна женская голова, предположительно Медузы Горгоны. Наконец, в городе восстановлены многие гражданские здания XIX века, которые выглядят очень симпатично (фото 30–34, большинство из них — в зоне С на рис. 3).
Следующий очерк из этого цикла — про удивительный монастырь Раифа.