Начало (Беларусь-Украина)
Молдова-Приднестровье
Румыния (начало)
Предыдущая часть (высокогорное шоссе Трансальпина)
Свалившись с перевала, мы очутились в Олтении, одной из двух частей Валахии. Речь, разумеется, об исторических областях Румынии. Целей у нас здесь немного. Обязательна к посещению лишь одна из них — монастырь Хорезу (Mănăstirea Horezu). Пожалуй, это самый знаменитый монастырский комплекс в стране. Расположена обитель у подножия гор.
И представляет собой очень внушительный и весьма представительный архитектурный объект.
Внутренний двор обители оформлен неожиданно скромно.
Несколько плодовых деревьев, розовые кусты и гортензия — вот и весь декор.
Смысл, видимо, в том, чтобы ничто не отвлекало внимания от потрясающей архитектуры комплекса, стиль которой называется брынковянским.
Брынковяну — это не имя архитектора его создавшего.
Константин Брынковяну — это весьма харизматичный господарь, на долю которого выпало править Валахией в один из самых драматичных периодов истории, когда постоянно приходилось лавировать между Габсбургами, Портой и Русью.
Жизнь его закончилась трагически. В возрасте 60 лет он был зверски замучен османами в Стамбуле за то, что отказался принять ислам.
Именно при нём зародился архитектурный стиль Брынковяну, который стал первым румынским общенациональным стилем.
И монастырь Хорезу стал родоначальником этого стиля.
В состав комплекса входит множество как встроенных, так и отдельно стоящих сооружений. От внимания не ускользнёт звонница, размещённая в надвратной башне.
Библиотека на 4000 томов, в которую ведёт сногсшибательная по красоте лестница с инкрустированными перилами.
Трапезная, сплошь покрытая фресками.
Скромный фонтан, прикрытый расписным навесом.
Господарский дом, с лоджий которого, вне всяких сомнений, открываются чумовые виды.
Неудивительно, что столь статусному сооружению было тесно в своих границах. Поэтому паломников невысокого ранга селили в отдельно стоящих гостевых домах. Там сейчас могут остановиться на ночлег обычные туристы.
Посреди кладбища со временем выросла больничная церковь.
Попасть туда можно по тропинке, идущей от бокового выхода из обители.
Ну, а в центре внимания в монастыре Хорезу, конечно же, церковь святых Константина и Елены.
Необыкновенно изящное сооружение.
Жемчужина стиля Брынковяну.
Здесь царит гармония, сочетающая в себе пост-византийские традиции, наследие итальянского ренессанса и опыт Османской империи.
Визитная карточка стиля — крытая аркада, обрамляющая крыльцо и поддерживаемая десятью каменными колоннами.
Все стены и своды паперти покрыты росписями.
Наиболее грандиозное полотно отображает сцену Страшного суда.
Не менее эпично смотрится и история Вселенских соборов.
Интерьеры храма тоже завораживают. Фотографировать приходится нагло, но быстро.
Главное — зафиксировать в памяти роскошь иконостаса.
В монастыре Хорезу мы провели целый час. Допускаю, что это личный рекорд. Покинули мы его после того, как монашка стала созывать своих соплеменников к ужину.
Для нас это, конечно, рановато, но и проехать предстоит ещё немало — около сотни километров.
Ночлег я наметил в Крайове (Craiova). Действовали по тому же сценарию, что и накануне. Въехав в город, я притормозил на АЗС, нацедил немного бензина, после чего стал копаться на «Букинге». Минут через двадцать сделал выбор в пользу отеля «Эйфория», который расположен неподалёку от исторического центра. Менеджмент — сплошь студенты, что неудивительно, поскольку город университетский. Как следствие — отношение к гостям доброжелательное, но абсолютно безразличное. Поужинать мы решили на месте, но, ознакомившись с меню, передумали: выбор блюд скудный, а цены недемократичные. Официант лишь развёл руками.
Дойдя до центра, там и приземлились в одном из уличных кафе. После ужина, разумеется, прогулялись по вечернему городу и наметили несколько «жертв» для утренней фотоохоты.
Отель «Эйфория» настолько безлик, что дважды вспоминать о нём не было бы никакого смысла, если бы не одно «но». Речь идёт о состоянии матрасов и подушек. Первые представляли собой по сути голый боннель, а вторые — подобие мешка, набитого тряпками. В этой ситуации Маша с удовольствием соорудила себе лежбище на полу. Я же попытался исправить ситуацию с помощью дополнительных одеял и покрывала, которое превратил в подушку. Получилось терпимо, но осадочек остался.
Анонсируя наши румынские планы, я упомянул о полутора городах. Единичка — это Яссы, а вот половинка — это как раз Крайова. Коэффициент обязательности посещения — вот что значат эти цифры. Коль уж занесло нас в Крайову, придётся пробежаться по её знаковым местам. Именно с этого мероприятия начался наш восьмой день путешествия пятница 7 сентября.
Действовать пришлось согласно жёсткого расписания, поэтому в город мы выбрались задолго до начала рабочего дня. Очевидные плюсы — утренняя свежесть и безлюдье. Раньше нас проснулись только студенты, которые готовили город к какому-то перфомансу.
Соблазн, который сподвиг меня на визит в Крайову, — это здание местной префектуры, которое ранее было т.н. Административным дворцом. С него мы и начали наш непродолжительный поход.
На месте оказались настолько рано, что ещё и фонтаны не включили. Пришлось чуть позже возвращаться, дабы застать и их.
Светомузыкальный фонтан включен был ранее. Но без света и музыки, разумеется. Любоваться им нужно было вечером, но мы выбрали ужин.
Понятно, что церквей в Крайове, как и везде в Румынии, в избытке. Но специально их поисками мы не занимались.
За исключением Кафедрального собора Великомученика Дмитрия, возле которого отметиться пришлось по определению.
Лишь отметиться потому, что храм этот — псевдо-византийский новодел, возведенный в 1889 году на месте бывшей церкви, разрушенной в результате землетрясения 1840 года.
Внимание привлёк храм св. Троицы, потому как он уж больно перекликался с церковью св. Николая в Яссах.
В целом же, куда как более привлекательна в Крайове гражданская архитектура.
Центр города практически не обезображен постройками времён социализма.
Поэтому здесь властвуют модерн и эклектика со специфическим румынским колоритом.
Ну, а в центре внимания, безусловно, особняки.
Самый впечатляющий среди них — дворец князя Михаила, одного из самых богатых людей Румынии того времени. Ныне — это Художественный музей.
Но моё внимание он привлёк тем фактом, что в бытность руководства местным отделением РКП в этом доме поселился Чаушеску. Именно поэтому мне во что бы то ни стало захотелось хотя бы краем глаза взглянуть на интерьеры особняка. Хотелось понять, с чего началась тяга румынского диктатора к роскошной жизни.
Если ты приходишь в музей в неурочный час, пробиться через стену непонимания в лице туповатого охранника в принципе невозможно. В этом мы убедились в Яссах. Повторилась история и в Крайове. Мне пришлось приложить массу усилий, чтобы «подружиться» с охранником, прежде чем он позволил пройти внутрь и сделать несколько кадров.
К моему удовольствию, эмоции не были растрачены понапрасну.
Ценные штукатурки, частично золоченые венецианские зеркала, расписные потолки, люстры из муранского стекла, колонны и лестницы из каррарского мрамора, шелковые гобеленовые стены, стильная мебель — все это и сейчас придаёт помещениям атмосферу элегантности и изысканного вкуса.
На этом наша румынская культурно-познавательная программа завершилась. Вернувшись в отель, мы наспех позавтракали, после чего устремились на юг — на встречу с «голубым Дунаем».