Начало
Молдова-Приднестровье
Румыния (начало)
Часть 6
Мал да удал — это как раз про Буковину, где сосредоточены выдающиеся достопримечательности, аналогов которым нигде в мире больше нет. Речь идёт о расписных церквях, восемь из которых включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Практически все они относятся к концу XV — началу XVI веков. И только один храм был возведен на полвека позже. В 2007 году мы уже имели удовольствие лицезреть две церкви — в сёлах Хумор и Воронец. На этот раз, правда, в самый последний момент, я решил заехать ещё в несколько монастырей.
Первая церковь на нашем замысловатом пути находится в селе Арборе (Arbore). В архитектурном плане она самая простая среди всех расписных храмов из списка ЮНЕСКО. Тематика фресок — священная и светская история мира. Церковь в Арборе отличает удивительная смесь цветов росписей. Разумеется, что самый важный параметр оценки храма — это сохранность фресок. Здесь она крепкий «середняк».
Проблема эта, конечно, архиактуальная и всё здесь определяется ориентацией сооружений. А поскольку она неизменно западная, то с северной стороной всегда беда. На примере церкви в Арборе можно убедиться в том, что все фрески на её поверхности давно уже смыты осадками.
Лучше всего дела обстоят с нишами, если они, конечно, есть.
Впрочем, стоит заметить, что на состояние храма во многом повлияло и то, что очень долгое время она простояла без крыши. Случилось это тогда, когда в XVII местное село пришло в запустение.
Над входом в храм в стену вмурована весьма любопытная историческая табличка, которая повествует о том, кто, когда и в память о каком событии возвёл церковь: «С волей Отца и с помощью Сына и осознания Святого Духа, во дни доброжелательного и любящего Христа, Господина Стефана Воеводы, по милости Бога, Господа Земли Молдовы, Мистер Лука Арбуре, сын Сучавы, сын старого Арбуре, бургграф Нямца, любил своим добрым и чистым сердцем и просвещенным, и с помощью Бога, и с помощью своего господина он начал строить это покровительство во имя Отрезания головы честного и славного пророка Иоанна Крестителя, и начался в 7010 году 2 апреля, и закончился в том же году 29 августа». (1502 год в переводе на нынешнее летоисчисление).
В Румынии я заметил интересную тенденцию. Для охраны и обилечивания посетителей на объектах, которые пользуются не самой большой популярностью, нанимают сельских жительниц, которые живут прямо на территории этих объектов во вспомогательных помещениях или постройках. Впервые мы обратили на это внимание именно в Арборе. Вход на территорию, где возведен храм, бесплатный. Денежку нужно выложить лишь за посещение непосредственно храма. Пока сельская «дамочка» подскакивала со своей раскладушки и ковыляла ко мне, я успел сделать пару шагов внутрь и оценить обстановку. Вернувшись обратно и посовещавшись с Машей, я решил, что в данном случае можно и сэкономить. Ведь впереди у нас ещё два объекта. Взобрались на колокольню, с которой кроме кладбища на противоположной стороне дороги, ничего более не было видно, спустились вниз и отправились к машине.
Те монастыри, в которые мы направились далее, наиболее труднодоступны. 11 лет назад я вряд ли бы рискнул туда добираться, потому как качество периферийных румынских дорог оставляло желать лучшего. А горные лесные дороги и вовсе состояли из сплошных ям, даже на грунтовках можно было чувствовать себя гораздо смелее. Но за прошедшие годы ситуация поменялась кардинально. Румыния возродилась, вновь расцвела и уверенно повернулась лицом к туристу. За шанс заработать ухватился и мелкий местечковый бизнес, так что парковки около крупных паломнических/туристических центров, каковым является и монастырь Сучевица (Mănăstirea Sucevița), стали неминуемо платными. Бороться с этим просто: отогнать машину куда-нибудь в сторонку и немного прогуляться пешком.
Сучевица — это не просто монастырь, а вполне себе самодостаточная крепость с мощными оборонительными башнями.
Коих, помимо надвратной, ещё четыре штуки.
Вход, разумеется, платный, но мы каким-то образом этого избежали.
Внутри ожидаешь увидеть миниатюрный город, но на самом деле это не так.
Несмотря на внушительную площадь монастыря, монахов в нём вряд ли проживало слишком много.
Под жильё и административные помещения задействована лишь одна восточная стена комплекса.
Подобный минимализм позволяет не отвлекаться от главного — созерцания великолепного расписного храма Воскресения Христова.
Допускаю, что это самая крупная церковь такого рода в регионе.
Отличается она образцовой сохранностью наружных фресок.
В том числе и с северной стороны.
Где в центре внимания сюжет «Лестница добродетелей».
«Подкачал» только западный фасад, где росписи вообще отсутствуют. Причина — в гибели навернувшегося с подмостей художника.
Примечательно, что с его смертью завершилась эпоха расписных церквей Буковины. Монастырь Сучевица — это как раз тот самый объект из списка ЮНЕСКО, который был возведен гораздо позже остальных.
Ещё одна особенность храма Воскресения Христова, которая наверняка каждому бросается в глаза — это два аркадных крыльца — как с севера, так и с юга.
Последнее тоже богато декорировано фресками.
Внутри церкви шла активная реставрация. Но это не мешало рассмотреть сквозь леса безудержное буйство красок и сюжетов на росписях стен и сводов храма.
Интерьеры которого, к слову, одни из немногих в Румынии, которые не произвели на меня удручающего впечатления.
Для того, чтобы успеть до закрытия в монастырь Молдовица (Mănăstirea Moldoviţa), следовало поторопиться. Но дорога — сплошной горный серпантин, так что не разгонишься. Впрочем, прибыв на место в 18.00, мы без труда и совершенно бесплатно смогли попасть внутрь.
Молдовица — это тоже окружённый оборонительными стенами укреплённый монастырь.
Правда, сравнительно маленький и необычайно уютный.
А благодаря тому, что трава здесь была по колено, он ещё и не выглядел чересчур показушным.
Особенность обители — наличие красивого господарского особняка, предназначенного для приёма высоких гостей.
Но, как и во всех прочих монастырях, главный здесь — храм — изящная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.
На северной стороне храма дожди смыли фрески практически подчистую.
Но эти потери сполна компенсируются росписями южной стороны.
Которые, несмотря на глубокий синий фон, характеризуются именно блестящей позолотой.
Правда, для того, чтобы ощутить этот эффект сполна, нужно соответствующее солнечное освещение.
Самая известная сцена на фресках храма Молдовица — это осада Константинополя.
Архитектурной изюминкой церкви Благовещения Пресвятой Богородицы является монументальная открытая арочная паперть.
Росписи под её сводами находятся в очень хорошем состоянии. Так что даже от моего беглого взгляда не укрылась любопытная сцена с поклонением «святому» голубю. Покопавшись в «тиматиках», выяснил, что это т.н. «Престол уготованный». Час от часу не легче, не правда ли? Пришлось рыть дальше. В результате оказалось, что так называется «богословское понятие престола, приготовленного для второго пришествия Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых». Аж мурашки по коже от такой перспективы.
А ведь это мы ещё внутри храма не были.
Там, как обычно, — мрачно и неуютно. Фотографировать получается украдкой и наспех.
Поэтому внимание привлекают не топовые сцены из библейских событий вроде Страшного суда, Распятия, Благовещения etc., а что-то похожее на календарь со сценами из жизни святых и прочих мучеников. Здесь, как нигде более, режет глаз позолота.
Ну что, будем закругляться с расписными храмами Буковины? За две поездки — пять из восьми. Хороший результат. И на следующий визит в Румынию кое-что оставили, дабы не впустую по тем же регионам перемещаться. Набрали в колодце студёной водицы и удалились.