Если по дороге из Риги в Вильнюс или Каунас вы каждый раз проезжаете Паневежис, то направляясь в Палангу и на Куршскую косу, вы непременно попадете в еще один литовский город — Шяуляй. Мы же после вчерашних приключений приехали сюда на ночлег.
Если по дороге из Риги в Вильнюс или Каунас вы каждый раз проезжаете Паневежис, то направляясь в Палангу и на Куршскую косу, вы непременно попадете в еще один литовский город — Шяуляй. Мы же после вчерашних приключений приехали сюда на ночлег.
Шяуляй — четвертый по численности насления город Литвы, после Вильнюса, Каунаса и Клайпеды. Сейчас в Шяуляе проживает 107 тысяч человек. Литовцев среди них — 94 процента.
Но так было не всегда. До Первой Мировой войны большинство населения Шавли — так тогда назывался Шяуляй — составляли евреи. Несмотря на общий антисемитизм Российской Империи, в литовских губерниях еврейская диаспора была очень влиятельной. Но потом Литва получила независимость, и демографическая картина начала меняться. Литовцы переселялись из сельской местности в города, евреи же стали эмигрировать. Но уехать успели не все. К 1941 году евреи все еще составляли примерно 25% населения города. И почти все они погибли в Холокосте. Повезло лишь тем, кто успел уйти вместе с советскими войсками и — внезапно — тем, кого советская власть перед войной депортировала во внутренние области СССР.
А в результате к концу Второй Мировой войны Шяуляй стал почти полностью литовским. И хотя в послевоенное время для работы на промышленных предприятиях приехало много русских, Литва все же особой популярностью среди них никогда не пользовалась, в отличие от соседней Латвии. Вот кому выбирать не приходилось — это советским военным, служившим на военном аэродроме в поселке Зокняй. А наибольшей численности население города достигло на момент всеобщей переписи в 1989 году — 145 тысяч человек.
Как и в любом уважающем себя городе, в Шяуляе есть своя пешеходная улица — Вильнюсская. Что интересно, организовали ее в далеком теперь уже 1975 году, и она стала первой такой улицей в СССР. Московский Арбат появился уже гораздо позже.
Здесь же, на пешеходной улице, в 1976 году установили башню с часами и кричащим петухом. Петух исполнял популярную литовскую песенку «Приходи на рандеву». Со временем место и правда стало популярным, а влюбленные стали назначать здесь друг другу свидания.
Конструкция в конце улицы — водонапорная башня, построенная в 1939 году. Она уже давно не используется, но сейчас там внутри действует музей водопровода.
А это — велосипедный музей. К сожалению, желания зайти ни у кого не возникло, хотя может и зря. Потому как не надо забывать, какое место занимал Шяуляй в велосипедном мире бывшего СССР. Не помните? Каждый советский школьник мечтал поскорее подрасти, и тогда родители купят ему первый по-настоящему взрослый велосипед — «Орлёнок». Был такой велосипед и у меня. Интересно, не удивлялись ли советские дети иностранной надписи на его раме — Ereliukas? Была и отдельная модель для девочек, с низкой рамой, называлась она другим непроизносимым литовским словом — Kregždutė, что значит «Ласточка». А производили все эти «Орлёнки» и «Ласточки» как раз в Шяуляе.
Разработали «Орлёнок» на Минском велосипедно-мотоциклетном заводе в 1949 году. За основу были взяты довоенные еще немецкие велосипеды, оборудование для производства которых СССР вывез из Германии по репарациям. Но поскольку завод в Минске был занят более серьезным делом — мотоциклами для армии — выпуск детских велосипедов в 1951 году передали в соседнюю Литву. Вот честно, катаясь в 1980-х годах на «Орлёнке», не знал, что это настолько легендарная конструкция:)
Правда качество при такой безальтернативности — шутка ли, один завод на весь СССР — часто страдало. Помню, еду я как-то на своем «Орлёнке», и вдруг он подо мной резко проседает. Слезаю, чтобы посмотреть, а там — труба рамы отпаялась и выскочила из центральной втулки. А ведь велосипед-то был почти новый! Бабушка тогда написала возмущенное письмо в газету «Правда», мол как же так, купила с пенсии внуку велосипед, а он развалился:(
Трубу мне потом, конечно, приварили обратно. Стало не так красиво, но зато больше не ломалось. Ездил потом на этом «Орленке» несколько лет.
Интересно, а это что за конструкция? Индийский туалет? Если кто бывал в Индии, видели наверно:) Но может здесь это было что-то другое? :)
Отель «Шяуляй» — центральная гостиница города. И еще одна пара бетонных «будок» справа. Для чего же их все-таки построили? Может быть, для телефонов-автоматов?
Типичная городская застройка — советские пятиэтажки. Из-за них выглядывает шпиль собора. Туда мы еще сходим, а пока направляемся в сторону озера Талкша
В 1981 году, к 750-летию Шяуляя в парке на берегу озера была построена оригинальная композиция — на 18-метровой колонне стоит фигура мальчика на шаре с колчаном и стрелами. Это символ города — Стрелец. Дело в том, что Šaulys по-литовски это и есть «стрелец».
Но есть и другая версия происхождения названия города, от слова Saulė, что значит «солнце». И, как бы обыгрывая и эту версию тоже, колонна с мальчиком-стрельцом вместе с окружающей ее площадью является также и самыми высокими в Литве солнечными часами.
Ой, а это там кто стоит? :)
Название фигуры, выполненной из металлических пластинок — Железная Лиса
Установили лису на берегу озера в декабре 2009 года. Но что она символизирует? Может быть, с ней связана какая-то местная легенда?
Оказалось, что легенда и правда есть, но связана она не с лисой, а с волком, и не в Шяуляе, а в Вильнюсе. Вроде как князю Гедимину приснился волк, и он решил на том месте построить столицу. Шяуляйцы же решили, что если в Вильнюсе есть волк, то у них будет лиса:)
А что там за заброшенная фабрика на другом берегу озера? И что это за дворец в парке рядом с ней?
Это бывшая вилла купца и фабриканта Френкеля. На рубеже XIX и XX веков литовский еврей Хаим Френкель открыл в Шавли свое производство по выделке кож. Дела у него пошли так успешно, что предприятие стало известно не только в Российской Империи, но и за ее пределами. Непромокаемые фирменные красные подошвы Френкеля ценились настолько высоко, что он заслужил в профессиональном сообществе прозвище — «король кож».
Но потом грянула Первая Мировая война, а за ней и революция. Не пережив потрясений, Хаим Френкель скончался в 1920 году. Управление фабрикой перешло к его родственникам, которые переориентировали производство на выпуск обуви. В 1940 году последовала национализация. После войны фабрика продолжила работать уже как госпредприятие.
Конец же был немного предсказуем — в годы либеральных реформ обувная фабрика, что называется, не вписалась в рынок и обанкротилась. Теперь только отреставрированная вилла и парк напоминают о былой славе Хаима Френкеля. Но для чего здесь стоят эти пожарные машины?
Пожарные машины самые разные, есть и узнаваемая советская техника из 1980-х, и даже целый пожарный бронетранспортер, но есть и машины явно иностранные, старых моделей. Значит это музей?
Поис к в сети показал, что музей пожарной техники в Шяуляе и правда есть, но находится он не у виллы Френкеля, а на окраине города, в поселке Зокняй, рядом с военным аэродромом. Но туристы, видимо, до аэродрома добираются редко, а техникой похвастаться хочется, вот ее и подгоняют иногда к вилле Френкеля:)
На аэродроме Зокняй в советское время базировались истребители МиГ-23, транспортные самолеты Ил-76, самолеты ДРЛО и управления А-50. Но потом советские войска из Литвы вывели, а с 2004 года здесь на сменной основе базируется т.н. «воздушная полиция НАТО». Каждые несколько месяцев в Литву прилетает эскадрилья истребителей из одной из стран НАТО, чтобы отсюда делать патрульные вылеты вокруг всей Прибалтики.
А теперь прогуляемся в сторону того самого собора, чья колокольня до этого постоянно попадала в кадр
Кафедральный собор Петра и Павла — самое величественное сооружение в Шяуляе. Освящен он был в 1634 году, но с тех пор много раз перестраивался. В 1944 году за город шли тяжелые бои, собор тоже был сильно разрушен. То, что мы видим сегодня — это уже послевоенная реставрация.
Коробка слева — это не музей современного искусства, а что-то, связанное с Шяуляйской епархией католической церкви.
В парке напротив собора в 2006 году построили фонтан — «Солнечный диск». Фонтан представляет собой три разных по размеру диска, соединенных мостиком. Тут же была придумана легенда — если пройти по мостику между дисков и загадать желание, то оно обязательно сбудется.
Честно говоря, не помню, почему мы не увидели и остальные здания на этой площади. А ведь там и университет, и мэрия города.
А вместо этого мы опять оказались на пешеходной улице Vilniaus, где проходила какая-то ярмарка, и шла оживленная торговля
Кстати, еще на тему литовского языка. Попалась мне статья про Шяуляй на литовском портале Delfi. И там на самом деле, как и говорил Ciriulic, так и пишут — «мы переночевали в Шяуляй», «мы выехали из Шяуляй». Но это, видимо, нормы, принятые для русского языка именно в Литве. Потому как в русском языке существует правило о том, что иностранные названия, заканчивающиеся на согласную букву, склоняются по падежам. А буква Й в русском языке — согласная:)
Наш маршрут по Шяуляю и его достопримечательности
Разбирая фотографии, долго не мог понять, что это за современная церковь. Но потом, сравнив время в свойствах файла и наш маршрут, понял, что это за город. Попробуйте прочитать его название без запинки — Науйойи-Акмяне:)
Про него уже писать не буду, там кроме цементного завода больше ничего нет:)
А напоследок ссылки на предыдущие части рассказа о той поездке —
1. Бауска — город, который никак не объехать
2. Самый биржевой город Литвы. Биржай
3. Литвины со шведами — братья навек? Не в этот раз
4. А у вас был велосипед «Орлёнок»?
5. Голдинген — столица герцога Якоба