Тирано
После насыщенного дня, проведённого в прогулках по Сирмионе и озеру Изео мы приехали на самый север Италии — в городок Тирано, он расположился почти у границы с Швейцарией. Жили мы в небольшом, но уютном отеле Albergo Altavilla, сейчас не нашла его на Booking, может быть и закрылся уже. Номер был отделан тёмным деревом, а завтрак, входящий в стоимость включал в себя всё, что нужно туристу утром. Пока ели, увидели в окно то, ради чего мы сюда и приехали — полистайте фотографии, на последнем фото найдёте то, что нас сюда привело:)
Отель наш находился под боком у Римско-католической церкви Santuario della Beata Vergine di Tirano — Basilica della Madonna — главной церкви Тирано, построенной в 1504 году на том месте, где местный житель увидел Богородицу. В церкви хранится камень, на который ступила её нога.
Снаружи церковь впечатляет своими размерами, а внутри — красивыми скульптурами и резным органом, но эта информация из интернета, мы выделили себе время лишь на то, чтобы подняться на гору прямо напротив отеля — к католической церкви Chiesa di Santa Perpetua, полюбоваться на город с высоты.
Территория, открывшаяся нашим глазам, была заселена ещё в древние времена этрусками и кельтами, но постоянное поселение основали римляне. Тирано на протяжение своей истории оставался важным стратегическим местом, которым интересовались и Париж, и Вена, и Венеция, и Мадрид, ведь тот, кто владел замком Тирано, имел ключ от Германской империи и от Светлейшей республики, а также от огромной горной долины Камоника. В XV столетии Тирано вместе со всей Вальтеллиной стал частью владений Висконти, господствовавших в Милане и Комо, затем отошел роду Сфорца.
Но сегодня нас мало интересовала история города. Интерес наш вызывал панорамный пассажирский поезд — Bernina Express!
За завтраком, в окне, а сейчас, стоя на горе, мы увидали, как он проходит по городским улочкам, начиная свой красивый путь.
В отеле разговаривали с американкой, приехавшей в Тирано для того, чтобы прокатиться на поезде! Мы же поедем вдоль Ретийской железной дороги, по автотрассе, наблюдая движение красных поездов со стороны.
На границе Швейцарии за 40 франков купили виньетку, дающую право ездить по скоростным дорогам Швейцарии целый год.
О, вот и наш первый красный поезд! Bernina Express!
Виадук Брусио
Но первое сильное впечатление было в городке Брусио — там, вывернув из-за очередного поворота дороги, совершенно неожиданно мы увидели спиральный виадук Брусио! Этот виадук внесён в список всемирного наследия Юнеско. Открыли его 1 июля 1908 года, после введения в эксплуатацию участка железной дороги Тирано-Почиаво. Перепад высот виадука — 20 метров.
Петля Брусио построена таким образом, чтобы обеспечить плавный подъём и спуск поездов на относительно коротком отрезке пути.
Максим успел заснять видео:
Восхитившись гению инженерской мысли, мы движемся дальше — впереди невероятный день!
Дорога потихоньку уходит всё выше в горы, заснеженные пики к нам всё ближе.
Перевал Бернина
Мы хоть и старались, но ехали не очень быстро, постоянно останавливаясь и фотографируя поезда и пейзажи вокруг. Дорога поднималась в горы и мы постепенно въезжали в снежное царство.
Зима здесь только начала отступать перед теплом, потихоньку оголяя лужайки, на которых весна рассыпала свои вестники — крокусы. Интересно, в этом году как там со снегом? :)
В 2018 снега было очень много.
Вот так, удивляясь красоте заснеженных Альп, мы выехали к долгожданному перевалу Бернина!
Максим долго ждал этого момента, передав свои эмоции и мне — это удивительно осознавать, что вот он, долгожданный перевал!
И что мы — здесь! Эмоции зашкаливают. Ради этого и ездят люди в путешествия, получить дозу адреналина и эйфории от увиденного и пережитого. Даже сейчас, по прошествии 2х лет, я испытываю те же ощущения экстаза — настолько глубоки были впечатления.
Здесь, на перевале, у озера Лаго Бьянко, мы решили устроить засаду — дождаться Бернина Экспресс и сделать несколько красивых кадров. Я хоть и видела озеро покрытое толщей льда и снега, теперь узнаю его на всех фотографиях, даже летних.
Засев на проталинках с крокусами и журчащими ручьями, мы стали ждать.
Ждать пришлось недолго — вот он, наш красный поезд!
Одним составом мы не ограничились, подождали ещё. Это затягивает! :)
Спустившись ниже по трассе, к станции, снова остановились, в этот раз мимо проехал поезд Дьяволецца.
Дьяволица — популярная вершина в Энгадине. В Валь Бернина, рядом с остановкой Бернина Экспресс, круглый год работает канатная дорога, на которой можно подняться к вершине, мы поначалу хотели это сделать, но потом решили, что хватит с нас подъёма на Эгюй-дю-Миди.
Ну, а мы едем дальше, наслаждаясь видами. Вот это, похоже пиц Альв (Белый), кажется, я видела его на фото у Тани Vesnuschka2016 ? :)
Вокруг такая красота, что хочется останавливаться и фотографировать, но время — то, что единственно ценное в жизни, неумолимо бежит вперёд и мы стараемся меньше останавливаться, спешим охватить всё задуманное до наступления вечера. На ходу делаю фотографии — это церковь San Gian у деревни Челерина (Celerina). Церковь построена в 1478 году, но при постройке были использованы части старой часовни 1100 года. А колокольня приобрела нынешний вид после удара молнии в 1682 году. Купол её сгорел и с тех пор не восстанавливался.
У деревни Muragl делаем остановку, мимо проезжает сразу несколько поездов — здесь рядом проходит 2 железных дороги. Вдоль реки огромный кемпинг — народ отдыхает.
В Санкт-Морице линия Бернина заканчивается, дальше идёт линия Альбула. А её визитная карточка — виадук Ландвассер!
На очередном серпантине пришлось резко сбавить скорость — въехали в тучу, было совершенно ничего не видно.
Виадук Ландвассер
Зато после него дорога пролегала по настоящей Швейцарской пасторали — вокруг была сочная зелень, перемешанная желтизной одуванчиков, белизной цветущих яблонь, да хлопьями тумана. Повезло, дождя не было!
Те, кто путешествует поездом — пересаживаются в Санкт-Морице на линию Альбула, мы же, сворачиваем с основной дороги на лесную и останавливаемся чуть дальше автомобильной стоянки, в лесу. Спасибо людям, придумавшим Maps. Me, без него что-то найти здесь навряд ли получится. Путешествия по Швейцарии на поездах начались в 1908 году, а вот пеший туризм у Ландвассера не развит, потому никаких красивых дорожек и указателей здесь ещё нет. Реально — лесная чаща. Оо, вот вдалеке показался виадук! Но это не Ландвассер, это — Шмиттентобель:)
Мы, ориентируясь на него и карту в смартфоне, выбираем нужную тропинку, благо их там не много, и идём к смотровой. Поднявшись на 35 метров — высота Шмиттентобеля, любуемся окрестностями — весна рассыпала по долине невероятный жёлтый ковёр.
А кое-где даже ландыши цвели. Хотелось стоять и смотреть на всю эту нереальность.
Вокруг была тишина — значит есть время до прибытия поезда. До самого главного виадука Ретийской железной дороги — Ландвассера идти осталось совсем немного.
Но, увидев его, сразу его узнаёшь! Смотровая площадка самая простецкая — смотрите на фото.
От виадука невозможно оторвать глаз, так он хорош! 65 метров высоты, 6 арок, 136 метров в длину. Поезда выезжают на него прямо из скалы — из тоннеля Ландвассер! Ландвассер, кстати — река, над которой проложен этот мост.
Первые поезда пошли по виадуку в 1902 году. Сейчас в день по нему проходит около 60 поездов!
Мы ещё долго здесь кружили.
Это просто фантастика по-швейцарски!
Конечно, успели заснять несколько, самых разных, поездов.
Смотровых площадок вокруг Ландвассера несколько, но чтобы обойти их все, нужен полноценный день, нам же ещё была доступна площадка у основания виадука — куда мы и пошли.
Под виадуком Шмиттентобель.
А в этой красоте люди живут:)
Снизу виадук смотрится совсем иначе — ощущается вся его мощь.
Я пошла вперёд, к реке и опорам моста, чтобы поближе его разглядеть, Максим занял позицию подальше — для панорамного снимка. Вдруг слышу истошный крик — Едет! И, понимая, что стою в кадре, резко падаю влево, на пригорок. Из одуванчиков снимаю проезжающий поезд. Смеюсь — это прямо кадр из какого-то фильма:)
У подножия виадука оборудована площадка для пикника, стоит машина — видимо, кто-то где-то тоже сидит в выжидательной позиции. А так — мы не встретили ни одного человека, да и поезда, честно сказать, были заполнены менее чем наполовину. Видимо, в начале мая сезон ещё невысок, основная масса людей ездит всё же летом.
Хотя, смотрите, какая пастораль здесь весной!
По этому маршруту мы сегодня проехались:
Завтра у нас не менее интересный день — впереди Чёртов мост и город Андерматт!
Все мои рассказы из этого путешествия можно прочитать по ссылкам:
Навстречу солнцу!
О, Венеция!
Магия притяжения
Прогулки по воде. Lago d’Iseo
Райский уголок. Эгль, Швейцария
Выше облаков. Шамони-Монблан
Рассказы Максима:
Италия-Швейцария (2018)
Путешествуйте! Оно того стоит!
Теги:
Самостоятельные путешествия