Про узкоколейный поезд, что ходит между латвийскими городами Гулбене и Алуксне, мы, готовясь к поездке, узнали совершенно случайно. Такую достопримечательность пропустить было никак нельзя, тем более что это — единственная регулярно действующая узкоколейка во всей Прибалтике! Мало того, на сайте железной дороги значилось, что во время движения может быть разыграно нападение на поезд разбойников! Ух ты, как интересно! Так что на обратном пути из Вильнюса мы запланировали ночлег в райцентре Гулбене.
Отель в Гулбене назывался незамысловато — «Гулбене» :) Располагался он на одном из центральных перекрестков города. Аншлага среди посетителей не наблюдалось, так что администратор даже спросила нас — вы у нас проездом или как? Ну, мы ей и рассказали про узкоколейный поезд, на котором собирались прокатиться.
Насколько холодно было вчера в Вильнюсе, но сегодня наступила совсем стужа — на улице было около 0. И это, я напомню, 4 мая! Ну что ж, надели на себя всю одежду, что была, и отправились навстречу приключениям :)
Гулять по самому Гулбене мы поначалу не собирались, но увидев по пути к вокзалу красивую двуглавую церковь, все же решили остановиться и сделать пару кадров.
Церковь относится к римско-католическому приходу. Построена недавно — в 1998 году.
Население Гулбене — около 8 тысяч человек. В советское время это был один из 26 латвийских райцентров. Для сравнения — в Эстонии было 15 районов, в Литве — 44. И если в Эстонии уездов по-прежнему осталось 15, то в Латвии с 2009 года установилась какая-то сложная и непонятная система административного деления — теперь здесь 110 (!!!) краёв, в свою очередь еще и разделенных на волости. Теперь понимаете, почему самая бедная страна Евросоюза — это Латвия :)
Но котики здесь тоже есть :)
Многие многоквартирные дома в Гулбене — с печным отоплением, судя по большому количеству дровяных сараев вокруг
Но самый колоритный дом в Гулбене — это вот этот синий, с башенкой
Его хотелось заснять со всех сторон, даже несмотря на жуткую стужу на улице :)
В доме на первом этаже располагается магазин «Гауя»
И здесь же стоит указатель на железнодорожный вокзал и узкоколейную дорогу. Так что скорей туда!
Здание вокзала в Гулбене большое и красивое, построено в 1926 году уже в независимой Латвии. Сам вокзал интересен тем, что на нем сходятся ж/д пути стандартной (1520 мм) и узкой (750 мм) колеи.
По широкой колее раньше составы водили в том числе и вот такие паровозы. Линия продолжалась в сторону Псковской области и города Пыталово. Однако в 1999 году эту линию закрыли, а рельсы сдали в металлолом. Также в 2011 году было закрыто и пассажирское сообщение на линии Рига-Гулбене, теперь поезда ездят сюда лишь по спецзаказу. Так что сегодня на вокзале царит тишина - железнодорожное сообщение на территории Латвии постепенно умирает.
Только и остается фотографироваться у исторических паровозов. Это паровоз серии «Л», назван он так был в честь своего конструктора — Льва Лебедянского. Конкретно этот паровоз, судя по серийному номеру, был построен в 1952 году на заводе в Ворошиловграде (Луганске).
А это главный герой нашего сегодняшнего повествования — узкоколейный паровоз серии Гр. Был построен в 1951 году в ГДР.
С побежденной Германией тогда не церемонились. Завод «Оренштейн и Коппель» мало того, что заставили производить паровозы для СССР, но и переименовали в «Завод им. Карла Маркса» :)
А сама узкоколейная дорога из Гулбене в Алуксне была построена в 1903 году, еще когда Латвия входила в состав Российской Империи, а города назывались Шваненбург и Мариенбург. Возили по ней в основном лес. В связи с чем, кстати, паровозы были приспособлены для работы на дровах.
В советское время значение узкоколеек стало резко снижаться, их стал заменять автотранспорт. Линию Гулбене-Алуксне спасло то, что по ней возили уголь для снабжения находившихся в Алуксне воинских частей. Уже тогда составы водили не паровозы, а вот такие тепловозы ТУ7 производства Камбарского завода в Удмуртии (1988).
Вдали виднеется еще и узкоколейная цистерна производства Демиховского завода (1964)
А дальше нам предстояло решить главный вопрос — как нам ехать на поезде? Если ехать весь путь до Алуксне, а потом назад, к машине, то так мы бы потеряли весь день, а ведь еще хотелось и по Алуксне погулять, и домой в Нарву вернуться не слишком поздно. Тогда, может быть, проехать лишь часть маршрута и сойти в какой-нибудь деревне? А обратно как? Вызывать в эту деревню такси?
В итоге решили так. На машине едем до первой станции, там оставляем машину и идем обратно на вокзал 4 км по шпалам. Садимся, берем билеты до этой станции, там выходим и дальше едем вслед за поездом на машине. Сельские дорожки, правда, вокруг Гулбене оказались такие, что временами мне казалось, что мы едем по чьему-то дачному участку или хутору :)
Когда подъехали к станции Birze — это был шок. И где же здесь автостоянка? Да и сама станция где? Но делать нечего — пришлось бросить машину прямо у кромки поля.
А дальше пошли вдоль железной дороги обратно в Гулбене. Идти там около 4 км, однако, если судить по ощущениям, дошли мы гораздо быстрее, чем можно было ожидать. Возможно дело и в том, что погода наладилась, вышло солнце, так что было уже не так холодно, как утром.
Идем вдоль полей. Красота:)
И тут нам навстречу показался наш паровоз. Но нет, это мы не опоздали, это он выезжал из своего узкоколейного депо, а попасть оттуда на станцию можно только через эту стрелку.
Подходим к ж/д станции. Интересно смотреть, как обычная колея пересекается с узкой. Узкая уходит налево, в сторону Алуксне, а обычная раньше уходила направо, в Пыталово. Но теперь рельсы разобраны и там тупик.
А это узкоколейный снегоочиститель. Какая-то деревянная веранда на колесах, к которой прикрепили металлический нож для разрезания сугробов. На более крутых снегоочистителях еще и огромный вентилятор ставят, чтобы снег сначала сдувать, а потом, что осталось, уже сгребать :)
Уф, успели. Наш поезд стоял у вокзала и разводил пары :)
Экскурсанты бегали вокруг и фотографировали, а некоторые еще и залезали в кабину :)
Обычный вагон — с деревянными сидениями
Удобства в вагоне тоже предусмотрены, все культурно :)
Какой-то «блогер» продолжает фотосъемку :) Впрочем, не будем смеяться, я наш поезд тоже заснял со всех сторон :)
Кстати, забыл добавить. Хотя поезд из Гулбене в Алуксне ходит два раза в день, однако паровоз на него ставят редко — всего примерно два раза в месяц. Так что это нам сильно повезло, что именно в этот день была возможность прокатиться именно на паровозе.
Ну что же, в добрый путь :)
Перед отправлением по поезду прошел кондуктор, обилечивая пассажиров. Чтобы проехать одну станцию, мы заплатили по 1 евро. Билет же на весь маршрут стоит 5 евро. Мы, кстати, спросили кондуктора, не состоится ли сегодня нападение разбойников? На что тот со смехом ответил, что сегодня им такое нападение никто не проплатил :)
Это мы уже на станции Birze. Обратите внимание — паровоз едет на дровах! :)
Панорама станции Birze, где мы оставляли машину и откуда шли пешком. Теперь нам надо отсюда доехать до следующей станции и встретить паровоз там.
Станция Stāmeriene. Удивительно, но поезд здесь встречала целая толпа народа.
Короткая остановка — и поезд уезжает дальше по маршруту. А нам, прежде чем кинуться за ним в погоню, надо еще успеть увидеть запланированные местные достопримечательности.
Православная церковь Александра Невского на берегу озера Стамериене
Церковь построена в 1904 году, но в 1960-х была закрыта, в ней находился склад удобрений совхоза. С 2004 года здесь снова идут службы.
Озеро Стамериена. Пейзаж.
А еще здесь на карте значился некий Стамериенаский дворец. Увы, когда мы туда приехали, дворец оказался на ремонте, главная башня была вся закрыта лесами. Но откуда в латвийской глубинке такая красота?
Поиск по сети показал, что в этих местах до революции располагалось поместье остзейского барона фон Вольфа, тогда оно называлось Штомерзее. Дворец построил в 1840-х годах тогдашний хозяин поместья Эдуард Генрихович фон Вольф. В 1905 году дворец сожгли восставшие крестьяне. Восстановлением занимался уже сын барона — Борис фон Вольф. Он, кстати, уже перешел из лютеранства в православие, и церковь Александра Невского неподалеку — тоже его заслуга. А еще он был женат на известной итальянской певице, которая ради него бросила карьеру. Фото дворца до реставрации — Википедия.
А это уже станция Paparde. Сюда мы немного опоздали и когда приехали, поезд уже стоял и заправлялся водой вон из красивой отреставрированной водонапорной башни. Помните, зачем паровозы раньше регулярно должны были заправляться водой? Тягу у паровоза создает давление водяного пара в котле. Чтобы был пар — нужна вода. А поскольку пар постоянно утекает, то и воду для его производства надо пополнять. Вода кончается быстрее, чем топливо — дрова или уголь!
Остановка была довольно длинная, так что успели и пофотографироваться :)
А дальше в одном месте автомобильная дорога на Алуксне пересекала узкоколейку. Когда мы туда подъехали, то еще не знали, проехал там уже поезд или нет. Но несколько человек стояли и чего-то ждали. Остались ждать и мы. И тут вдалеке наконец послышалось — тук-тук-тук… чух-чух-чух… Дымя трубой, наш поезд деловито проследовал через переезд. Я успел сделать издалека несколько кадров на фотоаппарат, а потом быстро переключился на видео и заснял остальное.
Конец узкоколейного маршрута — вокзал в Алуксне. Поезд ехал медленно, так что мы опять успели его обогнать :)
Обязательно посмотрите этот ролик, я собрал в нем несколько видеосюжетов с поездом, все же фотографии это одно, а тут можно увидеть, как наш паровозик бегает по рельсам, пыхтит трубой и стучит паровой машиной :)
Сегодняшняя поездка на карте. Гугл железную дорогу не опознает, поэтому маршрут я проложил по автомобильным дорогам. Тем более что по ним мы в основном и ездили.