Весь четвертый день нашего путешествия по Индии был посвящен изучению достопримечательностей Агры.
А́гра — город на севере Индии, в штате Уттар-Прадеш. С 1528 по 1658 была столицей империи Великих Моголов. Ныне является одним из крупнейших туристических центров Индии, благодаря величественным сооружениям эпохи империи Моголов и, в частности, Тадж-Махалу.
Поэтому свое знакомство с городом мы начали именно с Тадж Махала.
Тадж-Маха́л (Taj Mahal) «Корона дворцов» — мавзолей-мечеть, находящийся в Агре, на берегу реки Джамна (Ямуна). Построен по приказу потомка Тамерлана, падишаха империи Бабуридов Шах-Джахана, в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах четырнадцатого ребёнка (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан).
Тадж-Махал считается лучшим примером архитектуры стиля моголов, который сочетает в себе элементы индийского, персидского и арабского архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО: «жемчужиной мусульманского искусства в Индии и одним из всеми признанных шедевров всемирного наследия».
В 2007 г. Тадж-Махал вошёл в список Новых семи чудес света, составленный после опроса более 100 миллионов голосов, что выделяет его на общем фоне достопримечательностей нашей планеты.
Желание увидеть это чудо своими глазами было одной из главных причин почему мы отправились в Индию. Как только не называли знаменитый мавзолей Тадж-Махал! Известный индийский поэт Рабиндранат Тагор писал о Тадж-Махале, что этот памятник — «слеза, сверкающая на лице вечности». Но описать великолепие и красоту этого мавзолея словами просто невозможно.
Ежедневно Тадж-Махал посещают десятки тысяч человек, за счёт туристов «индийская жемчужина» приносит казне страны немалые деньги. За год Тадж-Махал посещает от 3 до 5 миллионов посетителей, из них более чем 200 000 — из-за рубежа. Экспозиции открыты с 6 утра до 7 часов вечера в будни, за исключением пятницы, когда комплекс открыт для молитвы в мечети в период с 12 часов вечера до 2 часов. Комплекс открыт для ночного просмотра в день полнолуния, а также за два дня до и после полнолуния, исключая пятницу и месяц Рамазан.
Движение транспорта с двигателями внутреннего сгорания вблизи комплекса запрещено, поэтому от автостоянки туристы идут пешком, либо можно подъехать на электрическом автобусе. При входе в Тадж Махал довольно серьезные меры безопасности. Проносить внутрь комплекса Тадж-Махал можно только воду в прозрачных бутылках, фотоаппараты, мобильные телефоны и небольшие дамские сумочки. Нашу видеокамеру стандартного любительского размера пришлось сдать в камеру хранения. После досмотра мы попали к главным воротам комплекса.
Главные ворота, как и основное здание, сделаны из мрамора, вход украшает ажурный портик, сверху — одиннадцать куполов, по бокам расположены две башни с белыми куполами.
Уже проходя эти ворота можно оценить красоту Тадж-Махала и попытаться сделать довольно оригинальный снимок.
Посетителей даже с утра уже очень много и сделать удачный кадр с минимальным их количеством в кадре крайне непросто.
С Тадж-Махалом связана древняя и очень красивая романтическая легенда. Индийский шах Джахан был очарован красотой бедной девушки, которая торговала на местном рынке, и женился на ней. Влюблённые поженились, когда красавице Мумтаз Махал было 19 лет. Шах-Джахан любил только её и не замечал других женщин. Жена императора стала его ближайшим советником, участвовала в ведении государственных дел и сопровождала мужа во всех военных походах. Она прожила с шахом 17 счастливых лет и у супругов родилось 13 детей. Однако счастью не суждено было длиться вечно, и Мумтаз Махал умерла во время родов их четырнадцатого ребенка. Император долго сидел у смертного ложа жены, неустанно оплакивая её. Убитый горем Шах-Джахан поседел и объявил в стране двухлетний траур. Он не смог забыть Мумтаз Махал и больше никогда уже не был счастлив. В память о своей любимой жене и годах их семейного счастья индийский правитель решил построить в Агре — столице Империи Великих Моголов, на берегу реки Джамна, самый прекрасный в мире мавзолей, равных которому нет на всей Земле, не было и не будет.
Сначала Мумтаз Махал похоронили в городе, в котором она умерла, в Бурхан-Нуре, а через полгода её останки переправили в один из самых процветающих городов Индии, Агру. Именно здесь безутешный вдовец решил построить для своей жены усыпальницу, которая по красоте должна была стать достойной Мумтаз и одним своим видом рассказывала бы потомкам историю невероятной любви.
Тадж-Махал начали строить примерно в 1632 году и завершили в 1653 году. Чтобы построить этот уникальный комплекс, в строительных работах было задействовано более 20 тыс. рабочих-строителей со всех концов Индии, а также архитекторы, художники, скульпторы и другие мастера из Венеции, Персии, Средней Азии и арабского Востока. Руководство строительством Тадж-Махала было возложено на Совет архитекторов под имперским контролем, включая Дешенов-Ану, Макрамат Хана и Устада Ахмада Лахори. Главным автором проекта обычно считают Лахори. По другой версии, наиболее популярной среди гидов Тадж-Махала, одним из главных архитекторов был турок Иса Мухаммед Эфенди. Некоторые учёные даже считают, что мавзолей проектировал сам Шах-Джахан, страстно увлекающийся архитектурой. Он дал своему творению название, созвучное с именем умершей супруги — Тадж-Махал («Венец Дворца»). Тадж-Махал был построен на участке земли к югу от окружённой крепостной стеной Агры. Шах-Джахану пришлось обменять этот участок, принадлежащий махарадже Джай Сингху, на большой дворец в центре Агры.
Территория возле города Агра размером в 1,2 га была перекопана, после чего, чтобы уменьшить сыпучесть почвы, на ней был заменён грунт. Уровень намеченной для возведения мавзолея площадки был поднят на 50 метров над уровнем берега реки. После этого рабочие выкопали колодцы, заполнили их бутовым камнем, получив, таким образом, фундамент, который к тому же должен был играть роль своеобразной подушки при землетрясениях и не давал бы комплексу разрушиться.
Интересный факт: вместо бамбуковых лесов архитекторы приняли решение использовать леса из кирпича: так было легче работать с тяжёлым мрамором. Каменные леса выглядели настолько внушительно, что архитекторы побаивались, что на то, чтобы их разобрать, потребуется несколько лет. Джахан нашёл выход из положения, объявив, что любой житель Агры может забрать себе нужное количество кирпичей — и строительные леса были разобраны за несколько дней.
Более тысячи слонов использовали для транспортировки строительных материалов, которые доставлялись из Индии и Азии. Блоки из мрамора тащили быки по специально построенному 15-ти километровому пандусу из утрамбованной земли на специально спроектированных телегах.
Самый важный строительный материал — полупрозрачный мрамор белого цвета привозили из города Макрана в штате Раджастхан, находившимся на расстоянии 300 км от Агры. В инкрустации стен использованы драгоценные камни и самоцветы, из чёрного мрамора выполнен декор с цитатами из Корана. Яшма привозилась из Пенджаба, жадеит, нефрит и другие кристаллы из Китая. Бирюза транспортировалась из Тибета, а лазурит из Цейлона, хризолит — с берегов Нила, в то время как сапфиры и рубины привозились с острова Шри-Ланка, а карнеол — из Аравии. В целом, двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор.
На стройке работали скульпторы из Бухары, каменотёсы из Белуджистана, мастера инкрустации из южной Индии, каллиграфы из Персии и Сирии, а также специалисты и мастера по резке мраморного орнамента и возведению башен.
Поднимали мраморные глыбы на нужную высоту с помощью специальных приспособлений. Воду, необходимую для строительных работ, сначала добывали из реки, после чего сливали в водохранилище, откуда она поднималась в специальный резервуар и направлялась по трубам к стройке.
Перед мавзолеем находится роскошный парк, длина которого составляет 300 метров. Согласно описаниям очевидцев, в прежние времена Агра и ее парк поражал обилием растительности: здесь росли розы, нарциссы, огромное количество садовых деревьев. После того как Индия оказалась под Британской империей, вид парка существенно изменился — и он стал походить на обыкновенный английский газон.
Здание мавзолея создает уникальный архитектурный ансамбль в сочетании с парком, который разбит вокруг него.
Все здания архитектурного комплекса Тадж Махал с геометрической точки зрения были чрезвычайно тщательно спланированы. Общая форма комплекса, включая дополнительные постройки, — прямоугольная, с длинной стороной в 600 и короткой в 300 метров.
Посреди парка, расположен облицованный мрамором оросительный канал, в центре которого был сооружён бассейн. Полностью отражаясь в неподвижных гладях искусственного водоёма, Тадж Махал словно парит над землёй подобно сказочному миражу.
Глядя на то, как я практически ползал по земле, делая следующий фотоснимок, туристы вокруг поначалу улыбались, но потом увидев результат (неплохой на мой взгляд непрофессионала в фотографии) несколько человек присоединились ко мне в этих фото-упражнениях.)
Строительство гробницы и платформы заняло примерно двенадцать лет. Остальные части комплекса строились ещё десять лет, и завершались последовательно: минареты, мечеть, джаваб, Большие ворота. Поскольку строительство велось этапами, существуют различные точки зрения о том, что можно считать окончанием строительства Тадж-Махала. К примеру, сам мавзолей был закончен к 1643 году, но после этого работы продолжались на оставшейся части комплекса.
Пятикупольный ансамбль мавзолея с четырьмя минаретами по углам размещается на квадратной платформе с длиной стороны 95,4 метра, его максимальная высота приближается к 74 метрам, высота минаретов — 41 метр.
В архитектуре мавзолея совмещены персидские, индийские и среднеазиатские элементы. Стены выложены полированным белым мрамором из Макраны и инкрустированы драгоценными и полудрагоценными камнями (в том числе яшмой, бирюзой, агатом, лазуритом, малахитом и сердоликом), что позволяет им отражать солнечный и лунный свет.
Центральным зданием комплекса является мавзолей, повествующий об истории любви правящей четы Индии. Окружают это чудо света с трех сторон возведённые из красного песчаника зубчатые стены, оставив, таким образом, открытой для просмотра возможность лишь со стороны реки.
В архитектуре и планировке Тадж Махала скрыты многочисленные символы. Так, например, в парке, обрамляющем архитектурный ансамбль, растут кипарисы — олицетворение печали в исламе, а на входных воротах высечены четыре заключительных аята (откровения) из 89-й суры Корана «Заря» (Аль-Фаджр), обращённые к душе праведника: «O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!». Таким образом, можно понять замысел Шах-Джахана — он построил рай, где будет жить его возлюбленная. Современные же исследователи утверждают, что обезумев от горя, император задумал приблизиться к божественному знанию, сотворив рай на Земле. Порой Шах-Джахан говорил, что строит трон самому Аллаху.
По обе стороны от центральной усыпальницы были построены из красного песчаника два больших сооружения: здание слева жители Агры использовали как мечеть, а правая служила пансионом.
Построили их для баланса — чтобы во время землетрясения ничего не разрушилось.
Воздушность и ощущение «парения» мавзолею придают прежде всего необычные пропорции, когда высота здания имеет те же размеры, что и его ширина, а также огромный купол, который словно бы уносит за собой более мелкие элементы сооружения — четыре малых купола и минареты.
Фасад усыпальницы квадратной формы, при этом в него встроены полукруглые ниши, придающие массивному зданию невесомый вид.
Венчает мавзолей мраморный купол высотой в 35 метров, по форме напоминающий луковицу. Его венец выполнен в исламском стиле (рожки месяца направлены вверх) и изначально был из золота, но в 19-ом веке его заменили точной бронзовой копией. По углам гробницы, подчеркивая форму основного купола расположены четыре меньших свода, полностью повторяющие его форму.
По углам мавзолея под небольшим наклоном в противоположную от усыпальницы сторону находится четыре украшенных позолотой минарета.
Наклон был предусмотрен уже на раннем этапе строительных работ, чтобы в случае землетрясения при падении они не смогли навредить основному сооружению.
Стены Тадж Махал возведены из мрамора белого цвета с инкрустацией из самоцветов (28 видов драгоценных и полудрагоценных камней) и разрисованы тонким узором.
Особенно много украшающих элементов можно увидеть на постаментах, воротах, мечетях, а также внизу мавзолея.
В создании декоративных элементов Тадж Махала использовали различные штукатурки, краски, резные фигурки и каменные инкрустации.
В лучах света стены просто завораживают. Благодаря уникальному мрамору Тадж Махал на протяжении дня выглядит по-разному: днём в солнечную погоду мавзолей белого цвета, в дождь он выглядит словно полупрозрачным, на рассвете — нежно-розовый, при заходе солнца отливает золотом, а в лунную ночь становится серебристым.
Внутри Тадж Махал выглядит не менее примечательно, чем снаружи. Но показать как мавзолей выглядит внутри намного сложнее — фотографировать там строго запрещено. Однако наш гид смог договориться с местными сотрудниками и после того, как мы оставили определенное пожертвование, нам разрешили сделать один кадр, но только от самого входа. К счастью, в этой суете кадр удался:
Внутренний зал Тадж Махала представляет собой идеальный восьмиугольник. Высота стен составляет 25 метров, а потолок украшен в виде солнца и представлен внутренним куполом. Всё пространство внутри зала разделяется восемью арками, над которым можно прочитать цитаты из Корана. Четыре средние арки образовывают балконы с окнами, через которые в зал поступает свет, также солнечные лучи попадают в помещение через специальные отверстия в крыше. Стены внутри усыпальницы повсюду украшены мозаиками из самоцветов, которые образуют различные символы, растения, цветы, буквы.
Со внутренней стороны вдоль стен мавзолея проходит коридор, на каждом повороте которого размещена восьмиугольная камера. Во внутреннем зале в восьмигранной погребальной камере находятся кенотафы Мумтаз-Махал и Шах-Джахана, изготовленные из белого мрамора. Сами могилы находятся под полом — в крипте под погребальной камерой. Кенотафы обнесены резной мраморной оградой, снаружи камеру венчает луковичный купол.
Безупречную симметрию всего комплекса Тадж Махал нарушает лишь кенотаф Шах-Джахана, который расположен возле надгробия жены, располагавшегося в свою очередь строго посередине мавзолея. Он был достроен позже и по размерам превышает кенотафий Мумтаз Махал, но украшен такими же декоративными элементами. На надгробии Мумтаз сделаны каллиграфические надписи, которые восхваляют её, а на могиле Джахана написано: «Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня, месяца Раджаб 1076 года».
Сотрудники комплекса, работающие здесь, показывают с помощью фонарика как светятся полупрозрачные мраморные узоры ограды и инкрустации из различных драгоценных камней, использованных в отделке. Потом нас спросили наши имена и один из служителей, обращаясь наверх к куполу, нараспев громко произнес их, демонстрируя фантастическую акустику помещения.
В момент когда звучное эхо на весь мавзолей Тадж Махал повторяло: «Ва-а-а-л-е-е-е-р-и-и-й!» — просто мурашки по коже, невероятные ощущения!
Выходим из мавзолея и, обойдя его вокруг, попадаем на площадку с видом на реку Джамна (Ямуна).
В истории беломраморного шедевра тесно переплелись различные факты и мифы. Существует легенда, что Шах-Джахан хотел построить на противоположном берегу реки точно такой же мавзолей для себя, но из чёрного мрамора, а соединить эти два здания должен был ажурный мост из серого мрамора, перекинутый через реку. Но замыслы императора не осуществились. Вскоре развернулась ожесточённая борьба за власть, в ходе которой Аурангзеб — сын Шах-Джахана сверг отца с трона и заточил его в Красный форт на 9 лет, после чего заключенный умер и был похоронен рядом со своей супругой в Тадж-Махале.
Если внимательно посмотреть на другой берег реки, то действительно можно заметить какую-то площадку, возможно даже это некий фундамент.
Эта легенда восходит к запискам европейского путешественника Жана-Батиста Тавернье, который посетил Агру в 1665 году. Неоднократные раскопки и исследования археологов на противоположной стороне реки в «Лунном саду» подтвердили одержимость Шах-Джахана симметрией и обосновали место расположения самого пруда, но доподлинно подтвердить эту легенду не смогли.
Также есть миф о том, что император жестоко убивал архитекторов и мастеров, которые принимали участие в постройке дворца, а все строители подписывали договор, в котором они обязывались не принимать участие в строительстве подобного сооружения. Но на сегодняшний день такая информация ничем не подтверждена и остается всего лишь вымыслом.
Остается историческим фактом лишь то, что после завершения строительства Тадж Махала сын правителя, Аурангзеб, сверг отца с престола и посадил в темницу, в которой бывший правитель провёл несколько лет (согласно одной из легенд, её окна выходили на построенную им усыпальницу любимой супруги). После смерти Джахана сын выполнил волю отца и похоронил его рядом с женой.
Так закончилась эта история невероятной любви, на века запечатлев память о себе в уникальном сооружении, которое стоит и поныне и до сих пор восхищает каждого, кто его увидит.
Под впечатлением от посещения Тадж Махала мы отправились дальше, в Красный Форт Агры.
Красный форт Агры (Agra Red Fort) — крепостное сооружение, служившее в эпоху империи Великих Моголов резиденцией правителей. Расположен над рекой Ямуна всего в 2,5 км от Тадж-Махала. Вместе с ним Красный форт в 1983 году был внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Часть территории Красного форта сегодня используется в военных целях и недоступна для посетителей.
Двое главных ворот, Делийские и Лахорские ворота, образуют вход в Красный форт. Посетители используют только Лахорские ворота (еще их называют ворота Амар Сингх), Делийские ворота находятся в закрытой части.
Строительство собственно форта началось в 1565 году по инициативе Акбара Великого, который в 1558 году перенёс столицу из Дели в Агру. Здесь он реконструировал старый и полуразрушенный форт Бадалгар. Уже в 1571 году форт был полностью обнесён стеной из раджастанского красного песчаника.
Архитектурный стиль Красного форта гармонично объединил исламские и индуистские традиции. Весь комплекс имеет форму полумесяца и обнесён стеной, высота которой составляет 21 метр, а периметр насчитывает 2,4 км. Стена, как и большинство находящихся в Красном форте сооружений, построена из красного песчаника, который и дал форту его название.
Архитектурный стиль Красного форта гармонично объединил исламские и индуистские традиции. Правительственный комплекс в форме полумесяца, занимающий площадь 380 тысяч кв.метров, окружен глубоким рвом, а также стеной периметром 2,4 км и высотой 21 метр.
Преемники Акбара Великого, прежде всего Шах-Джахан, расширили форт в начале XVII века. В то время как при Акбаре отдавалось предпочтение красному песчанику с элементами мрамора, при Шах-Джахане в качестве строительного материала употреблялся белый мрамор с узорами из золота и драгоценных камней.
Весь крепостной комплекс, занимающий площадь 380 тысяч кв.метров, окружен глубоким рвом.
В прежние века ров был заполнен водой с кишащими в ней крокодилами. Во время военных действий многие солдаты, осаждающие крепость, становились легкой добычей этих прожорливых хищников. Сейчас же из животного мира здесь остались только обезьяны, которые постоянно снуют по крепостным стенам и спускаются к туристам попрошайничать.
Крепостные стены — двойные, пройдя первые ворота мы оказываемся перед вторыми.
А на территорию большого двора уже внутри всех стен крепости попадаем через третьи ворота:
Внутри находятся представительные дворцы, несколько мечетей и сады. Архитектурный стиль гармоничным образом сочетает элементы исламского и индуистского зодчества.
Когда-то внутри форта существовали сотни дворцов, мечетей и других зданий, а также множество садов, но многие из них не дошли до наших дней. Сначала Шах-Джахан, занявший в 1627 году пост падишаха, убрал лишние постройки для возведения нескольких элегантных дворцов из белого мрамора. А позже, в 1803 году, форт был захвачен британскими войсками, которым вместо вычурных палат потребовались практичные здания. Разграблены были и многие драгоценности, украшавшие стены и здания.
Пройдя через все ворота справа сразу же виден прекрасный Джахангири-Махал.
Многоярусный дворец Джахангири-Махал был возведен Акбаром Великим. Изящное строение из белого камня может похвастаться огромными залами с покрытыми искусной резьбой и красочной росписью стенами.
Во внутреннем дворе здания находится каменная чаша, изготовленная из цельного куска порфира, испещренная надписями не персидском языке.
Предназначение ее до сих пор не выяснено: согласно одной из версий, она использовалась для приготовления розовой воды или купания царственных особ.
Далее проходим по внутренним дворикам сохранившихся дворцов.
Это дворик зенаны (женской части дворца) индуистской жены Шаха.
Подходим к Кхас Махал — это личные апартаменты Шаха Джахана, построенные в 1636 году из белого мрамора в качестве спальных палат. По бокам дворца стоят два золотых павильона в которых жили жены и наложницы правителя.
Белокаменный дворец Кхас Махал состоит из красивейших залов с тонкой резьбой и изысканным убранством.
При внутренней отделке дворца использовалась технология, аналогичная применявшейся при отделке в Тадже.
Еще один знаменитый дворец Красного форта — Шиш-Махал. Шиш-Махал (Зеркальный дворец) представляет собой императорскую купальню с инкрустированными зеркалами стенами и потолком. За отсутствием окон, свет в залы попадает только через двери и отверстие для вентиляции в южной стене, что создает красивый драматический эффект искусственного освещения, отражаясь в зеркалах. В центре комнаты находится гигантская мраморная ванна с фонтанами и механизмами для подачи горячей и холодной воды. К сожалению, администрация Красного форта запретила для обычных туристов его посещение. Шиш Махал показывают особым распоряжением только для VIP гостей, международных делегаций и глав стран, посещающих Индию. Возможно тем, кто только еще собирается в Индию повезет больше и Вы сможете его увидеть.
На следующем фото внутреннее убранство дворца Диван-и-Кхас, построенном Шахом Джаханом в 1637 году.
Дворец служил для приема послов, Раджей и сановников. Здесь Император проводил советы со своими министрами и принимал важные государственные решения и законы.
И вот перед нами Мусамман Бурдж (Жасминовая Башня) — двухэтажный павильон-башня, с красивым мраморным балконом, которая находится сразу за Диван-и-Кхасом.
Именно здесь с 1658 г. и до смерти 22 января 1666 г. содержался в заключении свергнутый собственным сыном Аурангзебом Император Шах Джахан. Из окон башни Император, в последнии годы жизни, созерцал свое творение, прославившее в веках его имя — несравненный Тадж Махал.
Если приглядеться то на предыдущем фото в дымке видно мавзолей, до него чуть более двух километров. При приближении он выглядит вот так:
В прежние века такого смога над городом наверняка не было, поэтому перед Шахом Джаханом действительно открывался лучший вид на Тадж Махал.
Дальше мы попадаем в Маччи Бхаван (Рыбий Дом), который находится между Диван-и-Кхасом и Диван-и-Амом. Раньше здесь было озеро с фонтанами и водилась рыба.
Дворец сильно пострадал за прошедшие века, значительная часть оригинальной мозаики и лепнины была распродана английскими колонизаторами на аукционах. В комнатах дворца располагалась придворная канцелярия и писари.
Рядом находится мечеть Нагина Масджит.
Нагина Масджит (Драгоценная мечеть) — маленькая мраморная мечеть, построенная Шахом Джаханом для женщин гарема.
Выходим в еще один большой внутренний двор и перед нами Диван-и-Ам.
Диван-и-Ам — дворец для общественных аудиенций, построенный Шахом Джаханом в 1628 году. Использовался для судебных слушаний, вручения петиций и жалоб от подданных и т. п. Именно здесь первоначально стоял знаменитый Павлиний трон, украшенный самым большим в мире алмазом Кох-и Нор (Гора Света).
Перед Диван-и-Амом, в центре большого внутреннего двора, расположена готическая усыпальница Джона Рассела Кольвина — губернатора северо-западных провинций, погибшего здесь во время восстания сипаев 1857—1858 гг. Гид рассказал нам, что его потомкам предлагали забрать прах в Англию, но они решили что в таком дворце его останкам будет намного лучше и отказались.
Вдали виднеются еще какие-то дворцы и сооружения Красного форта, но они уже находятся на закрытой территории, недоступной для посещения туристами.
Две главные достопримечательности, посещаемые туристами, Агрский Форт и мавзолей Тадж-Махал, расположены на правом берегу Ямуны, делающей в городе крутую петлю. Левый берег гораздо менее туристический — но и он богат старинными парками, тенистыми садами и дворцами могольского периода. Самый известный из них — мавзолей Итимад-уд-Даулы (Tomb of Itimad-ud-Daulah).
В отличие от Тадж Махала Итимад-уд-Даула — это памятник любви дочери к отцу. Этот первый большой беломраморный мавзолей в Агре был построен по приказу Нур-Джахан, любимой жены могольского падишаха Джахангира. Она возвела его для умершего отца — известного персидского воина Мирзы Гияз Бега, которого и называли Итимад-уд-Даула (Опора Государства). Считается, что Нур-Джахан называла своего отца самым достойным мужчиной из всех, кого она знала. Интересно, что по некоторым данным Мирза Гияз Бег был дедом той самой Мумтаз-Махал, для которой в 1653 году завершат строительство Тадж-Махала.
Этот комплекс появился в Агре несколько раньше Тадж-Махала и именуется «Мраморной шкатулкой с драгоценностями» или «Тадж-Махалом в миниатюре». Именно эта «драгоценная шкатулка» изменила лицо индийской архитектуры своего времени.
Среди местных жителей он известен как Baby Taj («Маленький Тадж»).
Одно из главных украшений как Тадж-Махала, так и его «маленькой копии» (построенной на самом деле даже раньше «оригинала») — шикарные мраморные инкрустации на фасадах и минаретах. Небольшая мраморная конструкция мавзолея с изяществом отделана драгоценными и полудрагоценными камнями и металлами по технологии, которая впоследствии будет использована при строительстве Тадж Махала.
Он действительно очень красив, а ещё здесь нет многотысячных толп туристов, как в Тадж-Махале — и можно в тишине и спокойствии прогуляться по парку, наслаждаясь столь приятным в октябре жарким солнышком, зеленью садов и прелестной архитектурой индо-исламского стиля.
Согласно местным легендам, этот мавзолей, строившийся с 1622 по 1628 год, увидел следующий император Великих Моголов Шах-Джахан. Здание вдохновило его на идею соорудить «самый великий мавзолей в мире» для своей жены. Хронология строительства подтверждает легенды: Тадж-Махал начали строить в 1632 году.
К мавзолею с обеих сторон примыкают симметричные здания из красного песчаника, а по двум другим сторонам находятся — с одной стороны вход в комплекс, а с другой изящный павильон на берегу реки Ямуна. Всё вместе это образует очень красивый архитектурно-ландшафтный ансамбль.
Погребальная камера, главный зал мавзолея.
В отличие от Тадж-Махала, здесь внутри можно фотографировать. Тут находятся гробницы Итимад-уд-Даулы и его любимой супруги.
Осмотрев мавзолей, прогуляемся к беседке на берегу Ямуны. С широкой террасы открывается шикарный вид на реку. Ямуна (или Джамна) — крупная река, главнейший приток Ганга. Как и Ганг, Ямуна несёт свои воды с Гималаев, при этом почти на всём протяжении протекает как бы параллельно ему (отсюда из название — Ямуна происходит от древне индийского «yama» — близнец).
Финальной точкой этого очень насыщенного впечатлениями дня стало посещение Гробницы Акбара Великого.
Гробница Акбара Великого (Akbar’s Tomb) — усыпальница падишаха Акбара I Великого, одного из самых известных и почитаемых мусульманских правителей Индии, покровителя науки и искусств. Архитектурный шедевр эпохи Великих Моголов. Расположена в Сикандре, пригороде города Агра, в 8 километрах к северо-западу от центра города.
Акбар Великий сам выбрал место для своего мавзолея и начал строительство ещё при жизни, как это было принято у тимуридов, — примерно в 1600 году. Закончено сооружение гробницы было сыном Акбара Великого Джахангиром в 1613 году.
Гробница Акбара Великого представляет собой мемориальный комплекс, расположенный на территории парка площадью около 48 гектар. Парк имеет квадратную форму, окружён стеной с четырьмя воротами.
Трое из четырёх ворот не настоящие, попасть в парк можно только через одни ворота — южные или Ворота Великолепия (Буланд Дарваза).
Ворота построены из традиционного тёмно-красного песчаника и выложены разноцветной узорчатой плиткой с геометрическим, растительным и каллиграфическим орнаментом. С четырёх углов ворот расположены минареты из белого мрамора, который в начале XVII века был в Индии новым и необычным строительным материалом. Ворота украшены надписью из Корана: «Это сады Эдема, войди в них и живи вечно».
Широкая мощёная дорога ведёт от южных ворот к зданию мавзолея, построенному в традиционном стиле. Его отделка скромнее, чем у Ворот Великолепия, его отличает строгость и чёткая проработанность деталей.
В центре сада, прямо напротив Буланд Дарваза, квадратный мавзолей с широким фундаментом с каждой стороны украшен сводчатыми крытыми галереями и павильонами, увенчанными изящными мраморными куполами, которые возносятся над центральной частью гробницы. Высокие мраморные ворота южного фасада привлекают внимание своими тщательно выполненными решетчатыми створками, закрывающими собой маленький вестибюль, некогда украшенный ярко-синими и стихами из Корана. Отсюда ведет спуск в подземный склеп, где находится могила Акбара.
Мавзолей имеет пирамидальную форму, построен из мрамора и красного песчаника и состоит из пяти ярусов. Верхний ярус выполнен также из мрамора и увенчан четырьмя чатри. Главный вход также увенчан чатри. Чатри (многогранные небольшие беседки с четырьмя или более опорными столбами под куполом)- характерный декоративный элемент индийской архитектуры и архитектуры Великих Моголов. Стены внутри оформлены геометрическими рисунками и небольшим количеством цветочных узоров.
Вход в гробницу Акбара Великого осуществляется через центральную арку, которая инкрустирована сложными геометрическими узорами из мозаики белого мрамора, черного сланца и цветного камня.
В середине мавзолея установлен символический саркофаг Акбара Великого, расписанный арабской вязью.
Однако это всего лишь кенотаф, подлинное захоронение Акбара Великого и его двух жён находится в катакомбах под усыпальницей. Первоначально планировалось, что здание мавзолея будет завершаться огромным мраморным куполом, но этого не случилось.
Саркофаг Акбара Великого выглядит довольно просто. Дело в том, что в начале XVII века гробница Акбара Великого подверглась разграблению племенем джат, при этом и были утрачены золотые и серебряные пластины, которыми был обшит саркофаг, а также драгоценные ковры.
Усыпальница Акбара Великого — это поистине прекрасный памятник архитектуры, созданный гениями и выдающимися творцами того времени. Благодаря искусной работе великих мастеров мы и по сей день можем услаждать свой взор этим архитектурным шедевром.
Многочисленные архитектурные памятники эпохи Империи Великих Моголов, в том числе всемирно знаменитые и признанные объектами Всемирного Наследия Юнеско, делают город Агра поистине настоящей жемчужиной в «золотом треугольнике» самых известных и популярных для туристов городов Индии.
Продолжение следует…
Другие части рассказа про наше путешествие в Индию:
Индия. Первое знакомство
Индия. День 2-ой. Форт Амбер
Индия. День 2-ой. Джайпур — розовый город
Индия. День 3-ий. Галтаджи — город обезьян
Индия. День 3-й. Абанери и Чанд Баори
Индия. День 3-й. Фатехпур Сикри — заброшенный город
Теги:
Автобусные туры