Джайпур, называемый «Розовым городом» из-за необычного розового цвета камня, использовавшегося в строительстве, был основан в 1727 году махараджей Дхундхара Савай Джай Сингхом II (годы правления 1699–1743) в качестве новой столицы государства.
Джайпур — столица штата Раджастхана, родины группы воинских кланов (раджпутов), которые контролировали эту часть Индии на протяжении более 1000 лет. Проект молодого бенгальского архитектора Видхиадхара Бхаттачарья был разработан в соответствии с канонами древнеиндийской архитектуры, к которым относится и прямоугольное расположение кварталов. Весь Джайпур, окруженный стеной, охраняющей город от вражеских войск и диких зверей, разделен на девять прямоугольных секторов. Это был единственный в то время индийский город с прямоугольной планировкой.
Рано утром, по дороге в форт Амбер, мы специально сделали короткую остановку возле главной достопримечательности Джайпура — Хава-Махал, чтобы сделать эту фотографию. Дело в том, что именно с утра восходящее Солнце освещает его фасад и глядя на эту чудесную картину сразу становится понятно почему Джайпур называют «Розовым городом».
Хава-Махал или Дворец Ветров стал символом Джайпура. Это пятиэтажное здание из розового камня, украшенное колоннами и балконами, было построено в 1799 году. Фасад здания пронизан 953 крохотными оконными отверстиями, которые позволяли продувать внутренность в знойные дни. Отсюда название сооружения — «дворец ветров».
Позже мы еще вернемся сюда и познакомимся с ним подробнее.
Примерно половину дня у нас заняла экскурсия в форт Амбер, о которой есть отдельный рассказ.
После нее, возвращаясь в Джайпур, мы остановились у красивейшего дворца на воде — Джал Махал (Jal Mahal).
Глядя на него, кажется, что он повис в воздухе, едва касаясь кромки воды. Но это не так. На самом деле его четыре этажа погружены в воду, а мы можем наблюдать лишь верхнюю часть Джал-Махала. Расположено это чудо архитектуры в нескольких километрах на запад от «розового города» Джайпур, в юго-западной части искусственного озеро Ман Сагар.
Джал Махал нельзя назвать классическим дворцом, потому что внутри нет никаких пригодных для жилья комнат. Есть просто сад и террасы, где Магараджа совершал неторопливые прогулки. Дворец на самом деле имеет пять высоких этажей, но только верхний этаж находится над уровнем воды. Первые четыре уровня чаще всего затоплены, когда озеро заполнено водой. Здание представляет собой сооружение квадратной формы примерно 60 на 60 метров.
Дворец Джал Махал представляет из себя смесь различных архитектурных стилей, таких как раджпут и могольский, которые довольно распространены в штате Раджастхан. Архитектура раджпут вдохновлена традиционной индуистской архитектурой, в то время как могольская архитектура в большой степени находится под влиянием исламских и персидских стилей. Тем еще более удивительна смесь этих двух стилей в едином комплексе Джал Махал. На террасе во дворце устроен сад с арочными проходами. В каждом углу этого дворца установлены восьмиугольные башни с изящными куполами.
Нас привлекает живописность этого места, а вот для коренных жителей Индии Джал-Махал — это история о справедливости и заботе короля о своих подданных.
История этого места такова: Дворец Джал-Махал — только часть большого дворцового комплекса, и он не всегда стоял на воде. Озеро Ман Сагар — появилось значительно позже и оно искусственного происхождения. Дворцовый комплекс построил младший сын махараджи Джай Сингха II правитель государства Джайпур Савай Мадхо Сингх I (1750 — 1768 гг). Точная дата строительства неизвестна. Дворцовый комплекс в сердце долины, окруженной невысокими живописными горами был построен как летняя резиденция махараджи. Здесь он предавался охоте и искусствам. Но вскоре страну настигло бедствие — началась засуха и голод.
Искусственное озеро Ман Сагар, посреди которого стоит Джал Махал, было создано Раджем Ман Сингхом в ответ на голод и острую нехватку воды, которая охватила его штат в конце предыдущего века. Чтобы предотвратить засуху, Раджа Ман Сингх приказал построить дамбу на реке Дарбавати, наряду с водохранилищем Ман Сагар для хранения питьевой воды. В течение многих десятилетий озеро предоставляло жителям региона драгоценную воду для питья и ирригации. Раньше обильные дождевые осадки уходили из долины, оставляя жителей без воды, но благодаря плотине образовалось озеро, из которого жители долины брали воду для орошения своих полей.
Жители были спасены ценой дворца, часть которого оказалась под толщей искусственного озеро Ман Сагар.
Интересно, что и после затопления, здесь отдыхали многие правители Индии.
Озеро привлекло огромное количество птиц. Любимой забавой отдыхающих стала утиная охота. Здесь и сейчас живет очень много птиц, но охота на них запрещена.
В 18 веке махараджей Джай Сингхом были проведены значительные работы по реконструкции дворца. Площадь искусственного озера еще больше увеличилась.
Но в прошлом веке ситуация ухудшилась: дворец обветшал, дно озера устилал толстый слой ила, озеро стало местом свалки для мусора, неочищенных сточных вод и других промышленных отходов. Грязная вода и вонь отгоняли людей от этого некогда великолепного памятника.
В 2001 году правительство штата приняло решение провести восстановительные работы на озере и во дворце. Джал Махал и озеро Ман Сагар был на долгое время закрыт не реконструкцию. Были проведены колоссальные работы по очистке акватории озера и его обустройству. Со дна подняли слой ила толщиной около метра, и вывезли его около двух миллионов тонн. Растительность и живность озера вновь приобрела возможность развиваться в естественных условиях. Созданы пять островков для гнездования перелетных птиц. Работы закончились, и достопримечательность стала доступна лишь в 2011 году. Но только для созерцания — внутрь туристов не пускают.
Дальше по дороге к Джайпуру нас завезли на фабрику по производству знаменитых индийских ковров. Показали как сам процесс изготовления
так и огромный выбор готовых изделий
Ковры из разных видов шерсти, самых разнообразных узоров, расцветок и размеров — красота. Правда в самолет такую красоту не потащишь, поэтому посмотрели — и едем дальше.
Город Джайпур очень знаменит своими драгоценными и полудрагоценными камнями, которые сегодня отправляют отсюда в разные страны. В штате Раджастан добывают изумруды, гранаты, агаты, аметисты, бирюзу и другие камни. Мы ненадолго заглянули и на фабрику по обработке и огранке этих драгоценных и полудрагоценных камней.
Следующая остановка в Джайпуре — Городской Дворец Джайпура (City Palace of Jaipur).
Городской Дворец Джайпура находится в самом центре Старого города и представляет собой комплекс внутренних двориков, садов и зданий. Внешняя стена была построена Джай Сингхом, но после этого в течение нескольких веков дворец расширялся и видоизменялся. Несмотря на постепенное развитие, в целом, дворец представляет собой поразительное сочетание раджастханской и могольской архитектур.
Войдя в Городской Дворец Джайпура через ворота Вирендра, мы увидели Мубарак Махал (Гостевой дворец), построенный в конце XIX в. для махараджи Мадхо Сингха II для приема высокопоставленных гостей.
Это здание со множеством арок и колонн, сочетающее исламский, раджпутский и европейский стили, было построено по проекту архитектора сэра Суинтона Джейкоба. В настоящее время здание — часть Музея махараджи Саваи Мансингха II, где находится коллекция царских костюмов и превосходных платков, в том числе пашмина (шерстяные шали) из Кашмира. Один замечательныи экспонат — просторные одеяния Саваи Мадхо Сингха I. Говорят, что он был двухметровым симпатягой, 1,2 м в обхвате и весил 250 кг. (фотографировать в музее, увы, запрещено — а одежда у него действительно нереального размера).
Диван-и-Хас расположен между Оружейной палатой и художественной галереей Диван-и-Ам и находится во внутреннем дворе, который на санскрите называется Сарватобхадра.
В центре его находится розово-белая мощенная мрамором галерея, которая использовалась в качестве Диван-и-Хаса (зала для частных аудиенций). Здесь махараджи советовались со своими министрами. Тут же находятся два огромных серебряных сосуда 1,6 м высотой, которые считаются самыми большими серебряными предметами в мире.
Махараджа Мадхо Сингх II, как набожный индус, использовал эти сосуды для того, чтобы доставлять священную воду Ганга в Англию.
Во внутреннем дворе дворца находится Питам Нивас Чоук. Здесь есть четверо великолепных ворот, которые символизируют времена года.
Павлиньи ворота изображают осень зигзагообразными узорами и павлиньими мотивами — вокруг входа располагается пять красивых повторяющихся барельефов павлина во всем его пернатом великолепии.
Рядом в пышном Диван-и-Аме (Зале для общественных аудиенций) расположена художественная галерея. А дворец махарани (Anand Mahal Sileg Khana) служит Оружейной палатой. Здесь собрана лучшая коллекция оружия в стране.
К Городскому дворцу примыкает Джантар-Мантар, обсерватория, заложенная Джай Сингхом в 1728 г. и напоминающая коллекцию странных скульптур. Название происходит от санскритского yanta mantr — «инструмент для расчета значений».
В 1948 г. обсерватория Джантар-Мантар объявлена национальным памятником, а в 2010 году — памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО (как «воплощение астрономических навыков и космологических представлений двора учёного монарха на исходе могольского периода»).
Джай Сингх увлекался астрономией даже больше, чем войной и градостроительством. Прежде, чем строить обсерваторию, он послал специалистов за границу для изучения иностранных зданий.
Всего он построил пять обсерваторий, а эта — самая крупная и хорошо сохранившаяся (отреставрирована в 1901 г.).Другие обсерватории находятся в Дели, Варанаси и Удджайне. Следов пятой обсерватории (в Матхуре) не сохранилось.
У каждого строения в Джантар-Мантар определенная цель — например, измерение положения звезд, высоты и азимута, и расчет затмений.
Инструменты для измерений отличались колоссальными габаритами.
Вот эти солнечные часы Джантар-Мантара считаются самыми большими в мире (27 метров в поперечнике).
Точность измерений поразительная, гид объяснил нам как правильно считывать показания и…
…сверяем с нашими часами в смартфонах — расхождение буквально в 1–2 минуты!
Дальше мы решили прогуляться до Хава-Махал пешком, благо он расположен неподалеку. По пути успеваем сфотографировать немного колорита с улиц Джайпура.
На улице жарят лепешки… (те, что справа — с картошкой, очень вкусные!)
тут же прямо у обочины — парикмахерская….
А на самих дорогах Джайпура происходит полная жесть — вот что такое настоящие пробки;)
Машины, мотоциклы, мопеды, тук-туки, велорикши, велосипеды…все это одновременно пытается двигаться и отчаянно бибикает…
Вскоре мы заходим внутрь Хава-Махал, того самого Дворца Ветров, розовый фасад которого мы видели ранним утром.
Хава Махал (Hawa Mahal), также известный как Дворец Ветров — главная туристическая достопримечательность Джайпура и один из наиболее известных памятников раджпутской архитектуры.
Хава-Махал — пятиярусное гаремное крыло дворцового комплекса джайпурского махараджи Савай Пратап Сингха (правил в 1778–1803), построенное в мавританском стиле из розового песчаника в форме венца Кришны не позднее 1799 года.
Его фасад похож на огромный улей или шкатулку, которую украшают миллионы драгоценностей. Только вместо драгоценностей на этой шкатулке окна, балконы и ниши.
Свое второе название дворец получил за счет того, что благодаря продуманной системе окон, в помещениях здания создается естественная вентиляция. Поэтому обитателям Хава Махал даже в самую сильную жару было немного прохладней, чем всем остальным жителям города, ведь их обдувал легкий ветерок, даже если в самом городе стоял полный штиль. Кстати, эта система, создающая в помещениях настоящий ветерок, признана уникальной.
Каждая комнатка этого уникального дворца была очень красивой и уютной, однако совершенно непригодной для постоянного проживания из-за своих маленьких размеров. Впрочем, строение и не было для этого предназначено. Основной функцией дворца являлась предоставленная всему гарему возможность наблюдать за происходящим на улице, особенно во время праздников. Фактически, сказочный дворец представлял собой подобие закрытой театральной ложи, через крохотные оконца которой можно было созерцать жизнь за стенами дворца. При этом лиц женщин никто не мог видеть, как и задумывалось правителем.
В связи с тем, что Хава-Махал был построен с целью оградить женщин махараджи от посторонних глаз, то и входа со стороны нарядного фасада у него нет.
Он прячется во внутреннем дворе и найти его можно, если обойти дворец с левой стороны.
Заходим в Хава Махал с тыльной стороны…
и поднимаемся наверх.
Кажется, что постройка в пять этажей предполагает наличие многочисленных лестниц и переходов. Однако вместо лестниц во дворце построены специальные пологие пандусы, позволяющие перемещаться с этажа на этаж. Чем было продиктовано подобное решение, неизвестно, однако факт остается фактом: в пятиярусном строении лестницы полностью отсутствуют.
Чтобы королевские жёны и слуги не подскользнулись при подъемах и спусках, на полу на каждом пролете нанесены специальные насечки. Благодаря им обувь красавиц не скользила, и они могли спокойно дойти до своего этажа.
Самой узнаваемой особенностью Хава-Махала являются особые балконы-джхароки, которыми украшен каждый из пяти этажей главного фасада здания. Они изящно оформлены декоративными купольными балдахинами и закрыты ажурными резными ширмами с крошечными окнами.
Эти балконы были закрытыми для полного соблюдения традиции пурды, запрещающей женщине появляться перед посторонними людьми. Если бы махараджа не построил для них Хава-Махал, девушки из гарема, постоянно находящиеся взаперти, вообще не видели бы, что происходит вне стен дворца.
Многочисленные бойницы и искусственно созданные щели снаружи смотрятся, как изысканное каменное кружево. Каждое окошко во дворце не превышает размера человеческой головы. Но большое их количество создает возможность движения воздуха, отчего в Хава-Махале всегда сохраняется прохлада.
В Хава-Махал воплощены лучшие традиции восточной архитектуры тех времен. Здесь и мавританская арка, и решетчатые окна с цветными витражами, которые не только красиво смотрятся, но и создают ощущение волшебства, благодаря многочисленным разноцветным лучикам солнца, проникающим сквозь стёкла.
От красоты удивительного дворца просто захватывает дух.
«Гребень» пятиэтажного главного фасада Хава-Махала имеет высоту 15 метров. Несмотря на это, у него очень тонкие стены: их толщина составляет всего 20 сантиметров. Всё строение, если смотреть на него сбоку, кажется плоским. Несмотря на множество окошек, эркеров и декоративных элементов, дворец не выглядит утяжелённым. Наоборот, при взгляде с улиц Джайпура Хава-Махал кажется невероятно изящным, почти кружевным.
Во время посещения дворца не покидает ощущение сказочного сна. Ветер, проникающий внутрь сквозь многочисленные отверстия, слегка посвистывает, и кажется, что дворец исполняет собственную восточную мелодию.
Если подняться на самый верх Хава-Махала, взору посетителя откроется удивительный вид на Джайпур.
С одной стороны можно взглянуть на Джантар-Мантар и Городской дворец,
а с другой на городской базар под названием Сиредеори и улицы Джайпура.
Побывать внутри Хава Махал можно каждый день с 9–00 до 17–00, но полюбоваться его фасадом мы очень советуем ранним утром. Когда лучи восходящего солнца освещают дворец, создаётся впечатление, что здание «купается» в золотом свете солнца и дворец выглядит словно иллюстрация к восточной сказке.
Идем по улицам Джайпура дальше и убеждаемся, что розовый в этом городе не только дворец Хава Махал, но и многие другие строения в старом центре:
Двигаясь в направлении нашей следующей цели, делаем короткую остановку возле музея Альберт-холл:
Музей Альберт-холл (Albert Hall Museum) — одно из красивейших зданий Джайпура, построенное британским архитектором Суинтоном Джейкобом с 1876 по 1887 год, в честь британского принца Уэльского Альберта, старшего сына королевы Виктории и будущего короля Эдуарда VII. Здание музея построено в индо-сарацинском стиле раджастханских дворцов.
Здание музея выделяется из общей городской архитектуры еще издали. Его крышу украшают легкие башни, которые кажутся парусами, наполненными ветром.
Изначально предполагалось, что Альберт Холл станет городским Залом Собраний, но впоследствии было решено превратить его в музей искусств Джайпура. На сегодняшний день в нем собрана уникальная коллекция ценнейших экспонатов XVII — XX веков.
Подъезжая к храму Лакшми Нараян первое, что мы увидели была возвышающаяся на холме мощная крепость Моти Дунгри, XVI века. Фасад дворца Моти Дунгри был достроен Савай Мансингхом II, создавшим из старинного форта Шанкаргарх величественный дворец. Он же дополнил внешний облик башенками, выполненными в стиле шотландского замка. Сейчас дворец находится в частном владении и закрыт для посещения.
Джайпурский Бирла Мандир (или храм Лакшми Нараян) был построен в 1985-м году на собственные средства семьи индийских промышленников Бирла. Храм знаменит своей архитектурой, уникальной резьбой купола, а главное тем, что символизирует мир между всеми религиями.
Храм Бирла Мандир полностью построен из блестящего белого мрамора. Окруженный пышным зелёным садом, он без сомнения является архитектурным шедевром. Снаружи можно наблюдать сказочно красивые скульптуры на мифологические сюжеты. Будучи совсем новым, храм Бирла Мандир выделяется среди десятков храмов, многим из которых сотни лет, и привлекает не меньшее количество туристов. Этот удивительный храм построен в честь Лакшми — богини счастья, богатства, процветания, изобилия и удачи. Именно поэтому его часто называют храмом Лакшми Нараян.
Символизируя единство Индии и всех религий, на стенах изображены как индуистские божества, так и Иисус и Мадонна, Конфуций, Будда, Заратустра и т. д.
Храм украшают многочисленные арки, галереи, нарядные лестницы, башни, портики, скульптурные композиции.
Рядом разбит небольшой парк.
Статуя Бога Шива в парке.
После этого, поскольку время у нас еще оставалось, наш гид в качестве бонуса повел нас в расположенный неподалеку храм Моти Дунгри
Храм Моти Дунгри — один из самых крупных и посещаемых храмов, посвященных мудрому богу Ганеше. Был сооружен из мрамора и известняка в 1761 году. На стенах храма выгравированы изображения мифологических персонажей.
Храм очень интересный и красивый, но туристы здесь бывают похоже нечасто, потому что на нас поглядывали с явным удивлением. Мы попали на какую-то церемонию, все прихожане в храме ждали когда произойдет ритуал освящения и последующая раздача святой пищи, которая называется прасад. Обратите внимание, что пока идет процесс освящения пищи занавески алтарной части закрыты.
И вот занавески под бурную радость прихожан открываются, и начинают раздавать прасад.
В центре храмового комплекса установлена большая статуя Ганеша.
В индуизме Ганеша— один из самых широко известных и почитаемых воплощений Бога. Ганеша считается хозяином разума и мудрости. И посмотрите какой красавец!)
Также обратите внимание на символы слева и справа от Ганеши: да, да — это свастика! Это один из самых древних и широко распространённых графических символов, который встречается с 8 тыс. лет до н. э. Дословно, в переводе с санскрита: свасти — приветствие, пожелание удачи, благоденствие (от सु, су — «добро, благо» и अस्ति, асти — «есть, быть»)
В данном случае свастика — это один из символов Ганеши, которая (если вращается по часовой стрелке, как на фото) — приносит в этот мир все хорошее и созидающее. Дальше в индуистских храмах мы будем встречать ее повсюду.
Присмотритесь и к символу внутри золотого круга сразу сзади за головой Ганеши — это «Ом». Ом (санскр. ॐ) или Аум — в индуистской и ведийской традиции — сакральный звук, изначальная мантра, «слово силы». Часто интерпретируется как символ божественной триады Брахмы, Вишну и Шивы.
Ганеша в Индии почитаем во многих светских обрядах, особенно перед такими начинаниями, как покупка транспорта или начало любого бизнеса. Как рассказал нам гид, вряд ли возможно отыскать в Индии хоть один дом, где нет идола Ганеши. Ганеша — один из наиболее почитаемых святых в Индии, к нему обращаются почти во всех случаях и во всех частях страны. Люди верят, что молитвы к Ганеше даруют успех, богатство, процветание и защиту от неприятностей.
Нам Ганеша тоже очень понравился и в этот момент мы решили, что обязательно купим фигурку этого божества в качестве сувенира из Индии.
На этом наш очень насыщенный день в Джайпуре был завершен. Завтра предстоял переезд в Агру.
Продолжение следует…
Другие части рассказа про наше путешествие в Индию:
Индия. Первое знакомство
Индия. День 2-ой. Форт Амбер
Теги:
Автобусные туры