Мысль о поездке в Индию родилась у нас c супругой после просмотра нескольких красочных телепередач на популярных каналах о путешествиях. Увидеть знаменитый Тадж-Махал своими глазами, конечно, хотелось и раньше, но когда мы осознали сколько там еще всего прекрасного и удивительного — было решено, в очередной отпуск едем в Индию!
Однако наши друзья и знакомые, узнав о направлении нашей предстоящей поездки, делали удивленные и даже испуганные глаза: «Куда?! В Индию?! Зачем, там же грязь жуткая?! А прививок сколько собираетесь делать?!…»
Но нас было уже не остановить и не переубедить. Правда, мысль о полностью самостоятельном путешествии по Индии мы быстро отбросили. Огромные расстояния между всеми городами и местами, которые хотелось увидеть, неочевидность для нас надежности и доступности общественного транспорта в Индии и желание узнать побольше интересного о такой яркой и самобытной культуре от грамотного гида, привели нас в отличную туркомпанию, специализирующуюся именно на турах в Индию.
Самые популярные варианты туров типа «Золотой треугольник» (Дели — Джайпур — Агра) нас не устраивали — хотелось увидеть побольше, поэтому мы выбрали вариант «Классическая Индия», где городов по маршруту было намного больше. Однако, даже в этот большой тур не входило посещение города Амритсар — священного города сикхов, а увидеть его очень хотелось. Поэтому мы добавили к «Классической Индии» еще и 2 дня в Амритсаре.
В итоге маршрут вырисовывался таким: прилетаем из Москвы в Дели, далее — Джайпур (2 ночи) — Абанери — Фатехпур Сикри — Агра (2 ночи) — переезд на поезде-экспрессе в Джанси — Орчха — Каджурахо (1 ночь) — Читракут (1 ночь) — Варанаси (1 ночь) — внутренний авиаперелет Варанаси-Дели, 1 ночь в Дели — далее переезд на поезде-экспрессе в Амритсар, (1 ночь) и также на поезде обратно в Дели и возвращаемся в Москву. Всего 12 дней и почти все «самое-самое» для первого знакомства с Индией.
Что нам очень понравилось — цена тура не зависела от количества человек в группе, т. е. мы точно знали, что поездка состоится, сколько бы туристов не собралось на наши даты. Но по привычке мы представляли себе обычную группу в 20–30 человек на большом туристическом автобусе. Каково же было наше удивление, когда буквально накуне отъезда в турфирме нам сказали: «а больше не будет никого, Вы едете вдвоем!».
Начало уже было многообещающее — вип-тур для нас двоих с персональным гидом и водителем по цене группового! Отлично, поехали!
Перелет регулярным рейсом «Аэрофлота» Москва-Дели длился около 6,5 часов и запомнился видами на ночной Дели из иллюминатора:
Высота была еще довольно большая, но с обоих сторон иллюминаторов насколько хватало глаз светились миллионы огней — Дели просто гигантский город! Населении агломерации Дели почти 27 миллионов человек, это третья по размеру городская агломерация в мире после Токио и Джакарты.
После приземления нас очень радушно встретили представители принимающей индийской туркомпании, на нас одели приветственную гирлянду из цветов — мала и быстро транспортировали в отель.
С утра мы встретились с нашим русскоговорящим гидом, звали его Манодж, сели в наш персональный автомобиль и тур начался.
Первой достопримечательностью, куда мы приехали был храм Лотоса.
Храм Лотоса — главный храм религии Бахаи в Индии и сопредельных странах, построенный в 1986 году. Огромное здание из белоснежного пентелийского мрамора в форме распускающегося цветка лотоса — одна из наиболее популярных среди туристов достопримечательностей Дели. Известен как главный храм Индийского субконтинента и главная достопримечательность города. Храм Лотоса выигрывал несколько архитектурных наград и был упомянут во множестве газетных и журнальных статей.
Территория храма, включающая в себя здание храма и сад, имеет площадь в 26 акров, что примерно равно 105 000 квадратным метрам.
Строительство началось близ Нью-Дели в 1978 году и было закончено 22 декабря 1986 года. Центральный зал — диаметр 75 метров, высота 31 метр, вместимость 1300 мест. Фотографировать внутри храма строго запрещено, поэтому все фото только снаружи.
Архитектор Фариборз Сахба, канадец иранского происхождения, вдохновлялся всемирно известным проектом Сиднейского оперного театра. Все храмы веры Бахаи, включая храм Лотоса, объединены несколькими архитектурными элементами, некоторые из которых характерны для священных писаний веры Бахаи. Абдул-Баха, сын основателя религии, указал на то, что основной архитектурной чертой храмов является девятиугольное здание округлой формы. У всех храмов есть купол, но он не считается важной частью храма. В священных текстах веры Бахаи также написано, что на стенах храма не должно быть никаких изображений, на территории храма не должно быть скульптур, а внутри храма не должно быть кафедр или алтарей (для посетителей предусмотрены лавочки).
Вдохновившись цветком лотоса, архитектор включил в проект здания храма 27 «лепестков», облицованных мрамором и объединённых по три, что придало храму девятиугольную округлую форму. Девять дверей храма Лотоса ведут в главный зал высотой около 40 метров. Зал вмещает в себя 2500 человек. Храм облицован белым мрамором из горы Пентели в Греции. Из похожего мрамора построены и другие храмы веры Бахаи.
Как и во всех храмах религии Бахаи, храм Лотоса открыт для людей всех вероисповеданий.
Учение Бахаи гласит, что душа храма находится там, где люди всех вероисповеданий могут поклоняться Богу без конфессиональных ограничений. Учение также гласит о том, что все тексты веры Бахаи или любой другой веры могут быть поняты на любом языке, пропеты храмовым хором без музыкальных инструментов. Чтение проповедей и проведение ритуальных церемоний не предусмотрено.
С того момента, когда храм был открыт для посещения в 1986 году, храм Лотоса до 2002 года уже посетило более 70 миллионов человек, сделав этот храм одним из самых популярных мест. Во время индуистских праздников и священных дней число посетителей возрастает до 150 тысяч в день.
Очередь в храм Лотоса:
Немного посидев в храме Лотоса и насладившись тишиной и прохладой отправляемся дальше.
Следующая наша остановка в комлексе Кутб-Минар.
Кутб-Минар — мусульманский религиозный комплекс, расположенный в районе Мехраули Южного Дели. Он был построен Кутб ад-Дин Айбаком, первым султаном Рабской династии, сразу после захвата Дели в 1206 году. Главный минарет, который дал название комплексу, построен из красного песчаника, и имеет высоту 72,5 м. Его поверхность покрыта искусной резьбой и текстами из Корана. Этот минарет был построен как символ исламского господства в Дели и в качестве главного минарета, с которого мусульман призывали на молитву. Однако сооружение не было завершено при Кутб ад-Дине, большая часть была построена уже при его наследнике Илтутмише, а последние два яруса, украшенные белым мрамором, были построены уже Фируз-шах Туглаком в 1368 году, на замену оригинальному четвертому ярусу. Минарет и весь комплекс имеют большое историческое значение как первый памятник, построенный исламскими правителями Индии, и как пример нового архитектурного стиля, индо-исламской архитектуры, неизвестного ранее.
На довольно большой территории комплекса находится много различных достопримечательностей.
Минарет Ала-и-минар стал строить Алауддин Хильджи, собираясь его сделать в два раза выше, чем Кутб-Минар. Однако строительство было прекращено, когда конструкция достигла 24,5 метров и был построен только один ярус после смерти Алауддина. Первый ярус постройки сохранился до наших дней.
Развалины мечети Кувват-уль-Ислам
Мечеть Кувват-уль-Ислам (что означает Мощь Ислама) известная также как мечеть Кутб, или Великая мечеть Дели, была построена Кутб-уд-Дин Айбеком, основателем ордена мамлюков или Династии Рабов. Строительство мечети началось в 1190 году. Стройматериалами для мечети послужили двадцать семь разрушенных индуистских и джайнистских храмов. Это была первая мечеть, построенная в Дели после исламского завоевания. В дальнейшем мечеть расширялась и достраивалась.
Просто великолепная работа по камню:
Мечеть сейчас разрушена, но внушительные развалины позволяют судить об исламской архитектуре.
К западу от мечети находится могила Илтутмиша, построенная в 1235 году. Постройка мавзолея показывает отход от индийских обычаев кремации.
Внушительные ворота Ала-и-Дарваза были построены первым султаном Дели династии Хильджи Алауддином.
Колонна из неизвестного сплава. Широкую известность колонна приобрела тем, что за 1600 лет своего существования избежала коррозии:
Эта железная колонна высотой 7 метров и весом в 6 тонн представляет собой большую загадку. Колонна была воздвигнута царём Кумарагупта I династии Гупта, правившей в Северной Индии в период 320–540 годов. Первоначально колонна находилась в храме Вишну города Матхура, а на колонне помещался Гаруда. Колонна была перенесена на это место и вошла в состав индуистского храма, все остальные постройки храма были разрушены и использованы как стройматериалы для минарета Кутб-минар и для мечети Кувват-ул-ислам.
На колонне осталась надпись, посвящённая Вишну и царю Чандрагупте II (375–413 годы).
За 1600 лет колонна практически не подвергалась коррозии, о причине чего ведутся споры. Существует теория, что колонна сделана из метеоритного железа. По другим представлениям, в колонне использовался особый сплав, изобретённый индийскими металлургами.
Вокруг колонны построена ограда. Считается, что если стать к колонне спиной и охватить её сзади руками, это принесёт счастье, но при нас никто ограду не перелезал.
Во внутреннем дворике комплекса
Но, конечно, главным сооружением комплекса является сам минарет Кутб-Минар
Кутб-Мина́р (также Куту́б-Мина́р или Кута́б-Мина́р) — самый высокий в мире кирпичный минарет. Построен в Дели несколькими поколениями правителей Делийского султаната.
Первый мусульманский правитель Индии Кутб уд-Дин Айбек под впечатлением афганского Джамского минарета, чтобы превзойти его, начал постройку минарета в 1193 году, но смог только завершить фундамент. Его наследник Илтутмиш достроил ещё три яруса, а в 1368 году Фируз-шах Туглак достроил пятый и последний ярус. По внешнему виду минарета можно проследить развитие архитектурного стиля.
Кирпичный минарет высотой 72,6 метров представляет собой уникальный памятник средневековой индо-исламской архитектуры и защищается ЮНЕСКО как объект всемирного наследия.
Диаметр основания — 14,74 м, диаметр верхней части башни — 3,05 м.
Помимо обычной цели созывать людей к молитве в мечети Кувват-ул-Ислам, минарет использовался как башня победы, чтобы показать мощь ислама, а также как башня для обзора окрестностей с целью охраны города.
Среди историков существует также мнение, что минарет назвали в честь первого тюркского султана Кутбуддина Айбака, по другой гипотезе — в честь святого из Багдада Кхваджа Кутбуддина Бахтияра Каки, который переселился в Индию и пользовался большим авторитетом у Акбара.
Необычность орнаментов, украшающих комплекс, и абсолютная их несовместимость с Исламом обусловлены тем, что для строительства использовался камень из развалин многих разрушенных индуистских храмов. Вот так и появилось это необычное сочетание и даже своего рода слияние разных религий в одном архитектурном культовом сооружении.
Далее мы поехали к храму Ахимса Стхал, где познакомились с религией джайнизма. Собственно, это скорее не храм, а святилище, центром которого является статуя Махавиры, возродившего джайнизм в 6-м веке до нашей эры.
Основным принципом его учения является ахимса — - поведение и образ действий, при которых первым требованием является ненанесение вреда (ненасилие) никогда и никаким образом — ни мыслью, ни словом, ни делом, и это относится ко всему живому (людям, животным, растениям).
У подножья статуи есть рельеф, изображающий идеал джайнистов.
Корова и лев (но по смыслу скорее львица) пьют из одного корыта. При этом львёнок сосёт корову, а телёнок львицу. Полная ахимса.
Джайнизм — это учение, которое закрепилось в Индии и за её пределами, и по сей день насчитывает несколько миллионов последователей.
Теперь мы отправляемся в храмовый комплекс Чаттарпур.
Чаттарпур — это один из самых больших храмовых комплексов, построенных в Дели в недавнее время. Надо сказать, что Дели, с тех пор как стало столицей исламского султаната Великих Моголов, в 16 веке лишился всех своих индуистских храмов, снесенных мусульманами. Индуистские святыни были снесены почти по всему Центральному и Северному Индостану, и только на юге, в самых дебрях, куда не дошли мусульмане, сохранились святыни индуизма. После разгрома Моголов англичанами в 18-м веке и превращения Индии в британскую колонию индуисты частично восстановили свои храмы и святилища, но до сих пор потери их религиозных древностей на Севере Индии невосполнимы.
Сначала мы заходим в главный храм — собственно Chattarpur Mandir.
У главного входа возвышается уникальное дерево, которое посетители украшают нитевыми браслетами, попутно загадывая желание.
Внутри самих помещений храма фотографировать запрещено, удается сделать лишь несколько фото при входе.
Чаттарпур — один из крупнейших религиозных центров в Индии и один из самых масштабных храмовых комплексов в столичном округе. Построен в XX веке в Нью-Дели по настоянию Бабы Сан-Нагпала и посвящен богине Катьяяни. Ежегодно комплекс посещают миллионы последователей индуизма и просто приехавшие в Индию туристов.
Чаттарпур открыт для представителей любого вероисповедания. В комплексе огромное количество школ, ашрамов, лечебных центров. Здесь есть ряд святынь, посвященных таким божествам как Шива, Ганеши, Рама.
Трезубец изображенный наверху — орудие Бога Шивы.
В индуизме считается, что космическое дерево растет из спины черепахи — воплощения бога-хранителя Вишну.
В индуизме Акупара (Akupara) — гигантская сухопутная черепаха, которая несла мир на своей спине.
А на дверях этого сооружения замок впечатляющего размера:
Территориально Чаттарпур расположен на юго-западе Дели всего в 4 км от минарета Кутуб-Минар. В общей совокупности комплекс покрывает 24 га земли.
Вход в комплекс бесплатный. Любители скульптур будут приятно удивлены небывалым количеством огромных монументов. Некоторые из них посвящены божествам, а некоторые — любимым в народе животным.
Поражает колоссальными размерами статуя, посвященная царю обезьян — Богу Хануману, одному из самых любимых народных богов Индии.
Статуя на самом деле колоссальна, где-то не менее 25 метров высотой.
Закончив осмотр храмового комплекса Чаттарпур мы направляемся из Дели в город Джайпур, переезд займет около 5 часов.
Множество других замечательных достопримечательностей Дели мы еще увидим ближе к финалу нашего путешествия, когда будем возвращаться обратно. А сейчас нас ждет розовый город — Джайпур.
Продолжение следует…
Другие части рассказа про наше путешествие в Индию:
Индия. День 2-ой. Форт Амбер
Индия. День 2-ой. Джайпур — розовый город
Теги:
Автобусные туры