После первого дня нашего путешествия по Индии, где мы знакомились со столицей — Дели, примерно за 5 часов мы переехали в город Джайпур. Проснулись мы в Джайпуре довольно рано. Количество достопримечательностей, которые планировали увидеть за день, было очень велико и медлить было нельзя.
Первым делом с утра мы направились к знаменитому форту Амбер, ведь там нас ждали слоны, а слоны долго ждать не будут. :)
Форт Амбер — представляет собой величественное сооружение, возвышающееся на скалистом утесе в 11 километрах от Джайпура, столицы индийского штата Раджастан. Его история началась в 1592 году со строительства оборонительного бастиона, призванного защищать княжество Дхундхар от вражеских нападений. Работу над этим поистине грандиозным проектом инициировал раджа Ман Сингх I, однако насладиться результатами своего труда ему так и не удалось — знаменитый военачальник умер задолго до его окончания. Работу над фортом заканчивал Джаи Сингх I, ставший преемником предыдущего раджи. Именно при нем форт Амбер в Джайпуре превратился в красивейший дворцовый комплекс с 4 отдельными дворами, рукотворным озером Маота, роскошными мечетями и садами.
Дворец Амбер входит в «Золотой треугольник Индии» и является одной из самых посещаемых достопримечательностей страны. В 2013 году он был внесен в список Всемирного достояния «ЮНЕСКО».
Над фортом Амбер находится форт Джайгарх, который был построен для защиты форта Амбер и дворцового комплекса махараджи. Оба форта соединены туннелем длиной 2 км.
Джайгарх вместе с Амбером образует мощное оборонительное сооружение, стены которого простираются вдоль горных холмов почти на 20 км.
Форт Амбер со всех сторон окружён холмами, по гребням и вершинам которых бесконечной змейкой вьётся на многие километры крепостная стена с валами и дозорными башнями.
Индусы называют ее «Великой индийской стеной», намекая на схожесть с известной китайской достопримечательностью.
Для строительства форта Амбер, остававшегося административным центром этих краев вплоть до основания Джайпура, использовался местный песчаник. Стены, выполненные из этого камня светло-желтой породы, практически слились с окружающей их панорамой. Эффект получился настолько сильным, что увидеть Амбер издалека почти невозможно. Такое решение было принято неслучайно — при частых военных нападениях оно играло важную оборонительную роль.
Форт был назван в честь Богини-матери Амба, более известной в индийской мифологии под именем Дурга, и построен по всем канонам раджпутского архитектурного стиля, получившего развитие в штате Раджастхан в Средние века.
Созданный в лучших традициях архитектурного стиля раджпутов, который в те времена был на пике своего развития, он отличается строгими формами и идеально пропорциональными линиями. Однако за простотой, присущей для внешних стен, скрывается богатейшая внутренняя отделка и различные украшения, недоступные простому человеку.
Для лучшего понимания как это грандиозное сооружение выглядит целиком сверху и из каких частей состоит, воспользуюсь одной фотографией с просторов всемирной сети:
(Это фото из Интернета) Глядя на эту фотографию, мы будем двигаться по территории форта Амбер слева-направо.
Как и другие сооружения, построенные в раджпутский период, Амбер обладает несколькими характерными особенностями. Центральную часть комплекса занимает многоярусное жилое здание — прасада (главное жилое здание), рядом с ней — одно- или двухэтажные пристройки и павильоны, изолированные или представляющие собой крылья прасады. Остальная территория дворцового комплекса делилась на три части: первая — служебный двор со стойлами, складами, хранилищами оружия, дворцовой площадью и павильоном для официальных аудиенций. Вторая — один или два дворика с личными королевскими покоями, дворцовым форумом, помещениями для казны и частных приемов. В третьей части размещалась зенана (женские апартаменты) с открытыми террасами и садиками для прогулок.
К форту можно подняться верхом на слоне, пешком или на джипах. Для удобства туристов для каждого из видов передвижений сделана отдельная дорога. В нашу программу, конечно, входил подъем на слонах, ну какие могут быть джипы в таком древнем месте. Вот они красавцы стоят, ждут.
Очередь из туристов, желающих подняться наверх именно на слонах, очень приличная и если бы у нашего гида не было заранее купленных билетов, то стоять пришлось бы долго. На каждом слоне закреплено специальное сидение, размещаются там туристы по двое. Посадка происходит прямо с участка крепостной стены соответствующей высоты, на который туристы поднимаются по обычной лестнице. Подходит наш слон с погонщиком: раз-два и мы уже едем верхом на слоне!
Путь в Амбер начинается на берегах искусственного озера Маота с маленьким островком в центре — Садом Даларамы (названным так в честь первого архитектора Джайпура).
Во дворец ведёт широкая дорога, по которой неторопливой поступью движутся слоны, доставляя посетителей к первым входным воротам — Джаи Пол.
Форт Амбер сочетает в себе силу и неприступность крепости с тонкостью и очарованием настоящего архитектурного шедевра, в котором явно просматривается влияние мусульманской культуры. Для раджпутского архитектурного стиля характерны безукоризненные пропорциональные линии, строгие, чёткие внешние формы.
Покачиваясь верхом на слоне пытаемся успеть сфотографировать окружающие виды.
В Индии, как известно, левостороннее движение на дорогах — слонов это тоже касается.
Поэтому по дороге, ведущей к форту, слева — слоны идут наверх, а справа — вниз. Иногда, как и на дорогах, возникают небольшие «пробки», особенно перед очередными узкими воротами. Слонов реально много: вереница вверх, вереница — вниз.
Подъем длится около 20–30 минут. Миновав большой двор, следующий за первыми воротами, туристы оказываются перед Сурадж Пол или Вратами Солнца (на фото из них выходит очередной слон).
Здесь путешествие на слонах заканчивается. Как нам сказали, слонов эксплуатируют умеренно — за день они совершают 4–5 подъемов-спусков и идут отдыхать.
Врата Солнца (Сурадж Пол) открывают Джалеб Чоук, хозяйственный двор с казармами, сараями, хлевами и другими служебными постройками. В этом дворе раджа проводил смотр своей личной охраны.
Далее миновав Сингх Пол (Ворота Льва)
мы вышли к залу для официальных аудиенций Diwan-E-Aam (Диван-и-ам — Зал для публики).
Его сводчатая крыша опирается на 40 колонн, центральные из которых выполнены из белого мрамора, а боковые — из красного песчаника. Примечательно, что верхние части колонн сделаны в форме голов слонов, их поднятые хоботы служат как бы естественной опорой для свода крыши. Здесь махараджа проводил официальные аудиенции, встречи с публикой, зал отлично продувается ветром с трех сторон, что являлось спасением при жаркой погоде.
Диван-и-ам заканчивается обрамлённой декоративной решёткой террасой, с неё открывается грандиозная панорама окружающего ландшафта.
Путь в уютный внутренний двор с личными апартаментами раджей дворца Амбер проходит через изумительные по красоте отделки ворота — Ганеша Пол. Их фасад богато декорирован арками, украшенными джали (резными каменными решётками), и крышей типа бангал-дар (такая крыша имеет низкие купольные завершения с далеко вынесенными вперёд карнизами, что делает её похожей на шляпу). На верхнем этаже ворот находится Сохаг Мандир — его определённым образом спроектированные окна позволяли женщинам двора наблюдать за публичными аудиенциями, оставаясь незамеченными.
В прежние времена доступ в эту часть дворца имели только члены королевской семьи и обслуживающая их прислуга.
Сквозь ворота Ганеша Пол мы прошли во внутренний дворик, где стоят жилые палаты правителей и расположился небольшой уютный садик.
Справа мы видим мраморный дворец Sukh Niwas (Сукх Нивас — Зал удовольствия). Считается, что именно в этом дворце были покои махараджи. Стены разукрашены в веселые цвета, сандаловые двери, инкрустированные слоновой костью. Зал удовольствия оснащен уникальной системой кондиционирования. Система подачи воды циркулирует в стенах помещения, затем заполняет маленький водопад, далее из водопада бежит по устроенному прямо в полу каналу и уходит в сад, расположенный в крепости.
Слева находится элегантный дворец Jai Nivas (Джай Нивас — Дворец Победы), построенный из белого мрамора.
В нем находятся Зеркальный дворец (Шиш Махал) и Комната славы (Яш Мандир). Также устроен Диван-и-кхас, отдельное помещение, стены которого полностью покрыты живописными рисунками и узорами.
Самый сказочный дворец форта Амбер Sheesh-Mahal (Зеркальный дворец) находится прямо в его сердце. Стены и потолок дворца украшены зеркальной мозаикой. Зеркала здесь выпуклые, сферические, вогнутые. В зале можно увидеть сложные рисунки с цветочными мотивами, с однотонным блеском, а также с вкраплением цветного стекла. Узор выложен таким образом, что стоит зажечь свечу и создается потрясающий эффект звездного неба.
Существует легенда, что в то время махарани (жена махараджи) не было дозволено спать на открытом воздухе, но она очень любила сияние звезд, поэтому махараджа приказал расписные стены украсить осколками полудрагоценных камней, стекла и зеркал, чтобы отражения создавали эффект звездного неба.
Зеркальная мозаика была одним из приёмов декорирования стен, колонн и потолков во дворцах раджпутов.
Зал Diwan-E-Khas (Зал для частной аудиенции)
Стены зала украшены витиеватой резьбой, а его перекрытия украшены рельефным цветочным орнаментом, каймой, созданной из полудрагоценных камней, всевозможными рисунками и инкрустацией, выполненной из древней цветной мозаики. При этом нижние панели стен украшают цветочные рельефные узоры. По краям панели обрамлены каймой, выложенной полудрагоценными камнями. Верхние же участки стен либо расписаны (что характерно для индуистской традиции), либо инкрустированы цветной мозаикой, кусочками стекла или полудрагоценных камней (это исламское культурное влияние).
Массивные крепостные стены Форта Амбер скрывали богатую внутреннюю отделку, изысканную обработку и украшения, недоступные случайному взгляду.
Терраса Нат Махал, расположенная в верхней части Джай Нивас, в прошлом служила местом, где проводились торжественные заседания двора.
Внутри форта здания дополнены множеством изящных балконов, тонкими колоннами, соединёнными многочисленными арками, каменными решетками, небольшими беседками по углам крыш и навесов, а также многочисленными украшениями. Во дворце своё истинное воплощение нашла мечта о рае, дающем усладу душе и покой сердцу.
Окна покрыты резными мраморными решётками (джали), которые усиливают вентиляцию в помещениях, а также создают приятный полумрак и защищают комнаты от прямых лучей солнца.
Вид через окно ворот Ганеши на Джалеб Чоук (главный двор), где вернувшаяся из похода армия демонстрировала общественности свою добычу и проходили другие публичные церемонии.
Вот такие отверстия в резных мраморных решётках на верхнем этаже Сохаг Мандир позволяли женщинам королевского двора наблюдать за публичными церемониями, оставаясь при этом незамеченными.
С многочисленных открытых террас и плоских крыш дворца, которые тоже использовались для прогулок, открывается захватывающая дух панорама уходящих за горизонт холмов, старинных цитаделей и фортификационных башен.
Между Амбером и Джайгархом лежит целый квартал древних домов и строений, лишь малая часть из которых обитаема. Остальные представляют собой живописные руины, разбросанные по склонам холма…
А с другой стороны далеко внизу виднеется спокойная гладь озера Маота, в котором, как в огромном зеркале, отражаются неприступные суровые стены Амбера.
Последним элементом форта Амбер является зенана, сложная и запутанная часть дворца, в комнатах которого проживала исключительно женская половина.
Пребывая в этой части дворца, незримо ощущаешь былое присутствие махарани (королев) и кумари (принцесс), которые вели спокойный и уединенный образ жизни в покоях зенаны.
Расположенная недалеко от Джаи Нивас зенана — настоящий лабиринт из спален, кладовок, служебных помещений, ванных комнат, кухонь и закрытых террас.
Помещения зенаны были спроектированы так, чтобы махараджа мог посещать комнаты одной из жен или наложниц и остальные не знали бы об этом. Покои каждой из жен не связаны между собой, но выходят в общий коридор.
Эта часть форта Амбер полностью принадлежала женщинам раджи, его женам и наложницам.
Запутанные ходы, лестницы и двери ведут в разные части форта Амбер, но нам уже пора покидать этот чудесный дворец.
Несмотря на многовековую историю своего существования форт Амбер продолжает оставаться ярчайшей демонстрацией той красоты и роскоши, которой окружали себя средневековые индийские раджи.
А мы двигаемся дальше — осматривать другие достопримечательности столицы Раджастана — Джайпура.
Продолжение следует…
Другие части рассказа про наше путешествие в Индию:
Индия. Первое знакомство
Индия. День 2-ой. Джайпур — розовый город
Теги:
Автобусные туры