Наш третий день пребывания в Индии выдался очень насыщенным. Рано с утра мы выехали из Джайпура , по дороге ненадолго заглянули в храмовый комплекс Галтаджи (Обезьяний храм), потом заехали в город Абанери и осмотрели невероятный ступенчатый колодец Чанд Баори. Финальной остановкой перед приездом в Агру стал так называемый «заброшенный город» Фатехпур Сикри.
Среди многочисленных достопримечательностей есть особая загадочная тема, волнующая настоящих любителей истории и необычных мест. Это — города-призраки. По неизвестной нам причине шумные улицы пустеют, жители покидают дома, дворцы приходят в упадок, храмы зарастают буйной растительностью и ветшают.
Память о таком месте сохраняется в легендах, а город становится призраком. И если спустя столетия город случайно находят, то тогда учёные ломают голову над тем что же случилось, археологи собирают ценнейшие находки, а туристы спешат увидеть своими глазами древнюю загадку и составить собственное представление об увиденном. Такое затерянное в веках место — мечта любого путешественника.
Фатехпур-Сикри (Fatehpur Sikri) — город и муниципальный район в районе Агра штата Уттар-Прадеш. Являлся столицей Империи Великих Моголов во время правления Акбара I в. 1571–1585 годах. С 1986 года древний город Фатехпур-Сикри является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Еще на подступах к Фатехпур-Сикри его очарование поражает. Есть в этом месте какая-то загадка, неподвластная времени, граничащая со сказкой. Попадая на территорию этого города, понимаешь, насколько он потрясающе красив и необычен.
А история появления этого города такова. В 1568 году могольский император Акбар Великий был на пике своей славы и силы. Его империя крепла, а казна и сокровищницы были полны. И все же Акбар не был счастлив и удовлетворен жизнью в полной мере. И на то у него была причина. Ни одна из жен не подарила ему сына, а значит империя не имела наследника. Но прослышал падишах о святом суфии Салиме Чишти, который жил тогда в далекой деревушке Сикри. И, решив испытать последнюю надежду, отправился Акбар в Сикри простым паломником и обратился к святому.
Салим Чишти благословил его, сказав, что у него родится трое сыновей, и вскоре предсказание сбылось. В августе 1569 года у Акбара родился наследник (спустя некоторое время сбылось пророчество и о двух младших сыновьях). Мальчика назвали Салимом в честь самого суфия. Так появился на свет будущий император Джахангир. А на месте, где жил святой мудрец, возле маленькой деревушки Сикри, и решил счастливый Акбар построить свою новую столицу.
Император пригласил лучших архитекторов и каменщиков, которые и создали дворцы и храмы, павильоны и веранды с изысканной резьбой и орнаментом, с филигранными каменными декорами, покатыми карнизами и куполами. Новая столица стала первым построенным по тщательно продуманному плану могольским городом.
Акбар и его архитекторы создали тот самый могольский стиль — смесь мусульманской и раджпутской архитектуры. Город был построен из красного песчаника и мрамора. За полтора десятилетия пустынный холм превратился в роскошную цитадель. В отдельном дворе располагалось и сакральное жилище суфийского мудреца.
Результат строительства превзошел самые смелые ожидания правителя. Город был великолепен: широкие террасы, дворцовые павильоны из красного песчаника, украшенные замысловатой резьбой. Даже цвет камней менялся в зависимости от времени суток: он становился то нежно-розовым, то алым, то темно-бордовым, приводя посещающих город в неописуемое замешательство и восторг. Возведенный императором город увековечил и неординарную личность Акбара: интерьеры дворцов изобилуют символами ислама, христианства, буддизма и джайнизма.
После удачного похода на Гуджарат Акбар дал своему городу имя Фатехпур-Сикри (град Победы близ Сикри). Величественный город расположен на возвышенности в окружении толстых каменных крепостных стен с девятью воротами.
Фатехпур-Сикри является одним из немногих прекрасно сохранившихся примеров архитектуры Великих Моголов. Для нее характерно смешение персидского, индийского и различных других стилей, что привело к появлению зданий невероятной утонченности. Особое внимание уделялось симметрии и равновесию между частями построек, а также тонким деталям украшений. Внутри цитадель разделена на жилую и храмовую части.
Жилая часть города называется Даулат-Хана (Обитель судьбы). Здесь расположены павильоны для государственных и частных аудиенций, пятиярусный дворец, игровой двор, сокровищница и дворцы для каждой королевы.
Дворцовый комплекс (Palace Complex) состоит из Зала для публичных аудиенций (Diwan-i-Am) и Зала для приватных аудиенций (Diwan-i-Khas).
Зайдя на территорию Фатехпур-Сикри сначала мы оказались во внутреннем дворе огромных размеров с красивым газоном — это и был Диван-и-Ам.
Именно здесь в Диван-и-Ам, зале общественных приемов императора, Акбар принимал обычных посетителей и здесь же он творил правосудие.
На следующем фото можно увидеть кольцеобразный камень на траве, к нему был привязан слон, в обязанности которого входило затаптывать насмерть преступников, приговоренных императором к смерти.
Личных важных гостей Акбар принимал в Диван-и-Хас (дворец для личных встреч). Он украшен изысканной резьбой с элементами и символами, принадлежащими разным религиям.
Трон императора располагался в самом центре Диван-и-Хас на круглой платформе, которая покоилась на необычной резной колонне с 36 декоративными консолями, сделанными так, что колонна кажется бесконечно расширяющейся. Она украшена резьбой в гуджаратском стиле с узорами из лотосов и других символов. Гости Акбара — министры и вассалы — восседали на расходящихся от трона лучах-галереях. Здесь же, как говорят, падишах принимал своих советников. Их называли «девять мудрецов». Акбар ценил науки и искусства, а потому приглашал самых талантливых ученых, музыкантов и поэтов. Лучших из них он оставлял при дворе и делал своими советниками.
Восседая в центре зала на троне Акбар вел дискуссии с представителями различных религий — ортодоксальными мусульманами, священниками-иезуитами, индуистскими брахманами, буддистами, джайнами и зороастрийцами. Таким образом, Акбар пытался сформулировать постулаты своей собственной религии. Он лояльно относился к другим религиям и даже был готов добавить к своей вере учения мудрецов-иноверцев.
В 1581 году Акбар создал религиозное течение Дин-и-Илахи (божественная вера), которое не противоречило исламу, но впитало в себя некоторые идеи индуизма и зороастризма, а также шиитские, суфийские и махдийские представления. Император настаивал, что не только на словах, но и в отношениях с людьми необходимо придерживаться религиозной этики — быть веротерпимыми, воздержанными, терпеливыми, набожными и благочестивыми, избегать насилия, лжи, злословия и стяжательства, а также проявлять благородство и милосердие.
В Индии часто цитируют слова Акбара: «Лишь та вера истинна, которую одобряет разум».
Позади зала Диван-и-Хас находится одно из водохранилищ.
На следующей фотографии, слева от Диван-и-Кхаса, располагается павильон Анкх Мичаули («спрячь и ищи» — название игры в прятки), использовался как казна, бухгалтерия и монетный двор.
О том, что сокровищница падишаха располагалась в Анкх-Мичаули можно догадаться и по толстым стенам этого павильона, почти лабиринтовому устройству и тайным альковам.
Рядом с павильоном маленькая пристройка с башенкой — место для астролога.
Между дворцами, посреди двора, располагается большое каменное игровое поле Пачиси (Pachisi Courtyard) (пачиси — индийская настольная игра, в которой шесть каури-раковин, некогда заменявших деньги, используются как игральные кости). Этот игровой двор вымощен плиткой, как шахматная доска.
Здесь император играл в эту игру, чем-то похожую на шахматы. Говорят, что вместо фишек-фигур он расставлял на квадраты самых красивых девушек из гарема.
Панч-Махал (Panch Mahal) — Пятиярусный дворец, состоящий из 176 колонн. Его украшенные колоннами этажи кажутся ажурными, и каждый следующий этаж по площади меньше предыдущего.
Между колоннами ранее существовали каменные решетки-джали, к которым привязывались пучки увлажненной ароматной травы кхас, которую использовали для охлаждения веранд и, при постоянном наличии легкого ветерка, создавался охлаждающий эффект. Поэтому другое название этого дворца — «Ловец ветров». На вершине дворца — купол в раджастанском стиле с ажурной решеткой — чтобы защищать придворных дам от нескромных взглядов.
Рядом с Панч-Махал стоит павильон-беседка. Как говорят, она служила одной из первых в Индии женских школ — придворных девушек здесь учили основам грамоты и счета.
Между всеми этими сооружениями находится квадратный водоем Ануп-Талао (Бесподобный пруд), посреди которого есть островок с узорчатой балюстрадой. На него, образуя крест, ведут четыре мостика. На центральной платформе пруда Ануп Талао некогда любил отдыхать сам Акбар.
Летописец Акбара Абул Фазл писал, что в 1578 году император приказал наполнить Ануп-Талао золотыми, серебряными и медными монетами, чтобы подданные смогли «получить высочайшую щедрость».
На фото ниже — за прудом находится Доулат Кхана (Daulat Khana) — Прибежище удачи. Первый этаж здания был занят под библиотеку, в которой находилось до 50-ти тысяч рукописей. За библиотекой находится личная опочивальня самого императора Акбара называемая Хвабгах (Комната грез).
Сюда можно подойти и с другой стороны по крытой колоннаде.
Спальня падишаха это огромная комната с постаментом посередине, на котором возвышается кровать. Этот зал с постаментом окружен водой. Следующее фото огромного каменного ложа, на котором спал Акбар, взято из Интернет. Там было так темно, что мое фото, увы, не получилось.
(Это фото из Интернет).
Таким расположением спальни Акбар получал столь желанную в этих местах прохладу, а также дополнительную систему безопасности, ведь любой посторонний, попав в воду, был бы услышан.
В этой спальне до сих пор сохранились остатки прежних желто-синих фресок.
Неподалеку от водоема Ануп-Талао находится дворец турецкой жены Акбара (Rumi Sultana palace). Он богато украшен, а его крыша покрыта необычной каменной кровлей, имитирующей черепицу.
Павильон уникален тем, что сочитает в себе резьбу по камню в кашмирском, индуистском, персидском, турецком и даже китайском стилях.
Двигаемся по огромной территории Фатехпур Сикри дальше…
Справа на следующем фото — павильон Сунахра Макан (Золотой дом), его также называют Мариам хаус или Дворец христианской жены.
Рядом огромный дворец для индийской жены Акбара.
Вид на дворец индийской жены с другого ракурса, это самый большой женский дворец комплекса.
У Акбара Великого было несколько жен и он был щедр по отношению к ним. Дворцы жен были построены и украшены в соответствии их вкусам и религии.
—
Каждая из них имела собственный дворец, украшенный самой утонченной детально проработанной резьбой, изысканными орнаментами. Здания были оборудованы ажурными колоннами, воздушными балконами, резными каменными ширмами, причудливыми куполами и колоннадами.
Жены Акбара гуляли по очаровательным внутренним дворикам и террасам.
На следующем фото — бывший небольшой бассейн рядом с дворцами многочисленных жен Акбара.
Идем далее и подходим к Бирбал Бхаван — Дворцу Бирбала (Birbal’s Palace).
Бирбал — очень близкий друг Акбара, которого тот ценил его за мудрость и остроумие. При дворе занимал должность великого визиря. Был одним из девяти членов совета, состоявшего из самых приближённых советников императора.
Дворец великого визиря также богато украшен каменными узорами.
Напротив его дворца расположены огромные королевские конюшни
Покидаем дворец визиря и идем дальше.
Через вот эти мощные ворота…
попадаем во дворец под названием Джодха Бай (Jodha Bai`s Palace).
Дворец Джодха Бай — самое крупное здание во всем комплексе.
Служивший гаремом дворец, сочетает в себе элегантный орнамент с архитектурными элементами ислама и индуистских стилей Гуджарата и Гвалиора.
В сакральную храмовую часть комплекса Фатехпур-Сикри мы входим через величественные ворота Буланд Дарваза (Buland Darwaza).
Буланд Дарваза (Величественные ворота) построены около 1573 года, чтобы увековечить победу военного похода Акбара в Гуджарате. Ворота являются южным входом на территорию Джама Масджид (Пятничной мечети). Высота ворот 54 метра, ширина 35 метров, к ним ведут 42 ступени. Они украшены арабской вязью — надписями из Корана.
Входим в ворота Буланд Дарваза и перед нами открывается вид на огромный квадратный двор, соборную мечеть Джама Масджид и на духовную доминанту храмовой части города — могилу Салима Чишти, в знак уважения которому и была построена храмовая часть Фатехпур-Сикри.
Сам Великий Акбар въезжал в сакральную часть Фатехпур-Сикри, чтобы присоединиться к молящимся, через Бадшахи-Дарваза (Ворота падишаха). Они украшены стилизованными гранатами, а вершина каждой арки заканчивается бутоном лотоса.
Справа и слева от этих ворот, на территории мечети, находилась мусульманская школа для детей.
Здание Джама Масджид (Jama Masjid Mosque) — Соборная мечеть была посвящена суфию Салиму Чишти, строилась 5 лет и была завершена Акбаром в 1572 году уже после смерти святого суфия. Эта мечеть также была известна как «Пятничная мечеть». Ее длина составляет почти 165 метров, она является одной из крупнейших мечетей в Индии и является популярным местом паломничества. На территории Джама Масджид находятся гробницы жен императора и множество могил придворных сановников Акбара.
Джама Масджид стоит на самой высокой точке Фатехпур-Сикри. Она состоит из трех помещений, крытых куполами. Архитектура мечети знаменует собой переходный этап в исламском искусстве, поскольку местные архитектурные элементы были смешаны с персидскими элементами.
Места для молитв украшены богатой резьбой с инкрустацией и каллиграфическими надписями. Внутри мечети находится вход в тайный подземный ход, по легенде ведущий с территории мечети в Красный Форт Агры и имеющий в длину 40 километров.
Доминанта храмовой части города — Могила (Мавзолей) Салима Чишти (Tomb of Salim Chishti). Гробница святого Салима Чишти, построена в 1581 г. Это действующее суфийское святилище. Изначально выполнена из красного песчаника и позднее облицована мрамором.
Мавзолей покрыт белым мрамором и изящной резьбой. Декоративные консоли на колоннах вырезаны из целого куска мрамора и имеют форму грациозной стилизованной змеи.
Перед мавзолеем — большое открытое место для молитвы.
Резные двери ведут в украшенное перламутром внутреннее помещение. Кенотаф стоит на постаменте, украшенном мозаикой из черного и желтого мрамора. Фото внутри гробницы:
Когда раджпутской жене Акбара пришло время рожать, ее отправили в Сикри, где она родила сына, как и предсказал святой суфий. В честь него, сына назвали Салимом. С тех пор в усыпальницу приходят женщины попросить святого ниспослать им ребенка и привязывают ниточки к резным мраморным решеткам (джали) мавзолея.
Создатель этого потрясающего города могольский правитель Акбар Великий наверняка мечтал о процветании, созданного им райского места. Но, к сожалению, судьба распорядилась иначе.
В течении 16 лет, с 1569 по 1585 г., Фатехпур Сикри строился и одновременно (с 1571 г.) выполнял функции главного города государства — столицы Империи Великих Моголов. Полагают, что в пору расцвета Фатехпур-Сикри насчитывал более 200 тысяч жителей. И вдруг, в 1586 году, Акбар покидает город и переезжает в Лахор. В течение буквально одного года Фатехпур-Сикри опустел. Что же случилось? Существует несколько версий того, почему же люди покинули город. Самыми реалистичными считаются две версии.
Первая: существует предание, согласно которому причиной, по которой крепость была покинута, стали проблемы с водой. Когда она ушла из Фатехпур-Сикри, жители просто вынуждены были искать другое место для жизни. А вот почему пропала живительная влага из города, неизвестно. Кто-то говорил, что это случилось в результате землетрясения, а кто-то считал, что так Бог наказал Акбара «за его грехи и гордыню». Стоит вспомнить и о том, что во время сооружения города, инженеры создали бесперебойную систему подачи воды по специальной системе, которую круглосуточно пополняли. Со временем, вследствие увеличения населения города выросло и количество потребления жидкости, поэтому ее просто перестало хватать.
Вторая версия политическая. На севере государства обострилась политическая ситуация, у границ империи то и дело появлялись войска вражеских династий. Присутствие Акбара для защиты границ и ведения войны стало необходимо и он был вынужден перенести свою резиденцию на север своей империи, в Лахор, чтобы быть ближе к театру войны с афганцами. А его двор переехал в соседнюю Агру для безопасности.
Могли эти две причины существовать и одновременно.
В итоге столица была перенесена в Лахор. А в Фатехпур-Сикри с уходом жителей время как-будто остановилось и в бывшем «Городе победы» остались одни тени. Тени былого величия монарха, старавшегося быть справедливым, тени его многочисленных жен и визирей, мудрецов и музыкантов, воспоминания о Божественной вере.
Фатехпур-Сикри превратился в город-призрак, олицетворяющий восточные сказки, стоящий между маленьких деревень во всем великолепии своих дворцов и павильонов, мечетей и мавзолеев.
Сегодня этот город-музей под открытым небом официально считается архитектурным заповедником и печальное величие бывшей столицы Империи Великих Моголов нарушают лишь туристические автобусы да навязчивые местные торговцы.
Более четырехсот лет дворцовый комплекс Фатехпур-Сикри остается в забвении, но несмотря на это, он очень хорошо сохранился. По сей день он привлекает множество туристов со всего мира как выдающийся архитектурный памятник и дань таланту одного из самых почитаемых правителей Индии.
На этом наш невероятно насыщенный третий день в Индии окончился, в Агру мы добрались уже поздно ночью.
Продолжение следует…
Другие части рассказа про наше путешествие в Индию:
Индия. Первое знакомство
Индия. День 2-ой. Форт Амбер
Индия. День 2-ой. Джайпур — розовый город
Индия. День 3-ий. Галтаджи — город обезьян
Индия. День 3-й. Абанери и Чанд Баори
Теги:
Автобусные туры