Начало https://www.tourister.ru/responses/id_28881
LEIDEN
Начало https://www.tourister.ru/responses/id_28881
LEIDEN
Пока шел от паркинга до первой достопримечательности, обратил внимание, что тротуар разделили на две неравные части. Меньшую пешеходам, большую велосипедистам. По пешеходной части пройти трудно, т. к. везде стоят привязанные ко всему неуносимому велосипеды. Т. е. пешеход, это велосипедист который приехал, велосипед привязал и дошел до двери дома.
Вышли мы к ратуше, а там ярмарка, по обеим сторонам канала. Сели пить кофе и оказались напротив гражданина пекущего stroopwafel, знаменитые голландские вафли с патокой. И так аппетитно у него все происходит, и так народ эти вафли в очередь берет, что я не удержался и тоже приобрел.
Вафля оказалась страшно сладкой и не доев ее, пошел я искать пиво, чтобы вкус этот смыть. Напротив соседнего кафе с пивом стояла палатка с сырами. Таня пошла шопиться, а я решил наконец выяснить, почему Гауда и Эдам есть везде, а моего любимого Маасдама нет. И это в тяжелые времена контрсанкций. Обошел я разложенные сыры и стал спрашивать об образцах с большими дырками, не маасдам ли это. Парень, представляющий какую-то местную ферму стал рассказывать и давать пробовать варианты. Уйти, не купив у него, было просто неудобно. Стал я обладателем ненужного свертка. Принесли мне пива, сижу на открытой площадке баржи, где у кафе как бы веранда, отламываю сыр, пью полюбившийся Affligem, не участвую в шопинге. Красота.
Для придания тривиальному чревоугодию элемента художественного досуга пришел небольшой оркестр.
Лейден понравился. На немаленькой площади старая добрая Голландия, как она представляется нам по картинам и книжкам. Городок, просто сделанный для туристов. Еще бы солнца выкатить и все 5+.
Дома, в отчетах, читал я о стихах на стенах в Лейдене. И вот рифмы судьбы. Когда мы ходили по Лейдену увидел я в витрине книжного магазина книжку Марины Ивановны на украинском языке и подивился казусу. И вдруг вышли к дому с ее стихотворением.
Про «… настанет свой черед» Марина Ивановна заглянула в будущее.
Надо отметить, что все это мероприятие не от любви только к русской поэзии. Я видел стихи и на других языках.
Когда мы обнаружили на канале ресторан Waag (весы) расположенный тоже в здании бывшей весовой палаты, мы ему обрадовались как старому знакомому. В прошлом De Waag Таня взяла соте из курицы, которое оказалось вкусным куриным шашлычком. Здесь же соте оказалось всем соте. Рекомендую.
Пока обедали, вышло солнце и в Лейдене вообще захотелось остаться жить. Город с широкими Амстердамскими каналами, с баржами и плавучими «дачками».
В Лейдене я наконец узнал секрет «крылышек» на голландских кораблях. Никогда раньше их не видел, а здесь они на разных корабликах и больших и маленьких. И на картинах старых мастеров они есть, но я на них раньше не обращал внимания. На фото внизу, видно одно «крыло». Оно черное и расположено на борту, ближе к носу.
А вот здесь его видно получше, но фото из Волендама.
Идя вдоль канала, обнаружил я баржу и с «крылом» и работающими на ней людьми. Хозяин баржи неустанно чистил машинкой положенную огромную мачту. Жена его тоже что-то мыла. Эту идиллию я и нарушил своими вопросами. Оказалось, что «крылышки» поворачиваясь на оси и опускаясь в воду, препятствуют сносу судна при боковом ветре.
Еще раз. Лейден очень понравился. Тихий, тенистый городок с красивыми каналами и домами.
В заключение еще одно фото из коллекции озеленения входов в дома. На этот раз в Лейдене.
Вот и все о том, что я увидел в Голландии.
А теперь о том, что узнал в этом путешествии, что удивило и не нашло место в отчете.
Уехали мы из Гааги, проехал я через Роттердам не останавливаясь, только чтобы сфотографировать кубические дома
и через 40 минут были мы уже в Бельгии.
БЕЛЬГИЯ
Бельгия показалась мне человеку, бывшему в ней меньше двух недель, страной отличной от Голландии, где я был меньше двух недель. Конечно, если поставить меня на центральной площади туристического городка, то я бы не определил точно, в Бельгии я или в Голландии. Но общее впечатление отличается. Показалось, что те места в Бельгии, где мы были, победнее мест в Голландии, где мы были.
Политкорректность, заставляет меня строить длинные предложения. А если проще, то Голландия показалась частью «германского мира», а Бельгия частью «французского». В первом, как в «Лего», все шишечки точно входят во все пазики. А во втором, где-то что-то треснуло, отвалилось: «Да ладно. И так пойдет».
Как-то мы путешествовали по Швейцарии, от немецкой части во французскую. И эти части маленькой страны отличались зримо. А из-за дороговизны гостиниц в Женеве, жили в 20 минутах, в Дивон-ле-Бене, во Франции. И отличие настоящей Франции, от французской Швейцарии заметно также.
Мне очень нравятся аккуратность и порядок. Но легкий пофигизм ментально ближе.
Итак, к отличиям.
В Бельгии вышло солнце. Оно красит любую картинку. Особенно сделанную телефоном.
В Бельгии я обнаружил, что асфальт бывает с трещинами и выбоинами.
При подъезде к Антверпену я наконец-то стал в пробке.
ANTWERPEN
Выйдя из машины в Антверпене, обнаружил, что интернет отвалился. Я расстроился: «мне же обещали…». Но потыкав в телефон, обнаружил сообщение «примите настройки». Принял и все заработало. Так что у Lycamobile все по-честному. Также я тыкнул уже на обратном пути в Голландии, и все заработало снова.
В Антверпене мы жили в Hotel Diamonds and Pearls в двух шагах от центральной площади, от Собора Антверпенской Богоматери.
Был у нас полулюкс на втором этаже (в нашей системе измерений) с видом на собор из окна.
Гостиница — это несколько номеров в трехэтажном доме с надстройкой. Лифта нет. Узкая лестница круто уходит в небо. В один из дней мы познакомились у входа с русскими женщинами. Мы спросили, почему они не входят и они ответили, что отдыхают перед подъемом. Номер, в котором мы жили типичный номер провинциальной маленькой французской гостиницы. Большая комната, набитая старой, красивой и очень потертой мебелью. Или гостиница знала лучшие времена, или мебель была привезена из дома пороскошнее. Огромный резной стол с установленной на нем конструкцией из полочек и разного размера ящичков. Прикроватные тумбочки на комариных ножках с малюсенькими ящичками для кольца или цепочки. На тумбочках старые лампы на длинных ногах покрытых костяными пластинами. Шкаф весь из честного дерева, где задняя стенка уже фанерная, но и фанера какая-то рукодельная. Ну и что от того, что все побито, поцарапано, замки не работают, некоторые дверцы открываются с трудом, а ящики выпадают? Ну и что от того, что на входной двери отметины от нескольких поколений замков? Люди годами всем этим пользовались и от того все это живое и теплое.
Мне такая обстановка, ненадолго, очень нравится. Нас встретил и очень нам обрадовался портье, молодой парень, по гейски жеманный, артистичный и очень смешливый. Есть люди, который на скучной работе стараются создать праздник из любого общения. Добавлю, что гостиничный паркинг в соседнем доме стоит €27,50, а городской, в двух шагах €18,90.
Как-то увидел на нашей улочке указатель в подъезд с табличками: ресторан и что-то типа «фри пассаж». Потом оказалось, что это Vlaeykensgang, о котором было у меня записано в путеводителе. Это улочка, где жили бедняки, которую власти собирались снести, но спас ее, выкупив, местный торговец антиквариатом.
Пошел я смотреть «фри пассаж», а там какие-то узкие проходы между домами, ходы из одного двора в другой. Все такое не припомаженное, забитые сарайки, зады магазинов. Это напомнило мне мое одесское детство, где мы знали проходы через все соседские дворы. Замечательное место.
Понравился, как аттракцион, пешеходно-велосипедный туннель на другую сторону реки.
В конце велосипедисты грузятся в лифт, а пешеходы на эскалатор.
Я помню в московском метро такие деревянные ступени.
Удивительное дело, но за проход/проезд по туннелю оплаты не берут.
Входили мы в туннель в Антверпене, а вышли в российском районном центре. Только надписи на плакатах выдают.
Посмотрели мы на это от выхода и пошли назад в Антверпен.
Недалеко от Дома Рубенса, на Театральной площади мы присели в кафе просто отдохнуть. Я хотел съесть какую-нибудь выпечку и вошел ознакомиться с репертуаром. Кафе было оформлено странно. Вдоль стены стояли старые стиральные машины. Специально свернул от стойки и прошел вдоль них. На стене было крупно написано AEG. Я подивился неистощимости дизайна и обратил внимание, что один из посетителей подошел к машине и стал вынимать из нее постиранные вещи. Тогда я понял, что название Wasbar — это не набор непонятных букв, а прачечная + кафе. В процессе поедания «прачечной» пищи мы придумали еще одну бизнес-модель. Там рядом и театр. Можно оставить вещи стираться, а в антракте переложить их сушиться. После окончанию спектакля, зашел выпить чего и забрал чистые вещи.
Совершенно случайно (нигде о ней не читал) попали на пешеходную улицу Майер. Она же главная торговая. Уже находясь на ней прочитал, что здесь самая дорогая аренда в странах Бенилюкса. Очень красивые дома украшенные, может быть даже избыточно, как свадебные торты. Масса лепнины, колон, позолоты. Сфотографировать ничего внятно не удалось, т. к. здания огромны, а детали красиво я фотографировать не умею.
О клубничном бизнесе в Бенилюкс. Как-то, когда я искал парковку в Схефенингене, обратил внимание на остановившийся Maserati. Из него вышел водитель, достал из багажника ящик клубники и понес куда-то. Таня утверждала, что он владелец ресторана, а я был уверен, что такие деньги дает клубничный бизнес. И когда в Антверпене водитель BMW X6, на наших глазах вытащил из багажника ящик клубники, я удивлялся, почему только X6?
Антверпен очень разный. Как-то недалеко от центра шли немало по улице с закрытыми магазинами и выселенными домами, а потом попали на помпезную улицу Майер. Мы жили около средневековой части города, а недалеко за рекой вышли к копии нашего районного центра. Антверпен показался милым и несколько раздобайским городом, как наша гостиница.
Продолжение https://www.tourister.ru/responses/id_28936