Начало https://www.tourister.ru/responses/id_28881
DEN HAAG
Начало https://www.tourister.ru/responses/id_28881
DEN HAAG
В Гааге меняли плитку, и наконец-то я почувствовал себя как дома.
По географии у меня была тройка и я считал, что Голландия и Нидерланды это синонимы. Более того, даже моя внучка, обладающая энциклопедическими знаниями, так считает. Приехав в Нидерланды я узнал, что Голландия, это только две провинции в Нидерландах, а Гаага — столица Южной Голландии. В Гааге живут и работают королевский двор, нидерландское правительство и парламент. Вот так ненавязчиво я проявил эрудицию.
Гаага оказалась городом не похожим на все виденное нами в этом путешествии. Настоящий столичный город. Во вторую мировую войну была сильно порушена, поэтому там не мало отдельностоящих больших домов. В Гааге даже на велосипедах ездят меньше, чем в Амстердаме.
При этом город очень уютен. Я несколько раз читал такие отзывы и, приехав, сначала удивлялся. А теперь и сам так пишу.
Есть и свой «Кремль», выглядящий как остров.
При этом город показался очень интернациональным. Как-то прямо в центре, я не сориентировался по навигатору и пошел в другую сторону. Через пару кварталов сказал Тане: «У меня ощущение, что я в Тель-Авиве». Восточная музыка, вешалки с одеждой у магазинов. Я заглянул в один такой и обнаружил продавщицу в арабской одежде, аккуратно замотанную с ног до головы. Но граница между турецко-арабскими кварталами и обычно-европейскими видна четко. Еще меня удивила пропорция итальянских ресторанов ко всем остальным, явно в пользу итальянских.
А теперь о главном герое этой поездки. О дожде. На Гаагу и окресности было у меня запланировано 4,5 дня. Один день, частями, мы наблюдали дождь из-под разных крыш. Однажды просидели с 16–00 дома, глядя, как с соседней крыши вода стекает в водосточную трубу. Хорошо, что я запасся старым добрым «Гевюрцтраминером», который и помог пережить стихию. Лучшим местом «от дождя» был музей Mauritshuis. Провели мы там пол дня. Ни разу так внимательно я не знакомился с экспозицией музея. Прослушал весь русский аудио гид. Кстати, можно сэкономить €3,5 на аудио гиде, скачав соответствующее приложение. Т. к. музей стоит одной ногой в пруду, рассылал это фото с припиской, что пол Гааги затопило и хорошо, что мы живем на втором этаже. Наши люди отзывчивы и всегда верят в плохое. Получил массу соболезнований.
А. Генис для попсовой живописи придумал термин «Фантики». Одним из таких фантиков, конечно, является «Девушка с жемчужной серёжкой». Я и раньше предполагал, что она живая. Так и оказалось. Живая и есть. Почему не передается это на копиях? Я человек в живописи недалекий, но меня удивляет, как при современных технологиях невозможно передать ощущение от картины, все ее цвета и оттенки.
В музейном магазине «Девушку с жемчужной серёжкой» можно купить буквально на всем. От мужских носок, до копии за €1200. €1200 мне, конечно, было жалко, а над носками я думал. Представлял, как буду сидеть нога на ногу, в черных носках с очень цветной «Девушкой…" на щиколотке. Но постеснялся.
Если уж записалось о музеях, должен отметить и музей Эшера. Очень понравился. Никогда до этого не видел его закольцованных вещей. Внутри забавная интерактивность. Кроме этого музею досталось замечательный небольшой дворец, архитектурой своей похожий на Эшеровские композиции.
Еще хочу порекомендовать The Coffee Company, около королевского дворца. Кофе используют не самого моего любимого вкуса, но из зерна вынимают все. Пожалуй, тут был самый качественный кофе в Голландии. Кормят там и завтраком: кофе, круассан, апельсиновый сок, но завтраки были у нас свои.
Жили мы в «Stayci Serviced Apartments Westeinde». https://www.tourister.ru/trip/108d9c
Компания управляет апартаментами в разных городах. В Гааге у них свой подъезд в доме. Апартаменты новые и удобные. В доме напротив кондитерская. Там каждое утро я брал багет и выпечку. В соседнем супермаркете запрещенку. Славно завтракали.
В заключение хочу поделиться впечатлением от постановки церковного дела в Голландии. Обратил внимание еще в Амстердаме, что там мало церквей. Не то, что «сорок сороков», даже дюжины дюжин нет. Те, что есть или закрыты на обед или перепрофилированы. О пивной в бывшей церкви я уже писал. Как-то в Амстердаме мы зашли в церковь, а там накрытые столы и люди что-то празднуют. Официант объяснил, что это давно уже не церковь. Те редкие, что работают, за вход просят 2–3 евро. Я сначала удивлялся, я потом подумал, а почему нет? Театр и музей берут деньги за вход, а почему церковь не должна, если мне войти интересно? Да и цена скорее условная.
В Гааге мы жили около Grote Kerk. В путеводителе написано «знаменитая Большая церковь — Гроте Керк, самый знаменитый собор города». Каждый день, два раза минимум, ходили мимо нее. Ни разу не видели открытой. За то всегда был открыт ресторанчик сбоку
и по обеим сторонам от входа в церковь висят две рекламы с предложением проведения праздников.
СИНИЙ DELFT
Делфт, красивый, старинный город, первая столица Нидерландов. Градообразующее предприятие, не в смысле, что все там работают, а в смысле частоты упоминания, Делфтский королевский фаянсовый завод. Делают там веками знаменитый «синий Делфт» — фаянсовые облицовочные плитки и посуду расписанные синим по белому. Похоже на Гжель. На фото внизу, если приглядеться, в качестве палитры мастер использует тарелку с «Девушкой с жемчужной серёжкой».
Памятник «синему Делфту» в Делфте разноцветном.
Но знакомство наше с Делфтом началось сюрреалистично.
Запарковал я машину, пошли мы осматривать остатки городских укреплений и встретили двух японцев. Оба они были во фраках, с белыми бабочками, один нес два портпледа, другой толкал велосипед.
И все это в полной тишине, при полном безлюдье и в первой столице Нидерландов. Бред.
Пошли мы на площадь Markt — по обещанию путеводителя, одну из самых больших площадей в Голландии. Проверить нам это не удалось, т. к. на площади был рынок и не давал он сфотографировать ничего.
С грустью на этот меркантилизм взирал некий Гуго Гроцию, которого голландцы, как утверждает путеводитель, называют «отцом прав человека».
Там же на рынке я наконец-то приобщился к голландскому деликатесу — селедке. Готовясь к поездке, много раз читал о ней. Но. Я вырос в бедной еврейской семье и каждую субботу мы ели «картошку в мундирах» и селедку. Селедка была не голландская. Надо ли говорить, что первое, что я сделал, отбившись от родителей — перестал считать селедку едой. Ел ее только раз. В армии. От голода. Селедка была опять не голландская. Родительская была по сравнению с армейской как пирожное. К счастью для меня и армии, служил я всего месяц (военная кафедра в институте) и воздержание было не тягостным.
И вот с этим опытом, стою я на краю света, на рыночной площади первой столице Нидерландов, у киоска с рыбными деликатесами, где селедку едят даже девушки.
В общем, оскоромился я.
Селедка действительно вкусна. С особями, пробованными мною раньше, ее роднит только название. Тонкий вкус сырой рыбы. Несмотря на подаваемый лук, я бы рассматривал ее как десерт.
А в остальном Делфт — красивый голландский городок с по-венециански уходящими в канал домами.
Из одного отчета по Делфту, выписана была у меня рекомендация посетить мельницу Molen de Roos. Мельница находится на краю старого города, что по нашим меркам не далеко. Замечательный аттракцион. Мельница занимается своим делом — мелет муку.
На фото внизу, работник развешивает муку по пакетикам, значит, она идет в продажу. Что странно для Голландцев, за посещение мероприятия не взяли ни цента.
Сверху открывается панорама города с наклоненной башней Oude Kerk, где похоронен умерший в бедности Ян Вермеер.
Вообще в Делфте у Oude Kerk я призадумался. Рембрандт, Хальс и Вермеер — три вершины голландского искусства золотого века. Вермеер был человеком состоятельным, но умер в бедности. Хальс — в богадельне в Харлеме. Богадельню я нашел красивой и в хорошем районе, но все равно богадельней.
Напротив дома Рембрандта в Амстердаме, отобранного за долги пил вино, стесняясь своего эпикурейства на фоне его трудностей.
Я порадовался, что не стал голландским живописцем. Как говорил Жванецкий «…может в консерватории что-то подправить»?
Но все хорошее в Голландии кончается дождем. Как сказал автор: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла…». Еще когда ходили мы по площади Markt приметил я аутентичный ресторан De Waag, расположенный в здании бывшей весовой палаты. Как начался дождь мы и укрылись в нем. Кухня обычная, но обстановка средневеково-приятная.
Из этого ресторана долго мы наблюдали за очередным потопом сквозь велосипедиста, спрятавшегося под крышей, чтобы его не смыло.
SCHEVENINGEN
Схефенинген — приморский район Гааги.
Четыре с половиной дня в Гааге ждал я у моря хорошей погоды. Наконец, в один из дней была обещана «переменная облачность». Вот мы и поехали в Схефенинген. К этому времени я научился это название выговаривать.
Еще дома, чтобы оставить машину поближе к морю отметил я подземный паркинг у самой бухты. Когда подъехал и ознакомился с коммерческим предложением, сказал: «Да за такие деньги я буду машину в руках за собой носить». Парковка на улице в центре Гааги стоила 7,5 €/час. В Амстердаме примерно эти же деньги. Кто говорил, что дороже Москвы только Лондон? Неправда. Паркинг в Гааге обходился мне в €30 в день. Это была максимальная цена, т. е. была там почасовая оплата, но когда «настукивало» €30, больше не брали. Не смотря на то, что утром я выезжал из паркинга в намеченный соседний городок, а вечером возвращался, меньше €30 не выходило. А тут еще и Схефенинген с забыл какой, но совсем грабительской ценой. Правда, у самых яхт. Поехал я вдоль улиц, плотно заставленных автомобилями, и увидел свободное парковочное место у жилого дома по Zeesluisweg 176. Поставил машину и стал обчитывать знаки. Цифры я голландские понимаю, а буквы не очень. Пошел консультироваться у предполагаемого жильца, стоящего у подъезда. Он сказал, что до 18–00 можно стоять бесплатно. Я подумал, что он не очень понимает мой английский и спросил еще раз, переставив слова в предложении. Он сказал, что до 18–00 можно стоять бесплатно. Тогда я подумал, что не очень понимаю его английский и спросил еще раз, добавив, что не живу в этом доме. Он сказал, что до 18–00 можно стоять бесплатно. Тогда я понял, что это нордический характер и он не сдастся. Пошел искать другого знатока. Обратился к прохожему с тем же вопросом. Тот почитал знак и говорит: «До 18–00 можно стоять бесплатно». Тут я догадался, что это голландский заговор. В то, что есть в Голландии место, да еще и у моря, где можно стоять бесплатно, не верю до сих пор.
В Схефенингене, по многочисленным рекомендациям, был у меня намечен ресторан Simonis. Ресторан сетевой, но люди бывалые пишут, что самый лучший находится в Схефенингене. Сэкономив на парковке, пошли кутить. Схефенинген реально рыбный порт. Траулеры, склады, все как надо.
Наконец увидел ресторан Simonis. Архитектура была, прямо скажем не впечатляющая. Больше подходящая складу-холодильнику.
Внутри было не лучше. Небольшой зальчик с очень пластмассовыми столиками и стульями. Правда в витрине лежала свежая рыбка. Раз пришли — отведали. Все вкусно и недорого. Но культовым этот ресторан не решился бы назвать.
После еды вышли наконец к морю.
С грустью должен отметить, что очарования Схефенингена я не понял. Город вовсе не Голландский. Дома, архитектурно недалеко ушедшие от панельной пятиэтажки. Набережная бетонная. Мол, с несколько ободранными развлечениями, с колесом обозрения на конце. Все вроде пляжно-морское, но море холодное и на пляже один человек на гектар.
Исключение, немалая часть набережной отведенная под рестораны. Место красивое и аккуратное. Там увидели и Simonis в который и нужно ходить.
На набережной встретили странное мероприятие. «Невеста» радостно позировала. Жениха не было. «Подружки невесты» участие в свадебном фото не приняли. Мы пофотографировали, помахали друг другу руками, и пошли дальше. А их, наверное, арестовали за пропаганду гомосексуализма.
На набережной приобщились к еще одному рекомендованному деликатесу. Соленому огурцу. На банке нарисованы они были маленькими и упругими.
Когда же его выловили, оказался он толщиной с мою руку. Но был вкусен. Голландцы огурцы и селедку солят чуть и правильно делают. А всю сэкономленную соль они сыплют в знаменитую голландскую картошку-фри. К сожалению в пропорции 1:1.
Потом пошли по набережной в другую сторону, в сторону марины. Там красиво. Яхты, новые дома.
Там же попали на праздник «новой селедки». Было похоже, что у селедки день рождения. Толпа народа. Небольшая сцена, с которой мужчины произносили недлинные речи. Наряженные женщины. Вино и пиво.
Ознакомились мы с Схефенингеном и поехали назад. Отъехали пару улиц от моря, и началась Голландия.
Продолжение https://www.tourister.ru/responses/id_28923