Предыдущие рассказы о путешествии по Испании:
1. Мадрид
2. Малага
3. Аликанте
4. Валенсия
По всему испанскому маршруту Таррагона являлась наименее известным для меня городом. Знал лишь (и то поверхностно), что городок небольшой, очень колоритный в плане древней исторической застройки, и то, что когда-то был он крупным римским портом, целой столицей Римской провинции Иберия… В общем-то, на этом мои познания и исчерпывались.
В то же время приезда сюда я ждал, потому как всегда с особым уважением относился к таким вот небольшим провинциальным европейским городкам, которые ещё не потеряли своей одухотворённой простоты и всеми силами пытаются сегодня сохранить своё богатое историческое наследие, свои корни.
Пусть, как и в прошлых местах нашей дислокации, максимум, на что я мог рассчитывать — это какие-то часы, но успокаивал себя тем, что на сей раз сам город компактный, а значит и возможностей для осмотра должно было быть больше.
Как я уже упомянул, Таррагона — древняя столица одной из римских провинций на территории нынешней Испании. Расположена на берегу Средиземного моря, в 98 км к юго-западу от Барселоны. Основали город римляне, примерно в III веке до н. э. на месте иберийского поселения. Правда, в античный период Таррагона называлась несколько иначе — «Таррако» (Tarraco).
Сейчас уже удивительно это осознавать, но в ту пору она имела куда более высокий статус, нежели Барселона, нынешняя столица Каталонии. И если говорить простым языком, в те времена именно Таррагона являлась центром этих мест, а Барселона — лишь её небольшим пригородом.
Но за два последующих тысячелетия немалое изменилось: Таррагону завоёвывали финикийцы, греки, римляне, французы, англичане, христиане сменяли здесь мусульман… Все они оставляли тут после себя частичку своей культуры, своего генофонда, что со временем сделало из неё бесценную жемчужину Средиземноморья…
…Свою небольшую экскурсию мне удалось организовать на второй день пребывания здесь. Начало знакомства с городом было положено на одной из центральных улиц Таррагоны — Новой Рамбле, где мы, собственно, и остановились.
Прямо недалеко от гостиницы установлен памятник арагонскому адмиралу Руджеро ди Лауриа, один из самых известных и популярных монументов в городе. Адмирала чтят за его боевые заслуги в событиях Сицилийской вечерни (восстания, вспыхнувшего в 1282 году против власти Анжуйской династии на Сицилии), крестового похода против Педро III, а также за участие в борьбе за Сицилию между братьями Альфонсом Арагонским и Хайме Сицилийским:
Сразу за монументом находится смотровая площадка «Балкон Средиземноморья», откуда открываются великолепные виды на море, пляж, римский амфитеатр и черепичные крыши города. Балкон находится на 23-метровом обрыве, поэтому для безопасности путешественников установлена кованная ограда в модернистском стиле, которую почему-то многие трогают и потирают. Говорят, есть уверенность, что это приносит удачу:
Виды и правда приятные. Возможно когда-то, в древние времена, те же красоты наблюдали отсюда римские легионеры:
В противоположной стороне — Морской порт Таррагоны, являющийся одним из самых больших портов Испании, расположенных на побережье Средиземного моря. Порт разделен на три отдельные территории: торговую часть, рыбное хозяйство и внешний гражданский порт.
Ежегодно он обслуживает более 2000 грузовых судов, перевозящих зерно, древесину, уголь, нефть и химические продукты. Помимо этого порт является транспортной точкой экспорта винных изделий, строительных материалов и зерновых культур:
Если пройти чуть левее, то уже отсюда внизу можно увидеть самый посещаемый римский памятник Таррагоны — амфитеатр Таррако. Во времена Римской Империи в Таррагоне располагалась резиденция императоров Адриана и Августа. Здесь во II веке нашей эры на склоне холма, возвышающегося на берегу Средиземного моря, был воздвигнут великолепный круглый открытый амфитеатр, который вмещал до 13 тысяч зрителей.
Несмотря на то, что римский амфитеатр был раскопан археологами только в середине прошлого века, он неплохо сохранился до наших дней. Здесь можно рассмотреть огромную арену площадью в 2,5 тысяч квадратных метров, главные ворота и трибуны:
Когда-то в амфитеатре устраивались гладиаторские бои между собой и с дикими животными, а также проводились казни священников-христиан. Именно на этой арене около 259 года н. э. была проведена первая на Пиренейском полуострове публичная казнь христиан (заживо сожжен епископ Фруктуос):
Стоит сказать, что первое, на что обращаешь внимание при близком знакомстве с амфитеатром — это то, что он построен прямо у самого моря, в нижней части города. Видимо, место было выбрано с учётом того, чтобы публике из высших слоёв общества добираться сюда было максимально комфортно, прямо с «корабля на бал». В то же время, расположение около береговой линии, судя по всему, было выгодно с точки зрения разгрузки доставлявшихся морем животных, принимавших участие в представлениях.
Сегодня посещение амфитеатра платное (что-то около 3 евро):
Поднявшись чуть выше по лестнице, внезапно оказываешься уже в Средневековье — перед взором путника высится Башня монахинь. Это средневековое каменное фортификационное сооружение, возведённое при создании новой оборонительной линии. Всего было возведено три подобных башни. Название своё она получила в честь монастыря, некогда располагавшегося на другой стороне дороги. Сам монастырь до наших дней не сохранился, а вот башня стоит и поныне:
Строительство Башни монахинь было завершено в 1370 году во время сооружения нового участка городской оборонительной стены, названного La Muralleta. Башня имеет восьмиугольную форму. Её высота составляет восемнадцать метров. Приблизительно на двенадцатиметровой высоте в стенах башни проделаны узкие бойницы.
Кстати, не могу сказать с уверенностью, но по видимым признакам похоже, что есть возможность подняться на самый верх башни, откуда должен открываться красивый вид:
И прямо здесь же, пройдя чуть вглубь квартала, натыкаемся на ещё одни древние руины — Римский цирк. Как и амфитеатр, он достаточно хорошо сохранился до наших дней. Это стало возможным благодаря тому, что часть его первоначальной конструкции была скрыта под более современными постройками. Утверждают, что это один из наиболее хорошо сохранившихся древнеримских цирков во всем мире:
Римский цирк является частью археологического комплекса Таррагоны, включенного в 2000 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Основная часть экспозиции помещена в подземных залах. Снаружи можно наблюдать руины зрительских трибун, подземные коридоры и полуразрушенные своды, а также останки надгробных памятников той эпохи:
Вообще, удивительно, конечно, ходить вот так по центру современного города, и рассматривать отлично сохранившиеся руины тех мест, где люди жили ещё тысячелетия назад:
К слову, о смотровой площадке.
Оказывается, есть здесь и такая. Можно подняться туда, и вроде бы даже за бесплатно. Говорят, открывается оттуда панорамный вид на историческую часть Таррагоны. Но, к сожалению, показать всей этой красоты здесь не могу, так как бежим мы очень быстро:)
Вскоре выходим к жилым кварталам Таррагоны.
Улицы города на удивление безлюдны и безмолвны. Вскоре выяснилось — сиеста:
В окнах квартир и на решетках балконов вывешены флаги Каталонии. У кого-то новенькие, чистые и аккуратные. А кто-то не заморачивается, и не стирает своё полотнище уже который год. Здесь, кстати, государственных флагов Испании значительно меньше, чем в других провинциях. Предпочитают полосатый каталонский:
Город буквально нашпигован древними сооружениями и культурными пластами прошлого. В центральной части Таррагоны нередко можно встретить подобное соседство эпох:
Жилые домики на Площади дель Рей чем-то похожи на своих «собратьев» в стокгольмском Гамла Стан, только не такие нарядные:
На этой же площади расположена церковь Назарета. Первое упоминание о ней датируется ещё 1214 годом, однако до сегодняшних дней дошло уже перестроенное здание храма XVI века:
Напротив ещё один храм. Вообще, надо сказать, религиозных сооружений в Таррагоне очень много, и сохранность у многих на достаточно высоком уровне:
Перед Национальным археологическим музеем высится статуя императора Августа, благодаря которому Таррагона и стала имперским городом. Во время путешествия по Иберийскому полуострову, император посетил Таррако, и по неизвестным причинам задержался тут на два года. Август устроил здесь свою резиденцию, к которой приложилась соответствующая инфраструктура. Таким образом, Таррако со временем стал вторым по значению городом Римской империи:
А мы узкими улочками Старого города продвигаемся дальше, по направлению к ещё одному знаковому месту Таррагоны — площади Провинциального Форума:
По пути встречаются вмурованные в стены жилых домов древнеримские надгробные плиты. Для каких целей их сюда помещали строители — для меня так и осталось загадкой. Но смотрится колоритно:
Повсюду остатки былого величия могущественного города Древнего Рима. Монументальные арки, тоннели, коридоры — современный город буквально пронизан этим наследием своих предков:
Наконец, выходим на площадь Провинциального Форума.
Вокруг масса кафе и ресторанчиков со столиками на открытом воздухе, деревья с густой листвой откидывают тень на отдыхающих. Но главное — здесь сохранилась часть угловой древнеримской стены, некогда относившейся к форуму Таррако. В свое время это был северо-восточный угол главной церемониальной площади этого форума:
Аутентичные фонтаны с маскаронами:
Чуть поодаль же возвышается другой городской символ — Кафедральный собор Таррагоны, посвященный святой Фёкле. Сегодня доподлинно неизвестно, когда точно он был заложен, но, согласно историческим хроникам, не ранее 1171 года. Хотя ещё до этого, с древних времён, здесь располагались сначала древнеримское святилище, посвященное богу Юпитеру, затем (с 382 года) на этом месте был христианский храм вестготов, а позже даже мечеть:
Первоначально собор был задуман как крепостное сооружение с крепкими стенами, зубцами и бойницами. Окна собора располагались высоко, чтобы быть вне досягаемости противника. Однако во время строительства планы неоднократно менялись. Это было связано как со сменой архитекторов, так и с высокой стоимостью работ, а также с эпидемией чумы, свирепствовавшей в те времена в Европе.
От этого собор возводился достаточно долго, более 150 лет, и освящение его состоялось лишь в 1331 году. Но сегодня, благодаря этому долгострою, в архитектуре собора сочетаются черты романского и готического стиля, что придаёт ей яркую самобытность. Центральный же фасад оформлен в готическом стиле и похож на подобные порталы в соборах Амьена и Реймса во Франции:
Скульптурная композиция с изображением двенадцати апостолов и девяти пророков у главного входа:
Прямо от главного входа Кафедрального собора вниз спускается главная пешеходная улица города — Carrer Major:
Если идти прямо вдоль неё, то вскоре по правую руку появится необычное здание — четырехэтажный дом с обманным фасадом, который является одной из популярных достопримечательностей Таррагоны.
Автором проекта выступил местный художник Карлес Арола, который изобразил фасад таррагонского дома в традициях XIX века, и на утопающих в цветах балкончиках разместил известных персонажей Испании — капитана, арлекина, врача.
На третьем этаже дома художник изобразил даже самого себя с супругой, поливающей цветы. Благодаря оптической иллюзии создается впечатление, что все фигуры находятся в трехмерном пространстве:
А это здание в неоклассическом стиле — мэрия Таррагоны. Муниципалитет расположен в здании бывшего Доминиканского монастыря, перестроенного в 1860 году. В своё время здесь создавал свою резиденцию арагонский король Хайме II, позже король Филипп V устроил в монастыре армейские казармы.
А спустя век монастырю уже досталось от армии Наполеона, когда в 1811 году город был захвачен французами. На сегодняшний день мэрия не работает, но является олицетворением исторической постройки старинного города. Место очень посещаемое, так как находится на знаменитой площади фонтанов:
Ну и напоследок, перед тем, как покинуть Таррагону, следует, конечно, обязательно посетить римский акведук Ponte del Diable — один из двух акведуков, при помощи которых в древние времена Таррако снабжался водой.
Это второй по значению для государства образец римской инженерии в Испании. Его возведение датируется I веком до нашей эры, в период правления цезаря Августа. Его использовали по прямому назначению до конца XVIII века.
Сегодня он включен в список ЮНЕСКО как культурное наследие человечества и находится в нескольких километрах от города. Правда, добраться до него без собственного автомобиля довольно проблематично. Зато вход бесплатный, и можно походить прямо по самому верху. Прямо там, где когда-то текла по желобу вода в город:
В общем, чтобы подытожить всё вышесказанное, могу отметить следующее: Таррагона недаром получила статус Мирового наследия человечества ЮНЕСКО. Очень понравилось! Атмосферное и крайне фотогеничное место.
Несмотря на то, что этот город находится за пределами Италии, он даёт нам сегодня наглядное представление о величии древнего Рима. Ибо сохранил немало памятников периода античности, которые находятся в очень хорошем состоянии. По нему интересно гулять и находить следы совершенно разных эпох от древнеримских до ультра-современных построек модного курорта. Кроме того, в Таррагоне много тихих улочек, где можно приятно отдохнуть в кафе и небольших ресторанах. Есть удобные и чистые пляжи. Вкусная еда… В общем, сюда определенно стоит приехать!
…Ну, а нас ещё ждал последний этап экспедиции, его заключительная часть — Барселона. Которая, к сожалению, встретила меня отнюдь не радостно…)
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия