Несколько лет назад удалось мне впервые побывать в Испании. Все предыдущие мои визиты в Европу были направлены исключительно в Северную и Центральную её часть. А вот юг долгое время оставался девственно непознанным. От того тянуло туда ещё сильнее.
И вот, казалось бы, приятная неожиданность — на работе предложили съездить в двухнедельную командировку на Пиренейский полуостров. Конечно, упускать такой случай было бы просто глупо, и я не раздумывая, быстро согласился, перед этим предавшись сладким мечтаниям, как буду гулять по испанским городам, фотографировать местные красоты и наслаждаться тёплым морским бризом по вечерам.
Но в действительности всё получилось не совсем так, как я себе представлял…
Командировка представляла собой гуманитарную экспедицию, организаторами которой выступили Министерство образования и один из московских университетов. Цель экспедиции — популяризация русского языка за рубежом. Мне же, в свою очередь, было поручено исполнять обязанности видеооператора, и, как оказалось впоследствии, фотографа.
Я думаю, не стоит подробно разъяснять, что отдыхать и работать в поездке — это, как говорится, две большие разницы. Конечно, это всегда интересно, это необычно и уж всяко лучше, чем рутинная съёмка в московских студиях и на приевшихся мероприятиях. Но, всё-таки, от своего знакомства с испанской землёй я ожидал куда большего.
В течение почти двух недель мы проделали путь от Мадрида до Барселоны (через Малагу, Аликанте, Валенсию и Таррагону). Поездка получилась насыщенной на события и полна впечатлений. И тем обидней было то, что нормально пофотографировать практически не удалось. Жёсткий график съёмок и постоянная привязанность к общей группе экспедиции сделали своё дело — все фотографии были сняты буквально на бегу. В прямом смысле этого слова.
Побродить в одиночку и неторопясь осмотреть окрестности категорически не представлялось возможным.
И тем не менее, я решил, что не показать хотя бы те снимки, что имеются, тоже будет неправильно. Всё-таки, с трудом, но кое-что отснять удалось:
Начинали мы в Мадриде. Первый день был абсолютно рабочим, а вот на второй удалось выкроить полтора-два часа с обеденного перерыва, и быстренько пробежаться по центру города.
Мадрид поразил сразу же! Очень красивый! До приезда сюда приходилось сталкиваться с различными негативными отзывами об испанской столице, многие сравнивали его с Барселоной, и превалировало мнение, что Мадрид не идёт с ней ни в какое сравнение. Не знаю… Я бы так не сказал. Их вообще сложно сравнивать. Это как Питер с Москвой — постоянное соперничество на века:
Повезло, что наша мадридская «база» была практически в самом центре. Хотя бы не нужно было затрачивать время на транспорт. Особенно, если учесть, что Мадрид — один самых больших и населённых городов Европы (более 3 млн. жителей), и быстро перемещаться здесь не было бы никакой возможности:
Одна из двух точек, вокруг которых и происходили наши «культурные» движения — это площадь Сибелес. Вторая точка — посольство России в Испании — была для закрытых приёмов, и фотографии оттуда только официальные. А вот в городской центр мадридцев я влюбился сразу и бесповоротно! Невероятно красивый дворец на площади, фонтан Сибелес, где отмечают свои громкие победы болельщики мадридского «Реала», здание Банка Испании с красивейшими витражами и Дворец Линарес — от целого ансамбля построек удивительной красоты глаза, прямо-таки, разбегаются.
Вот Дворец Сибелес, например. Удивительно, но строили его изначально для нужд главпочтамта. Главпочтамт! Не больше и не меньше) Уже чуть позже здесь размещался Музей почты и телеграфа, а с 2007 года здание, всё-таки, причислено к архитектурным памятникам и превратилось в резиденцию мэрии Мадрида:
Обязательно нужно пройтись по улице Алькала — одной из главных транспортных артерий Мадрида, и самой длинной в испанской столице (протяженность — около 10,5 км.).
Возникнув ещё в далёком XV веке, это была обычная просёлочная дорога, пересекавшая насаждения оливковых деревьев, отчего так и называлась — «Оливковые рощи». Дорога в те времена была неспокойной — на ней пошаливали разбойники. И правившая в те времена королева Изабелла I решила вопрос кардинальным методом — вырубила рощи на корню. Название стало неактуальным, и дорога получила новое имя — по направлению, к которому вела — к Алькала-де-Энаресу:
Сегодня — это настоящий туристический бренд Мадрида, одна из самых посещаемых туристами улиц испанской столицы, где помимо растиражированных достопримечательностей (Ворота Алькала, площадь Независимости, фонтан Сибелес, Пуэрта-дель-Соль и других) имеется и огромное количество магазинов всемирно известных марок:
Заметил, кстати, что автомобильное движение, даже в центре, достаточно спокойное (во всяком случае, больших пробок не наблюдал). Но есть одна странность. Неизвестно по какой причине, но зачастую, чтобы на автомобиле попасть практически на соседнюю улицу, нужно сделать круг, чуть ли не в пол-города:
Туристический автобус. Такой же, как, наверное, и в любой другой европейской стране. Имеются 2 основных маршрута, а летом к дневным поездкам добавляются 2 ночных тура. Движение регулярное (в среднем каждые 10–15 минут). Стоимость: взрослый билет на 1 день — 21 евро, на 2 дня — 25 евро:
А вот ещё одно сооружение, которое у меня теперь плотно ассоциируется с испанской столицей — Ворота Алькала, являющиеся одним из главных символов Мадрида. На их месте раньше существовали другие, более старые ворота с тем же названием, которое они получили по названию упоминавшемуся уже выше городка Алькала-де-Энарес, куда, собственно, и вела дорога от этих ворот. Они также являлись въездом в город со стороны Арагона и Каталонии. Но по прошествии времени улица Алькала была расширена за счёт территорий, сегодня занятых парком Ретиро, и в 1770 году ворота были снесены.
Но уже в 1778 году по заказу короля Карла III возводится новое, более помпезное сооружение. Тем не менее, изначально они строились не как декоративный памятник, а служили непосредственно городскими воротами, так как по обе стороны от них ещё почти сто лет продолжали существовать крепостные стены.
Интересна и надпись на латинском над центральной аркой: «Rege Carolo III. Anno MDCCLXXVIII», что означает «будучи Карлом III, 1778 год»:
Совсем рядом находится вход в парк Буэн-Ретиро, или просто Ретиро, как чаще называют его местные жители. Это один из крупнейших парков города, площадью 120 га. Изначально он примыкал к одноимённому дворцу короля Филиппа IV и служил местом придворных увеселений. Но после его смерти пришёл в запустение, а впоследствии сильно пострадал во время войны с Наполеоном.
Со временем сам дворец Буэн-Ретиро был снесён, а парк восстановлен только при Фердинанде VII. Сегодня центральным местом этого парка является небольшое озеро с памятником королю Альфонсу XII:
Помимо озера, в Ретиро имеется и большое количество разнообразных фонтанов с причудливыми скульптурными композициями. Так, например, широкую известность приобрёл фонтан «Падший ангел», благодаря тому, что является единственной в мире архитектурной формой, посвященной дьяволу, а именно — моменту его низвержения в ад.
К сожалению (и, благодаря моему рабочему графику) «падшего ангела» я не нашёл. Зато наткнулся на так называемый Галапагосский фонтан, украшенный фигурами ангелов и разнообразных животных — черепах, дельфинов и лягушек:
Вход в парк Ретиро бесплатный. Народа немного. Всё чинно и спокойно:
На этом, в общем-то, моя первая пешая прогулка по Мадриду подошла к концу, едва только начавшись. На телефон уже звонили все кому не лень, с гневным требованием вернуться к своим прямым обязанностям…
Но, как выяснилось, это был ещё не конец.
К своей наглости, на третий день я даже ухитрился посетить Королевский дворец, благо находился он тоже в пешей доступности от моей рабочей локации:
Королевский дворец — это официальная резиденция действующих королей Испании. Строительство дворца началось ещё в 1738 г. и было завершено лишь в 1764 г., в период правления того же самого Карла III, который, собственно, первым в нём и поселился:
Хотя, насколько мне известно, в настоящее время королевская семья в нём уже не проживает. Чаще всего он используется лишь для протокольных мероприятий. Значительная же часть дворца выделена ныне под музей.
Особенно интересна так называемая «Оружейная палата», где собраны подлинные образцы вооружений и доспехов испанской армии Нового времени, но фотографировать там строго запретили. Поэтому буду показывать в основном экстерьер дворца:
Стоимость входных билетов: 10 €, аудиогид обойдётся ещё в 4 €. Но сразу нужно быть готовым к тому, что на входе будут огромные очереди. Мне, к счастью, повезло, прошёл достаточно быстро:
Как только пересекаешь ворота и входишь на внутреннюю территорию, сразу будто бы попадаешь в прошлое, лет эдак на 500 назад. Ощущение, что и сегодня здесь прогуливаются монаршие особы в платьях XV–XVI веков, и в окружении многочисленной придворной свиты в шляпах с длинными перьями)
Очень атмосферное место:
Внутреннее убранство дворца также поражает своим великолепием. Фрески Джакинто, Караваджо, Веласкеса, Гойи, хрустальные люстры, фламандские гобелены, уникальное собрание скрипок Страдивари, старинного оружия, портреты и картины, — превращают дворец в один из лучших музеев Мадрида. Парадная лестница, созданная Сабатини, ведёт в залы официального пользования.
Фотографировать, конечно, нельзя. Но тут уж, на свой страх и риск всё же решился:
Парадный обеденный зал был открыт в 1879 году по случаю бракосочетания Альфонса XII со второй супругой Марией-Кристиной, и вмещает 145 приглашённых. Украшен фламандскими гобеленами XVI века, хрустальными люстрами из бронзы, севрским фарфором и фресками кисти Менгса и Байеу.
Те ощущения, что монархи XV века сейчас войдут и сюда, в окружении той же свиты с перьями на шляпах, никуда не делись, а только усилились:
Вновь выходим на улицу.
Главный вход во дворец расположен на южном фасаде, выходящем на Оружейную площадь, где каждую первую среду месяца проводят торжественную смену караула, и через который въезжают король с королевой во время приёмов, устраиваемых по случаю вручения верительных грамот новыми послами. На западном же фасаде смена караула менее масштабная, но тоже занимательная, производится ежедневно, начиная с 12:00:
Стражи дворца, одетые в парадную форму синего, белого и красного цвета, подобную костюмам испанской гвардии времен Альфонсо XIII, сменяются каждые полчаса до 14 часов дня под звуки флейты высокого тона, как было принято в военных оркестрах, и барабана, которые проигрывают военные марши, следуя командам командиров:
Понаблюдав за бравыми гвардейцами, спешим к ещё одному знаковому сооружению.
Речь о Соборе Альмудена, расположенному напротив Оружейной площади Королевского дворца. Собор этот посвящён Богородице Альмудене, считающейся покровительницей Мадрида. Само же название в переводе с арабского означает «крепость» или «плацдарм», так как, по преданию, фигурка Девы Марии была найдена в стене старинной арабской крепости:
Строительство величественного собора было закончено сравнительно недавно, всего лишь в 1993 году, тогда же он был освящен Папой Римским Иоанном Павлом II, в память о чем перед собором стоит статуя Папы. В мае 2004 года здесь венчался нынешний король Испании Филипп VI со своей женой Летисией. А слева от входа в собор находится несколько руин — остатки Альказара и средневекового города:
На этом, в общем-то, мой Мадрид и заканчивается. Несмотря на то, что здесь мы провели 4 полных дня, это был наиболее загруженный отрезок нашей экспедиции, а потому времени на прогулки совсем не хватало. В последующих городах всё обстояло немного лучше.
А для себя уяснил главное — город потрясающе красивый! Кто бы что не говорил. И все эти выпады в его сторону некоторых «знатоков» — абсолютнейшая брехня. Возвращаться нужно непременно. Только теперь самостоятельно и без камеры на плече.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм