Введение
Содержание
Введение |
1. Дуомо флорентийский |
2. Дуомо фьезоланский |
3. Церковь аббатства Бадиа-Фиорентина и палаццо Барджелло |
4. Большая флорентийская синагога |
5. Базилика Санта-Кроче |
6, 7. Мост и башня Сан-Никколо́ |
8. Базилика Сан-Миниато-аль-Монте |
9. Форт Бельведер |
10. Кофейный домик |
11. Вилла «Зонтик» |
12. Базилика Санто-Спирито |
13. Мост Америго Веспуччи |
14. Церковь Орсанмикеле |
15. Капуцинский монастырь |
Заключение |
Цель
Решил осуществить обзор Флоренции. Причём «обзор» сразу в двух смыслах. Во-первых, описать вид, открывающийся из самого её центра. Во-вторых, сделать анализ интересных публикаций на Туристере о тех объектах, которые встречаются на панораме Флоренции.
Задачи
- Для решения первой задачи взобрался (вместе с любимой женой разумеется) на вершину башни Арнольфо, являющуюся самой приметной частью здания Палаццо Веккьо. Ветреная и дождливая апрельская погода сократила продолжительность пребывания наверху, число запечатлённых объектов и глубину перспективы. Но какой-то материал для анализа всё же был собран, есть над чем поработать.
- Для решения второй задачи приступил к обзору публикаций о Флоренции на Туристере — их множество. И я по наивности своей думал сперва что с лёгкостью найду достаточное число именно рассказов, отзывов. Тех, что дали бы описание моим фотографиям. И дело не в том, что мне самому сложно написать рассказ. Отнюдь, просто я не хотел повторяться, в очередной раз расписывая чудесные фрески интерьеров Санта-Мария-Новелла или замечательные сорта мрамора облицовки Санта-Мария-делль-Фьоре.
Ограничения
- Но оказалось, что всё не так уж и просто! Я взял на себя труд просмотреть ВСЕ публикации о Флоренции на Туристере и обнаружил, что фотографий много, есть видео, а текста-то с гулькин нос… Поэтому пришлось описывать увиденные объекты чаще всего самому, дополняя их ссылками на некоторые, понравившиеся мне публикации Туристера.
- Прошу не обижаться других авторов, которые тоже что-то делали (и много!) по теме Флоренции. Либо ваши труды касались объектов небольшого размера, которые я не рассмотрел с вершины башни Арнольфо, либо текст ваших рассказов был в жанре путевых заметок, а не описаний достопримечательностей. Имеется также несколько очень интересных рассказов об истории Флоренции и её личностях (Савонарола и Джотто, Макиавелли и Данте, Медичи и Микеланджело…), но это немного из другой оперы. Если по какому-то досадному недоразумению я пропустил публикации, которые должен был здесь упомянуть, то не сочтите за труд, дайте мне об этом знать — исправлюсь.
- Также ничуть не претендую на исключительность и всеохватность в выборе демонстрируемых здесь объектов. Флоренция — слишком насыщена всяким великолепием чтобы на это замахиваться. Да и не рассказ это получится, а роман…
Объекты
Из всего увиденного с вершины башни что-то было очевидным: Дуомо, Санта-Кроче, мосты. Кое-что казалось понятным в смысле предназначения (купола, башни), но о формулировании их названий надо было поразмыслить. Однако были и совершенно неясные фигуры, маячившие в туманной дымке. С последними пришлось особенно потрудиться.
Все эти объекты показаны на карте и пронумерованы от Дуомо (он удачно расположился почти точно к северу от башни Арнольфо) по часовой стрелке. Вторая карта представляет Флоренцию без окрестностей в более крупном масштабе, а третья — центральную часть города ещё крупнее.
Флоренция с окрестностями
1. Дуомо флорентийский
Этот величественный собор, заботливо выделенный из окружения одноимённой площадью, находится на удалении всего 430 метров. Поэтому он — первое, что ухватит взор каждого, кто обозрит Флоренцию свысока.
Санта-Мария-дель-Фьоре сквозь бойницу палаццо Веккьо
К счастью описывать этот собор мне не придётся, нашлось на Туристере несколько очень хороших публикаций.
См. также:
2. Дуомо фьезоланский
Видимо так было задумано, но практически на одной линии, лишь двадцатью пятью градусами правее стоит ещё один Дуомо, то есть ещё один кафедральный собор. Только находится он не во Флоренции, а во Фьезоле на удалении 5,2 километра.
Вид на холмы позади Дуомо. На правом находится г. Фьезоле. У самого края фотографии – кампанила фьезоланского Дуомо
Ныне Фьезоле — это город-спутник, а до XII века — соперник и даже враг Флоренции. Чтобы обнаружить фьезоланский Дуомо (Cattedrale di San-Romolo) нужно от правого края Санта-Мария-дель-Фьоре ещё правее отложить его видимую длину и посмотреть внимательно на находящийся позади холм. Там будет торчать башня без шпиля — это нужная нам кампанила. Построен собор был в 1028 году, то есть на 400 лет раньше флорентийского. Размер конечно у них несравнимый, например, высота колокольни у Сан-Ромоло всего 42,3 метра.
См. также:
3. Церковь аббатства Бадиа-Фиорентина и палаццо Барджелло
Ещё правее всего в 210 метрах стоят две крупные башни.
Церковь Бадиа-Фиорентина и Дворец Барджелло
Та, что с шатром принадлежит Флорентийскому аббатству (называемому Бадиа Фиорентина), точнее его церкви Св. Стефано. Основано аббатство в 978 году тосканским маркизом Уго. В 1330 кампанила была перестроена и приобрела современную высоту 70 метров. Часы на ней идут ещё с тех пор. Для алтаря церкви большой полиптих написал около 1300-го года сам Джотто. Правда сейчас полиптих (пентаптих в действительности, но звучит это слово уж очень потешно!) хранится в Уффици.
Башня напротив украшает старейшее общественное здание Флоренции — Палаццо-дель-Барджелло. Строительством здание было начато в 1255 году итальянским архитектором Лапо Немецким. Башня возведена между 1340 и 1345 годами. Она называется Волоньяна в честь первого заключённого, томившегося в её подвале, — Джери из Волоньяно. Колокол на башне имеет собственное имя Ля-Монтанина. Его звон не сулил флорентийцам ничего хорошего. В середине XIV века здание заняла мэрия (подестат) Флоренции. С наступлением гегемонии Медичи во второй половине XV века, палаццо стало первой штаб-квартирой Совета Юстиции. А при Козимо I превратилось в дом барджелло — начальника телохранителей, то есть полиции. Здесь же была тюрьма, а во дворе совершались казни. Полиция занимала Барджелло до 1865 года. Но с того момента он стал музеем, коллекция статуй эпохи Возрождения которого включает шедевры Микеланджело, Донателло, Челлини и других известных скульпторов.
См. также:
4. Большая флорентийская синагога
Если посмотреть вдаль за правый угол здания палаццо Барджелло, то на удалении 980 м будет виден достаточно крупный бирюзовый купол. Он принадлежит Большой синагоге Флоренции.
Главная флорентийская Синагога
Хотя это и храм евреев, но оформлен он в мавританском, то есть мусульманском стиле. Просто так было модно в конце XIX века. Ведь построена синагога была относительно недавно — в 1882 году. На удивление она успешно пережила вторжение немецких фашистов, однако сильно пострадала от бомбардировок союзников.
Первые евреи появились во Флоренции в 1430 году по приглашению её властей (а именно Синьории, то есть ещё до начала правления династии Медичи) специально для занятия ими ростовщичеством. Дальнейшая история пребывания евреев во Флоренции — сплошная череда гонений и покровительства, погромов и протекций, изгнаний и возвращений. Как правило, христианская церковь была инициатором сожжений Талмуда и тому подобных акций, а правители Флоренции, начиная с Козимо Старого, — наоборот, оказывали евреям поддержку. Последнее обстоятельство сказалось на том, что флорентийские евреи жили в целом более благоприятно по сравнению с их единоверцами в других итальянских городах. Впервые уравнял евреев Флоренции в правах с остальными её жителями только Наполеон в 1799 году. Потом эмансипацию совершали ещё несколько раз и окончательно только в 1861 году.
Тогда же были уничтожены все еврейские гетто, а вместе с ними и бывшие там синагоги. Взамен было решено построить новую большую, которая стала бы и украшением Флоренции. Кстати, цвет купола синагоги можно назвать купоросным, так как покрыт он медными листами специально окисленными.
5. Базилика Санта-Кроче
Почти точно на восток от башни Арнольфо величественно возвышается светло-серый фасад базилики Санта-Кроче. Расстояние до неё ровно 500 метров.
Спасибо авторам Туристера — этот объект они снабдили несколькими отличными описаниями.
См. также:
6, 7. Мост и башня Сан-Никколо́
Описываю эти объекты сразу в связи с их единым названием. Башня названа в честь находящейся поблизости одноимённой церкви. Мост же назван уже в честь башни. Мост находится почти позади базилики Санта-Кроче, чуть правее, на удалении 1,3 километра. Башня же стоит на левом берегу Арно на полкилометра ниже по течению. Расстояние между башнями Арнольфо и Сан-Никколо 888 м. Описывать их буду в обратном порядке, сперва башню, так как она появилась прежде моста.
Башня Святого Николая была построена в 1324 году для защиты одноимённых ворот крепостной стены, опоясывавшей всю Флоренцию.
На сайте музеев Флоренции прочитал романтическое описание этого объекта: «башня Сан-Никколо рассказывает о „крепости и красоте“ Флоренции: сильный камень показывает местное происхождение материала; её архитектура — остаток средневековых стен, окружавших город; изумительный вид на Флоренцию — это история, которая превращается в реальность». Кстати взобраться на башню можно за €4. Работает с 24 июня до 31 августа (открыто с 17 до 20 часов) и с 1 до 30 сентября (с 16 до 19). В остальное время остаётся любоваться фреской Богоматери XIV века над аркой ворот с внутренней стороны.
Башня стоит у подножья холма и чуть выше по нему видна вся уставленная машинами площадь Микеланджело, над которой возвышается бронзовая копия его же статуи Давида. Площадь была устроена в 1869 году, а статуя воздвигнута в 1873 году. От площади открывается прекрасный вид на весь центр Флоренции.
Мост Сан-Никколо был построен в 1837 году и назван на самом деле в честь пруда, образовавшегося при сооружении плотины, одним концом упирающейся в башню Сан-Никколо.
Пруд предназначался для водоснабжения мельниц, стоявших внутри крепостных стен. В 1944 году, как и все другие флорентийские мосты кроме Понте-Веккьо, он был взорван отступавшими немецкими войсками. Но уже в 1949 году восстановлен.
Здание на переднем плане с двумя прорезными башенками без шпилей и ротондой в окружении множества пилонов — это Национальная библиотека Флоренции. Здание было построено в 1911 году и вместило в себя наследие библиотеки Антонио Мальябеки, оставившего её городу по своему завещанию в 1714 году.
8. Базилика Сан-Миниато-аль-Монте
К юго-востоку на вершине холма в удалении 1,3 километра возвышается мраморный фасад ещё одной флорентийской базилики с длинным названием Сан-Миниато-аль-Монте.
Базилика Сан Миниато аль Монте
Название церкви говорит о двух вещах. Во-первых, о святом, в честь которого она освящена. Это святой Миниато (иначе Миний, Миниас или Мина Флорентийский). Во-вторых, о том, что находится базилика на вершине горы (al monte). То и другое конечно связано между собой. Гора, кстати, называется горой Крестов в честь находящегося на ней знаменитого кладбища Порте-Санте (Святые Врата). Подробнее о базилике читайте у неоднократно упоминаемого мною автора.
См. также:
9. Форт Бельведер
Это сооружение находится почти точно к югу от башни Арнольфо в 740 метрах, разумеется на другом берегу Арно.
В действительности сам форт, его стены не видны с вершины башни Арнольфо. Всё, что можно рассмотреть — это палаццина, то есть маленький дворец, возвышающийся над фортом, в то время как он сам стоит на вершине самого высокого из холмов садов Боболи и скрывается за деревьями. Сперва была построена палаццина (в 1570 году), а позже (в 1595 году) при Великом герцоге Фердинанаде I вокруг воздвигли крепостные стены.
Форт конечно был устроен для защиты как самого города, так и палаццо Питти, стоящего у подножья холма. Форт Бельведер соединён скрытыми проходом с этим дворцом, а тот в свою очередь через коридор Вазари — с палаццо Веккьо. Таким образом Медичи могли незаметно перемещаться из деловой части города под защиту крепостных стен и оставаться там в весьма комфортабельной палаццине. Там же они пережидали и народные беспорядки, эпидемии.
К настоящему времени форт Бельведер — это замечательная видовая площадка, а также место для проведения разнообразных культурных и частных мероприятий (если у вас есть €300,000 для его съёма).
10. Кофейный домик
Каффехаус — это павильон, находящийся посреди садов Боболи немного ниже по холму от форта Бельведер и чуть правее, если смотреть с вершины башни Арнольфо, на удалении 630 метров.
Кофейный домик в садах Боболи
Кофейный домик был построен в 1776 по заказу Великого герцога Тосканы Леопольда II, ставшего впоследствии императором Священной Римской империи. Все европейские монаршие дворы приняли в XVIII веке манеру употреблять кофе и какао из чашек не где попало, а в специально построенных для этого помещениях. Вот и здесь архитектор Дзаноби дель Россо построил в стиле рококо трёхобъёмное здание для этих новомодных забав знати. Нижнюю часть Кофейного домика на фотографии почти полностью закрывают деревья, но верхние две с террасой и куполом можно видеть.
11. Вилла «Зонтик»
К юго-западу на далёком холме (удаление 1,9 километра) моё внимание привлекла группа старинных зданий с башенкой. Не знаю что меня так заинтересовало. В общем снимал навскидку. Оказалось что это вилла «Зонтик».
Самое древнее строение виллы — это та самая башенка. Она осталась после многочисленных переделок от построенной на этом месте в 1372 году виллы Беллозгуардо (Bellosguardo, Красивый Вид). Вид, очевидно, с того холма на Флоренцию открывается прекрасный, по крайней мере многочисленные аристократы, владевшие виллой по очереди всегда благоустраивали всяческие террасы, с которых этим видом можно было бы любоваться.
Галилео Галилей жил на этой вилле с 1617 до 1631 года и написал здесь основной труд своей жизни «Диалог о двух главнейших системах мира». В 1815 году графиня Тереза Спинелли Альбици поставила на террасе металлическую конструкцию в виде китайского зонтика, что и дало вилле современное название. В 1874 году российский военный и государственный деятель Алексей Алексеевич Зубов купил виллу «Зонтик» и соседнию виллу Торричелла чтобы объединить их. С 1947 до 1972 года имением владела Вайолет Трефузис, чья двоюродная внучка вышла замуж за английского принца, но принцессой не стала.
В настоящее время вилла необитаема и служит местом для дорогих корпоративов (измельчали аристократы).
12. Базилика Санто-Спирито
На фоне холма с виллой «Зонтик», почти заслоняя её, высится купол и колокольня церкви с длинным названием Basilica di Santa Maria del Santo Spirito. Получается что Святая Мария принадлежит Святому Духу. Чаще церковь называют просто Санто-Спирито. Она находится на расстоянии всего 640 метров, но ещё на левом берегу Арно.
Базилика Св. Марии и Св. Духа
Базилика строилась в течение полувека по проекту Филиппо Брунеллески того самого, который создал знаменитый купол Дуомо и много ещё других построек. Однако строительство церкви закончилось только в 1487 году уже после его смерти. Кампанилу пристроили в 1503 году. Санто-Спирито интересна своим изысканным интерьером и деревянным «Распятием" Микеланджело. Художник за свою жизнь выполнил несколько скульптур Христа и обычно ваял его обнажённым как, например, «Христос с крестом" в римской Санта-Мария-сопра-Минерва. Однако на распятии в Санта-Спирито Христос, вопреки обыкновению Микеланджело, изображён субтильным, практически измождённым. Сто́ит посмотреть, а также множество других шедевров эпохи Возрождения. Церковь открыта в праздники с 8:30 до 17:00, в рабочие дни с 8:30 до 18:00. Перерыв с 12:00 до 15:45. Вход свободный.
13. Мост Америго Веспуччи
Мост находится почти на западе от башни Арнольфо на удалении 1 километра.
На мосту стоит невероятное множество машин. Я сперва думал это такая огромная пробка. Но оказалось, что на мосту разрешена стоянка. Построен только в 1957 году. Технические характеристики моста здесь.
Ниже по Арно видны ещё несколько мостов:
- Мост «К Победе» построен в 1835 году, взорван 4 августа 1944, восстановлен в 1946 году. Технические характеристики здесь. Удаление 1,8 километра.
- Трамвайный мост. Удаление 2,3 километра.
- Пешеходный мост Изолотто (Островок). Удаление 3,3 километра.
14. Церковь Орсанмикеле
Это удивительное, возвышающееся над всеми соседями здание, совсем не похожее на церковь, стоит всего в 170 метрах от башни Арнольфо.
Построено оно было в год Куликовской битвы (1380, кто не помнит). Название церкви происходит от бывшего прежде на её месте монастыря Or San Michele, а странная форма из-за того, что кроме церкви в здании располагалось зернохранилище и хлебный рынок. Лишь в XVI веке торговцы были из храма отправлены (не выгнаны) в другое место. Стены церкви снаружи богато украшены статуями в табернаклях и медальонами над ними. Внутри можно видеть роскошный алтарь, многочисленные фрески и витражы. Все не позднее 1400 года! На втором этаже здания работает музей. Вход свободный.
Ещё сразу две базилики виднеются по сторонам Орсанмикеле, но значительно дальше.
Базилика Санта-Мария-Новелла находится чуть левее Орсанмикеле на удалении 770 метров. С вершины башни Арнольфо можно видеть кампанилу и часть фасада.
Базилика Сан-Лоренцо (виден её купол позади правого угла Орсанмикеле) находится на удалении 670 метров.
См. также:
15. Капуцинский монастырь
Завершая круг обратил внимание на странную фигуру, стоящую на высоком ажурном постаменте далеко-далеко. Если посмотреть совсем немного левее кампанилы Джотто (2,5 ширины) и напрячь зрение, то на удалении почти трёх километров (2855 метров) можно её заметить.
Статуя Девы Марии в монастыре Капуцинов
Выяснил, что это статуя Девы Марии во дворе капуцинского монастыря Святого Франциска, основанного в 1399 году. Статуя конечно из XX века. Больше информации не нашёл.
Заключение
Всё, мы завершили полный круг флорентийского окоёма. Многое к сожалению осталось без внимания. Главное что ещё можно вспомнить: «А где же галерея Уффици, мост Понте-Веккьо?» Всё очень просто — не видно с этой точки, точнее можно лишь указать на их крыши. К тому же мне не повезло — сразу несколько подъёмных кранов изрядно портили кадры в южном направлении. Множество других мостов и башен также остались без внимания. Но надо же оставить что-то и другим, а может и сам сподоблюсь описать их в следующий раз…
Теги:
Самостоятельные путешествия