Первое наше свидание с Флоренцией случилось в рамках организованного экскурсионного тура по Италии, который обещал нам два дня в этом городе. В реальности же утром первого из двух дней мы выехали из Рима на автобусе, заехали в районе Кьянти продегустировать вино и другую типичную тосканскую продукцию (3 часа), заехали в Лукку на обзорную экскурсию по городу (2 часа + обед), далее в Пизу (обзорная экскурсия 2 часа) и лишь вечером въехали во Флоренцию. Несмотря на определенную усталость мы буквально бросили вещи в номере отеля Atheaeum на Via Cavour. В голове вертелось: «Мало времени! На Пизу маловато, на Лукку маловато, а на Флоренцию совсем не хватит!» Мы вышли из отеля на Via Cavour и направились в сторону Пьяцца дель Дуомо. А на город опускались сумерки, улица была на удивление пустынна, по сторонам серые стены старых домов и в них высокие деревянные резные двери. Двери выглядели очень масштабно, ручки у каждой из них своей формы- то в форме льва, то клоуна, а под каждым окном (зачастую зарешеченным) головы летучих мышей, или горгулий- в общем все напоминало времена средневековья. Двери и горгули под окнами нас просто околдовали, мы замедлили шаг, но батарейка в фотоаппарате была на исходе после целого дня «работы» и пришлось идею фотографирования дверей отложить на завтра. Но мне все равно хочется начать фоторассказ именно с «завтрашних» фотографий дверей, хотя в более светлое время они и не смотрятся так таинственно, но это первое, чем нас зацепил город.
1 из 9
6
Для соизмерения масштаба дверей я периодически вставала рядом с ними. То, что в соборах высокие массивные двери- это довольно привычно, но здесь просто улица, просто дома и такие двери смотрятся иначе. Некоторые были не очень высокие, но все равно массивные.
1 из 2
5
1 из 2
3
Ручки дверей в разных вариантах.
2
Типичные головы страшилок под окнами. Под практически каждым окном.
9
Расстояние до Пьяццо дель Дуомо довольно большое и за это время мы уже успели погрузиться в особую историческую атмосферу, а глаза мы вверх не поднимали, шли себе, разглядывая двери, на улице еще более стемнело и тут впереди возник сначала уголочек Баптистерия…
12
…а потом и сам кафедральный собор Санта-Мария-дель Фьоре. Мы как-то неожиданно вышли на эту площадь и картина резного бело-зелено розового фасада собора, устремленная вверх колокольня Джотто и восьмиуголный баптистерий на фоне темнеющего неба заставила сердце затрепетать от восторга, у меня перехватило дыхание, потому что более волшебной красоты кружевного разноцветного мрамора, более гармоничного соединения зданий разных геометрических форм в единый ансамбль не придумать. Стрела Амура метко попала в цель, я влюбилась во Флоренцию сразу и навсегда.
6
Самые лучшие фотографии собора у нас ночные. Их катострафически мало. Раз, два, три, четыре- далее батарйка села. Можно было только смотреть, обходить с разных сторон, и восторгаться.
6
6
Мы сели в кафе на площади, чтобы поужинать с видом на прекрасный Santa-Maria-del-Fiora, отжали от фотоаппарата последний кадр и вот- первый день во Флоренции подошел к концу…
1 из 3
4
На следующий день наша экскурсионная программа началась именно с Пьяцца дель Дуомо. Наверное я сейчас буду повторять известные всем факты, но без них мой рассказ будет неполным. Строительство Кампанилы началось в 1334 году под руководством Джотто, которому на тот момент исполнилось уже 67 лет. Для того времени это достаточно солидный возраст и при жизни Джотто сумел построить только первый ярус своего проекта. Небольшое отступление о Джотто ди Бондоне- именно он одним из первых начал применять в иконописи не двухмерное, а трехмерное изображение с помощью светотени и смещения оптической перспективы. Этот же подход оптического обмана он заложил в своих рисунках колокольни- нижние ярусы более приземистые и основательные, с каждым новым ярусом окна увеличиваются в высоту, конструкции облегчаются и словно устремляются ввысь, что создает обманчивую для глаз перспективу. После кончины Джотто работы по строительству колокольни продолжил Андреа Пизано по чертежам, оставленным Джотто. Ему удалось построить еще два яруса колокольни, но тут разыгралась эпидемия чумы, которая унесла много жизней, в том числе и Пизано. Строительство Кампанилы замерло еще на несколько лет. Лишь третий архитектор Франческо Таленти закончил строительство колокольни, но при этом он отступил от первоначального замысла Джотто, придумал богатую внешнюю отделку колокольни, упразднил шпиль и закончил Кампанилу плоской крышей. С нее открываются великолепные виды на город и окружающие холмы, если у вас конечно хватит силы преодолеть пешком 414 ступенек лестницы на эту крышу. Ну и еще немного о колокольне Джотто — говорят, что у некоторых при взгляде на нее начинает кружиться голова, глаза не могут воспринимать «обман перспективы." У нас не кружилась, ну, если только от восторга.
7
Собор Санта-Мария-дель-Фьора строился на протяжении целых шести веков и не менее чем шести архитекторами. Начал строительство Арнольфо ди Камбио, перед которым стояла задача затмить построенные ранее Пизанский и Сиенский соборы, чтобы подчеркнуть значимость Флоренции. Начав строительные работы Камбио скончался, строительство приостановилось. Затем архитектором собора был назначен Джотто, но он сосредоточился на Капаниле, ну и затем так же скончался. Далее последовала чума и строительство снова прекратилось. Лишь к середине XV века строительство стен было завершено и встал вопрос установки купола. Такого размера купола еще не строились. Подходящего инженерных сооружения для строительства на такой высоте не было. Был объявлен конкурс на проект купола, на котором никому пока неизвестный ювелир Филиппо Брунеллески предложил свое решение этой сложной задачи- построить целых два купола, один внутри другого, но никому не раскрыл секрет, как он это сделает. Попечители собора обозвали Брунеллески болтуном и невеждой, тем не менее эта идея никак не давала им покоя, и в конце концов они все же решились назначить Филиппо руководителем строительных работ. Брунеллески во многом опередил время в своих иженерных решениях. Он изобрел сложный подъемный механизм- трехскоростную лебедку с системой шестеренок, шкифов, карданных валов, приводимую в движение двумя быками, которые вращали деревянный рычаг. Кроме того, раз купол внутри был пустотелым, он оказался гораздо легче и выше, чем если бы он был цельным. Купол строился на протяжении 16 лет. Но сам собор еще догое время оставался недостроенным Лишь в XIX веке фасад собора и интерьер внутри были закончены.
11
Над входом в собор установлена статуя Богоматери с младенцем на коленях и лилией в руке, рядом с ней 12 апостолов, а наверху круглое ажурное окно и над ним сверху взирает на все Отец Небесный. Работы по отделке фасада закончил Эмилио де Фабрис, использовав в отделке горизонтальные и вертикальные мраморные панели- розового цвета из Мареммы, зеленоватого из Прато и белого цвета из Каррары, и все это украшено великолепными ажурными каменными кружевами.
5
Входная бронзовые врата в собор украшены рельефными изображениями сцен из жизни Марии
2
По историческим сведениям часть денег на украшение собора пожертвовал русский промышленник Демидов. Справа от входа в Санта-Мария-дель-Фьора можно увидеть герб Демидовых. Кстати на этой фотографии видна разница в отреставрированных деталей фасала от тех, которые еще предстоит заменить.
2
Фасад собора постоянно реставрируется, рядом с собором есть мастерская, заглянув в которую можно увидеть, как идет работа с деталями облицовки.
3
Над правым входом фреска Мадонны с лилиями.
1 из 5
3
Ажурные детали, которые практически не повторяются, их можно рассматривать и рассматривать.
1 из 4
9
Те, кто решился подняться наверх, могли лицезреть купол Брунеллески гораздо ближе и впечатлиться другими интересными деталями. Нам пришлось с мужем разделиться, так как другого выбора не было- тот, кто поднимался на Кампанилу автоматически не попадал в галерею Уфицци. Потому я полетела в галерею, а муж «полетел» преодолевать 414 ступенек лестницы на колокольню.
9
7
Скульптура Брунеллески- он смотрит на творение своих рук, на свой знаменитый купол.
1 из 2
2
Рассказ о Баптистерии начнем с этох кадров сверху. Ну никак не ожидали мы в следующем году, когда специально на неделю приехали во Флоренцию, что не сможем внести корректировку в съемки и не снимем Баптистерий сверху целиком. В том сумасшедшем ритме познания Флоренции в рамках одного туристического дня выбирать ракурсы и продумывать кадры было нереально…
1
Баптистерий Сан-Джованни считается одним из самых старых зданий Флоренции, он построен в XI–XII веке. В нем крестились вплоть до XIX века почти все жители Флоренции, в том числе и Данте и семья Медичи. Баптистерий несколько раз перестраивался, но сохранил свою форму граненого правильного восьмигранника. Сначала он выполнял родь и кафедрального собора и крестильни. При этом таинство крещения проходило два раза в год и для прохождения большого количества народа нужно было несколько дверей. Конечно же наше внимание акцентировали на самых знаменитых восточных вратах Гилберти, названных Микеланджело «Вратами рая». Плотное расписание не позволило сделать шаг вправо-влево, потому только эти ворота мы и видели вживую, да и внутри так и не побывали, очень жалею об этом.
7
Врата разделены на 10 прямоугольных бронзовых картин иллюстраций сцен из Ветхого завета в обрамлении ликов святых. У меня с этими воротами произошла странная такая история. Мы все тщательно фотографировали и потом дома много раз просматривали фотографии перед недельной поездкой во Флоренцию на следующий год. Но именно на следующий год Баптистерий закрыли на реставрацию. только ворота были открыты и мы повторно прослушали экскурсовода. Это фотография 2013 г. Обрамление картин темно-синее. Я хорошо это помню и, увидев темно-серое, практически черное, обрамление в 2014 году я задала вопрос экскурсоводу про цвет. Она резко мне отвечает, что никогда обрамление синим не было. Фотографий под рукой у меня нет, но ведь я помню! Они были синие! Я опять настойчиво спрашиваю- почему менялся цвет- ответ аналогичен и я начинаю сомневаться в своей памяти… Дома по приезду с нетерпением открываю фотографии- обрамление картин темно-синее… Ведь синее?
Вернемся к сценам из Ветхого завета.
6
Изгнание Адама и Евы из рая
6
Авраам приносит в жертву Исаака
5
Моисей получает 10 заповедей. От Моисея у нас, к сожалению, только ноги, немного он не вошел кадр, прости, Моисей.
3
Каин убивает своего брата Авеля
5
История Иосифа, проданного в рабство
3
Падение Иерихона
4
Исав и Иаков
4
Жертвоприношение Ноя
Далее после марш-броска по улицам города, пробежки в Палаццо Питти, по мосту Понте Векьо мы попытались еще раз запечатлеть Санта-Мария-дель Фьора в лучах закатного солнца, опять посидели вечерком в кафе на Пьяццо дель Дуомо и с грустью констатировали, что ничего не успели, устали безмерно и обязательно приедем во Флоренцию на следующий год.
1 из 3
2
В рассказываемых историях время бежит быстро-быстро, пролетел год и мы опять прилетели во Флоренцию, на этот раз вместе с моей сестрой и ее мужем. И я сразу потащила их на площадь Дуомо и всю дорогу рассказывала как сейчас появится Баптистерий и потом собор Санта-Мария-дель-Фьоре и…
2
Баптистерий был закрыт цветным панно и мозг сначала не мог никак воспринять реальность в том виде, в котором она существовала на данный момент времени. Мне очень жаль тех, кто в первый раз увидит этот ансамбль в таком виде. Потрясения на лице своей сестры я не увидела, нельзя повторить первое впечатление и нельзя словами передать свое первое впечатление другому, у него оно будет своим.
3
5
И все же собор бесконечно прекрасен, даже при хмуром небе, когда краски разноцветного мрамора не так играют.
1
9
И он действительно виден почти с любой улицы, если смотреть не по сторонам, прямо по курсу. А не смотреть по сторонам нельзя, все время возникают какие-то детали, как например эти резные решетки, которые вносят дополнительные нюансы в картинку.
7
А уж если тучи сдаются и солнышко потихоньку вновь начинает править миром- то купол Брунеллески оживляется и опять притягивает взгляд.
1
Но то, что все-таки состоялось в 2014 году- так это мы попали внутрь собора наконец-то. Накладка во время экскурсии в первый раз (15 августа собор закрыт для посещений) не позволила зайти внутрь, зато сейчас, никем не подгоняемые, мы неспешно наслаждались строгостью внутреннего интерьера. Мне очень понравился великолепный мозаичный пол, он придает помещению дополнительную геометрическую четкость, задает ритм. Огромное пространство- ведь собор должен был принмать до 30 тыс. прихожан одновременно.
2
1
Знаменитые часы Паоло Уччело идут начиная с 1443 года, особенностью их является то, что стрелка движется в обратную сторону. Нам даже рассказали как понять по этим часам какой сейчас век, год, месяц и т. д., но как-то для меня оказалось это сложным и повтору не подлежит.
1
Внутри собора много витражных окон работы XV векв
2
Скромное распятие
3
Данте держит в руках «Божественную комедию»
3
И купол расписанный Джорджио Вазари -фреска «Страшный суд»
3
3
Трещина… И если приглядеться, то во многих местах фреске требуется реставрация.
3
Выложила последнюю фотографию и грустно так стало… Весь вечер переживала заново эти дни во Флоренции, но рассказ о Санта-Мария-дель-Фьоре закончен, приходится возвращаться в сегодняшние реалии. Или строить планы на будущее.