«Бегут ручьи, журчат ручьи, и тает лед и сердце тает…" Весна — время перемен, а перемены — они всегда к лучшему! Девушки ждут Весну с надеждой, с замиранием сердца и с новыми шарфиками, с мечтами спрятать к чертовой матери надоевшие пуховики и примерить яркие балетки) Мы худеем «к весне», покупаем новое платье «к весне», стрижемся, знакомимся, встречаем новых друзей и мечтаем чаще видеться со старыми (всем моим любимым друзьям — привееет!!!). Мы ждем Весну сильнее Нового Года и любим её пожалуй сильнее собственного Дня Рождения! Мы верим, что Весна — это новое начало — чего то замечательного, теплого, светлого и душевного! Мы верим что Весна — это надежда) А Весна в Италии — это Весна на ее родине, Вы не находите?!
"Можете забрать себе весь мир, но оставьте мне Италию..."
Джузеппе Верди.
День 4. Флоренция…
Дорога. Флоренция в нашем туре на первый взгляд казалась самым крепким орешком. Почему то сайт Тrenitalia выдает билеты только с множеством пересадок и как то уж неприлично дорого… Но, немного поискав, мы нашли отличный вариант! Получасовая пересадка в Фаэнце, 27 евро туда-обратно, и день в городе мечты у нас в кармане!
Практическое отступление. Билеты на поезда класса Regionale — то есть местные бюджетные электрички, продаются с множеством пустых полей. Указано только направление, класс вагона и срок действия билета — целых 2 месяца. А еще с момента компостирования (не забудьте, это обязательно!) у вас есть целых 6 часов форы! И если вдруг вы замечтались во Флоренции (с кем ни бывает))) или на станции пересадки (а что, там везде красиво — ведь это Италия?!) и опоздали на запланированный поезд — не страшно! Будет следующий! Люблю вас, Итальянские Железные Дороги!
Лирическое отступление. Дорога на Флоренцию удивительно красива… Бескрайние просторы полей, крошечные деревушки, виноградники, маленькие городки домов на 30, но обязательно — с колокольней и церковью страшно-посчитать-какого-века! Традиционные тосканские свечки кипарисов, бархатные зеленые поля, и среди них — извилистые дороги, стремящиеся туда, за горизонт… Эти пейзажи, эти оттенки, названия станций — уже поэзия, по-моему они не оставят равнодушным никого, у кого есть сердце… Да, дорога на Флоренцию удивительно красива! Она одна стоит того, чтобы отправиться в путь!
Места. Флоренция — музей под открытым небом…Дааа, я знаю, это выражение уже затаскано донельзя! Ну, а с чем мне скажите еще сравнить этот волшебный город, где что ни дом — то палаццо, и как минимум век 16?! Что ни храм — то подлинники Гирландайо и Боттичелли! Прямо пойдешь — к дому Данте выйдешь, направо свернешь — обомлеешь на Площади Синьории, налево посмотришь — купол Дуомо не пропустишь) Город храмов, галерей и дворцов… Город, который как ни один другой на свете поучаствовал в развитии мировой цивилизации… Ведь согласитесь, где бы мы были без Галилея, Америго Веспуччи, Леонардо, Макиавелли и великих Медичи?!
Итак, Флоренция, 10.00 утра! Вокзал Флоренции носит очень поэтичное имя — Санта-Мария-Новелла, в честь площади и храма, рядом с которыми он расположен, и это пожалуй лучшее начало прогулки в нашем путешествии) Если, выйдя из вокзала, вы повернете голову направо — увидите прекрасную церковь. Нам туда)
Санта-Мария-Новелла — самая первая базилика во Флоренции, она перестроена в 15 веке великим архитектором Возрождения Леоном Баттистой Альберти (помните, над его храмом в Римини я охала и ахала три дня назад?!). Фасад храма напоминает драгоценную инкрустированную шкатулку…
Разноцветные мраморные квадратики, лепнина, замысловатые узоры, фрески, витражи… Потрясающий, воздушный, бело-зеленый мраморный фасад работы великого мастера полностью соответствует внутреннему убранству! А внутри — это просто сокровищница, это выше всяких похвал, не зря я сравнила базилику с дорогой шкатулкой!
Главный неф, витражи, фрески, картины, скульптура — только подлинники величайших гениев Флоренции!
Одна из главных ценностей храма — «Распятие» Джотто, 13 век.
Капелла «Строцци ди Мантова» — потрясающая! Расписана в 14 веке Нардо ди Кьоне, фрески по мотивам Страшного Суда, Ада и Рая — вдохновленные «Божественной Комедией» Данте, витражи капеллы также выполнены по его эскизам. А этот красивейший алтарь создан его братом — Андреа Орканья.
Капелла Торнабуони — влиятельнейшей семьи Флоренции, жемчужина церкви Санта Мария Новелла. Трехъярусный фасад, украшенный разноцветным мрамором, выглядит очень нарядно, он появился в середине 15 века. Распятие работы Джамболоньи, и удивительные фрески — мастерской Доменико Гирландайо, но к ним мы еще вернемся)
Зеленый каирский гранит и белый мрамор из Каррары — перед вами ваза, вышедшая из-под божественного резца Микеланджело! Моя сестра сказала, что невозможно не прикоснуться к тому, чего коснулись его гениальные пальцы… и потрогала))) На удачу и вдохновение)))
«Троица» кисти Мазаччо — знаменитая фреска эпохи Раннего Возрождения. Первая картина в истории человечества, где применен принцип перспективы.
Пьетро Миниато, «Благовещенье».
Очень нежная и трепетная фреска — «Рождество» Сандро Боттичелли… Не знаю, как у вас, а у меня от этих имен уже подкашиваются ноги))) Пойдем пожалуй на воздух!
Тосканское солнышко недавно проснулось и золотит главные знаменитости пробуждающейся Флоренции — Кафедральный Собор, колокольню, Палаццо Веккьо, Барджелло и башню Бадиа, чудесный Санта Кроче и набережную Арно… Весенний воздух — свежий, хрустальный, прозрачный, словно усиливает солнечный свет, который льется из-за Аппенин… Как говорят во Флоренции — Свет Художника.
А мы все ближе к сердцу города, идем узкими улочками и на всякий случай вертим головой — во Флоренции Красота повсюду…
Он… Он возникает перед вами то и дело во время прогулок по городу, сверкает как путеводная звезда! Гигантский, облицованный красной черепицей и увенчанный золоченым шаром — между прочим, работы самого Веррокьо, взрастившего чудо — Леонардо да Винчи! И сам факт существования Купола — уже чудо).
И вот перед нами — Дуомо, или Флорентийский Кафедральный собор Санта-Мария-дель- Фьоре… Как все великие долгострои средневековья, просто сшибает с ног грандиозностью и величием! Собор настолько огромен, что хорошо рассматривается лишь издалека, к примеру, со смотровой площадки пьяцца Микеланджело! Пожалуй, с этого Вида я и начну свой рассказ о Соборе))) Тем более — у меня к нему чувство особое…
Воздушный и легкий, будто парящее облачко несмотря на вся свою мощь и монументальность, флорентийский Дуомо стал своеобразным рубежом, символом перехода от мрачного Средневековья к жизнерадостному Ренессансу! Символ Нового Мира — начало которому положила Флоренция…
Арнольфо ди Камбио, Филиппо Брунеллески, Джотто, Андреа Пизано, Донателло, Джорджо Вазари, Гирландайо… Величайшие умы возрождения работали над великолепием этого храма!
Игра оттенков завораживает — для отделки соборы были выбраны только самые чистые тона… Зеленые, нежно-розовые, и конечно белый каррарский мрамор — гордость Тосканы! Поэзия в камне…
Небольшое лирическое отступление. Давным-давно, а точнее лет этак 6–7 назад я отправилось в своё первое европейское турне, традиционный экскурсионный тур по Италии. Были все итальянские жемчужины — Пиза, Сиена, Рим, Венеция и конечно Флоренция! Прогулка по городу, знаковые исторические места, головокружение от красот, и тут — ОН!!! Я смотрела на него в каком-то просто немом восторге, ошарашенная — что передо мной? Сказка… Мечта… Просто божественной красоты кружево в камне! Я прекрасно помню то ощущение и свою мысль — Наверное, это самый красивый собор на земле! Позже, осмысливая увиденное, немного корила себя за впечатлительность, думая — воооот, поезжу по миру, посмотрю) Конечно, собор великолепен, но наверняка увижу и покрасивее))) И вот поездила-посмотрела, но вы знаете — сдаюсь! Красивее не нашла))) А вы?!!
Знаменитая фреска на куполе, работы Джорджо Вазари, «Страшный Суд» — еще один шедевр флорентийского Возрождения…
Необычные часы 15 века, идущие в обратную сторону и уникальные витражи — украшают главный неф Собора.
В самом сердце городской панорамы вздымается Купол — именно так, с Большой Буквы! Ведь создав это чудо инженерной мысли, Брунелески навсегда вписал свое имя в Историю мировой архитектуры! И сейчас, спустя более 500 лет, его творение по- прежнему поражает)
А рядом шедевр еще одного знаменитого флорентийского зодчего — колокольня Джотто, головокружительно высокая — почти 100 метров и при этом удивительно изящная!
Баптистерий Сан Джованни. Самое старое религиозное здание города, упоминается еще в летописях раннего Средневековья! Построен в честь Иоанна Крестителя — небесного покровителя Флоренции, веками в этом чудесном восьмигранном святилище крестили детей, всех видных граждан Флоренции, в том числе Данте и Медичи… К сожалению, внутрь не попали — сами видите, какая очередь)
Барджелло — на вид настоящий средневековый замок! Первая флорентийская Ратуша, резиденция городского главы и верховного магистрата, а позднее здание полиции и тюрьма. Сейчас — национальный музей скульптуры, хранит мировые шедевры!
А мы идем дальше, пока солнышко и чудесная погода, будем любоваться Флоренцией с высоты птичьего полета… Пьяцца Микеланджело — лучший выбор места! Тут вся Флоренция, цветущая и благоухающая — розовыми кустами и лимонными деревьями, крошечными площадями, садами и набережными и, конечно, своим всемирно известным «цветочным» собором — Дуомо, покрытым зелеными, белыми и розоватыми мраморными пластинами!
Это, пожалуй, один из красивейших видов на свете… Ради такого стоит путешествовать… И ради такого стоит жить!
А мы потихоньку спускаемся с небес на землю, и идем к Понте Веккьо — визитной карточке Флоренции. Этот средневековый каменный мост невозможно «обойти» — ни в прямом смысле, ни в переносном) По нему проходит главный маршрут всех туристов, направляющихся к сокровищам Старого Города.
Палаццо Питти — самый грандиозный дворец Флоренции, успел побывать и резиденцией Великих герцогов Тосканских, и королевским дворцом, и даже штаб-квартирой Наполеона. И их выбор можно понять — посмотрите, от дворца Питти так и веет силой и властью!
Сейчас тут несколько музеев и галерей, а еще — совершенно, говорят, волшебные Сады Боболи… на которые у нас, к сожалению, не хватило времени! Значит, идем дальше! Будет повод вернуться в Цветущую….
Флоренция удивительно живописна, не зря она «возглавляет» область, признанную сокровищницей Италии… Ведь именно Тоскане обязана Италия своим ореолом славы и романтики)))
Пьяцца делла Синьория — самая знаменитая площадь Флоренции и одна из красивейших в Европе! Это не только политический центр Флорентийской республики, но и памятник гению кажется всех великих людей Возрождения… Идем знакомиться)
Палаццо Веккьо — знаменитый, стариннейший символ Флоренции! Этот правительственный Дворец находится в самом сердце города — на площади Сеньории. Величественный и монументальный, он должен был сразу поражать в самое сердце простых смертных — что ему с блеском удается!
Палаццо Веккьо встречает гостей целым набором мускулистых красавцев — на любой вкус! Как вам, к примеру, Нептун в исполнении Амманати?! Бог стоит на четверке коней и глядит на всех слегка свысока — конечно, ведь он символизирует господство Флоренции на морских просторах!
А прямо у входа красуется знаменитый «Давид» Микеланджело — пожалуй, мировой эталон мужской обнаженной натуры! «Давид» — наверное, самая знаменитая скульптура в мировой истории…
Его создателя, Микеланджело, часто называют величайшим подарком человечеству от клана Медичи…
Медичи. Само это имя стало символом блистательной Флорентийской республики, за 300 лет правления могущественная семья Медичи скопила немыслимые богатства и добилась колоссального влияния! 4 Папы, 2 французских королевы и самая развитая в Европе банковская структура — до сих пор современные финансовые организации пользуются придуманной Медичи бухгалтерской системой — дебет и кредит!
Но главное наследие Медичи — не финансы и не законы, это их непревзойденный вклад в искусства и творчество! Вслушайтесь в эти имена — Леонардо да Винчи, Гирландайо, Сандро Боттичелли, Джорджо Вазари, Галилей… Ведь во многом благодаря покровительству этой семьи Европу озарил луч Возрождения)))
А я продолжаю свой марафон обнаженной натуры))). «Персей с головой Медузы» — работа еще одного знаменитого флорентийца, Бенвенутто Челлини. Кстати, это подлинник — и единственная скульптура, отлитая из бронзы.
«Похищение Поликсены» — произведение Пио Феди, выдающегося итальянского скульптора. Украшает Лоджию Ланци — флорентийский музей скульптуры под открытым небом…
Сан Лоренцо — один из самых старых, известных и любимых флорентийских храмов. Первая церковь Сан Лоренцо была основана в 4 веке, а в 15 ее реконструировали по заказу вездесущих Медичи, архитектором выступил Филиппо Брунеллески — его вкусу мы можем доверять) А внутренней отделкой занимались Веррокьо, Донателло и Микеланджело…
Кофе-пауза — в Италии это святое!!!
И как скажите без божественного домашнего тирамису, нежного и воздушного, как облачко, и такого же восхитительного?!
Разве возможна Италия без мороженного?!
Вкусы. Признаюсь честно — знаменитый флорентийский бифштекс я так и не попробовала! Позор на мою голову! Порция подавалась только на компанию, причем видимо собравшуюся по торжественному случаю, судя по весу))) А моя компанию такие изыски не разделяет… Вот и довольствовались тосканским вином. Кстати сказать, отменным! Вообще, я не знаток вин, хоть и большой-прибольшой любитель))). И хотя как по мне, ничего вкуснее «Киндзмараули» человечество пока не изобрело, но итальянские вина — признаю, особенные! Бархатистые красные или нежнейшие белые, игристые, молодые, домашние… Легкие и заводные! Головокружительные… В общем итальянские вина — очень коварный напиток! Они гораздо опаснее водки или пива — всё начинается с невинного бокальчика за обедом, а заканчивается изучением итальянского языка и переездом на Адриатическое побережье)
Эмоции. Давным-давно, точнее в 19 веке, один очень известный французский писатель решил прокатиться во Флоренцию. Флоренция — колыбель Ренессанса, и каждый культурный человек обязан проникнуться подлинниками Леонардо и Микеланджело — видимо, известный французский писатель думал примерно так. Смаковать джелато, любуюсь Флоренцией с высоты птичьего полета, потягивать тосканское белое на его родине, и конечно сфотографироваться с эталоном мужской красоты — нет, пардон, это уже из другой сказки))) И что вы думаете — пришел, увидел, победил?! Какой там! Флоренция его сразила, очаровала и уложила на обе лопатки! Он ослеп, оглох и потерял дар речи — к счастью, временно! Потом Стендаль — а это был именно он, вернулся к жизни и описал свои чувства и эмоции, как умеют это делать только известные французские писатели) С тех самых пор во всем мире люди, впадающие в ступор перед роскошным закатом, или фреской знаменитого живописца, и даже при звуках божественной музыки — называются пораженными Синдромом Стендаля. И вы пожалуйста будьте аккуратнее во Флоренции! Иногда выходите из музеев и храмом, прерывайтесь на пиццу под бокальчик тосканского… Поберегите себя… Как мы)))
Бонус. Пожалуй, мое самое сильное впечатление от Флоренции — картины, фрески и витражи базилики Санта-Мария-Новелла… Брунеллески, Джотто, Сандро Боттичелли, Вазари, Мазаччо… Когда представляешь, что это те же станы, те же камни… Почти тот же воздух, которым дышали величайшие умы эпохи Возрождения, бегут мурашки) Меня этот храм поразил, я не большая любительница музеев, но тут хотелось часами ходить, рассматривать каждую деталь, каждую картину… Но особенно мне запомнились огромные, сказочной красоты витражи и фрески над алтарем, в Большой капелле, работы мастерской Доменико Гирландайо, над которыми работал молодой Микеланджело… И тут я замолкаю — смотрите сами…
«Разглядывая сверкающую красками фреску, мальчик понял, что Гирландайо любил Флоренцию преданной любовью. Флоренция была его религией. Всю жизнь, с ранней юности, он писал ее граждан, ее дворцы, ее изысканно отделанные палаты и горницы, ее храмы и чертоги, кипящие жизнью улицы, религиозные и политические шествия и празднества. А какой у Гирландайо был глаз! Ничто не ускользало от его внимания. Коль скоро ему не заказывали писать Флоренцию, он изображал ее под видом Иерусалима; палестинская пустыня была Тосканой, а все библейские персонажи — его земляками флорентинцами. И так как Флоренция по своему характеру была скорее языческим городом, чем христианским, то эти искусно подделанные кистью Гирландайо портреты и сцены нравились всем без исключения». Ирвинг Стоун.
«Муки и радости. Роман о Микеланджело».
Вдохновение. Сегодня мы с вами пойдем читать… О Великом. О Гении, Творце, о мире Скульптора и Живописца. О страсти, таланте, божественности… И о настоящей Любви! «Муки и радости» Ирвинга Стоуна — книга о непревзойденном Микеланджело. Книга однозначно прекрасная, о невероятном таланте и сумасшедшей работоспособности человека, чье имя стало синонимом гениальности…
P. S. Продолжение следует.
Теги:
Самостоятельные путешествия