Мосты Флоренции — это вполне оригинальная история, совсем не похожая на историю мостов Венеции, которую я вам недавно поведала.
Мосты Флоренции — это вполне оригинальная история, совсем не похожая на историю мостов Венеции, которую я вам недавно поведала.
Оригинальная хотя бы потому, что сама история очень древняя (первый мост здесь был построен еще в I веке до н. э.), а вот сами мосты — все новые, кроме знаменитого «Ponte Vecchio». Ну, потому он и называется «старым», хотя все совсем не так просто и здесь история только начинается…
Конечно же, Арно (как и многие другие итальянские реки, хотя бы Тибр) только внешне такие ласковые, даже в некоторых местах кажутся мелковатыми, неширокими. На самом деле — это реки с настоящим южным темпераментом, своенравные и порою, непредсказуемые.
Что вспоминать древность! Четверного ноября 1966 года здесь было такое наводнение, что вода, как говорят, поднялась до середины вторых этажей!
Можно ли представить, что все это было затоплено и дома находились в воде! А ведь это набережная, и хочется посетовать — почему так далеко от самой «речушки»!
Да, река Арно красива… Она берет свое начало на южном склоне горы Фальтерона на высоте 1385 метров над уровнем моря. Её протяженность 241 км и она впадает Тирренское море в районе Пизы.
Раньше города и вырастали около водоемов, вот и Флоренция была основана Римлянами на западном берегу Арно. Не нужно быть слишком догадливым, чтобы предположить, что первые жители Флоренции обосновавшись в этом цветущем крае, сразу же задумались о строительстве мостов.
Нет, не будем ворошить архивные документы, я хотела бы вам поведать сюжеты из новейшей истории. Может быть именно они были бы вразумительны для нас, живущих в XXI веке.
Сегодня через Арно переброшено 9 мостов. Все они необычайно красивы, особенно вечером, с подсветками…
И трудно поверить, что это новодел, и что во время Второй Мировой войны, все мосты через Арно были взорваны фашистами, как, впрочем, и уникальные здания по берегам…
Фото из интернета.
Тогда остался один только «Старый мост- Ponte Vecchio», поэтому о нем стоит рассказать в первую очередь.
Как сейчас принято говорить: «Highly likely», что именно в этом месте проходила античная дорога Кассия, по которой сюда пришли и первые христиане. Вначале мост был бойким торговым местом — на нем торговали мясом и рыбой. Разделывая туши, под жарким солнцем Италии, торговцы все ненужное просто сбрасывали в реку. Можно предположить, что запахи на мосту были… Как бы вам поточнее рассказать… Ну, как в Париже, где отсутствовала система канализации и о котором наш царь Петр I, (обиженный тогда на французов), объявил, что «вонь погубит этот город». Правда, французы со свойственным им изяществом, ловко вышли из положения и сосредоточились на создании невероятных ароматов, способных, хотя бы для Версаля, хотя бы только для правящей элиты, но заглушить зловоние ароматом. Так начиналась знаменитая история французских парфюмов… Но что это я про Париж!
Итальянцы были не столь изящны в решениях, и Козимо Медичи, построивший крытый коридор над мостом, чтобы, не опасаясь за свою жизнь, спокойно перемещаться с одного берега на другой, к его новым владениям, в 1565 году, своим приказом просто поменял торговцев требухой, на ювелиров. С тех пор мост стали называть еще и Золотым…
Сейчас на мосту по-прежнему, шумно и тесно от предложений современных торговцев ювелирными изделиями.
Конечно, эти предложения рассчитаны именно на туристов, которые первым делом бегут на Старый мост, так как он наряду с куполом кафедрального собора, давно стал эмблемой Флоренции.
Ну, как не побывать в таком знаковом месте! Красиво! С какой стороны ни посмотри! Нет, не хочется вспоминать, как Адольф Гитлер в окне знаменитого коридора Вазари, где знакомился с шедеврами живописи, выглянул в окно с другом-Муссолини и приветствовал собравшийся народ.
Хочется — не хочется, а было именно так. По крайней мере это обстоятельство стало причиной догадок — почему только этот мост впоследствии не взорвали. Стали предполагать, что Гитлеру стало жалко красивый, древний мост и картинную галерею в коридоре Вазари — ведь он мнил себя большим ценителем живописи.
Трудно сказать, был ли Гитлер настоящим ценителем искусства, но сам картины пописывал (кое-что я видела), и даже хотел поступить в художественное учебное заведение, чтобы стать художником. Думала ли приемная комиссия, что, отказывая не слишком талантливому абитуриенту (как им казалось), они облекают человечество на неимоверные страдания, ибо в тот момент вместо неудачного художника родился будущий фюрер… Вот ведь как бывает в истории!
Нет, не будем обольщаться по-поводу гуманистических рефлексий тирана! Тем более, что есть и другая версия — якобы Черчилль оставил мост, как непригодный для перемещения боевой техники — уж очень-очень он был Vecchio!
Нет! И здесь не любовь к искусству стала причиной решения!
Но я готова повести вас к другой, малозаметной истории, которая как раз, мне и представляется истинной.
Под одной из арок моста есть небольшая белая табличка. Флорентийцы благодарят какого-то Герхарда Вольфа за помощь Флоренции и спасение Старого моста.
Герхард Вольф был германским консулом во Флоренции во время Второй мировой войны. Это был негромкий человек, который рискуя жизнью помогал флорентийцам прятать сокровища Уффици (их вывозили за город, спасая от разграбления оккупантами). Именно он спасал не только шедевры живописи, но и жизни простых людей, в данном случае евреев. Он передавал списки тех, кого намечали депортировать в Освенцим и другие лагеря смерти. Этим людям вовремя помогали скрыться. Таких спасенных были не десятки, а сотни!
Говорят, что усилиями Герхарда Вольфа был спасен и Ponte Vecchio. Я верю, что было именно так. Вечная память этому немцу!
Но люди не спешат искать скромную табличку, они стараются повесить свой замочек у бюста Бенвенуто Челлини, что находится на Ponte Vecchio.
Как гордо смотрит этот великий флорентиец на окружающий, такой изменившийся и суетливый мир. Как не любил он эти замки и цепи! Ведь он был не только выдающимся скульптором, художником, ювелиром, музыкантом, писателем, но и воином. Что лукавить, он часто решал назревшие проблемы, вынимая острый нож, вступал в драки с обидчиками, или теми, кто был достоин его мести (так он был воспитан). За свою воинственность Бенвенуто не раз сидел в застенках. И если в Венеции, единственный пленник, которому удалось бежать из неприступной тюрьмы, что соединялась Мостом Вздохов с Дворцом Дожей — был Казанова, то Бенвенуто Челлини был единственным пленником, которому удалось бежать из самого «Castel Sant’Angelo» в Риме! Это был единственный случай в многовековой истории замка!
Да, он ломал замки и цепи, он и сейчас свободно смотрит вдаль — только не видит за высокими зданиями свою знаменитую статую Персея, что держит голову Медузы горгоны.
Он не видит, что жуткий сюжет не влияет на аппетит подуставших туристок у подножия скульптуры.
И зачем ему видеть, знать эту суету… Может быть он вспоминает службу у Козимо Медичи во Флоренции. 1545–1553 годы — счастливое было время!
Да и вообще его жизнь была полна приключений и как хорошо, что он описал эту свою жизнь в своей замечательной автобиографии! Книга называется «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции».
Это литературный шедевр XVI века. Судьба книги, как и судьба автора полна загадок, перепитий и счастливых разрешений.
Автобиографию, Челлини начал писать, когда ему было 58 лет (годы жизни 1500–1571). Видимо в основу положены дневниковые очень откровенные записи, но записаны они, под диктовку, рукою четырнадцатилетнего секретаря. «Чистовой» вариант (bella copia) — предназначался для друзей-флорентийцев, но впоследствии он был издан в Неаполе в 1728 году и стал достоянием многих. Далее рукопись ждало множество приключений, пока ее окончательно не потеряли. В 1805 году рукопись все же была самым чудесным образом найдена в одной из книжных лавок Флоренции. Вот если бы кто-то из нас жил в том 1805 м году, вполне мог случайно эту рукопись купить у несведущего торговца. Сейчас рукопись находится в библиотеке Лауренциана, вообще-то можно ее и подержать в руках…
Вы спросите: при чем тут мосты… Да вот так все связано во Флоренции! Это я еще не стала углубляться в то, что консул Герхард Вольф территориально находился в знаменитом Доме Барди! Чем знаменит этот дом? Да здесь родилась опера! Здесь собиралась знаменитая Флорентийская camerata! Но об этом я вам пока рассказывать не буду, иначе уйду от темы.
Давайте просто взглянем со Старого моста на юг и на север — взглянем на два другие моста: прекрасный знаменитый Ponte Santa Trinita (Мост Святой Троицы) и Ponte alle Grazie (мост Благодарения)
Мосты восстановленные, после войны возрождены из руин, однако история этих мостов сохранилась в неприкосновенности. Мост алле Грацие прежде назывался Рубиконте, по имени средневекового главы флорентийского правительства, который якобы сам заложил первый камень в 1237 году. Уже с 1320 года на каждом из пилонов моста с обеих сторон были воздвигнуты маленькие деревянные домики, в которых стали жить монахини. Их звали Мурате (т. е. замурованные), так как жили они в домиках без окон и дверей и не общались с миром, только молились. И вот однажды на одном из пилонов моста, по этим искренним молитвам монахинь, случилось чудо — проступило изображение Богоматери! Флорентийцы стали звать нерукотворную икону «дарующая прощение» — отсюда и название моста.
Мост Святой Троицы был основан позднее. Он красив, но его судьба не столь благообразна, потому что он часто обрушался во время праздников, когда флорентийцы начинали веселиться сверх всякой меры. Когда в 1557 году мост в очередной раз обрушился под тяжестью толпы, Козимо Медичи замыслил новый мост и архитектор Барталамео Амманати его спроектировал и построил.
Как я уже говорила, тот мост был взорван во время войны, но флорентийцы мост реконструировали и восстановили во всей красе. Говорят, что рисунок будущего моста принадлежал самому Микеланджело! Не знаю — были ли на том рисунке медальоны в виде головы Овна — по два с каждой стороны — на мосте они есть (правильно говорить именно на мОсте, а не на мосту — у нас однажды была целая дискуссия по этому поводу).
Если медальоны были, то провидческая способность искусства здесь налицо. Овен — начало зодиокального круга. Все повторяется, все возрождается вновь… Словно предсказана судьба… И этого моста тоже!
Сегодня мосты Флоренции — украшение города. Будем надеяться, что они будут радовать многие поколения ценителей истиной Красоты, стремящихся во Флоренцию со всего мира. Будем надеяться и на мудрость экзаменаторов, которые когда-нибудь снисходительно примут в художественный лицей какого-нибудь Адольфа-Рудольфа… Чтобы он писал свои картины и… ничего не разрушал.
Ведь красота спасает мир.