Начало рассказа:
— По столицам Австро-Венгрии. Прогулки по Праге.
— По столицам Австро-Венгрии. Пражские фасады — от готики до модернизма.
— По столицам Австро-Венгрии. До свиданья Прага — Здравствуй Вена.
— По столицам Австро-Венгрии. Вена — лошадки живые и бронзовые.
— По столицам Австро-Венгрии. Вена — город тысячи фонтанов.
— По столицам Австро-Венгрии. Будапешт — город зажигает огни.
Продолжаем путешествовать по столицам Австро-Венгрии. Будапешт второй важнейший город Австро-Венгерской Империи, ведь сама Империя возникла в результате соглашения между австрийским императором и венгерскими повстанцами. Когда готовилась к поездке кроила, кроила маршрут, чтобы как-нибудь кругом проехать между Прагой, Веной, Будапештом и Зальцбургом. Круга, однако, не получилось. Не нашла разумного способа попасть из Будапешта в Зальцбург напрямую и решила ехать через Вену.
Накануне в отель вернулись около полуночи. Катались на кораблике по Дунаю, гуляли по набережной.
Утром выписались из отеля, оставили вещи и пошли на остановку автобуса.
В Будапеште у нас только один день, вечером возвращаемся на поезде в Вену, поэтому маршрут надо было скроить оптимально, чтобы не ходить одними и теми же дорогами дважды. В результате нашла как доехать до крайней точки королевской резиденции — Венских ворот на автобусе (подробности в совете).
Город Будапешт, как следует из названия, состоит из двух частей: Буды и Пешта. Буда расположена на высоком берегу Дуная и, как водится, была выбрана в качестве местоположения крепости и королевской резиденции. С них то и планировали начать осмотр городских достопримечательностей.
Вышли из автобуса на площади у Венских ворот. Венские ворота (Bécsi kapu), северные ворота Будайской крепости, в средние века служили входом в Старый город. Свое название они получили оттого, что отсюда шла дорога в Вену. Оригинальные ворота XVI века не сохранились. Сейчас на их месте стоит копия. Обошли ворота со всех сторон. Справа и слева сохранилась крепостная стена. За воротами видна старейшая Лютеранская церковь в Буде XIX века.
Слева от ворот стоит памятник в честь 250-летия освобождения Буды от турецкого владычества. в виде крылатого ангела с крестом.
Пока на гугле искала Венские ворота заметила здание с красивой крышей, покрытой узорами как мадьярская вышивка. Здание в неоготическом стиле с величественными пропорциями, красиво внутри и снаружи. Здесь размещается Национальный Архив Венгрии. Крыша сделана из керамической плитки, изготовленной на Жолнайской фарфоровой мануфактуре в Пече. Владелец фабрики Вилмош Жолнаи изобрёл прочный и красивый материал — пирогранит. Такая же плитка из пирогранита, покрытая потрясающей красоты эозиновой глазурью, использована на крыше Церкви Матьяша, здании парламента Венгрии, бань Геллерта, Кальвинистской церкви на набережной и Собора Святого Стефана в Вене.
Архив можно посетить с гидом в Понедельник и Четверг в 10:00, 11:00 и 14:00. Билет стоит 1200 форинтов. http://mnl.gov.hu/angol/mnl/ol/services_and_guided_tours Мы, к сожалению, были во вторник и смогли осмотреть только вестибюль.
Элегантные арки обрамляют широкую лестницу.
По обе стороны от основания лестницы открываются арочные коридоры.
Мраморные полы и колонны, великолепные фрески,
витражи с гербами посвящены историческим событиям Венгрии.
От площади Венских ворот начинается симпатичная улица Фортуна застроенная старинными домиками. Тут мы увидели вот такое чудо - ЗИС-110, первый советский послевоенный автомобиль, выпускался с 1945 по 1958 год. ЗИС, если кто не знает, расшифровывается как Завод имени Сталина. Стояло это средство передвижения возле отеля Резиденция Св. Георгия, и, судя по всему, было в отличном техническом состоянии.
Впереди видна башня Церкви Матьяша.
Слева Отель Хилтон, был построен в 1976 году на месте готической церкви и семинарии. Вокруг строительства на таком историческом месте было много споров. Владельцы пообещали не портить вид и органично вписать новое здание в окружающую среду. Кажется им это удалось.
Площадь Святой Троицы с чумной колонной посредине. Первый камень колонны был заложен в 1700 году, а полностью строительство было завершено к 1706 году. Однако, через три года чума вернулась в Будапешт. Чтобы удержать чуму любой ценой было запланировано возвести новый, более внушительный столп. Новая Статуя Святой Троицы сделала свою работу, поскольку после 1709 года чума больше не возвращалась.
На площадь Святой Троицы выходит главный фасад Церкви Матьяша. Готическая церковь с 80 метровой колокольней не умещается в кадр.
Ярко сияет крыша покрытая жолнайской плиткой.
В кассе напротив церкви купили билеты. Посещение стоит 1500 форинтов. Внутри церковь как расписная шкатулка.
Колонны в узорах, фрески, яркие витражи.
Росписи, хотя и не подлинные XIII века, но созданы по мотивам оригинальных.
Примечателен главный алтарь, украшенный неоготическим триптихом.
На террасе у церкви воздвигнут памятник Святому Иштвану I, первому королю венгерского королевства. Король Иштван объединил венгерские племена и привёл их в христианство. Пьедестал в нео-романском стиле украшен барельефами с эпизодами из жизни короля.
Сама терраса окруженная галереей с семью конусовидными башнями называется Рыбацкий бастион. Выглядит она старше, чем есть на самом деле. Рыбацкий бастион был построен в между 1895 и 1902 годом. Семь башен представляют семь мадьярких племён. Считется, что название это место получило оттого, что гильдия рыбаков отвечала за защиту этого участка городских стен в средние века.
С галереи открываются великолепные виды на город. Венгерский парламент.
заглянули в арки, но вниз спускаться не стали. Ноги нам сегодня ещё пригодятся. Хотя снизу, конечно, бастион выглядит очень красиво.
Идём дальше к Будайскому замку. Ещё нет 10 утра, а солнце жарит вовсю. Стараюсь спрятаться под каждым деревцем. Дошли до станции фуникулёра. С балкончика перед станцией открывается вот такая панорама Пешта и моста Сеченьи.
Птица Турул — символ Венгрии и Трансильвании охраняет вход в Королевский дворец.
Памятник Принцу Евгению Савойскому в честь разгрома Османской армии и освобождения Будапешта от турок. На барельефах пьедестала изображены пленные турки и сцены из решающей битвы при Зенте (1697 г.).
Вдоль дворца дошли до оставшейся средневековой части замка. Здесь останавливается лифт, на котором можно бесплатно подняться на Будайский холм. С этой точки открывается вид на Мост Елизаветы и гору Геллерт.
Вернулись ко дворцу и пошли искать Фонтан Матьяша, который нашёлся во внутреннем дворе.
Фонтан Охота короля Матьяша, вероятно, самый известный фонтан в Будапеште. Он был спроектирован в 1904 году Алайошем Штроблем, автором памятника Королю Иштвану на Рыбацком Бастионе.
Легенда гласит, что король Матьяш Хуньяди, самый красивый король Венгрии, отправился на охоту инкпогнито. Там он встретил крестьянскую девушку по имени Илонка. Молодые люди полюбили друг друга с первого взгляда, но когда тайна короля раскрылась, девушка поняла, что их любви не суждено закончиться счастливым браком. Её сердце разбилось, и она умерла.
Интересна скульптурная композиция фонтана. В центре на высокой скале стоит сам Король Матьяш с арбалетом в руке и подстреленным оленем у ног. Ниже егерь трубит в охотничий рог. На следующей ступени охотничьи сабаки утоляют жажду свежей родниковой водой. Справа фигура Илонки с молодым оленёнком. Симметричная ей фигура слева изображает королевского историка Галеотто Марцио, который беспристрастно описывает историю короля Матьяша, отдавая дань его свершениям. Галеотто Марцио был первым, кто записал рассказ о Прекрасной Елене (Szep Ilonka). Расположение фигур фонтана напоминает Фонтан Треви в Риме, с похожим поверьем, если бросишь монетку в фонтан, вернешься в Будапешт.
Во двор с фонтаном выходит фасад Большого бального зала дворца. Фасад украшает портик с колоннами и статуями в стиле неоклассического барокко. Сейчас в этом здании располагается Национальная библиотека Сеченьи.
С холма мы спустились по дорожке, которая начинается у птицы Турул. Задержались на площади Адама Кларка. Я всё пыталась запечатлеть фуникулёр с двумя вагончиками одновременно. Кажется удалось.
И снова по Мосту Сеченьи в Пешт.