Начало рассказа
- По столицам Австро-Венгрии. Прогулки по Праге.
- По столицам Австро-Венгрии. Пражские фасады — от готики до модернизма.
- По столицам Австро-Венгрии. До свиданья Прага — Здравствуй Вена.
В Вене у нас было около двух дней, а планов то «громадьё». Встали пораньше, позавтракали в гостинице. Завтрак приятно удивил и порадовал разнообразием и качеством. С ценой правда вышла небольшая неувязочка, но персонал отеля пошёл нам навстречу и все остались довольны. Гостиницу всегда стараюсь выбирать в пешей дальности от исторического центра. В Вене жили в километре от Ринга, в районе Университета, прямо напротив Факультета Ядерной физики. Вышли по утренней прохладце и через 10 минут были уже у Ринга. Приятно идти по практически пустым улицам старого города. Вена — красавица, столько изящества и одновременно имперского размаха. Дворец Ферстеля 1860 г. неоренессанс.
По великолепной улице Херренгассе, где что ни дом, то дворец, дошли до площади Михаэльплатц (Michaelerplatz). Отсюда начинается цитадель Габсбургов — императорский комплекс Хофбург. Самое старое здание на Михаэльплатц — Михаэлькирхе (Michaelerkirche), в прошлом приходская церковь императоров. Церковь была построена в 1221 году. Однако, впоследствии она расширялась и дорабатывалась. Башня все еще готическая и датируется четырнадцатым веком. Фасад в стиле неоклассицизма был спроектирован в 1792 году. Скульптура на фасаде и"Падший ангел» работы Лоренцо Маттиелли.
В центре площади находится открытая площадка с римскими и средневековыми раскопками. Именно сюда выходит фасад Михайловского крыла дворца Хофбург, пожалуй самого пышного и богато декорированного. Михайловское крыло первоначально было спроектировано в 1720-х годах Йозефом Эмануэлем Фишером фон Эрлахом, но строительство завершилось только в 1893 году под руководством австрийского архитектора Фердинанда Киршнера по первоначальному дизайну. Хофбург. Михайловское крыло.
В центре расположены монументальные ворота Michaelertor, в стиле нео-барокко, обрамлённые скульптурами изображающими подвиги Геракла из Мифов Древней Греции. Четыре скульптуры у входа созданы разными скульпторами в 1893 году. Слева направо: Второй подвиг: Геракл убивает Лернейского Змея (Гидра) — автор Эдмунд Хофман; Девятый подвиг: Геракл и пояс Амазонки Ипполиты — автор Ханс Шерп; Четвертый подвиг: Геракл освобождает Прометея — автор Йозеф Лакс; Двенадцатый подвиг: Геракл освобождает Цербера — автор Антон Пол Вагнер.
По сторонам здания расположены два фонтана. Фонтан справа, «Владычество Австрии на суше», спроектирован в 1897 году Эдмундом Хеллмером и символизирует австрийскую армию.
Фонтан слева известен как «Владычество Австрии на море». Создан в 1895 году Рудольфом Вейром и символизирует австрийскую военно-морскую мощь.
Через Михайловские ворота входим во внутренний двор — Ин дер Бург. Двор Ин дер Бург со всех сторон окружен зданиями Старого Дворца. Здание с башенкой и часами, Амалиенбург является старейшим крылом Хофбурга и названо в честь императрицы Амалии Вильгельмины. В центре двора установлен Памятник Кайзеру Францу I работы миланского скульптора Помпео Маркези (1842–46 гг.) Постамент украшают аллегорические фигуры: Мир, Сила, Вера и Справедливость. Слева от памятника крыло Леопольда.
Солнечные часы конца 17 века показывают точное время, перехода на летнее время в те далёкие времена ещё не придумали, жили по солнышку. Когда проходили снова мимо этих часов, набежали тучки, и время они больше не показывали. Есть всё-таки некоторое неудобство — в дождь наступает безвременье.
Ярким пятном на площади выделяются нарядные, красные с золотом Швейцарские ворота. К воротам ведёт мостик перекинутый через бывший крепостной ров. У входа стоят на страже Геральдические львы. Ворота были построены итальянским художником и архитектором Пьетро Феррабоско в 1552 г.
Проходя, не забудьте поднять голову. Фреска на потолке с Австрийским гербом посредине.
Из Двора Ин дер Бург через Швейцарские ворота вышли в Швейцарский двор. Название двора происходит от того, что здесь жили швейцарские гвардейцы Марии Терезии. Здесь находится вход в сокровищницу, но там я была в прошлый раз, поэтому прошли мимо прямо к площади Йозефсплац. На площади Йозефсплац стоит здание Австрийской Национальной Библиотеки, сюда мы еще вернёмся. А пока библиотека закрыта. А вот и первая лошадка, пока ещё бронзовая. Памятник императору Йозефу II, автор — Франц Антон фон Цаунер (1807 г.).
Напротив библиотеки стоит Дворец Паллавичини (Иоганн Фердинанд Хетцендорф фон Хоэнберг, 1783), в классическом стиле. Примечателен портал с кариатидами работы того же Франца Антона фон Цаунера, что и памятник изваял.
Бродим по площади, фотографируем, вдруг краем глаза заметили какое-то движение. Лошадки!!! Бегом туда.
Ведут с тренировки Липицанов.
Липицанов или Липицианских лошадей вывели в местечке Липица, что в Словении. Однако, порода считается австрийской, т. к. была выведена на территории Австро-Венгерской империи. Их предки — испанские лошади, отсюда и название: Испанская школа верховой езды. Эти грациозные лошадки имеют врожденное чувство ритма и прекрасный естественный баланс. Их тренируют для выступлений в конном балете. В прошлый приезд в Вену, я была на таком представлении. Очень понравилось! В этот раз на представление не было времени, тем более замечательно было встретить «артистов» вот так на улице. Живут лошадки в Императорской конюшне Stallburg (1558—1565 гг.). Аркада Императорских конюшен.
Редкая порода чуть не исчезла в пожаре мировых войн. На киностудии Дисней даже был снят фильм «Miracle of the White Stallions» («Чудо белых жеребцов») о спасении Липицианов во время Второй Мировой Войны отрядом американских военных. Пока фотографировали, лошадок снова начали выводить из стойла и строить парами, видимо для представления на утренней тренировке.
А наш путь лежит дальше на Площадь Героев к Новому Хофбургу. Площадь героев (Heldenplatz)
Вход на площадь охраняют крепостные ворота Хельдентор (Heldentor) или Арка Героев (Людовик Каньола, Пьетро Нобиле, 1821-24гг.) — мемориал австрийским воинам павшим в Первой Мировой Войне. И лошадки тут же. Справа бронзовая конная статуя эрцгерцога Карла, победителя Наполеона (1859 г.). Перед зданием Нового Хофбурга — принц Евгений Савойский на коне (1865 г.). Оба памятника принадлежат скульптору Антону Доминик Фернкорну. Конь эрцгерцога Карла балансирует на двух ногах, сложное художественное решение, которое удавалось не многим мастерам. Утро в самом разгаре, начали подтягиваться китайские туристы. Новый Хофбург (Neue Hofburg). Дворец в стиле неоампир.
Выходя с площади через Арку Героев обратила внимание на изящную кованую изгородь. Изгородь тянется вокруг всего ансамбля Хофбурга, охватывая парки Бурггартен и Фольксгартен. Изгородь, в стиле необарокко, первоначально была окрашена в красный цвет и частично позолочена. Однако, со временем оригинальную раскраску сменил полностью чёрный цвет. Первоначальная цветовая схема выявилась в ходе реставрационных работ в 1990-х годах. Изгородь снова засияла красным и золотом, по крайней мере возле парадных ворот. Однако, на весь забор денег не хватило. Фонари украшены имперской короной.
Вышли к Площади Марии Терезии.
Площадь спланирована симметрично, по обеим сторонам смотрят друг на друга два дворца-близнеца. В одном (слева) размещается Музей Истории Искусств,
в другом (справа) — Музей Естествознания.
В центре площади установлен памятник императрице Марии Терезии работы архитектора Карла Хазенауэра совместно со скульптором Каспаром Цимбуш (1888 г.). Мария Терезия держит в руке свиток Прагматической санкции, закона, благодаря которому она и унаследовала престол Священной Римской Империи. Императрица окружена фигурами, символизирующими мудрость, силу, сострадание и справедливость. Вокруг постамента установлены четыре конные статуи знаменитых полководцев: Леопольда Дауна, Отто Фердинанда, Людвига Кхевенхуллера и Эрнста Лаудона. Мария Терезия правила сорок лет. Среди прочих, главной обязанностью монарха она считала производить наследников. У неё было 16 детей. Не забываем о лошадках. Здесь их целых четыре. Почему современных деятелей не ваяют на личном авто, как-то все стало демократичнее.
На площади разбиты газоны с фигурно подстриженными кустами. В центре каждого фонтан на тему Тритон и Наяда.
Пришли мы сюда, чтобы посетить Музей Истории Искусств, но до открытия музея ещё полчаса. Решили прогуляться по Рингу. Рингшрассе или просто Ринг, как Садовое кольцо, опясывает исторический центр Вены. Улица застроена великолепными зданиями: Парламент, Городская Ратуша, Бургтеатр, Опера. Рингшрассе
Парламент, к сожалению на ремонте, но статую Афины Паллады рассмотреть можно. Сама Афина безлошадная, зато окружена бессчетным количеством бронзовых скакунов запряженных в квадриги.
Что-то сегодня не везёт, здание Венской Ратуши тоже закрыто какими-то конструкциями. Приходили сюда на следующий день, думали уберут, но нет, убрали не всё.
Пока разглядывали Ратушу, сквозь решётку Фольксгартена заметили что-то яркое, разноцветное. Заглянули, а там огромный цветущий Розарий. Фото в альбоме — Розовое великолепие Вены.
Пора возвращаться, музей уже открылся. Отзыв о Музее Истории Искусств поместила отдельно здесь. Из музея вернулись на Йозефсплац в Австрийскую национальную библиотеку (отзыв здесь). Из библиотеки вышли усталые и голодные, пора сделать перерыв. Перед поездкой прочитала рассказ Татьяны Лискер (onegina17) о венских кафе и составила список. Начали с кафе Моцарт.
Взяли пирожное Моцарт и Эстерхази. Моцарт выше всех похвал, а Эстерхази, на мой вкус, слишком сладкий.
После кафе решили прогулятся по главным пешеходным улицам Вены: Кертнерштрассе (Kärntner Straße), Грабен (Graben), и Кольмаркт (Kohlmarkt). Солнце уже начало пригревать, поэтому старались идти по теневой стороне. В одном блоке от Кертнерштрассе лежит Площадь Нового Рынка (Neuer Markt). Посреди площади стоит барочный фонтан XIII века Доннербрюннен («Провидение») . Однако, это название никак не связано с провидением, а происходит от имени автора, скульптора Георга Рафаэля Доннер. На бордюре фонтана помещены аллегории притоков Дуная: Ибс, Марх, Траун и Энс.
Впереди уже видна готическая башня Собора Святого Стефана или Штефансдома.
Западный фасад в романском стиле датируемый XIII веком — самая старая сохранившаяся часть собора. При строительстве башен фасада использовался материал римских зданий.
На крыше собора выложена мозаика из более чем двухсот тысяч плиток, изображающая двуглавого орла, символа Священной Римской империи, и гербы Вены и Австрии. Во время войны собор сильно пострадал, мозаика на крыше была разрушена. Жители Австрии собрали средства и восстановили мозаику в 1952 году. А вот внизу опять видны лошадки. Не благородные Липицианы, конечно, но туристов возят исправно.
Зашли в собор. Резная каменная готическая кафедра 1514 года работы Антона Пилграма. Автор поместил своё изображение у подножия лестницы.
Недалеко от Собора ещё одна площадь, Hoher Markt — старейшая площадь Вены. В центре площади привлекает внимание «Свадебный фонтан» (1732 г.). Фонтан был спроектирован придворным архитектором Иоганном Бернардом Фишером фон Эрлахом.
Самой же главной достопримечательностью являются большие позолоченные часы в стиле модерн Ankeruhr (1914 г.). Каждый час в окошке появляется позолоченая фигурка, сопровождаемая органной музыкой. В полдень часы представляют парад, когда все двенадцать фигур проплывают перед зрителем. Венские куранты пожалуй самые легко читаемые из всех подбных механизмов. Минуты обозначены большими цифрами сверху, часы показывает бегунок внизу.
Вернулись к Штефансплац и пошли по улице Грабен (Graben).
На улице Грабен установлена Чумная колонна (Pestsäule) 1894 г., непременный атрибут всякой уважающей себя европейской столицы. На цоколе позолоченный герб Венгрии.
Фонтан Леопольдсбрюннен (Leopoldsbrunnen), бывший Львиный фонтан.
Церковь Святого Петра XVIII века, первое здание Вены в стиле барокко увенчаное куполом.
С Грабен свернули на Кольмаркт. Впереди уже виден купол Хофбурга.
Бутики, бутики. Оригинальная вывеска фирменного бутика Брегет.
Вернулись туда, откуда и начали, на Михаэльплац.
Последним по плану сегодня будет, нет не подвиг, хотя как посмотреть, поход в Венскую Оперу на Травиату с участием Пласидо Доминго. Учитывая, что билетов у нас нет, что-то героическое в этом есть. Процесс получения билетов я описала здесь.
Лошадки на крыше Оперного Театра (белое пятнышко — полная луна).