Однажды мне надоело ездить по Эстонии, и я решил направиться в Латвию, причем выбрал для исследования не самый известный ее регион — Курляндию. Свой рассказ, правда, я пока начну с середины путешествия. Ночевал я тогда в Вентспилсе, а на следующий день намеревался оттуда доехать до мыса Колка и уже от него двигаться обратно к Риге.
Если ехать из Вентспилса на север, в сторону Ирбенского пролива, то вскоре по правую сторону вам попадется один очень интересный объект. Хотя сказать «попадется» — это наверно будет неправильно. Поскольку в советское время объект был строго секретным, с дороги вы его не увидите. И даже указатель на уходящую куда-то в лес глухую дорожку будет такой, что если не знать, что вам сворачивать именно туда, то проедете и не заметите. Как собственно и я в первый раз проехал:)
Если подъехать поближе, то среди леса, на песчаной дюне, вас встретит огромная параболическая антенна, направленная в небо. Но что она здесь делает и зачем ее вообще построили?
В 1960-х годах, когда началось освоение космического пространства, военным понадобилась система для слежения за запускаемыми спутниками, причем как за своими, так и за вражескими. В СССР такая система называлась «Звезда». Состояла она из множества огромных параболических антенн, с помощью которых советская разведка перехватывала информацию, передававшуюся через космос. Вот одной из составных частей этой системы и стал военный объект, который начали возводить в конце 1960-х годов на крайнем западе СССР, в Латвии.
Работали здесь три антенны: 32-метровый «Сатурн», 16-метровый «Плутон» и 8-метровый «Уран». Для обслуживающего персонала, а вместе с членами семей их было около двух тысяч человек, рядом с объектом был построен военный городок. Именно к остаткам этого городка и приводит через лес дорожка.
Это все, что осталось здесь после вывода российских войск в 1993 году. Если нет военного персонала, то и дома не нужны. Также уходившие военный забрали с собой и самую маленькую из антенн — 8-метровый «Уран». А вот две самые большие — остались. Их правда местные националисты поначалу хотели взорвать, как взорвали РЛС предупреждения о ракетном нападении в Скрунде. Но тут вмешались ученые, заявившие, что гигантские параболы можно переоборудовать в радиотелескопы для мирных космических исследований. Так что теперь они приписаны к какому-то местному университету и на них вроде как проводится какая-то научная работа.
А еще сюда водят экскурсии. И как можно видеть на фотографиях, наверх можно подняться. Правда делать это надо организованно, заехав на территорию через главный вход. Я же подъехал к антенне с другой стороны и проник на территорию через дырку в заборе;) Наверху в это время как раз шла экскурсия, люди перекликались между собой откуда-то сверху, время от времени появляясь на лестницах, окружающих конструкцию.
Несколько фактов из описания 32-метровой антенны «Сатурн»
— Антенна установлена на 25-метровой башне
— Антенна может вращаться в 2-х измерениях: вокруг своей оси, с диапазоном от -330 до 330 градусов, а угол наклона может меняться от -1 до 97 градусов
— Вес качающейся в горизонтальной плоскости части равен 600 тоннам, а меняющей угол наклона 65 тонн
— Диаметр самой большой шестерни в поворотном механизме — около 5 метров
— Время поворота антенны в горизонтальной плоскости на любой допустимый угол составляет не более 10 секунд
Кстати, насчет упомянутых здесь шестеренок. Рассказывают, что когда российские войска ушли, на следующий же день сюда приехали шпионы из ЦРУ, которые стали исследовать, какие из зубьев шестеренок поворотного механизма изношены сильнее, что, соответственно, могло указать, в какую часть неба и на какие спутники чаще всего была направлена антенна.
А от телескопа я поехал дальше на север, к мысу Колка. Давно хотелось побывать в этом месте, на самом кончике латвийской Курляндии. Здесь встречаются Балтийское море и Рижский залив, а Ирбенский пролив разделяет Латвию и эстонский остров Сааремаа.
Все, дальше не проехать. У выхода на пляж оборудована автостоянка. Машин много, место весьма популярное.
Монумент из каменных глыб, надпись на нем гласит — «погибшим в море». Жители этого региона Латвии всегда традиционно занимались рыбной ловлей, а рыбаки нередко гибли во время штормов.
А тут еще и мыс Колка сам по себе — очень опасное место. Как предупреждает плакат, купаться здесь опасно для жизни, т. к. разделяющий Балтийское море и Рижский залив мыс создает опасные течения.
А еще, обратите внимание. На плакате по-английски можно прочитать правдивую историю о жизни в СССР, что для сегодняшней Латвии очень удивительно. Оказывается, советские «оккупанты» участвовали в местных праздниках, обучали школьников военному делу и помогали местным жителям по хозяйству. А еще, страшно подумать, гуляли с местными девушками.
Мыс Колка — здесь встречаются Балтийское море и Рижский залив
А на выезде из поселка Колка мне случайно попалась вот такой православный храм. Церковь Рождества Христова, построена в 1892 году. Что интересно, стал смотреть, какая ситуация в Латвии с православием, и оказалось, что в отличие от Эстонии, Латвийская Православная церковь избежала раскола, оставшись полностью в Московском Патриархате. У нас же сейчас две православные церкви, Московская и Константинопольская.
Сколько я ездил по эстонским болотам, аж надоело. И в эту поездку решил найти хотя бы одно такое болото в Латвии. Наметил себе по карте парочку, но с первым, в Кемери, вышел облом — болото из-за сгнивших мостков оказалось закрыто. Но у меня в запасе оставалось еще болото Ценас, тоже рядом с Ригой.
Если ехать туда из Риги, то надо двигаться по дороге А9 на Салдус и у озера Бабитес свернуть в южном направлении. Дальше будет грунтовка, по которой придется ехать довольно долго, ориентируясь по указателям на название места, по-латышски это — «Cenas tīrelis».
Там будет стоянка на пару машин, от нее придется еще прилично пройти вдоль торфяного поля, и уже только потом начнется болотная тропа. Вообще по доступности эта тропа получила у меня весьма низкий балл :(
Ну, а дальше все как и на болотных тропах в Эстонии — деревянные мостики, инфостенды, а в центре болота традиционная болотная вышка.
Так тропа выглядит с высоты птичьего полета
Традиционная болотная вышка, на которую можно забраться
Местечко довольно безлюдное, хотя кое-какие туристы все же попадаются
Отдельный инфостенд посвящен дороге через болото, которую строили русские войска, оборонявшие Ригу зимой 1916/1917 годов, во время Первой мировой войны
Но вот вышка остается позади
Разноцветные болотные озера
А когда я шел вдоль торфяника обратно, работавший на поле торфокомбайн протарахтел прямо рядом со мной. Ну я его и заснял :)
Вобщем, я считаю, хороший вариант для тех, кто хотел бы посетить болото, но живет или гостит не у нас в Эстонии, а в Латвии :)
А напоследок вставлю карту маршрута