Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 6:31

Фатехпур-Сикри — Индия Январь 2015

Осмотрев с утра жемчужину Джайпура — великолепный форт Амбер, куда стремились попасть на работу все женщины Востока, с сожалением оставляем этот прекрасный розовый город. По большому счету, на него нужно закладывать в планах не меньше двух-трех дней, а не один, как было у нас — вчера после полудня приехали, а сегодня уже уезжаем.

Но, даже несмотря на такой плотный график, нам удалось посмотреть все его основные достопримечательности — музей Альберт-холл, Небесную Обсерваторию, являющуюся и по сей день жемчужиной мировой астрономической науки и Городской дворец, в котором жили многими поколениями все джайпурские махараджи.

Дорога в Агру и Фатехпур Сикри

Сейчас едем в Агру — последний угол нашего «Золотого треугольника» — Дели — Джайпур — Агра. Дорога нормальная, двухполосная в каждом направлении, но напрягают постоянные обгоны грузовиков, которые занимают крайнюю к центру дороги полосу. Вдоль обочины мелькают деревушки камнерезов.

Целые километры камнерезных мастерских. Чего там только нет. Тут и розовые оградки, и скамейки, и столики, и всякая другая мебель из камня. Много слонов и львов самых различных размеров. Короче — целые выставки готовой продукции и полуфабрикатов.

Одна деревня сменяет другую и в каждой живут и работают такие великолепные мастера по камню. Машин на дороге становится заметно меньше и вскоре, не доезжая Агры, проехав 205 км, мы сворачиваем направо — в заброшенный город Фатехпур Сикри.

Заброшенный город

Появление этого города на горе было некоторым образом случайным. Он возник в 1575 году во время правления третьего Великого Могола — Акбара. Несмотря на наличие трех жен, у него ничего не получалось с наследником престола. И когда он узнал, что на горе возле города Сикри живёт суфийский мудрец — Салим Чисти, то поехал к нему. Мудрец благословил его и у него родился сын, следующий Великий Могол — Джахангир.

Вот в честь этого великого события Акбар и построил прямо на этой горе город Фатехабад, который сейчас все называют Фатехпур Сикри.

Но — увы! Возникшие проблемы с водой, которая исчезла из всех источников, вскоре заставили и людей покинуть город. Фатехабад опустел и в нем остались жить только обезьяны. По свидетельству историков, город «прожил» всего около 30 лет, из которых половина ушла на его строительство.

Машина идет по дороге, по обочинам которой старые стены форта и разрушенные стены домов.

Золотой треугольник Индии. Заброшенный город Фатехпур Сикри

Сегодня, на благо местного населения города, который раскинулся в долине, его посещают тысячи туристов. Пока идешь от машины к входным воротам, одолевают десятки назойливых «приставал-помогал», которые обещают недорого показать все секреты этого места.

На наши слова, что у нас есть гид, да еще и со знанием русского языка, реагируют с трудом и долго еще идут за нами в надежде на счастье побыть с нами.

Фатехпур Сикхи туристический в плане состоит из нескольких зон, каждая из которых по своему интересна.

Золотой треугольник Индии. Заброшенный город Фатехпур Сикри

Пройдя в ворота форта, мы попадаем в зеленый двор с коротко подстриженной травой. Наш гид Санжив обратил наше внимание на полукруглый камень, который был справа на газоне.

— На этом месте совешались казни преступников. Здесь им отрубали головы.

Следующие ворота выводят нас в большой и красивый каменный двор, в котором находятся два «дивана» — два больших помещения: Divan-E-Khas и Divan-E-Aam. Все кругом сделано из красного камня.

Золотой треугольник Индии. Заброшенный город Фатехпур Сикри

В центра этого Дивана стоит большая колонна с филигранно вырезанными из красного камня подпорками.

При строительстве этого города применялось смешение нескольких архитектурных стилей — индуистского, исламского, персидского и джайнского. Это можно отследить даже взглянув на эту колонну. Индийские правители уже в то время задумывались о создании единой религии на базе этих четырех и в конечном счете это вылилось в создание религии «Бахаи». Такие храмы я видел в израильской Хайфе и Дели.

Каждой из своих трех жен Амбар построил по дворцу. И они, в зависимости от происхождения и национальности, были разными. Перед домом жены-турчанки расположен пруд с площадкой, на которой выступали музыканты. Неподалеку были дома для христианской и хинду жен. Они отличалась, но немного. На другом конце площади находилось помещение, в котором встречались и отдыхали «сотрудницы» гарема. У них тоже была своя площадка для песен, танцев и игр типа «догонялки». Жизнь у них не была скучной.

Золотой треугольник Индии. Заброшенный город Фатехпур Сикри

Есть еще одно сооружение, которое, как говорят историки, тоже принадлежало гарему. Это дворец Панч-Махал — пятиэтажное сооружение, выполненное в индуистском стиле. Он стоит на границе между публичной зоной и скрытой территорией королевского гарема. Предполагают, что им пользовались наложницы для обзора окрестностей или что его использовал император для того, чтобы являться публике, собиравшейся во дворе Пачиси-Корт.

Дворец Панч-Махал. Из Интернета

Впечатляет и Дворец Шабистан-I-Икбал (Shabistan-I–Iqbal). В нем интересны колонны, богато украшенные резьбой. Храм имеет ниши для хранения индуистских божеств и платформу для главного божества. Интересна крыша, выполненная из лазурно-голубой глазурованной плитки.

В целом, Фатехпур Сикри удивительно красив. Все сделано из красного камня — дворцы, многочисленные колонны, бассейны, анфилады. И все в хорошей сохранности.

Осмотрев дворцовые покои, направляемся через Королевские ворота в мечеть Джама Масджид. Помнится, такое же название было и у мечети в Дели. В этом месте уже нужно разуваться и идти дальше без обуви. У ворот в мечеть находятся «помогалы», которые помогают снять и постеречь обувь, пока мы будем ходить внутри мечети. Здесь же можно купить и разовые тапочки (50 рупий), которые надеваются поверх обуви и этот вариант будет более предпочтительным. Ведь у нас впереди еще будет много мечетей и индуистских храмов, в которых нужно обязательно снимать обувь.

Золотой треугольник Индии. Заброшенный город Фатехпур Сикри

Войдя через королевские ворота, попадаем в большой двор мечети, в котором много интересных строений.

Особенно выделяется белое мраморное сооружение — мавзолей того самого суффийского святого — Сальма Чисти, который «нагадал» владыке Акбару появление наследника. Говорят, что здесь можно загадать три своих желания и они исполнятся.

Золотой треугольник Индии. Заброшенный город Фатехпур Сикри

В центре двора находится небольшой водоем, в котором паломники производят омовение. Здесь же принимают пищу, общаются и слушают музыку своих предков.

Неподалеку находятся много захоронений. По-видимому — служителей этой мечети. На стенах вокруг курится невероятное количество благовоний.

Золотой треугольник Индии. Заброшенный город Фатехпур Сикри

Пройдя по внутренней площади мечети, можно выйти из нее через самые большие ворота в Азии — Буланд-Дарваза. Здесь мы видим перед собою современную Индию — одноэтажные дома, покосившиеся хибары и кривобокие улочки.

Вот и все. Восточная сказка закончилась.

Дальше нас ждет дорога в Агру. Там находятся одни из самых известных памятников истории Индии — знаменитый мавзолей Тадж Махал и Крепость-форт.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия