Приехав в Джайпур и посетив Небесную Обсерваторию, являющуюся и по сей день жемчужиной мировой астрономической науки — https://www.tourister.ru/responses/id_11826, а после нее и Городской дворец, в котором жили многими поколениями все джайпурские махараджи — https://www.tourister.ru/responses/id_11833, еще можно успеть в этот день посетить и Дворец-музей Альберт-Холл, в котором собраны уникальные произведения искусства и ремесел Индии времен 17–20 веков.
2
Дворец-музей Альберт-холл
Само здание выделяется из общей городской архитектуры еще издали. Его крышу украшают
легкие башни, которые кажутся парусами, наполненными ветром.
Это и есть дворец Альберт-Холл, названный в честь британского принца Уэльского Альберта, старшего сына королевы Виктории и будущего короля Эдуарда VII, который в 1876 году посетил Джайпур.
1
Здание музея построено в индо-сарацинском стиле, объединявшем, по мнению специалистов, Восток и Запад. Т. е., на здания, европейские по своему функциональному назначению и общему силуэту, накладывался декор, позаимствованный из могольской архитектуры мусульманской Индии. Возрождая архитектурное наследие Великих Моголов, британское правительство стремилось показать преемственность своего правления.
Внутренний дворик дворца Альберт-холл
Все индийцы очень любят фотографироваться. И особенно — с "белыми" туристами.
Удивительно, что истинно индийское архитектурное наследие, присущее, например, храмам в Каджурахо, британцы не очень использовали в своих постройках. Вот так — искусство и архитектура мусульманских завоевателей, стала основным лицом индийской памятниковой культуры. Достаточно только вспомнить первое, что приходит на ум — Тадж Махал, форты Агры, Дели и Джайпура, многочисленные дворцы и мечети, выполненные в стиле могольской культуры.
1
Сейчас знаменитый Альберт Холл является старейшим государственным музеем штата Раджастан. Правда, поначалу в здании после отъезда принца Альберта, планировали разместить ратушу, но, подумав, решили открыть Художественный музей, который открыли для посетителей в 1887 году.
Обходя здание снаружи и изнутри, видно, что это настоящий шедевр архитектуры. И все детали в конструкциях, декоре и интерьерах являются сами по себе произведениями искусства. Достаточно посмотреть, например на капители и постаменты колонн.
Поражает внутреннее убранство дворца, над которым трудились самые лучшие мастера Раджастана и других регионов Индии. Нет ни одного одинакового зала.
Мы встретим здесь камень и дерево, чеканку и ковку, литье и лепку, мозаику и живопись.
Все двери в залах музея уникальны. Это образцы художественных традиций и высочайшего мастерства резчиков по дереву. Вся мебель выполнена из дорогих сортов дерева — сандалового, красного или кипариса.
Ну, и конечно, не обошлось без ваз — их в музее неисчислимое количество. Ведь в Индии, впрочем, как и во всех восточных странах, ваза является традиционно не только предметом повседневного быта, но и украшением.
Очень много блюд из чеканного металла с эмалью и всякого рода кухонной повседневной утвари.
Приятно восхитила большая коллекция музыкальных инструментов — всякие там дудочки, рожки, горны и волынка. Многие из музыкальных инструментов были совсем непривычны нашему взору — общим для них были только струны и смычок.
Есть целый зал, посвященный ковроткачеству и там выставлены роскошные старинные ковры ручной работы. Считается, что это лучшее в мире собрание ранних работ персидских ковроделов.
Один из них — шедевр Jaipur Garden Carpet. Ковер изображает персидский сад, разделенный на четыре основных садовых участка. А каждый из них еще разделен на несколько других более мелких участков.
Очень много в музее статуй многочисленных индийских богов. В них надо хорошо разбираться, а у меня в голове они все пока не «улеглись» в нужном порядке. Но Гаруду с кем-то перепутать сложно. Это очень сложный и многозначительный персонаж в древне-индийской мифологии. Иногда Гаруда изображается в человеческом обличье, но с головой и крыльями птицы, со змеей в клюве.
1
Ну, и конечно, самым богатым по экспонатам является отдел оружия. В нем просто восхитительная коллекция и «холодного», и «горячего» оружия. А наконечники копий? Это же настоящие произведения не только оружейного, но и ювелирного искусства!
Не пропущено и защитное снаряжение — всякого рода кольчуги и шлемы. Последние — с тонкой чеканкой, с очень дорогой чернью и даже украшенные конским волосом.
Не чужды музею и европейские ценности. Здесь нет мусульманской закрытости показа обнаженного тела.
Когда мы зашли в музей, до его закрытия оставалось полтора часа и, конечно, обойти внимательно все залы даже с беглым осмотром, казалось, будет очень сложно. Но нам это все же удалось.
И, даже имея так мало времени на его осмотр, какое-то общее впечатление, однако, сложилось. И моя рекомендация: пропускать этот музей — не стоит.
В нем в одном месте собран широчайший пласт индо-мусульманской культуры, присущий стране в 16–20 веках.
Назавтра предстоит не менее напряженный день — посещение форта Амбер — главной жемчужины Джайпура, а по пути — внешний осмотр достопримечательностей, в которые туристов не допускают и на них можно посмотреть только издали — Хава Махал (Дворец Ветров) и Джал Махал (Дворец на воде).