Цикл рассказов «Балканская звезда»:
Обзорка о поездке по Балканам
Черногория: Будва, Котор, Пераст и Святой Стефан, Колашин и Биоградский заповедник, Жабляк, Дурмитор, Шавник.
Албания: Тирана, Шкодер и Любашка.
Босния и Герцеговина: Сутьеска и рафтинг, Сараево, Мостар.
Сербия: Белград.
Затянулся мой балканский отчёт. Да так, что сам еле вспоминаю, на чём и где остановился в прошлые разы. Несколько лет назад я написал отзыв о Мостаре — финальной точке боснийского трипа. Не совсем яркая концовка, но, как говорится, чем богаты. Теперь вектор моего путешествия развернулся обратно в сторону Сербии и Черногории, а это значит, что в моём загашнике остаётся ещё пара отчетов, которые нужно срочно закончить перед наплывами новых материалов.
Из Сараево я уезжал вечерним рейсом в Тиват (ударение на «и»), поэтому мог себе позволить провести начало дня «для себя»: врасти корнями в кровать и отоспаться. Единственный рейс до Ульциня (через Херцег Нови, Тиват, Будву, Бар) отправляется с центрального автовокзала ежедневно в 19:00, что очень удобно. Едет автобус достаточно долго. До Тивата мы добирались более 7-ми часов. Затянутость поездки вызвана тремя остановками по 30 минут (ресторан, круглосуточный магазин и переход границы). Уж не знаю про законность первых двух остановок, но факт остаётся фактом, с которым лишь остаётся смириться. Часть пути проходит по дороге, часть по морю: автобус погружают на паром, и ты, сидя в автобусе, плывешь на пароме — романтика большой матрёшки. В целом поездка вполне терпима, благо автобусы среднего уровня комфортности, да и пассажиров было очень мало. Стоимость билета 26 евро, что вполне соизмеримо в часовом эквиваленте.
В Тиват мы прибыли в 02:00, а вот это уже не очень удобно. Меня любезно пригласили на выход, выдали багаж, и вскоре автобус скрылся во мраке ночи. Мрак — не то слово. На улице было просто черно — глаза выколи. Ни одного фонаря, ни одного света в оконце. Тот кто пел: «В городе Сочи тёмные ночи», явно не был в Тивате.
Я разместился на вокзальной лавочке и сам того не понимая уснул. Иногда просыпался от затеканий и надоедливых комаров, параллельно замечая, что у меня периодически появлялись спящие соседи, пребывающие другими рейсами. Так я скоротал четыре часа, а уже в начале седьмого отправился на поиски очередного своего пристанища с красивым названием «Bordo» (Apartments Bordo). Поиски были долгими. С чемоданом наперевес приходилось лазать по крутым горкам. Навигатор несколько раз сбивался и уводил в кусты виноградника. Так я пролазал по тиватским огородам около часа, но всё же нашёл свои апартаменты, которые оказались удалены от цивилизации.
Будучи вежливым гостем, зная правила check in, я не стал будить хозяев своим ранним визитом. Тихо разместился за обеденным столом прямо у центрального входа и опять провалился в сон. Так я и пролежал все утро в обнимку с чемоданом у центрального входа в апартаменты. Разбудило меня ворчание пожилой женщины: «Скитница! Скитница!». Стало понятно, что мне тут не рады, а хозяйка воспринимает туриста как бродягу. Я только встал со стула, чтобы представиться, как все двери захлопнулись, и мне вновь пришлось испытать чувство гордого одиночества через плоскость черногорского гостеприимства. И я опять провалился в сон.
В очередной раз меня разбудил один единственный вопрос: «Русо?». Я открыл глаза, на меня смотрел пожилой мужчина, отдаленно напоминающий Якубовича Леонида Аркадьевича. Сразу же начались тревожные расспросы: «ты кто такой?», «номер нужен?». Показав распечатку с букинга, хозяева раскраснелись и стали извиняться, что допустили такую ситуацию, когда их гость спит на улице. Слово за слово и тут началось… Хозяйка тащит фаршированные перцы, дочь полезла в погреб за мёдом, Якубович бежит, а в одной руке самогон, в другой — веточка мяты. Однако до мохито дело не дошло. Пожилой мужчина хорошо говорил по-русски. И что вы думаете? Якубович оказался учителем биологии. Где бы я на своем маршруте не останавливался, везде сталкивался с учителями:-). В целом, всё быстро образумилось. За общим столом поели, выпили, поговорили, а затем заселили. В целом могу сказать, здесь живут добрые, внимательные и отзывчивые хозяева, которые будут очень рады гостям из России.
После заселения я отправился на знакомство с Тиватом, который оказался немного удален от аэропорта и моего гостевого дома. По факту я жил в поселке Мрчевац. Всё теми же огородами, а затем по трассе я шёл в сторону центра, а городом то совсем и не пахло… Я даже на всякий случай взял купальные принадлежности, а то вдруг будет жарко и придётся освежиться в чистейших тиватских водах, как того декламируют туристические сайты.
Удивительно, но некоторые сайты и порталы о туризме позиционируют Тиват как лучшее место для пляжного отдыха в Черногории, а его туристическая инфраструктура якобы не уступит самой Будве. Авторы постов полагают, что Тиват недооценен туристами, а сам город служит местом, куда приезжают купаться и отдыхать местные жители. От своих знакомых я тоже слышал восторженные отзывы о Тивате, поэтому с большим удовольствием включил этот город в свой маршрут, тем более аэропорт находится здесь же.
По дороге до центра города не было ни одного пляжа. Побережье густо заросло непроходимой травой, пляжей естественно не было. Узкая галечная полоска встретилась впервые неподалеку от лодочной станции в центре Тивата.
По сути Тиват — это город-порт. Вся жизнь сосредоточена вокруг порта и ориентирована на пребывающих пассажиров. Конечно, стоит признать, что портовая зона очень уютна и представительна, но настолько мала, что хватит пятнадцати минут времени, чтобы пройти её вдоль и поперёк. А дальше вновь пустыри, бурьян и одинокие домики.
Город очень маленький (население всего 13 тыс чел.). По екатеринбургским понятиям, он в 3 раза меньше микрорайона Вторчермет. Однако такой городишко является одним из самых известных в этой бывшей югославской республике: сюда заходят корабли под флагами разных государств; город считается воздушными воротами страны. Например, столичный аэропорт Подгорицы в год принимает меньше рейсов, чем курортный Тиват.
Большая часть города сосредоточена в портовой зоне. Здесь, собственно, и идет хоть какая-то жизнь. За портовой частью города начинаются поля и деревушки, которые негласно тоже называют Тиватом, но это уже совсем другая история.
В самом Тивате пляжей нет. Неприхотливые туристы отдыхают прямо на бетонных плитах, грея свои косточки, в прямом смысле, этого выражения. В тот день стояла знойная жара, по которой уже успел соскучиться. Поняв, что пляжей я здесь не найду, я тут же плюхнулся в море. Вода встретила прохладой, которой хватило освежиться за несколько минут. Удивительно, но вода была чистой, чего не скажу про пляжи, о которых речь будет ниже.
Единственный, на мой взгляд, вменяемый пляж носит название Blue Horizon, но он расположен в двух километрах от Тивата и упрятан за оливковым и сосновым лесом. Так гласили многочисленные отзывы в сети Интернет, к сожалению, убедиться лично мне не довелось.
Одна из особенностей города заключается в том, что он окружен великолепным Ботаническим садом, в котором полно экзотических растений, привезенных сюда моряками из дальних странствий. Этот сад опоясан горами, поэтому картинка природной составляющей зачастую получается эффектной.
В 1420 году Тиват, входивший в состав провинции «Албания Венета», стал частью Венецианской республики — одновременно с некоторыми другими населенными пунктами Боки Которской, и получил итальянское название Теодо.
В последующие несколько столетий судьба будущего курорта тесно переплелась с историческим развитием всей Боки Которской. До 1797 года продолжалось венецианское господство. Затем на короткий период установилось французское правление (город в то время находился в составе иллирийских провинций).
До 1918 года Тиват был частью Австро-Венгрии. Позже он вошел в состав Социалистической Республики Черногория, в свою очередь являвшейся частью Социалистической Федеративной Республики Югославия вплоть до ее распада. Исторические штрихи можно встретить в портрете этого города, принципиальные отличия от других городов здесь нередко встречаются.
На мой взгляд, сегодня Тиват выполняет больше транспортно-логистические функции, нежели туристические. Этим мне он напомнил наш город-герой Туапсе. Может с тех времен (2016 г.) что-то изменилось в лучшую сторону. Прибывающие туристы, как правило, спешат в Будву, Бар, Бечичи, Херцег-Нови и др. Тиват всегда преимущественно рассматривался как место транзита. Полноценным туристическим городом я не рискнул бы его назвать, хотя некоторые путеводители взахлеб восхваляют этот город на берегу Адриатики. Что делать две недели, базируясь в Тивате, я не знаю.
Мне хватило трёх часов, чтобы неспешно обойти город (включая окраины) и даже искупаться. Может в вечернее время жизнь Тивата более динамичная и праздничная, а вот днём его словно накрывает всеобщий тихий час, который иногда нарушают взлетающие самолеты. Возможно для кого-то это идеальные условия, но мне этот формат показался малопригодным.
Именно в Тивате я максимально прочувствовал знаменитые дух и характер Черногории: ленивый, тихий, неспешный. И это всё несмотря на то, что перед нами портовый город международного назначения. Возможно сказался и тот факт, что это был двадцать третий день непрерывного путешествия по Балканам.
Я вернулся в свой гостевой дом за деньгами, а потом направился по магазинам, чтобы закупиться гостинцами для своих любимых родителей. Я знаю, что они сейчас читают этот монолог с картинками, поэтому хочу снять свою шляпу за их терпения и переживания в каждую из моих сложных и неугомонных поездок. Я их очень люблю, поэтому каждый раз набираю 40 кг багажа гостинцев и заморских яств, словно средневековый мореплаватель.
Вечером я приготовил ведро отменного греческого салата, которое в шесть заходов так и не смог осилить. Вечером хозяин меня отвез на «секретный» пляж у ВПП аэропорта. Пляж оказался никудышным, словно крохотная зона отдыха на городском водохранилище. Однако плавание под гул, над головой пролетающих самолетов, было интересным и запоминающимся опытом. Ранним утром следующего дня я уже полетел в сербский Белград, а там уже Москва и первые яркие тезисы о запоминающимся путешествии.
Теги:
Самостоятельные путешествия