Турист Denis Mironov (den-ekb)
Denis Mironov — был 3 декабря 2023 17:34
Смотрю на мир. Мир смотрит на меня.

Балканская звезда

Фоча + 3 города — Босния и Герцеговина, Никшич + 11 городов — Черногория, Тирана + 1 город — Албания, Белград — Сербия Июль 2016

Никогда не писал обзорных отчётов. Не совсем понимал смысл в их написании, пока сам не столкнулся с продолжительной и сложной поездкой. Мои туристические гастроли оказались активными, запутанными и не без приключений на свою пятую точку. Поэтому считаю необходимым дать возможность своему читателю хотя бы представить целостную картину путешествия, чтобы не заблудиться вместе со мной по вьющимся горным тропинкам и не захлебнуться от потоков поступающей информации. Назовём это аннотацией к предстоящему циклу рассказов об интересном, красивом и местами безумном приключении, имя которому Балканская звезда.

В 2015 — 2016 годах было много замечательных отчетов о поездках в Черногорию и страны Балканского полуострова. Анна Абросимова (Annaabrosimova) привила любовь к городу Пераст, о существовании которого я даже не знал и не слышал. Анастасия Павлик (Nasten_ka_Pavlik) активно делилась своими соображениями по поводу Скадарского озера, а Александр Томилин (Tomi-Aleks), можно сказать, продал (убедил) мне город Бар… жаль, что не хватило сил до него добраться. AsiaGate и Maksim-nav прекрасно преподнесли Боснию и Герцеговину. Благодаря этим людям я окончательно созрел на Балканский трип. А почему бы и да?

В марте я купил билеты у Air Serbia, и медленно, маленькими шажочками начались предполетные сборы. Они были приятными, лёгкими и мимолетными. Впервые не пришлось засиживаться ночами, рыская информацию в Internet. Всё давно изучено и показано. Бери готовые маршруты и вперёд, благо площади стран небольшие, а их территориальная близость значительно упрощает возможность объединения сразу нескольких государств «в одном заходе». Единственное, что лично от меня требовалось — составление плана навигации и сметы расходов.

Маршрут сформировался быстро, смета обсчитана с запасом. Хорошо всё складывалось дома, лёжа на диване. Диванная аналитика беспощадна. Маршрут казался идеальным, а самое главное — экономичным. Однако в реальной практике было много нюансов, а также неожиданных видений и мыслей о местах не столь отдаленных (это я о Балканах). С ними я обязательно поделюсь, но это будет чуть позже, когда я расшибусь на горном велосипеде или буду сверкать пятками, убегая от разъяренного быка в Которе.

В моей программе было 24 дня, 4 страны и всего 1100 евро. Все три показателя являлись личными рекордами. «Всего 1100 евро» - сумма, действительно, мизерная. Не спешите бежать к калькулятору, чтобы умножить на 72. Этих денег при той программе, что будет представлена ниже, едва ли хватило на самое большое в моей биографии приключение. Скажу так: было всё, было по-разному. Приходилось спать в огромных личных апартаментах, дешевых кемпингах и даже вокзалах; умирать в душном общественном транспорте и покорять горные вершины на личном джипе; объедаться халявными мясными изысками и весь день довольствоваться палкой вареной колбасы за 80 центов; плавать в холодной реке пива и лезть на лысую зэкову голову; спасать бельгийских школьников и самому запрашивать эвакуацию; пересекать государственную границу на надувной шлюпке и давать показания в Сараевской бутырке… Список можно продолжать. Спокойный, размеренный отпуск уральского преподавателя.

Балканская звезда

Некоторые моменты вспоминаются с содроганием или широченной улыбкой. Многие скажут: «Нет, этот трэш не для меня». А что я? Рюкзак на плечи, камеру в руки и пошёл куда глаза глядят в Google map. Может молодые годы бьют ключом, может просто странный человек. Все 24 дня я провел на ногах, но эти упорства, усилия, желания стоили тех эмоций, заряда и впечатлений, которые я обрёл в этих странах. Довольно нытья, рассуждений и лирический отступлений, пора в путь. «Пристегните ремни, откройте шторки иллюминаторов, спинки кресел приведите в вертикальное положение, улыбнитесь вашему проводнику… наше путешествие начинается».

1. Подгорица / Черногория

Напомню, что вместо Тивата наш лайнер BOEING 737-300 приземлился в Подгорице — столице Черногории. Именно с неё началось моё знакомство со страной. Чартерный автобус возил нас кругами по городу. Получилась небольшая обзорная экскурсия. Детали поездки я совершенно не помню. Всё было не примечательным, скучным и серым. Я много думал на тему унылости этого города, а может и этой страны? Хотя был осведомлен о сущности нетуристической Подгорицы. Дорога на Тиват также не отличалась красотами, достойных полотен Шишкина или Левитана.

2. Будва / Черногория

Прогулки, наполненные смыслом и впечатлениями, начались именно в этом городе, сразу же после прибытия из Подгорицы. Несмотря на усталость и испорченное настроение от произвола компании Air Serbia, этот город смог вернуть былые настроения и жажду к новым приключениям. Я ожидал увидеть всякое, но реальность оказалась приятной. С чувством второго дыхания я гулял по старой Будве, поедая вкусное мороженое и наслаждаясь местной размеренной жизнью и стариной сохранившейся архитектуры. Весь первый день я потратил на Будву — город, который произвёл первые неизгладимые впечатления, как на деревенского парня. Возможно, так вышло из-за того, что это был первый город на маршруте, а всё, как известно, познаётся в сравнении.

Балканская звезда

Заметки на полях.Черногория маленькая и компактная страна. Её площадь всего 13 800 кв. км., а большая часть территории совсем не пригодна для жизни. Всему виной особенности национального ландшафта. Но, тем не менее, этот факт не лишает её уникальности, а скорее наоборот только лишь её подкрепляет. Montenegro, действительно, неповторима во многих отношениях. При упоминании этой страны часто можно слышать прилагательное «самый». Самый глубокий каньон, самый высокий мост, самые большие запасы пресной воды, самая узкая улица в мире… и т. д. Порой и диву даёшься, как такой клочок Земли смог уместить столько рекордов, пусть не очень значимых или авторитетных, но необычных и интересных. Со всеми удивлениями постараюсь познакомить в ходе цикла своего повествования.

3. Гавайи / Черногория

Из порта Будвы можно отправиться на Гавайи. Да, да именно на них. Как я мог упустить такую возможность? Правда, не спешите всем налево и направо кричать «Алоха!», поскольку эти Гавайи расположены всего в 1,5 км. от Будвы. А я то думаю, почему билет стоит всего 3 евро, и при посадке не потребовали предъявить визу. Гавайями назвали остров Святого Николы из-за перспектив организации пляжного отдыха. Обычный ребрендинг с целью привлечения сюда туристов. Массовые вечеринки и мужиков в гавайских рубашках Вы там вряд ли увидите. А вот покупаться в чистой воде запросто сможете.

Балканская звезда

Заметки на полях. Сербский язык интуитивно понятен русскому человеку. «Затворено, отворено» — закрыто, открыто; «Добар дан» — добрый день; «Чай» — чай; «Хвала» — спасибо; «Чаша» — стакан, а вот «Крушка» — это груша:-). За неделю спокойно привыкаешь и начинаешь использовать в своем речевом обороте иностранные словечки, а то и сочетания с предложениями, выдавая себя за чистокровного серба или черногорца. Думаю, что стоит лишь пару месяцев пообщаться с местными, как приобретешь разговорный сербский язык.

4. Котор / Черногория

Оказавшись в Черногории не посетить Котор? Так, наверно, не поступит ни один турист. Старинные каменные джунгли, окруженные горами и мелким ласковым морем, не лишены романтики старушки Европы. Котор целиком занесён в списки мирового культурного наследия Юнеско.

На второй день путешествия, буквально с первыми лучиками солнца, я рванул в этот город, чтобы ответить на вопрос: «Увидеть Котор и умереть?». Больше склоняюсь, что нет, несмотря на удивительную атмосферу приморского городка.

Балканская звезда

Котор часто называют маленьким Дубровником, но это, на мой взгляд, не совсем справедливо. Дубровник долгие годы был убежищем туристов с круизных лайнеров, а вот Котору эти туристы только вредят. Увы, всё больше и больше южно-европейских лайнеров стали останавливаться именно в этом маленьком порту. В этом ничего удивительного, учитывая очарование и сапфировое море Котора. Успевайте окунуться в уединённое Средневековье, пока оно не поглотилось многочисленными сувенирными магазинами, туристами в трусах и шлёпанцах, криками: «Галя, давай скорей…опаздываем».

Авторитетный путеводитель Lonely Planet опубликовал список 10 лучших городов для путешествий в 2016 г. Котор оказался на 1-м месте. Наташа Щербина (natchen) мне как раз подарила этот путеводитель в новогодние праздники! Вот видишь, твой подарок оказался очень полезным и вдохновляющим, а я в свою очередь исполнил свой святой долг, воспользовавшись этим изданием.

Балканская звезда

Я тоже тот ещё романтик с большой дороги. Под сорокоградусным солнцепеком, в закрытых чеботах и тёплых джинсах, вздумал взбираться на ту самую крепость, откуда предстают открыточные виды на Боко-Которскую бухту, которые выкладывать здесь, наверно, уже вовсе неприлично. А что делать? Коль так красиво и завораживающе.

Заметки на полях.Черногория — гастрономический рай, особенно для мясоедов. Вегетарианцам будет нелегко, поскольку в ресторанах и кафе в основном подают мясные блюда всех мастей. Однако овощей и фруктов в магазинах более, чем достаточно. Цены ниже российских, качество — на порядок выше. Да и в ресторанах, Вас всегда будет ждать шопский салат. Мясные же блюда отличаются сочностью и непревзойденными вкусовыми качествами. Попробуйте телячий суп, гирос, чевапи, кебабы, плесковицы, вишалицы… самые разные мясные и рыбные изыски на гриле. Старт цен от 1,5 евро за 100 грамм.

5. Пераст / Черногория

Перед поездкой я изучил рассказы Анны Абросимовой «Игра с ветром» и «Большие дела маленького Пераста». Так я заочно познакомился с Перастом.

В реальной жизни, это тихий, уединенный, крошечный городок в 50 минутах езды от Будвы. Прекрасное место для тихого семейного пикничка и плавания в чистейшей воде. А какой запах подгоревшей сосны!!! Но я не стал уподобляться шлангу, который бы развалился на узкой пляжной полоске, а пошёл смотреть сохранившиеся постройки, большинство из которых датируются XV — XVII веками. Бытует мнение, что этому поселению уже несколько тысяч лет, а согласно последней переписи, в Перасте проживает всего около 500 человек.

Балканская звезда

Я не упустил возможности воспользоваться услугами BoatTaxi и до наплыва туристов, прибывающих сюда на огромных лайнерах, посетил остров Богородицы на рифе, являющийся священным для мореплавателей. Очень символичное и одухотворенное место.

Заметки на полях. Черногорцы в основном пьют национальный крепкий напиток — ракия. В нашем понимании это самогон. Делают его на основе винограда, сливы, а самый вкусный и дорогой получается из груши (крушки). Судите сами, на производство двух литров грушевой ракии необходимо около ста килограмм спелой груши. Крепость напитка составляет не менее сорока градусов, но чаще около 45. Коварство напитка заключается в его легкости и приятных вкусовых качествах. Однако градус выстрелит точно в цель, даже не сомневайтесь.

Балканская звезда

Так же как в России, Украине, Белоруссии, при употреблении спиртного в Черногории принято «чокаться». При этом принято говорить волшебное слово «живили». С сербского можно перевести как «будем жить». В отличие от наших традиций, черногорцы обязаны посмотреть друг другу в глаза, или хотя бы встретиться взглядом. Это свидетельство искренности ваших слов, признания и уважения вашего коллеги по застолью. Не смотреть в этот момент нельзя. Это оскорбление и проявление тотального неуважения. Вспомните себя на русском застолье. Практически всегда мы смотрим не в глаза, а в рюмки, думая, как хорошо, или, как бы без последствий зашла очередная стопка. Имейте это в виду. Я один раз так попал. Благо, пожилой черногорец знал особенности русской национальной выпивохи.

6. Святой Стефан / Черногория

Полуостров Свети Стефан, как и Котор считается, так называемым, must see в Черногории, а некоторые издательства утверждают, что и во все на всех Балканах. Этот полуостров не простой, он по праву считается местом обитания богачей и знаменитостей. Хотя раньше это была простая рыбацкая деревня у входа в Будванскую лагуну. На остров можно попасть с дорогущей экскурсией, поэтому простым смертным остается лишь любоваться только внешним обликом этого живописного кусочка гламурной и обеспеченной жизни. На пляже перед дамбой, соединяющей убежище мирового бомонда и частный сектор, где обитают дикари и простолюдины, отдыхают в основном русские туристы.

Балканская звезда

Заметки на полях. Меня часто спрашивают: «А что там с водой? А то говорят холодная». Вода в Черногории, действительно, прохладная, несмотря на палящее солнце. Причем если на поверхности вода теплая, то на дне она значительно прохладней. Порой по ногам чувствуются холодные течения. Однако вода не цветет, а после пекла лучше окунуться в прохладную воду, чтобы придти в чувства. Говорят, вода имеет уникальный химический состав, который будет особенно полезен для людей с кожными заболеваниями. Лично у меня после первого купания затянуло все ранки, какие были.

В Будве, возле пляжа Могрен, 13 июля 1955 года на местного жителя напала белая акула, говорят, ее длина была 6 метров. К сожалению, он не выжил.

7. Шкодер / Албания

Уже на месте мой план балканского забега претерпел существенную корректировку. Так у меня высвободился целый день, который нужно было чем-то занять. Город Бар я оставил «на посошок» перед отлётом, а для Петровца (у сербов именно так склоняется это слово) это было непозволительно много. Вдоль побережья ничего практически не оставалось, поэтому я решил съездить в Албанию. Интересно было взглянуть на страну, которая долгие годы была изолирована от внешнего мира. Первым городом стал Шкодер, который расположен в получасе езды от границы с Черногорией.

Балканская звезда

Шкодер нас встречал попрошайками, неряшливостью и разрухой. Находиться здесь было неуютно.

Заметки на полях. Албания — богатая в ресурсном плане страна, но совершенно разрушена в экономическом и физическом аспектах. Здесь есть нефть, газ, золото, диаманты и пресная вода. Тем не менее, основным транспортом у местных является велосипед, а грязь и бардак на улице остаются в порядке вещей. Правда, это всё сложилось исторически. Об этом я расскажу позже.

8. Тирана / Албания

Столицу Албании можно запросто перепутать с мелким городком на Урале. На центральной площади местное ДК, памятник и мечеть. Всё. А, да, ещё и цыгане, которые пристают к тебе, словно липкая лента от мух. Да, да… это Европа. Берегите телефоны, кошельки… Мойте руки перед едой, смотрите под ноги, а коня оставьте на границе.

Я ходил, я искренне искал что-то красивое и интересное, но увы попадались только бомжики на травке. Страна совершенно не готова к туризму. Больше одного дня здесь абсолютно нечего делать.

Балканская звезда

Заметки на полях. Несмотря на наличие выхода Албании к морю, албанцы предпочитают купаться и отдыхать в Черногорском Ульцине. Благодаря этому, хоть какая-то жизнь кипит на Черногорско-Албанской границе, а про Ульцин часто говорят: «Там одни албанцы со своими чебуречными».

9. Ловчен и Негуши / Черногория

Думаете за 4 дня я устал? Ничего подобного! На следующий день после Албании я договорился с местной жительницей Яной на поездку в горы, а именно в национальный парк Ловчен с заездом в горное поселение Негуши. На велосипеде, это очень хлопотное мероприятие, а пешком совсем не камильфо. Практически все дороги в этом парке ведут к вершине, на которой расположены мавзолей и обзорные площадки на красивые панорамы, буквально, сразу под облаками.

Балканская звезда

В мавзолее расположена гробница последнего духовного правителя Черногории, митрополита Петра II Петровича-Негоша. Очень много историй связано с этим местом, но поведать их, в рамках, аннотации, невозможно.

По дороге заехали в горное поселение Негуши, откуда идут истоки известной династии Негушей. Самый известный — Петр Негош — поэт, буквально, поднявший культуру Югославии. Сегодня это деревня, окруженная лесами и горами. Основной промысел, естественно, сельское хозяйство. Деревня, к слову сказать, красивая. Мы шли с Яной вдоль дороги, слушая звуки тракторов и вдыхая подлинные деревенские ароматы (свежескошенная трава, топка бани, навоз). Нахлынули воспоминания далекого сопливого детства.

Балканская звезда

Заметки на полях. На дискотеках стран бывшей Югославии не принято танцевать. Туда приходят «тусить»: стоять за столиками, пить коктейли, общаться и слушать громкую клубную музыку. Если Вы начнете отплясывать так, что вздрогнут все стены заведений, а местные будут думать, что вас ударило током, то Вам конечно ни слова не скажут, но эту инициативу никто не поддержит. Полако, опять же. Да и дискотеки здесь немного странные. Официант, принесший диск, автоматически становится диджеем.

10. Цетине / Черногория

Спустившись с Ловчена, мы поехали в культурную столицу — Цетине, где находится известный в Европе Цетинский монастырь (монастырь Рождества Пресвятой Богородицы). Здесь хранятся мощи святого Петра Цетинского, частицы Святого Креста, корона короля Стефана Дечанского, но самым главным сокровищем монастыря является десница Иоанна Предтеча Крестителя. В целом, есть, что посмотреть, а прогулка по Цетине окажется приятным и легким времяпрепровождением.

Балканская звезда

Заметки на полях. Удивительно, но в культуре страны нет своей особой изюминки, которая бы характеризовала уникальность Черногории. Дело в том, что за многолетнюю историю здесь сплелось множество культур, народов и стилей. Эклектика, одним словом. По индивидуальности проехались, как асфальтовым катком. Правда, у черногорцев есть своя фишка — «Полако!», что в переводе «медленно», «не спеша». Черногорская лень — национальная гордость, давно известная во всем мире. «Когда случайно захочешь поработать, сядь, подожди — увидишь, это пройдет» — девятая Черногорская заповедь.

11. Скадарское озеро / Черногория

Очень популярное место у туристов. А всё почему? Потому что близко и ноги не затекут. Специально ехать на это озеро у меня не было никакого желания. Какая радость от плавания по зелёной цветущей воде? Разве что на пеликанов посмотреть. Но Яна предложила заехать на пару смотровых площадок, поскольку они были практически по дороге к дому. Заодно заехали на реку Црновича. Очень рад, что всё же тут оказался. При виде знакомых панорам моему восторгу не было предела, да и Яна сама не удержалась, сделав пару свежих снимков.

Балканская звезда

Заметки на полях. В Черногории не принято воровать. В магазинах вы не найдете камер для хранения сумок и личных вещей. В лучшем случае Вам будут предложены крючки для сумок, как в раздевалке. Если воспользуетесь данной услугой, то будьте уверены, что никто «случайно» её не унесет. Здесь если и воруют, то только туристы.

12. Колашин / Черногория

Время полетело очень быстро. Уже подошла к концу пятидневка, посвященная побережью. Дальше моя дорога лежала на север страны: известный горнолыжный курорт Колашин. В 07:30 мы тронулись из Будвы, а уже в 11 стояли у заброшенного кирпичного здания, называемого автовокзалом Колашина. Билет стоил 10 евро + 1 евро за багажное место.

Балканская звезда

По дороге до Подгорицы можно было спать спокойно, а вот трассу, соединяющую Колашин и столицу Montenegro нужно видеть, желательно на ясную и трезвую голову. Каньоны, реки, горы, обрывы. В окно, порой, было боязно смотреть. Или я такой впечатлительный?!

Городок приятный, чистый и цивильный. Наконец прилив свежести после жаркой женщины Будвы. Глубоко вдыхаешь этот «вкусный» горный воздух. Думаю, что зимой здесь особенно красиво. В поселке все друг друга знают. Местные очень отзывчивы и приятны. Даже без знания английского, постараются помочь с вашим вопросом.

Балканская звезда

Заметки на полях. С общественным транспортом Черногории, казалось бы, проблем совсем нет. В автобусах всегда имеются свободные места. Но вот политика пунктуальности (следования расписанию) для меня остается под большим вопросом. Если вдоль побережья водители автобусов стараются придерживаться временного регламента, то в отдаленных регионах, как боженька пошлёт. У меня были и многочасовые задержки, и незапланированные отмены всех рейсов из Жабляка.

Расписания отслеживал на balkanviator. Хороший и удобный сайт. Расписание, в принципе, актуально. Жаль, что нет цен. Также хочу отметить, что расписания имеются не для всех стран. Ярким примером является Босния и Герцеговина, на внутренние рейсы которой здесь ничего не найти.

Автобусы преимущественно небольшие и без кондиционера, что позволяет понять судьбу шпрот в консервной банке, забытой на пляже Хургады. Тесно и душно.

За багаж у большинства перевозчиков не принято брать доплату. Но с вас, скорее всего, потребуют 1 евро. Законно это или нет, не могу сказать, но лично склоняюсь ко второму варианту. Вам не дадут соответствующего чека / квитанции, а ваша монетка «растворится» в бездонных джинсовых карманах водителя или кондуктора. При отказе платить, вам откажут в посадке. Если хотите справедливости, просите чек.

13. Биоградский заповедник / Черногория

В Колашин приезжают, как правило, экотуристы — те, кто любит ходить в горы. В 16 км. от города расположен национальный парк Биоградская гора. Кстати, один из трёх девственных лесов, сохранившихся в Европе, расположен именно здесь. Как такой факт мог остаться незамеченным в глазах математика из Екатеринбурга?

Я уходил в горы два раза и был там практически в одиночестве. Конечно, без приключений не обошлось. У меня был горный велосипед, который стал одновременно и виновником, и спасителем в сложившихся обстоятельствах. События этих двух можно назвать самым настоящим биоградским экстримом, после которого можно было бы уходить в недельную отлёжку, но потрясающая природа высокогорий вдохновляла на новые шаги и небольшие личные подвиги!

Балканская звезда

Заметки на полях. В Черногории очень ценится высшее образование, а PHD Professor (кандидат наук) пользуются всяческим уважением и почётом. Высшее оброазование здесь не такое доступное, как в России.

14. Жабляк / Черногория

Отметившись в Колашине, я направился в соседний национальный парк Дурмитор. Визуально по карте они расположены вблизи друг от друга. На деле всё намного сложнее. Первый вариант: 1,5 часа до Подгорицы + пересадка + 3 часа до Жабляка. Цена такого маршрута выйдет примерно в 22 евро, а также пропадет весь световой день. Муж хозяйки гостиницы научил меня мыслить более гибко. В 08:30 садимся на автобус, идущий до Плевли. Высаживаемся на остановке «Мост Джурджевича Тара». Оттуда едем 20 км. до Жабляка. Цена такого путешествия обошлась мне всего в 8 евро.

Балканская звезда

Достоинства такого маршрута поездки: 1) вы проедете по диким окрестностям национального парка Дурмитор; 2) мимоходом, бесплатно и без лишних временных затрат посетите красивейший мост Джурджевича; 3) сэкономите время и деньги.

Жабляк — современный, стильный поселок, окруженный лугами, горами и лесами. Особенный колорит и облик городу придают его разноцветные домики, которые хаотично разбросаны на зеленых лугах. Во время Первой Мировой город был сожжён до тла и долгие годы восстанавливался. Может поэтому он выглядит так современно. Это самое высокое поселение в Европе.

Балканская звезда

Заметки на полях. Проблем перейти дорогу в Черногории не существует. Водители всегда пропустят Вас на зебре или светофоре. Штрафы здесь колоссальные, а потерять права проще простого. Лихачат, как правило, опять же туристы.

15. Дурмитор / Черногория

Национальный парк Дурмитор — удивительное место, в котором мне довелось побывать. Жабляк находится на входе в национальный парк, но площадь заповедника слишком велика для самостоятельной вылазки. А ведь хочется всё посмотреть, а не довольствоваться лишь попсовым Чёрным озером. Я что ли зря сюда ехал? Мне пришлось стиснуть зубы, пересчитать уже оставшиеся деньги и решиться арендовать джип с водителем, чтобы во истину осмотреть и насладиться невероятным контрастом природной красоты и порой лунными ландшафтами. Небольшие озёрца, каньоны, луга и, конечно же, горы, в которые не влюбиться просто невозможно.

16. Шавник / Черногория

И вновь, после корректировки «на месте» моего антикризисного марафона, высвободился день. На выбор были два города: Плевля и Шавник. О Плевле хороших отзывов я не видел, а о Шавнике их вообще не было. Однако Шавник есть на всех туристических картах, а сотни дорожных указателей приведут вас в этот поселок. Наверно, интересное место. Шавник раскинулся в 30 км. от Жабляка в недрах небольшого каньона. Я приехал, погулял по пустому неопрятному городку, а потом сидел 4 часа под солнцепеком в ожидании автобуса. Специально ехать сюда не стоит, ничего удивительного в этом посёлке нет.

17. Хум. Лагерь рафтеров / Босния и Герцеговина

После Черногорских похождений стали проявляться первые позывы усталости, а последний «черногорский приветик» меня чуть было не выбил из равновесия. Всё началось с того, что из Жабляка мне надо было ехать в город Хум (Босния и Герцеговина), куда автобусы ходят только утром и днём. Всего 3 рейса. Прямых рейсов, естественно, нет. Из Жабляка мне нужно было добраться до Никшича, а оттуда по прямой в Хум.

Balkanviator говорил, что маршрутки на Никшич идут каждые 5 минут. В день же моего отъезда ни один автобус, ни одна маршрутка не вышли на свой рейс. То ли забастовка, то ли дорожные работы… это останется тайной, которая покрыта лёгким мраком. А народ на вокзале толпится… У кого-то самолет в Подгорице. Вот мы и застряли в дыре.

Два часа неопределенности, но местный мужичошка всё разрулил. Нас стали рассаживать по разным газелям для пересадки в Шавнике. В Шавнике пересадили в другую газель, которая ехала до Видрована, а там очередная пересадка на Никшич. В Никшиче привезли в какой-то двор, убеждая меня, что это автовокзал. Интересный такой автовокзал посреди развешанного постельного белья. Наперевес с багажной сумкой пошёл искать автовокзал. Но как-то он не находился. А потом стало понятно почему. Автобусная станция расположена в здании ночного клуба и казино, вход с торца. Мне повезло, до автобуса оставался ровно час. Милая женщина на кассе посоветовала доехать до Шчепан Полье, так будет быстрее. Действительно, сэкономил время на переходе границы, заранее уведомив рафтеров о смене места встречи.

Невероятно душный автобус. Вода бежала с меня Ниагарским водопадом, голова тяжелела, а тучный сосед тыкал в меня своим локтем, доводя до потери сознания. Миссия «Адская сковородка» длилась три часа. Наши победили.

На границе меня встретили рафтеры и отвезли в будущий полевой лагерь, в котором я прожил 4 дня. Мне был подготовлен небольшой домик. Из удобств кровать и розетка. Зато романтика.

Балканская звезда

На следующий день меня ждал добротный сплав протяженностью в 30 км. Есть маршруты на 48 км и 90 км, которые, как правило, осуществляются по весне или групповому заказу. Старт был обозначен в верховье спокойной реки Пива, а финиш на полноводной реке Дрина, которая является слиянием Пивы и Тары…Тары пива… Порожки попадались добротные, заливало даже уши. Вода в реке была около семи градусов, но мы купались. Русские и фины - холодом не победимы.

18. Национальный парк Сутьеска / Босния и Герцеговина

Прямиком из лодки я отправился на хайкинг в национальном парке Сутьеска. Пеший маршрут длиной в 18 км. на высоте около 1700 метров - очередная авантюра для неспортивного человека. И, действительно, в первое время я проклинал себя за то, что вновь куда-то ползу. То с горы, то в гору… и так долгие первые километры. Но окружающие красоты подкачивали меня недостающей энергией. Вскоре уже хотелось бежать впереди нашей компании и снимать, снимать, снимать. А тот, кто хлопнул ракии из фляжки нашего проводника, бежал впереди меня. Про Сутьеску ничего в рунете неизвестно, поэтому туристов здесь, в прицнипе, очень мало.

19. Сараево / Босния и Герцеговина

После всех возможных природных активити, мой путь лежал в город Сараево. Столица Боснии и Герцеговины «прославилась» так, что не приведи господь: первые выстрелы Первой Мировой войны прозвучали как раз в Сараево. Ещё раз босняки прогремели на весь мир в 1990-е годы, когда осада города стала одной из самых запоминающихся страниц войн за югославское наследство. Теперь, правда, Сараево выглядит вполне мирным городом, хотя поначалу мне так не казалось: пасмурная погода, повсеместные следы бомбёжек, военные, патрулирующие город, полупустынные улицы и бесконечные кладбища. Да и у меня настроение какое-то тяжелое. Нашла коса на камень.

Балканская звезда

Поняв, что с таким настроем нет смысла знакомиться с городом, я ушел в небольшую отлежку, а уже вечером гулял по культурному и историческиому центру, радуясь, что нахожусь здесь и сейчас. В воздухе витали ароматы востока, чувствовались отдельные турецкие, азербайджанские и марокканские нотки. Люди неспешно гуляли, курили дымные кальяны, громко смеялись и казались самыми счастливыми людьми на этой планете.

Балканская звезда

Заметки на полях. Курение. Наверно, единственный гарантированный минус для некурящих путешественников на Балканах. Курят здесь везде. Улицы, кафе, вокзалы и даже торговые центры и супермаркеты. Заходишь в помпезное кафе, а атмосфера прокуренного дешевого трактира. Эта ситуация была особенно остра в Сараево, где от табачного дыма невозможно было ни спрятаться, ни скрыться.

20. Сребреница / Босния и Герцеговина

Гуляя по старому городу, мне в руки попала рекламная листовка, предлагавшая экскурсионные туры. Среди топовых направлений числилась Сребреница — место массового геноцида мусульман в 1995 году, известного как «Сребреницкая резня». Сегодня это полупризрачный город, большинство построек которого пустует. Я потерял покой, мне срочно хотелось побывать в этом страшном месте. Но Internet говорил, что автобусов в этот город нет, а blabla car упорно молчал.

Ранним утром я пошёл на ЖД вокзал, чтобы отправиться на электричке в Мостар. Перед этим заглянул на автовокзал, чтобы посмотреть расписание на Тиват и Вишеград. Какого было моё удивление, но прямой автобус в Сребреницу в расписании числился и отходил через 40 минут. И вновь потеря покоя. С мыслью: «Завтра скатаюсь», я отправился на ЖД вокзал. В кассе меня опешили, что все электрички на Мостар отменены. Знак судьбы? Я бегом побежал на автовокзал, чтобы купить билет до Сребреницы. Билет не дешёвый — 18 евро. В пути 3,5 часа.

Балканская звезда

Ещё до подъезда к городу наблюдаешь печальные картины: могилы, разрушенные дома и мечети, а в 7 км. от Сребреницы расположено огромное кладбище, в котором упокоены более 8000 жертв военных дейтсвий (по официальной версии). Кладбище охраняется военными.

В самом же городе находятся заброшенные отели и дома — мечты сталкеров. Местные пугливо поглядывали за мной, как на засланного журналиста, скурпулёзно рассматривающего разрушенные постройки.

Балканская звезда

Заметки на полях. Жители ни одной из стран Югославии не любят говорить на тему войны, поэтому не стоит даже заводить подобные разговоры. Всё понимаю — интересно, любопытно…, но помните, что людям вы причиняете дискомфорт, такими расспросами. Скорее всего, Вам ничего не поведают, сведя беседу к нулю.

21. Мостар / Босния и Герцеговина

Мостар — визитная карточка современной Боснии. Сюда свозят туристов из Черногории, чтобы полюбоваться старинным мостом (8 часов в пути и 1 час на пару фотографий с мостом). От себя скажу, что современный Мостар совершенно некчемный, а старый город слишком мал; туристов невероятно много и стриптиз тут платный, имейте это в виду. Настоящий Мостар, который не прикрыт занавесами красноречевых описаний экскурсионных агентств, я обязательну покажу в обозримом будущем.

Балканская звезда

Неделя в Боснии и Герцеговине получилась чрезвычайно интересной и неожиданной. Для меня эта страна так и осталась малоизученной и немного прикрытой завесой тайны. Я непременно хочу вернуться сюда, чтобы посетить Травник, Вишеград, Кравице, Яице. Очень интересное направление для любознательных туристов.

22. Тиват / Черногория

Отпуск подходил к концу. У меня были куплены билеты на вечерний автобус в Тиват. Из Сараево уезжал с чувством лёгкой грусти. А ведь город мне изначально не понравился. Дорога утомительная, где-то по трассе, где-то по морю.

Балканская звезда

В Тиват приехал в 02:00, уснул на уличной лавочке, так и проспал до рассвета. Проснулся уже от шума пассажиров. Собрался и пошёл в апартаменты, но там ещё спали. Я вновь предался снам, разместившись во дворе хозяев, чем сильно напугал проснувшуюся первой пожилую женщину. «Скитница, скитница…» — кричала пожилая хозяйка, что в переводе с сербского - бродяга. Интересная такая бродяга, с красным чемоданом на колесиках. Хозяин вышел разобраться, а вскоре мы уже пили самогон, ели мёд, запивая мятным чаем. Два учителя сидели за столом, оба говорили на русском. Идилия.

Вечером я выбрался в Тиват. Выбрался, конечно, громко сказано. Как такого города нет. Большой порт и отдельные домики вдоль государственной трассы. Пляжей в Тивате нет! Туристы лежат на бетонных плитах набережной. Есть пара галечных полосок, но там невозможно пройти, чтобы не задеть кого-то.

23. Белград / Сербия

Конец путешествия был обозначен в Белграде. Air Serbia вновь задержала вылет на 4 часа, оттяпав у меня часть драгоценного времени. На знакомство с городом оставалось всего 10 часов, и я очень сильно постарался потратить это время по максимуму.

Балканская звезда

Из аэропорта Николы Тесла ходит экспресс А1, который привозит гостей к церкви Святого Саввы (на карте место показано стрелкой). Уже оттуда очень просто строить план навигации по городу.

Я успел осмотреть "современный" Белград и даже дойти до Калемегдана — древней части города со старой крепостью и раскопками. Так я добрался до Дуная.

Балканская звезда

День пролетел незаметно. Забег по раскопкам бесщадно поедал моё время, которое неуклонно приближалось к вечеру. Вместе с закатом в Белграде начинался закат моего путешествия. Грустно и радостно одновременно... знакомое чувство среди путешественников. Я сижу на центральной площади, перебирая последние 300 динар мелким разменом. Их приготовил на автобус в аэропорт, который, по всей видимости, задерживался. Полако. Какой-то безумный таксист предложил свои услуги всего за 300 динар (2,7 евро). И я даже рискнул сесть в машину подозрительного незнакомца в новом для меня городе. Дорога в аэропорт получилась чрезвычайно романтичной. Яркий закат, ожидание предстоящего полета и мысли о будущем.

В аэропорту ждала очередная часовая задержка, но это было не так страшно, ибо стыковка в Москве была 3 часа 20 минут. Ночной перелёт прошёл благополучно. Буквально, успели сесть до начала буйства стихий в Московской области. А далее снова взлёт и перелёт крыльями авиакомпании Аэрофлот в Екатеринбург.

Балканская звезда

Так и закончилась моя Балканская звезда. Сегодня вспоминаю эту поездку с ностальгическим настроением. Проехать, пройти, проплыть 5000 км. за 24 дня... такое вряд ли быстро забудется. Столько событий обрушилось на мою голову. Надо успевать писать, пока свежи воспоминания. Продолжение следует.

Теги: Экстремальный отдых, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм