Обзорка о поездке по Балканам
Черногория: Будва, Котор, Пераст и Святой Стефан, Колашин и Биоградский заповедник
Албания
Дни, отведенные на Колашин, не приказали себя долго ждать. Вот и я уже стою на автобусной станции в ожидании автобуса до Плевли. Оно было долгим и томным, автобус уже задерживается на 20 минут, а вся инфраструктура вокзала представлена в виде трёх лавочек, которые естественно уже заняты другими пассажирами.
Следующим пунктом моего назначения был город с, весьма, забавным названием Жабляк (административный центр национального парка Дурмитор). Несмотря на территориальную близость, прямого общественного транспорта между Колашином и Жабляком нет, и никогда не было. Видимо, дело всё в том, что оба города расположены в стороне от центральных транспортных артерий. Самым верный, но хлопотный вариант этого трансферта состоял в пересадке в Подгорице, откуда автобусы идут на Жабляк почти каждый час. Очень долго, муторно и дорого, зато вариант стопроцентно безотказный, но учтите, что эта поездка будет из серии: «Каждый год летаем с друзьями в Сочи через Рио-де-Жанейро».
За вчерашним самогоном муж Лидии расхохотался, назвав меня безумным человеком, после оглашения этого плана действий. Тут же достали карту, расписание вокзала и все вместе начали планировать оптимальный маршрут. Дело получилось занятным и даже весёлым. И вот что из этого вышло.
В 08:45 из Колашина отправляется автобус: «Котор — Плевля». На нём едем до остановки: «Мост Джурджевича Тара», но об этом стоит сразу предупредить водителя или кондуктора, т. к. эта остановка по требованию. Стоимость билета 6 евро, багаж входит в стоимость. В пути 1 ч. 20 мин. по живописной дороге.
Окрестности города Жабляк
На мосте Джурджевича пересадка может занять от 10 минут до 2 часов, но там есть чем заняться. Стоимость билета до Жабляка, включая багаж составила всего 2 евро. В пути 30 минут. Учтите, что автобусы ходят только утром и днём, расписание уточняйте на balkanviator.
Однако красиво было всё только на бумаге и за звенящими стопками. Время завалило уже за половину десятого, но автобуса так и не было. После вчерашней непогоды оставались былые напоминания: порывистый ветер и пятнадцатиградусная температура. «Добро пожаловать на юга». Со временем ожидание автобуса стало терять свой смысл, а я начал собираться на автобус до Подгорицы, к которому уже образовалась очередь. Стояла суета, так как был риск, что толпа не поместится в автобус, а до следующего минимум два часа. Однако эта учесть с суетой меня миновала, поскольку на стоянку с визгом влетел небольшой бобик, называемый рейсовым автобусом. На лобовом стекле большими буквами было написано: Pljevlja, чему можно было очень сильно порадоваться. Втроем моментально погружаемся в маршрутку и с таким же визгом вылетаем из Колашина.
По дороге проезжаем места вчерашней былой славы: Биоградская гора, Мойковац. После Мойковца начались утомительные серпантины, которые продолжались около часа.
«Маст Джюрдживча» — продекламировал наш весёлый кондуктор. Дверь открылась, я вместе с багажом вывалился из салона и обомлел от увиденной красоты.
Мост Джурджевича лежит через реку Тара. Он долгое время был самым высоким в Европе (высота 170 метров).
Я несколько потерял бдительность, бросил багаж и побежал на осмотр местностей, совершенно забыв, что мне ещё надо ехать в Жабляк. Увиденное сильно впечатляет и берёт за душу.
Фотографии с этим мостом типичны для черногорских отчётов и не имеют кассовой ценности. Однако я настоятельно рекомендую увидеть в живую мощь этого сооружения, которую не передать фотографиями.
Здесь можно прокатиться на ZIP line над каньоном. Высоко, страшно, классно, дорого. За двадцатисекундный полет придётся выложить пятнадцать евро, ни центом меньше. Да и как мне лететь с багажом наперевес? Видео получилось бы забавным.
Автобус предательски быстро приехал, лишив меня возможности поблудить по здешним краям.
Дорога на Жабляк пошла круто вверх по горным узким серпантинам. Если Вы решитесь приехать сюда (из Жабляка) на велосипеде, то помните о внимательности и осторожности, а на обратном пути понадобится непревзойденная физическая подготовка. Движение насыщенное, повороты довольно резки, угол наклона не слабый, почти как градус в местных напитках.
Но вскоре серпантины сменяются зелёными лугами с пасущимся скотом на фоне горных возвышенностей. Всё как мы привыкли видеть на картинках о «райской сельской жизни».
В первый день Жабляк был мало приветлив к туристам. Погода была переменчивой, но было теплее, чем в Колашине. Такой ход событий, несколько огорчил легкоодетого туриста. На моё счастье гостинный дом находился всего в 100 метрах от автовокзала.
Я остановился в семье Vitko, которая сдаёт первый этаж своего жилого дома туристам. Прайс скромный, всего 10,8 евро / ночь за номер с общей ванной комнатой и кухней. Стоит иметь в виду, что гостиница очень грязная и холодная. «Зато сохранимся лучше». Ночью в Жабляке всего +5 градусов, поэтому без отопления совсем худо. В коридоре имеется печь, которую можно затопить, но дрова не предлагаются.
После размещения я сразу же кинулся на знакомство с городом. Не стучать же зубами чечётку?
Город расположен в горном массиве Дурмитор. Это самое высокогорное поселение на Балканском полуострове, но некоторые издательства утверждают, что и во всей Европе. Данный факт проверять неудосужился.
Жабляк имеет огромную площадь и слабую плотность заселения. Основные отели, магазины расположены вдоль единственной центральной улицы.
В городе постоянно проживает всего 2 000 человек, а в городском округе около 4 000. Здесь много дач. Жабляк является излюбленным местом отдыха городских жителей, которые привыкли проводить выходные на лоне живописной природы.
Жабляк не выглядит бедно. Это современная европейская деревня (провинция), находящаяся у подножия гор, что крайне усиливает эффект восприятия этой местности. Частные домики с разноцветными крышами на фоне соснового бора и горных вершин (которые кажутся покрытыми снегом) создают атмосферу эстетичного высокогорного курорта, убежища бомонда.
Основным туристическим сезоном в Жабляке принято считать позднюю весну, когда снег в горах окончательно сходит, образуя множество кристально чистых, живописнейших озёр. Летом здесь тоже есть туристы, но в этом году их было совсем мало. Некоторые гостевые дома были закрыты «на клюшку», а в Rooms Vitko я проживал совсем один.
Наиболее популярным летним видом отдыха в Жабляке являются многодневные походы по национальному парку Дурмитор, которые совмещаются со спусками в пещеры и, наоборот, покорениями горных вершин.
Кроме того, хорошо развиты такие активити, как рафтинг, скалолазание и даже походы за грибами и ягодами.
Как мне показалось, пожить в этом городе не меньшее удовольствие. Главное выбрать место размещения получше. Поездка в Жабляк — отличная возможность окунуться в настоящую атмосферу Черногории. Чистейший воздух, запахи лугов, свежескошенной травы и коровьей органики, невероятные белые грибы и крупные, сочные ягоды. Здесь найдут отдушину те, кто знает толк в сельской жизни. Правда, большая часть населения занята в туризме, а меньшая в сельском хозяйстве.
Зимой Жабляк открыт для горнолыжников, но инфраструктура здесь развита довольно слабо. Имеющиеся подъёмники очень стары и выглядят удручающе. Строятся и открываются новые, но инфраструктура, как мне кажется, нуждается в серьёзных доработках.
Ещё одна проблема зимнего посещения Жабляка — низкие температуры. В среднем температура опускается до -20 градусов, а порой и до минус сорока. А если к этому добавить влажный воздух, то суровостью российской погоды здесь можно только насмешить.
В Жабляке нет газа и центрального отопления. В каждом доме есть своя печка, как и водится в настоящих деревнях.
Первое впечатление от города получилось весьма интересным и неординарным. Действительно в городе всего одна main street, а по бокам небольшие закутки во дворы местных. Дорога ведёт к Чёрному озеру (црно эзеро) — излюбленному месту всех приезжающих.
Туристическая инфраструктура здесь развита весьма специфично. Много недешёвых экскурсионных агентств, дешёвых точек по прокату снаряжения, но при этом всего лишь один супермаркет и пара кафешек, в которых всегда много народа. Может быть такой расклад связан с тем, что люди не за этим сюда едут. С приходом темноты, город погружается в глубочайший сон. Выйти из отеля почти некуда, только лишь в кафе. Хотя есть такое подозрение, что после дневных вылазок в заповедник, вы уже будете спать, как только закончатся «Спокойной ночи малыши». Да и для путешествующих компанией (желательно весёлой) это не станет особой проблемой.
У Жабляка очень грустная история. Здесь нет ни памятников, ни объектов старинной или религиозной архитектуры. Только лишь небольшая часовенка на кладбище. Всё было уничтожено во время Второй мировой войны. Город был сожжён и уничтожен с лица Земли. Но «черногорские Альпы» всегда манили туристов, город стали отстраивать заново. Именно поэтому он выглядит так свежо и современно.
Кроме часовни здесь можно найти небольшой памятник (по некоторой информации мавзолей), который возвышается на небольшом холме. Так этот объект для меня остался загадкой.
Я прошёл через приоткрытую калитку. Рабочие что-то подкрашивали, косили траву и недоуменно на меня поглядывали, не рискуя вступать со мной в беседу. Наверно здесь запрещено находится туристам.
Оставалось только бегло подняться на холм, на котором я слегка замер от божественной природной красоты. Справа было расположено большое кладбище с той самой часовней. В очередной раз убедился, что кладбища в Черногории очень красивы. Опрятны, мистичны, готичны…
Обратно я уже не мог выйти. Рабочие закрыли калитку, и никто не спешил её открыть. Пришлось разбираться с хитрым замком, чтобы вырваться на волю:-).
В городе не так много отелей, причем в хорошем состоянии находятся не все. Центральный отель «Жабляк» расположен в самом центре города. В основном здесь представлены частные гостиницы.
А вот этот отель явно нуждается в реконструкции.
Прогулка по Жабляку меня очень утомила, и конец дня я проспал в своем холодном номере, укутавшись в кокон из трёх одеял. В этот день я ограничился лишь вылазкой по городу, за пределы его территорий я не выходил.
На следующий день я взял напрокат горный велосипед, с надеждой, что он мне поможет быстрее осмотреть местные красоты. В ближайшем прокате отдаю 8 евро и паспорт. Взамен получаю велосипед и 12 часов свободного времени.
Первым делом направился к Чёрному озеру, до которого идёт прекрасная асфальтированная дорога, являющаяся продолжением main street. Здесь у меня не было равных среди пешеходов. Шесть километров пути преодолеваю меньше, чем за полчаса, успевая делать остановки для фотосессий.
На КПП просят предъявить, а впоследствии отдать три евро в обмен на большой красивый билет. Также имеется дорога и без КПП, т. е. теоретически в парк можно попасть бесплатно. Правда, есть свои три, НО:
НО — дорога расположена в другом месте и её ещё надо найти;
НО — чтобы добраться до основных достопримечательностей, придётся сделать не хилый крюк;
НО — в популярных местах парка орудуют контролеры, которые всегда могут потребовать ваш билет.
Думаю, что с этой экономией овчинка выделки не стоит.
После КПП ещё немногих усилий ногами, сигналов растележившимся по всей дороге пешеходам… Црно эзеро вот мы и встретились.
Озеро является ледниковым, в связи с чем, в разгар летнего сезона, уровень воды очень мал. Тем не менее, это самое большое озеро в заповеднике. Остальные к июлю попросту усыхают.
В первое время испытываешь неистовый восторг и радостные чувства, но состояние эйфории проходит очень быстро.
Огромная гора Боботов Кук дает потрясающую тёмно-зелёную тень поверхности озера, поэтому оно и называется чёрным. Здесь даже разрешено купаться, но вот желающих не наблюдается.
Здесь есть традиционный обряд — «круг почёта» вдоль озера по лесопарку. Его делают абсолютно все, несчитая тех, кто приезжают сюда с экскурсией. Мой круг почёта носил особенный характер. Не повторяйте моей ошибки — не ходите с велосипедом, забудьте про обряд. Если поедете, справа налево, то первые 15% пути будут по нормальной, ровной дороге, а дальше трэш, состоящий из бесконечных подъёмов и спусков, камней, мощных корней деревьев. Всю дорогу придётся тащить своего железного коня на себе, преодолевая и без того сложные барьеры. Не скажет же он: «Брось меня командир. Оставь меня здесь…». А ведь за его сохранность заложен паспорт. Скорее всего, на озеро вам станет наплевать. Поэтому подумайте, надо ли оно вам.
Я с этой задачей справился, но устал как собака, переплывшая Байкал. А кому сейчас легко?
Вернувшись к начальной точке, я поехал на поиски змеиного озера (второго по величине в Дурмиторе). Дорога шла по лесополосе, но была значительно приятней колдобин вокруг озера.
В большей степени запомнилась именно дорога до озера, т. к. я большой любитель леса. И он был именно таким, как я люблю. Красота, тишина и покой… Старинные домики лесников, пение птиц, журчащие ручьи и крики: «Ау» :-). А ещё была шикарнейшая погода. Сразу же забываются тяготы почётного круга.
А от обилия грибов сердце обливалось кровью. Белые грибы закисали на корню, они никому не были нужны. Хотя конечно для ужина собрать было бы можно, благо кухня в гостевом доме имеется. Но это уж как-то чересчур.
По дороге попадали туристы, которые устраивали пикнички, разбивали палатки и даже рисовали. Но большинство строем шли на Змеиное озеро.
Дорога до него заняла примерно час моего времени. Я делал остановки для фотографий, местами тащил велосипед, а также выискивал грибы ради спортивного интереса. Думаю, что без всех этих причуд можно было бы добраться и за полчаса торопливым шагом.
Змеиное озеро мне напомнило пруд в коллективном саду. Оно надёжно спрятано среди лесных массивов. Однако размер совсем не впечатлил. Всему виной черногорская засуха, да и змей я совсем не наблюдал, в отличие от биоградского сородича.
Туристы выбирают уединенные полянки и просто спят. Да, да! Люди приходят сюда спать! В этой связи здесь полнейшая тишина. Фотографируют мало, разговоры не поддерживают… Тишина, как в библиотеке. Только лишь пение птиц, кваканья лягушек, игрища местной рыбёшки и солнечный зной. Атмосфера, моментально погружающая в транс. Я тоже сел на пенёк и закимарил. Проснулся, а по обе стороны от меня уже лежат пожилые туристы и тоже спят. Такие дела.
Обратно я поехал по другой дороге, согласно указателям. Дорога была очень хорошей, мой железный конь подвизгивал от счастья.
Дорога до Жабляка лежала через уединенные деревушки, которые запомнились своей простотой, красотой и полным отсутствием транспорта и людей. Я был совершенно один! Как это порой бывает нужно и полезно!
Сверху я ещё раз сфотографировал Жабляк,
и начал свой триумфальный и стремительный спуск вниз. Руки с тормозов не спускал ни на секунду. На этот раз всё закончилось более чем благополучно! Я сдал свой велосипед и начал думать на тему аренды джипа. Сегодня стал очевиден тот факт, что на велосипеде здесь всё не объехать. Если только отправляться в недельный вояж, к которому нужна тщательная подготовка. Я сидел и пересчитывал остатки, прикидывал план расходов, задействовал резервные средства на дебетовой карте. Моё кредо бюджетных путешествий трещало по швам. Но как быть иначе, коль я за этим сюда и приехал? В конце концов, я обошёл все агентства и самое дешёвое предложение нашёл там же, где арендовал велосипед. Цена 100 евро за 4 часа путешествия (90 км.) не только кусала, но и сводила с ума. Вечером я созвонился с хозяином по Viber и договорился на завтрашнюю поездку. Гулять, так гулять. Совершенно о другом Дурмиторе я поведаю в следующий раз. Продолжение следует.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Отзывы об отелях, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия