Княжество Андорра — это одно из немногих географических недоразумений, оставшихся в Европе с времен феодальной раздробленности. До сих пор, соблюдая подписанные в 1278 году договоренности, формальными соправителями и князьями этой крошечной страны являются президент Франции Франсуа Олланд и архиепископ из каталонской епархии Урхель — Жоан Энрик Вивес-и-Сисилья.
Как так получилось, можно посмотреть в Википедии —
В 805 году король Аквитании Людовик I Благочестивый разбил войско сарацин благодаря тому, что жители общины Андорры провели франкское войско в тыл арабам. За помощь Карл Великий даровал общине Великую Хартию свободы (Magna Carta). 805 год считается годом основания княжества Андорры.
В 988 году граф Барселоны Боррель II передал светскую власть над долиной Андорры епископу Урхеля.
В 1278 году подписан т.н Акт-Пареаж между графом Фуа и епископом Урхельским, по которому они разделяли между собой власть в долине.
В 1479 году граф Франциск Феб де Фуа становится королем Наварры, и таким образом сюзеренные права графов Фуа на Андорру переходят к наваррской короне. После того, как король Наварры в 1589 году взошел на престол Франции под именем Генриха IV, эти права таким же образом перешли к короне французской. Формально они сохраняются за Французским государством до сих пор, теперь номинальным князем-соправителем Андорры считается президент Французской республики.
На сегодняшний день население Андорры составляет примерно 70 тысяч человек. Что еще интересно, Андорра является единственным в мире независимым государством, где государственным является каталонский язык.
Расстояние от Монсеррата до Андорры всего 150 км. Дорога сначала километров пять идет по городу, а потом вливается в автостраду Е9, ведущую на север. При заезде на нее автомат взял с меня плату — 3.66 евро, причем я сунул карточку, деньги с нее сняли, а взамен не выдали вообще ничего! Ни карточки какой, ни чека, и даже пин-код не спросили. И только по-каталонски автомат что-то пробурчал, чтобы не забыли взять свою «таржету».
Дальше на север вела отличная четырехполосная магистраль, машин на ней было мало, что я связал с кризисом в Испании — раз в стране 25% безработных, значит денег у народа нет, вот и платными дорогами никто не пользуется.
Однако постепенно, по мере продвижения на север, дорога превратилась в обычную двухполоску, петляющую через мелкие городки, ныряющую в тоннели и огибающую горные озера. Виды вокруг были такие, что постоянно хотелось остановиться и снимать, снимать, снимать… Наконец дорога нырнула в длиннющий пятикилометровый тоннель, а когда вышла наружу, то на пути образовался пункт оплаты. Женщина в будке запросила 12.66 евро. Я поначалу подумал, что это плата за ту дорогу, по которой я только что проехал. Но уже потом у меня появилась другая догадка — деньги с меня взяли чисто за тоннель. Так оно потом и оказалось — тоннель Кади стоит именно столько. Ничего себе цены!
Кстати, правила ездить с включенными фарами в Испании нет, поэтому каждый раз при въезде в тоннель стоит знак с нарисованной горящей фарой. При выезде же из тоннеля — другой знак, с фарой и знаком вопроса. Типа, чувак, тоннель уже кончился, что ты как дурак до сих пор с фарами едешь? Я поначалу фарами мыргал туда-сюда, но потом надоело, оставил включенными. А то дома привык уже, что фары сами включаются, так потом по забывчивости в теплых странах по ночам вообще без фар езжу :)
Дальше скорость перемещения замедлилась, так как постоянно прихоодилось ехать по горным дорогам через мелкие городки. Но вот позади остался последний каталонский город Сео-де-Уржель, и вскоре показался таможенный пост на границе с Андоррой. Я уже был наслышан о жестких таможенных правилах на границе с беспошлинной Андоррой, так что глянул, что там происходит на встречной полосе. Ага, таможенники и вправду обыскивали машины выезжающих на предмет наличия дешевых сигарет, водки и бензина, превышающего объем, необходимый для возвращения домой.
В Андорре все городки оказались зажаты в долинах между скал. Горы торчат буквально повсюду. Вот и столица страны — город Андорра-ла-Велья. 22 тысячи жителей. Высота 1079 м от уровня моря, что делает город самой высокогорной столицей Европы.
Муниципальную парковку, которая в воскресенье, по идее, должна быть бесплатна, по приезду в город мне найти не удалось. Я сделал пару кругов по центру, но все, что попадалось на глаза, это частные подземные паркинги. На один из таких и пришлось заехать.
Ну, а дальше пара часов ушла на прогулки вдоль набережной и на закупку сувенирной продукции. А жара на улице, несмотря на высоту более 1000 метров над уровнем моря, стояла зверская — градусник в машине показывал местами +36.
Андорра-ла-Велья стоит на речке Гран-Валира
Этот вантовый мост наверно самый красивый в городе
На набережной Гран-Валира
На мосту через Гран-Валиру
Этот странный стеклянный шпиль — Кальдеа — аквапарк на горячих источниках. Он стоит на притоке Гран-Валиры - речке Юго-Восточная Валира.
А вот эта группа зданий выглядит, как бразильские фавелы. Или как города из заставки «Игры престолов» ;)
Вообще, надо отметить, в Андорре идет просто бешеное строительство недвижимости на продажу
Перекресток у подножия гор. За кольцом виден портал полуторакилометрового тоннеля, выводящего из городка на трассы CG-3 и CG-4.
АНДские банкиры. Что у нас там про андоррские оффшоры пишут? :)
Снова тот самый вантовый мост
Центральной площадью города является перекресток у мостика через речку, где стоит вот этот желтый домик с башенкой. Как можно видеть, там как раз и расположился сувенирный магазин, продукцию которого я закупил. Ресторанчик находится с другой стороны этого домика, а через дорогу очень удачно обнаружился туристский инфопункт, где удалось разжиться прекрасной бесплатной картой всей страны. Ну вот, теперь можно будет прикинуть, куда здесь можно еще съездить.
Скульптура Сальвадора Дали установлена в столице Андорры – городе Андорра-ла-Велла на одной из центральных площадей. Она называется «Благородство времени» и изображает плавящиеся часы. Это копия известнейшей работы великого художника Сальвадора Дали, подаренная княжеству Андорра Энриком Сабатером, доверенным лицом и агентом Дали. Скульптура выполнена из бронзы, ее высота составляет пять метров, она входит в серию работ Сальвадора Дали, символизирующих течение времени. Скульптура изображает циферблат часов, как бы плавящийся и медленно стекающий по стволу дерева. Верхушка циферблата увенчана короной, символизирующей постоянную власть неумолимого времени над человечеством.
На мосту через речушку Гран-Валира
Под конец возникла идея пообедать. Я глянул меню ресторанчика на центральной площади и есть там сразу расхотелось. Салатик стоил от 9 евро, вторые блюда — в районе 18 евро. Пришлось пойти в местный МакДо и попробовать, что же скрывается под названием McFlurry. Оказалось, что это большое и очень вкусное мороженое. И всего-то за 2.50 :)
А находится здешний МакДо рядом с автовокзалом, его реклама видна прямо с центральной набережной. Кстати, поначалу, собираясь в Андорру, я рассматривал вариант приехать сюда на автобусе прямо из аэропорта Барселоны. Однако уже потом решил, что в этом случае я мало что увижу и в итоге взял машину.
Рядом с автовокзалом на торце дома красовалась вот такая живопись.
А дальше путешествие продолжилось. Купленная в сувенирном магазине книжка «Андорра» сообщала, что где-то здесь в горах обещало быть невероятно красивое горное озеро Энголастерс. Поскольку куда еще в Андорре можно съездить, я не знал, то решил поехать туда. Благо дорога к озеру начинается как раз из столицы. Ведет туда очередной горный серпантин.
С серпантина открывается вот такой вид на столицу
В конце серпантина частная стоянка, по-видимому, платная, потому как большинство ставит машины у обочины перед въездом.
Дальше надо идти пешком, впрочем, недалеко. Направление к озеру задают указатели с надписью по-каталонски — «LLAC» (то есть озеро). Обратите внимание — высота — 1649 метров.
По одной из легенд озеро Энголастерс образовалось из потока воды, который Господь обрушил на землю, чтобы покарать одну прекрасную, но нечестивую женщину, отказавшуюся дать хлеб пилигриму, проходившему через ее деревню. Этим пилигримом, якобы, был сам Иисус. По другой легенде все звезды с неба должны упасть на дно озера, и будут там пленниками до конца дней.
А само озеро оказалось ну не то чтобы таким уж прямо необыкновенно прекрасным, как рассказывают легенды. Черное озеро в Черногории конечно же красивее. Что интересно, с одной стороны озеро подпирает бетонная дамба, построенная непонятно для чего.
Туристы гуляют вдоль берега
Хотя если посмотреть на озеро с птичьего полета, то становится понятным назначение дамбы — она, видимо, нужна для того, чтобы озеро, переполнившись от дождей и горных потоков, не стекло вниз по склону вон туда, вдаль. Открытка.
А так вообще на берегах озера полно отдыхающих, купаются, ловят рыбу. Хотя купающихся мало, в основном просто загорают на травке.
Отдыхающие на берегу озера
Кто поджигает лес, тот PEdRILL:)
А с противоположной от дамбы стороны озера стекающий в него ручей зачем-то упрятан в трубы. Видимо чтобы не смывало все вокруг в сезон дождей.
Водосток в озеро забран в трубы
На обратном пути не удержался, чтобы не остановиться на серпантине и поснимать окрестности. Это церковь Св. Михаила —