Да, в Новой Зеландии, как и в Японии ;) тоже есть свои Альпы, и называются они Южные Альпы. Их высочайшей вершиной является гора Маунт Кук высотой 3754 м, что сравнимо с высотой пика Гроссглокнер в австрийских Альпах.
Вот через эти Южные Альпы и идет поезд TranzAlpine. Каждое утро он отправляется из Крайстчерча и проходит расстояние в 231 км до Греймута за четыре с половиной часа. На своем пути поезд проходит через несколько виадуков, переброшенных через горные ущелья, а также сквозь 17 тоннелей, в числе которых 8-километровый тоннель Отира. Кстати, заметьте, поезд идет по узкой «капской» колее, всего лишь 1067 мм, что почти на полметра меньше, чем у нас.
Вообще билеты на новозеландские туристические поезда стоят довольно дорого, но в этот раз по случаю зимнего сезона мне удалось купить их со скидкой, всего лишь за 119 новозеландских долларов, или 53 евро. Что, впрочем, тоже отнюдь не дешево для поездки длиной 460 километров. Фото из фирменной книжки.
История этого поезда началась более 100 лет назад. Железную дорогу из Крайстчерча к западному побережью начали строить в 1880 году, когда новозеландские власти забеспокоились, что добываемое там золото оказалось дешевле везти в Австралию, нежели в Крайстчерч. Вот краткая хронология этого процесса.
1880 — Первый поезд из Крайстчерча достиг Спрингфилда
1900 — Открыт участок Греймут — Отира
1906 — Построен виадук Staircase Gully
1908 — Начало строительства тоннеля Отира
1912 — Строительство тоннеля передано от частных компаний государству
1914 — Железную дорогу дотянули до горной станции Arthur’s Pass
1918 — Строившие тоннель с двух сторон строители встретились
1923 — Тоннель Отира запущен в эксплуатацию
1987 — Запущен туристический маршрут TranzAlpine
Кстати, обратите внимание, в словосочетании TranzAlpine буква «z» использована специально, чтобы подчеркнуть местный колорит. Ведь название страны New Zealand происходит не от английского «sea land», а от голландского «Zealand». Это название дал стране ее первооткрывателль, голландец Абель Тасман.
В целом поезд TranzAlpine похож на поезд TranzCoastal, но учитывая гораздо большую популярность этой линии, вагонов в нем раза в два больше. Здесь тоже была открытая платформа, с которой можно было делать снимки. Правда в самые интересные моменты она была до отказа забита японскими фотолюбителями, беспрестанно щелкавшими своими огромными фотоаппаратами.
Туристы в салоне поезда TranzAlpine, скан из книжки
Сначала поезд идет по равнине. Последнюю остановку, перед тем как войти в горы, он делает на станции Спрингфилд. С этой станцией связана трогательная история про собачку Рози — любительницу пирогов.
Овчарка Рози принадлежала жившему в Спрингфилде железнодорожнику Киту Уильямсу, и она имела привычку каждый день приходить на станцию, где хозяйка кафе кормила ее.
В 1987 году кафе закрыли, а напитки и закуски стали продавать прямо в поезде TranzAlpine. Однако работники железной дороги не забыли про Рози, и каждый раз, когда их поезд приходил в Спрингфилд, они выносили ей на перрон «железнодорожный пирог». Со временем Рози настолько привыкла к угощению, что стала приходить встречать поезд, причем именно TranzAlpine, и никакой другой!
За 10 лет Рози съела около 4 тысяч пирогов и дожила в итоге до 22 лет! Правда в последние годы она уже ослабла настолько, что не всегда могла выйти к поезду, и тогда проводникам приходилось носить пироги прямо к ней домой.
И хотя Рози больше нет, ее не забыли. Кафе в Спрингфилде открыли снова, и теперь вы можете увидеть ее фотографию, висящую на стене. Поезд TranzAlpine по-прежнему останавливается на станции, чтобы пополнить запасы вкуснейших кексов, которые здесь пекут.
После Спрингфилда сначала идут холмистые пейзажи, которые постепенно меняются на горные.
Поезд идет вдоль ущелья реки Уаимакарири
Периодически железная дорога пересекает ее по мостам
С мостов, к сожалению, ни одной фотографии сделать не получилось, т. к. ограждения довольно высокие, и они постоянно мелькают перед объективом.
А еще пресловутые «японские фотолюбители» не всегда давали возможность подойти к окну. Взамен я отсканировал картинку из фирменной книжки — это самый высокий мост на трансальпийской магистрали — виадук Staircase Gully, его высота 72 метра —
Виадук Staircase Gully, вид снизу. Wikipedia
А это уже другой виадук, Broken River, высота его 55 метров. Тоже отсканировано из книжки.
Во время каждого железнодорожного путешествия обязательно надо сделать несколько вот таких кадров - снять свой поезд как бы со стороны :)
Тут начались самые красивые участки
Ущелье Уаимакарири - вид из поезда
Вот оно преимущество от поездки на поезде, когда едешь на машине - такого не видишь
Тут ущелье закончилось и появилась строительная техника
В Новой Зеландии май, что по-нашему означает ноябрь. Здесь это месяц самых ярких красок.
Дальше пошли южноальпийские пейзажи. Хорошо, что открытый вагон от моего места отделял всего лишь один тамбур и бегать было недалеко :)
Едем вдоль сельской дороги
Вокруг возвышаются снежные горы - скоро уже зима
А вот так выглядит обычная для Южного острова горная речка — тонкий ручеек посреди широченного русла. Однако, надо полагать, что во время весеннего паводка и после дождей течение здесь бывает довольно бурное. Обратите внимание на автодорогу, что извивается на том берегу. Это трасса № 73, что идет через перевал Arthur’s Pass. Кое-где она идет параллельно железной дороге.
Вот та же самая дорога чуть поближе. И опять осенние цвета вокруг.
В районе станции Arthur’s Pass поезд проходит самую высокую точку своего маршрута, где в мае уже лежит снег. У нас его правда было совсем немного —
А вот на этой фотографии из книжки народ вовсю играет в снежки.
Сразу за станцией начинается 8-километровый тоннель Отира. Перед входом в него проводник запирает открытую платформу на замок, видимо для того, чтобы кто-нибудь из туристов не наглотался дыма в закрытом объеме и не выпал за борт. Фотография ниже - это уже на станции Отира, сразу после тоннеля.
Вокруг опять горы, но на этот раз мы уже снижаемся
Чуть ниже начинаются луга. Поезд продолжает движение в сторону Тасманова моря
Это уже на западном побережье - озеро Брюннер
Наконец поезд приходит в городок Греймут, что на берегу Тасманова моря. Когда я увидел этот мостик, то подумал, как он еще не рухнул. Вид у него был очень неустойчивый, но, тем не менее, по нему до сих пор возят уголь. Скан из книжки.
Греймут — порт на Тасмановом море. Открытка.
Город Греймут стоит на реке Грей в месте ее впадения в Тасманово море. Сейчас население города составляет всего лишь 8 тысяч, а когда-то это был довольно крупный порт.
Сейчас же добываемый здесь уголь возят составами по трансальпийской магистрали в Крайстчерч.
Это главная достопримечательность Греймута — башня с часами, которая стоит на дамбе, построенной для защиты города от наводнений. А справа — памятник добровольцам, строителям этой самой дамбы. Открытка.
Обратный путь в Крайстчерч пролегал ровно по тем же местам, поэтому о нем писать нечего. Народу в этот раз было даже больше, чем на пути туда, да и открытая платформа на этот раз была где-то далеко, а не в соседнем вагоне, так что бегать и фотографировать не пришлось.
А закончилась поездка пешим походом от вокзала Крайстчерча до центра города, где тогда еще гордо возвышался величественный кафедральный собор. Пройдет всего два года, и он будет полностью разрушен землетрясением.