Экскурсии: «Барселона Гауди и модернизм»; «Рамблас и Готический квартал».
Утром нас встретила Татьяна — экскурсовод, уже знакомая по Валенсии. Основную тему, звучащую из её уст можно описать так: «Мы люди не местные, переночевать нам негде, помогите, чем можете»,… поэтому львиную долю информации обо всех достопримечательностях я вычитала уже потом, когда приехала в Питер.
Почти в полном молчании мы проехались по центру города, узнавая красивые здания в стиле «модерн», которые видели накануне. Затем мы совершили путешествие по дому Мила (Касса Мила) или, как его ещё называют «Каменоломня» (Ла-Педрера). После посещения этого шедевра у всех осталось впечатление, что мы заглянули в душу страдающего галлюцинациями и страхами душевнобольного человека. Услышала в какой-то передаче фразу об этом доме: «Нужно найти в сознании особую клеточку, чтобы не поехала крыша», а один из современников сказал: «Если бы я проектировал Касса Мила, то плохо спал бы по ночам».
3
Гауди построил его для богатейшей семьи Мила. Интерьер дома очень необычен, как, в общем то, и его наружный облик. Интересно то, что везде, где только возможно Гауди исключил прямую линию — в потолках, стенах, и дверях. Помещения кухни, спальни, столовой, ванной расположены по кругу.
Дом построен на месте храма Девы Марии, который стоял здесь в XI веке, поэтому в его внешнем виде много религиозных мотивов. Прочитала, что Гауди был очень религиозен. Не знаю, имею ли я право высказывать свои суждения по поводу гения, но мне кажется, что это уже не религиозность, а болезненный фанатизм. «Безмолвная волна синей горы» (так называл дом Мила английский искусствовед Д. Рескин) должна была запечатлеть «душу Каталонии» и напоминать монастырь Монсеррат.
Мансарда дома — это пространство, которое состоит из 270 арок.
1
Сейчас здесь располагается музей Гауди. Мы увидели макеты его зданий и несущих конструкций.
1
Одна задумка нас повергла в изумление — некоторые конструкции подвешены верх дном и под ними помещены зеркала. Сначала резко останавливаешься — создаётся впечатление, что в полу пустое пространство, в котором висит эта конструкция, становится страшно (боишься провалиться), потом очень хочется потрогать, в следующую секунду, от неожиданности одёргиваешь руку — … зеркало.
Фантастическая крыша с гигантскими дымоходами, которые напоминают средневековых рыцарей, действительно чем-то напоминает гору Монсеррат. Именно на этой крыше проходили съёмки знаменитого фильма М. Антаниони «Профессия: репортёр».
2
2
1
1
Следующая достопримечательность — парк Гуэль. Текстильный магнат Гуэль был покровителем Антонио Гауди. Вот что я прочитала в путеводителе: «Вероятно, благодаря тесной дружбе с ним Гауди удалось достичь небывалого архитектурного совершенства: Гуэль не считал денег, которые выделял на здания Гауди и постоянные их перестройки, улаживал многочисленные юридические проблемы, и в результате Гауди стал фактически семейным архитектором Гуэлей. Он строил для них всё — и приспособление для сушки белья на крыше городского дома, и особняк, и церковь, и парк. Архитектора и промышленника многое объединяло: они оба были родом из окрестностей Таррагоны, оба были фанатичными патриотами Каталонии.
Летом 1899 г. Гуэль приобрёл ферму на западной окраине Барселоны, на склоне горы Пилада (Лысая гора). Купив и соседние участки земли, Гуэль задумал реализовать необычный социальный эксперимент. Он мечтал создать частный парк площадью около 15га, разбить его на несколько десятков участков и сдавать построенные на них здания в аренду богатым людям, желавшим комфортной, красивой и спокойной жизни. Парк планировалось окружить высокой стеной. Гауди должен был стать автором почти 60 зданий. Однако затея Гуэля не увенчалась успехом — арендаторы появились всего у двух участков; возможно, их отпугивали многочисленные ограничения: было категорически запрещено использовать постройки в парке под магазины, кафе, санатории. Работы продолжались с 1910 по 1914гг., а в 1922 г., уже после смерти Гуэля, парк решили открыть для публики».
У ворот нас встретили башенки, чем-то напоминающие грибы.
4
Мы поднялись по лестнице с соблюдением обязательного ритуала — дотронулись до мозаичного дракона (символ парка) — на счастье.
1
Лестница приводит на небольшую площадку — Зал ста колонн. Акустика здесь необыкновенная.
1
Поднявшись по боковым лестницам, оказываешься над залом, на его крыше, откуда открывается панорама всего парка.
Керамическая скамья в парке — одно из самых ярких произведений Гауди и его помощника Жужоля. Информация из справочника: «Яркий узор скамьи вовсе не случаен — это своеобразная гигантская головоломка, состоящая из магических формул, чисел, букв, рисунков. Основные цвета скамьи — зелёный, синий и жёлтый — символизируют Веру, Надежду и Любовь, которые сливаются в „божественную“ белизну. На их фоне появляются красный цвет страсти, чёрный цвет скорби и пурпурный цвет покаяния. На южном крае скамьи вырезано слово MARIA — оно перевёрнуто вверх ногами, чтобы его удобно было читать с небес. Далее — VIA, крестный путь в россыпи звёзд тернового венца. Другие слова, вырезанные на скамье, обозначают благочестивые возгласы, которые звучат во время религиозных процессий. Так Гауди и Жужоль пытались зарядить скамью религиозной энергией. Сами того не осознавая, те, кто сидел на этой скамье, должны были проникаться верой».
1
Но, как чаще всего бывает, народ изменил её предназначение. Существует примета — желание, загаданное, пока сидишь на скамье, непременно сбудется.
1
При строительстве этой «скамеечки» впервые в Испании использован бетон. А для того, чтобы она была удобной, Гауди приказывал рабочим снять с себя всю одежду и сесть как можно удобнее на слой раствора, чтобы, пока бетон не застыл, получить идеальную форму сидений.
Почти все сооружения в парке украшены мозаикой из мелких керамических осколков. Этот метод Гауди изобрёл сам и назвал его «тренкардис». По одной легенде, и он, и рабочие собирали осколки на барселонских улицах и помойках; по другой — Гауди разбивал драгоценные сервизы.
1
В парке Гауди старался максимально сохранить всё, что создано природой.
3
1
2
3
2
1
В завершении утренней экскурсии мы подъехали к Вилле Гуэль, полюбовались необычной решёткой — драконом
1
1
и услышали, что пройти нам туда нельзя, поскольку это частная территория, что иногда удаётся туда проникнуть обманом, прикинувшись незадачливым туристом, что частенько в башне мелькают фигуры владельцев — наследников Гуэль, когда они сидят там за чашкой чая… Правда вечером, Мария — лицензионный гид (теперь я понимаю важность этой «мелочи»), услышав эту сагу, округлила глаза и вдавила педаль тормоза машины в пол. Специально подошла к воротам, прочитала красующуюся там надпись и произнесла: «Слава богу, с головой у меня всё в порядке… это действительно библиотека университета»… В тот вечер и сейчас, читая о Барселоне, убеждаюсь, что Татьяна в основном несла полную ерунду.
Во второй половине дня отправились на прогулку с Марией. Нам сразу понравился её стиль общения. Сначала прогулялись по Рамблас — очень оживлённая улица, по которой потоками двигались туристы, изобилующая «живыми скульптурами».
1
2
1
А ведь изначально мы хотели проживать именно здесь. Как удачно, что это «не срослось»… Честно говоря, о том, что нам рассказывали о зданиях и достопримечательностях — не помню. Видимо, на тот момент воспринимать информацию уже не хотелось. Мы получали удовольствие от прогулки и общения с Марией. Поболтали о том, что Барселона, вторая столица Испании, переживает свою «нестоличность». Что судьба Барселоны чем-то напоминает судьбу Санкт-Петербурга. Барселонцев, как и вообще каталонцев, считают высокомерными, самодовольными, скупыми и гордыми. Даже народный танец сардану им ставят в упрёк за его монотонность. Кастильцы говорят, что каталонцы даже когда танцуют — подсчитывают (кстати, при Франко, Сардану держали под негласным запретом).
1
А ещё о том, что огромное значение в Барселоне имеет футбол, точнее — клуб «Барселона». Когда приехала в Питер, вычитала в путеводителе, что в период франкистских репрессий его победы воспринимались политическими и что в период 1939—1975 гг. «Барса» выигрывала семнадцать раз, а значит — семнадцать раз каталонец побеждал кастильца.
По мере того, как мы продвигались вглубь, становилось мрачновато и боязно. Может даже показаться, что на этих улочках до сих пор витает дух инквизиции. Между прочим, в этом квартале есть места, куда не рискует заглядывать даже полиция. Уверенности придавала Мария, которая, порхая, с улыбкой открывала нам секреты средневековой Барселоны.
Я не считаю себя знатоком и любителем живописи, хотя кое-какие знания в этой области у меня имеются. Пожалуй, все знают, что Пикассо — это испанский художник и скульптор, представитель модерна, кубизма и экспрессионизма. Именно так я его и воспринимала, но после посещения музея, у меня появились немного другие мысли и впечатления. Повторюсь, я не знаток и людям знающим и понимающим в живописи мои рассуждения могут показаться глупыми и неуместными, но это только ощущения. К 20-ти годам Пикассо уже достиг совершенства в классической живописи, его таланту в этой области развиваться уже было некуда, у него начался период метаний и исканий, о чём свидетельствуют картины Парижского периода. Некоторые картины и рисунки носили явно сексуальный характер и даже шокировали. Позже его гений нашёл свой путь и выплеснулся в новых формах живописи. Пикассо стал для меня более понятным.
После музея мы предложили Марии посетить ресторан «Четыре кота». Она забеспокоилась, что ещё не всё нам рассказала и показала, но мы, видимо уже переполненные и уставшие от информации, настоятельно предложили махнуть рукой на положенную программу и поужинать вместе. Мы замечательно провели время за вкусным ужином и приятной беседой. Об этом ресторане прочитала ещё в Питере. К его оформлению приложил руку сам Пикассо, меню до сих пор печатают с дизайном молодого художника.
После ужина, выйдя на улицу, мы увидели совсем другой город. Мне нестерпимо захотелось увидеть ночную Барселону! Обожаю гулять, а особенно ездить по ночным городам! Обратилась к Марии: «А нельзя ли попросить у водителя, который должен отвезти нас в отель, покататься по городу?». Получила ответ: «Он сейчас подъедет, спросите, может он вас и отвезёт, куда вы хотите…». После моих слов: «Я же не знаю, куда мы хотим…" произошло следующее. Подъехала машина, Мария высаживает водителя, сама садится за руль, приглашает нас, и мы едем кататься. Увидев, что мы немного притихли, произносит: «Чтобы вы сильно не переживали — это мой бывший муж, он прекрасно доедет на такси».
Пожалуй, именно эта ночная прогулка, оставила самые романтические и восторженные воспоминания о Барселоне. Мы увидели уже знакомые нам места, но в другом свете, что придавало им налёт таинственности и нереальности. Например, башня Агбар (это главный офис компании по водоснабжению), которая днём не производит никакого впечатления, ночью поражает своей необычностью, а Саграда Фамилия при ночном освещении показалась мне ещё более зловещей, чем днём.
3
В завершении мы поднялись на вершину Тибидабо (более 500 м над уровнем моря). Здесь располагается парк аттракционов, созданный более 100 лет назад. Посмотрели с этой высоты на Брселону — красота!!! В этот момент Марии позвонила подруга и поинтересовалась — где это её носит по ночам, услышала ответ: «Ты не поверишь, я на Тибидабо!»…видимо, на том конце провода послышался «стук тела»…
Тибидабо — это слова из Евангелия, произнесённые по латыни: тебе даю. Так дьявол соблазнял Иисуса Христа, показывая ему с вершины горы всю красоту мира. Так вот, на горе с таким названием и возвышается Храм Святого Сердца (по каталански Sagrat Cor). Он аналогичен по идее одноимённому храму Секре Керр на Монмартре в Париже. Храм был построен в конце XIX века. Купол этого великолепного Храма венчает статуя Христа с распростёртыми руками.
А дальше произошло чудо!!! Да-да, самое настоящее чудо. Вдруг, внезапно, среди абсолютной тишины и покоя, начался ветер и погнал облака. Мы глянули на статую Христа — казалось, что он летит по небу, обнимая и оберегая Землю. Это продолжалось несколько минут, после чего ветер также внезапно стих и всё остановилось. Ощущения, которые я испытала в эти минуты, невозможно передать словами — это был благодатный полёт души…
1
После Тибидабо мы постепенно спускались вниз, приближаясь к отелю, каждый раз останавливаясь возле достопримечательностей, любуясь игрой света и тени. Уже глубокой ночью счастливые мы отправились спать.
Барселона (23.07., понедельник)
Зоопарк, аквариум
Раньше береговую линию Барселоны занимали старые разваливающиеся фабрики. К Олимпийским играм 1992 года полностью переоборудовали порт, пляжную зону, был построен пешеходный мост, получивший название «Морская Рамбла» и ведущий к «Маремагнуму» — современному торговому центру, расположенному прямо на воде Барселонского порта. Помимо магазинов, здесь расположены кафе, рестораны и 8 кинозалов. Но, главная для нас достопримечательность этого района — «Аквариум Барселоны» (крупнейший в Европе океанариум). Мы решили, что сначала погуляем по зоопарку, а потом, пройдясь по красивой набережной, посетим океанариум.
Зоопарк нам очень понравился — просторный, утопает в зелени, все вольеры хорошо просматриваются, чисто и никакого запаха, несмотря на жуткую жару. Видимо, близость зоопарка к морю создаёт в нём благоприятную атмосферу.
1
Посмотрели шоу дельфинов. Дельфинарий в зоопарке, конечно, скромнее, чем на Тенерифе, но тоже интересно. Пришлось постоять в очереди — шоу демонстрируется несколько раз в день, поэтому к его началу собирается приличное количество желающих.
2
Зоопарк большой, находились и сильно устали, поэтому обрадовались возможности отдохнуть в тени на скамеечках, пока Тима развлекался на детской площадке.
1
1
1
1
4
За вход заплатили 68,80. Единственный минус зоопарка — если захочется перекусить, то можно рассчитывать только на фаст фуд очень сомнительного качества.
После зоопарка, прогулявшись по набережной, совсем уставшие, мы доползли к океанариуму.
2
1
1
1
Была уверена, что сил ходить уже не будет, но разнообразие подводного мира заставило забыть об усталости. Обошли всё на одном дыхании, открыв рот. В 80-ти метровом туннеле вокруг нас проплывали рыбы таких размеров!!! Захватывающее зрелище!
Билет в Аквариум стоит 15,50, для Тимы бесплатно.
Следующим номером моей программы был подвиг. А как ещё можно назвать поход в отель от Маремагнума до площади Испании, где мы жили? Ну, такие уж привычки у нашей семьи — ходить пешком. Свалившись на кровать в номере, подумала: «Теперь уж точно — это последний поход на сегодня, больше шага ступить не смогу». Не прошло и получаса…, звонок…, наши рижские друзья: «Давайте, наконец, встретимся!!!» Сказано — сделано, через час мы были снова на Рамблас. Мы гуляли, а ещё смеялись и радовались. Ведь надо такому случиться! Мы уже больше 1,5 лет не виделись, всё никак не могли встретиться ни в Риге, куда часто приезжаем (ведь это моя Родина), ни в Питере, куда приезжали ребята. Зато случайно встретились в Испанской деревне здесь в Барселоне, где оказались ни только в одно и то же лето, но и в одни и те же дни!
На Рамблас с нами произошёл инцидент, о котором раньше только читала. Проходя мимо Гены, «чернокожий товарищ» попытался сорвать фотоаппарат, висевший у него на плече. От кражи нас спасли Генина мёртвая хватка и громкий крик Иры, которая шла за нами. Интересна была реакция этого «прохожего» — улыбнулся, пожал плечами как бы говоря: «Извините, что не удалось…" и пошёл дальше.
Вечер, который мы провели вместе, поужинав в небольшом ресторанчике, попивая Сангрию, жестикулируя и фонтанируя эмоциями, наперебой, делясь впечатлениями от поездки, стал прекрасным завершением нашего знакомства с Барселоной.