Хотите увидеть архитектурное совершенство? Тогда этот отзыв о церкви Св. Марина во Фромисте — для вас. Из Бургоса наш путь лежал в Леон, но по дороге туда мы слегка отклонились в сторону от главной трассы и заехали в маленький городок под названием Фромиста (см. карту, Фромиста обозначена как 1а), одну из многих остановок на «Пути Св. Якова» (подробнее о нем — в главе про Галисию). Целью этой поездки было увидеть церковь Св. Мартина, одну из самых гармоничных и хорошо сохранившихся романских церквей Испании.
1
Рассказы по частям поездки (ссылки добавляются по мере публикования):
Первые письменные упоминания о строительстве этой церкви относятся к 1066 году, и считается, что она возведена по образцу церквей южной и центральной Франции. Скорее всего, так оно и было.
Как известно, Пиренейский полуостров с 8-го века был оккупирован арабскими завоевателями, но к середине 11-го века большая часть северной Испании уже была освобождена от мавров (см. карту ниже), и на отвоеванных землях испанцы проводили интенсивное самоутверждение как христианская нация. Средоточием средневековой культуры для Испании была ее ближайшая соседка — Франция. Она же поставляла испанцам представителей высшего духовенства. Оттуда же на запад полуострова, в Галисию, к обретенным мощам Св. Якова, потянулись французские паломники. Они прокладывали маршрут, который позже так и назовут — дорога Св. Якова. По пути паломников строили храмы, и Фромиста как раз была на этом пути.
1
Динамика Реконкисты в Испании. Все земли севернее желтого пунктира (в том числе месторасположение Фромисты, что примерно на широте Леона) к середине 11 века были освобождены от мавров.
Церковь Св. Мартина во Фромисте изначально строилась как часть монастыря, но с течением времени она от него отделилась, несколько раз меняла владельцев, имела дополнительные пристройки/переделки по отношению к первоначальному проекту. К концу 19-го века церковь пришла в негодность. В 1894 году она была провозглашена национальным монументом, и в течение следующих 10 лет была на реставрации, в ходе которой ее вернули к первоначальному виду. Её вновь открыли для публики в 1904 году. До нашего времени от того монастыря сохранилась только эта церковь, но зато какая! Церковь удивительно «ладная», как игрушечка! Когда первый раз её видишь, просто дух захватывает от её совершенства.
1 из 3
1
Состояние церкви Св. Мартина во Фромисте в конце 19 века перед началом реставрации. Здесь также очень хорошо видно, сколько всего за то время напристраивали к первоначальному варианту!
2
Этот стиль искусствоведы называют романским, и он был преобладающим в европейской архитектуре с конца 10-го до приблизительно середины 13-го века. Романские постройки по своему исполнению лаконичны, имеют строгий архитектурный силуэт и основательный вид. Это связано с тем, что в то время сооружали в основном церкви-крепости с массивными стенами и узкими оконными проемами. И никакого избыточного декора.
4
В качестве архитектурных особенностей церкви Св. Мартина можно назвать две круглые башни, расположенные по бокам фронтона, что нетипично для местной романской архитектуры и в чем некоторые видят немецкое влияние. Необычными также являются восьмигранный купол и разноуровневые алтарные абсиды.
3
Внутри церковь оформлена как базилика (три нефа, разделенных рядами колонн) с полуцилиндрическими сводами, аркадами и практически лишенными каких-либо украшений стенами. Алтари, иконы и иконостасы, резьба по дереву, мозаики и т. д. в испанских церквях появятся позже. А церковь Св. Мартина во Фромисте — это эталон раннероманской культовой архитектуры.
1
1
Основной внутренний декор этого храма находится на капителях его колонн, и мы провели в церкви больше часа, разглядывая и фотографируя их. Мы заметили три типа украшений капителей: растительно-геометрические орнаменты, сценки из мира животных, в том числе с сюжетами из басен, и библейские эпизоды.
1
1
1
Так, например, на одном из фото (выше) можно разглядеть Адама и Еву со змеем-искусителем посередине.
1
Прочитали, что где-то в этой церкви на одной их колонн есть и сюжет «Поклонение волхвов», но мы его не нашли… В свое оправдание можем упомянуть, что не все капители были хорошо освещены, и на многих колоннах декорации размещены довольно высоко.
1
Часть капителей — очевидный «новодел», судя по отличию в цвете от основной колонны, но всё выполнено очень искусно. Считается, что над декором церкви работали несколько разных мастеров.
3
1
2
1
2
Местные жители гордятся и несколькими средневековыми скульптурами в главной апсиде, среди которых выделяется распятие 13-го века.
4
В наружном оформлении церкви мы отметили полукруглые арки, в которые вписаны узкие окна, колонны с капителями и особенно — многочисленные украшения под горизонтально выступающими от стены карнизами. Они расположены по всему периметру фасадов.
3
3
2
Это порядка 300 фигурок типа горгулий: головы или тела людей вперемежку с животными и мифическими существами. Точный смысл этого варианта декорирования церкви неясен. Не исключено, что это можно рассматривать как испанскую составляющую в творческом развитии романской архитектуры. Но всё в целом в этой церкви — и внутри, и снаружи — выглядит очень гармонично, и глядя на нее, испытываешь эстетическое удовольствие, неизбежное при виде совершенства!