Продолжаем рассказывать о нашем путешествии по северной Испании по маршруту, показанному на карте:
Продолжаем рассказывать о нашем путешествии по северной Испании по маршруту, показанному на карте:
Самый известный из городов на северо-западе Испании — это, безусловно, Сантьяго-де-Компостела, столица Галисии (№ 5 на карте). И знаменит он, прежде всего, своим величественным Собором, где, как считается, находятся мощи Сантьяго (Св. Иакова). Соответственно, этот город — финальная точка Пути Святого Иакова. Когда мы планировали эту поездку, то посещение Сантьяго-де-Компостела рассматривали как одну из ее кульминаций: уж очень много об этом городе написано, да и фотографии Собора Святого Иакова завораживали. Но кульминации в Сантьяго-де-Компостела не получилось. Впрочем, обо всем по порядку.
Св. Иаков — покровитель Испании
Св. Иаков (исп. Santiago) стал первым из 12-ти апостолов-учеников Христа, кто, по словам Иисуса, «испил чашу, которую Он пил, и крестился крещением, которым Он крестился», то есть испил чашу смерти и крестился кровью, первым из Двенадцати приняв мученическую смерть. Он был обезглавлен в Палестине в начале 40-х гг., о чем повествует Новый Завет. Испанцы считают Иакова своим покровителем, поскольку он, по их мнению, проповедовал учение Христа в северной части Пиренейского полуострова, хотя историки предполагают это маловероятным. Тем не менее, эта идея прочно укрепилась в умах.
По легенде, ученики Иакова после его казни поместили его безжизненное тело в лодку и отправились с ним в путь по бурному морю, спасаясь от преследований. Эту лодку, якобы, затем выбросило на берег в испанской Галисии, где её обнаружили местные жители. Они же похоронили Иакова в лесу неподалёку, но место это было в забвении в течение многих лет.
Обнаружил же ковчег с нетленными останками Св. Иакова в 813 году праведный отшельник Пайо, которому на место упокоения апостола указала путеводная звезда. Узнав о находке, король Астурии Альфонсо II распорядился построить часовню (на ее месте теперь стоит Собор) и провозгласил Св. Иакова покровителем своего королевства. Так, по легенде, был основан город — Сантьяго-де-Компостела, в названии которого соединились имя Св. Иакова (Сантьяго) и роль путеводной звезды в обнаружении его останков («компостела» с испанского можно перевести как «место, обозначенное звездой»).
Испания в то время практически полностью была покорена маврами, и обретение святых мощей многими было воспринято как данный свыше знак надежды на спасение. Вскоре после этого апостол Иаков стал считаться также и святым покровителем борьбы испанцев против мусульман — Реконкисты, которую они вели на протяжении 700 лет, начиная с 8-го века. По преданию, во время одного из сражений Реконкисты — под Клавихо в 844 году, в решающий момент битвы христианским войскам, сражающимся с маврами, пришёл на помощь крестивший Испанию апостол Иаков на белом коне и с мечом в руке. Это явление святого так воодушевило христиан, что они выиграли битву, несмотря на превосходящие силы противника.
В 12-м веке папа Каликст II даровал всем пилигримам, совершившим пешее паломничество в Компостелу, право на полное прощение грехов. Таким образом, статус маленького города в Галисии в плане святости поднялся почти до уровня Иерусалима и Рима. За отпущением грехов туда и потянулись паломники со всей Европы. Так было положено начало огромной популярности Пути Сантьяго.
Путь Св. Иакова — взгляд со стороны
Такова вкратце предыстория феномена под названием «паломничество по пути Святого Иакова», проходящего через всю северную Испанию и заканчивающегося в Сантьяго-де-Компостелла. В ходе нашей поездки мы к паломникам не присоединялись, но за явлением понаблюдали, и надо признать, что организация процесса и количество участвующих произвели на нас впечатление. Поэтому, прежде чем рассказать о самом городе Сантьяго-де-Компостела, хотелось бы прежде поделиться информацией и впечатлениями о паломничестве по Пути Сантьяго. Но поскольку мы не были непосредственными участниками процесса, это будет взгляд со стороны.
Путь Святого Иакова (El Camino de Santiago) — это паломнический маршрут по северу Испании (который может начинаться и в других странах), ведущий в город Сантьяго-де-Компостела — к мощам апостола Иакова. Точнее, это целая сеть маршрутов (см. карту 1).
Первым паломником к останкам апостола Иакова был король Астурии Альфонсо II, который в 829 году вместе со своей свитой пустился в путь из Овьедо в Галисию, бывшую в те времена частью его королевства. По велению Альфонсо II и заложили церковь на месте обретения останков Сантьяго, а путь из Овьедо в Сантьяго-де-Компостела стал первым маршрутом на Пути Св. Иакова (по-испански он называется El Camino Primitivo, на карте 1 — Original Way). Овьедо (о нем подробнее — в отдельном рассказе) уже в те времена был важным религиозным центром, и еще до обнаружения останков апостола Иакова в церковь Овьедо приходили верующие поклониться реликвиям Святого Спасителя.
Но самым популярным со времен Средневековья был и остается Французский путь протяженностью свыше 800 км (отмечен желтой линией на карте 1). Этот маршрут так назван, поскольку он идет из Франции, а затем продолжается по территории Испании в наваррских Пиренеях, проходя далее через Памплону, Логроньо, Бургос и Леон.
Начиная с 1980-х, популярность маршрута в Сантьяго-де-Компостела переживает «вторую молодость», если можно так сказать. В этом — большая заслуга галисийского священника и ученого Элиаса Валинья Сампедро. Защитив диссертацию с историко-юридическим исследованием этого паломнического маршрута, он стал выступать с публичными докладами о необходимости развития и поддержки Пути Святого Иакова как общеевропейского культурно-исторического проекта. Он же написал и первый Путеводитель паломника, а его единомышленники промаркировали маршрут жёлтыми стрелами, рассчитали и обозначили километраж дороги и её отдельных участков между приютами и гостиницами.
Можем подтвердить, что желтые стрелки или стилизованные изображения ракушки морского гребешка, указывающие верное направление движения, попадаются в северной Испании постоянно: на тротуарах, на перекрестках, на домах, придорожных камнях, на пересечениях маршрута с автомобильными дорогами.
Помимо этого, желающим легко (и бесплатно) доступна «пошаговая» информация о маршруте с изображением профиля трассы (подъемы-спуски), расстояниями между всеми населенными пунктами на пути, указанием специальных гостиниц (приютов) для паломников (см. карту 2).
Возвращению популярности Пути Сантьяго серьезно поспособствовал и бразильский писатель Пауло Коэльо, который прошел этим маршрутом в 1986 году и по итогам написал свой первый роман — «Дневник мага». Роман стал бестселлером, и тысячи людей отправились следом за ним в Сантьяго-де-Компостела. В интернете гуляет цифра, что на следующий год после публикации «Дневника мага» число пилигримов возросло до полумиллиона, хотя в 1986 г. их было только 400 человек. Звучит красиво, но официального подтверждения этих данных обнаружить не удалось и, скорее всего, влияние Коэльо сильно преувеличено. Но можно точно утверждать, что популярность этого маршрута в последние 25–30 лет растет очень быстро.
В 2019 году Сантьяго-де-Компостела посетили почти 347,6 тыс. паломников, что для города с собственным населением в 95 тыс. человек — большая цифра. Среди паломников преобладаеют испанцы (45% от общего числа), затем идут итальянцы, немцы и американцы. Паломников — россиян в 2019 году было меньше 1 процента. Эти данные включают только тех, кто официально зарегистрировался как паломник и выполнил установленные критерии (об этом — ниже). Естественно, в Сантьяго-де-Компостела прибывает НАМНОГО больше людей (типа нас), кого к разряду пилигримов не относят.
Первые пилигримы шли по Пути Святого Иакова исключительно по религиозным соображениям. Таких и сейчас немало (порядка 40%), и вероятно, именно у них — самая сильная мотивация пройти этот путь, преодолев все физические невзгоды.
Около половины паломников на Пути Сантьяго заявили, что их движущие мотивы — это комбинация религиозного и «чего-то другого» (religioso y otras по-испански). Можно только гадать на тему, что скрывается за этими другими мотивами. Очевидно, что у каждого они свои, но совершенно точно, что для многих это путешествие — возможность, в том числе, и обрести хорошую физическую форму, проходя в день 20–40 км в красивых местах и в компании с интересными людьми, потратив на это, к тому же, довольно скромные деньги.
Как бы то ни было, Путь Святого Иакова в настоящее время, видимо, — один из самых (если не самый) популярный в мире пешеходный маршрут. Мы не были в числе паломников, но постоянно встречали идущих этим маршрутом, в самых разных точках нашего путешествия. Это были люди разных возрастов, разной комплекции и физической формы, идущие в одиночку и небольшими группами, пешком и на велосипедах. Выделить пилигримов всегда было довольно легко: рюкзаки за плечами, посохи или палки для скандинавской ходьбы в руках и обязательный атрибут — прикрепленные к одежде или снаряжению ракушки морского гребешка.
Изображение ракушки помещают над входом и все учреждения, так или иначе связанные с паломничеством: гостиницы, рестораны, туристические офисы и т. д. Но самое коммерциализированное место — Саньяго-де-Компостела, где паломническая атрибутика — на каждом шагу: не только в сувенирных киосках, но даже в модных магазинах.
Пилигримы идут по Пути Святого Иакова со специальным паспортом паломника (La Credencial o acreditación del Peregrino — исп.). Его можно получить за символическую плату (1–2 евро) в уполномоченных офисах. Этот паспорт дает возможность (но не обязанность!) ночевок в специальных приютах/гостиницах для пилигримов, стоимость проживания в которых — от 2 до 7 евро. За эти деньги предоставляется спальное место в общей комнате, доступ к туалету и душу.
Многочисленные странники изменили жизнь городков, расположенных вдоль маршрута: благодаря ним появлялись деньги, строятся новые дома, в том числе и для приема пилигримов. Такие специальные приюты для паломников есть очень во многих, даже маленьких населенных пунктах на Пути Святого Иакова. И во многих кафе и ресторанах есть специальные меню паломников. Скажем, ужин (а это у испанцев — время самого обильного приема пищи), включающий два блюда, хлеб, воду и вино, паломникам будет стоить 7–10 евро. Приходилось читать, что 1000 евро вполне достаточно на 30 дней паломничества.
Передвигаясь по Пути Сантьяго, пилигримы делают отметки (штампы) в своих паспортах о прибытии на место — в центрах паломников, в гостиницах, церквях, кафе (и даже барах!) на своем маршруте. И именно эти отметки станут главным доказательством честного прохождения маршрута. В Сантьяго-де-Компостела, в Офисе паломников этот паспорт паломника проверяют, после чего выдают написанный на латыни «Сертификат Компостелы» («La Compostela» — исп.). Это конечно, не полное отпущение грехов, как прежде, но все же… С недавнего времени Офис паломников стал выдавать желающим и Сертификат дистанции (Certificado de distancia — исп.), где указывает количество пройденных пилигримами километров с описанием конкретного маршрута (что нетрудно сделать, поскольку все размечено, просчитано и описано).
Для получения сертификата не требуется преодолеть весь Путь Святого Иакова, но нужно обязательно пройти последние 100 км (на велосипеде — 200 км) по выбранному самим пилигримом одному из многих вариантов маршрута, завершить свой путь в Сантьяго-де-Компостела и поклониться мощам Святого Иакова. 100 км пешком — это тоже немало, особенно если идти в жаркое время года, но многие преодолевают и более длинный путь к Св. Иакову.
Каковы бы ни были мотивы идущих и преодоленные каждым из них дистанции, эти люди, безусловно, внушают уважение, а процесс организации паломничества в Испании — вызывает восхищение.
Кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела и его старый город — объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО
Кульминация паломничества — Кафедральный собор в столице Галисии. Все маршруты в конце концов ведут сюда. Мы видели «усталые, но довольные» лица многих людей, которые, проделав этот путь и прибыв на главную площадь перед собором, обнимали друг друга, радуясь завершению маршрута, просто усаживались на брусчатке перед собором, чтобы немного восстановить силы. И казалось, что открывающиеся им виды и не слишком их интересовали.
Мы же в этот город попали самым мещанским способом — на машине. Может быть, потому что путь в Сантьяго-де-Компостела не потребовал от нас ни больших усилий, ни преодоления себя, открывшаяся нам картина вызвала глубокое разочарование. Вот что мы увидели и сравните с нашими ожиданиями (на самом первом фото в этом рассказе).
Собираясь в поездку, мы знали, что в соборе идет реставрация, но, как оказалось, совершенно не предполагали реальных ее масштабов. Позже выяснилось, что на 2017—2019 гг. приходится основной объем работ. Помимо того, что за лесами и строительной пленкой тогда практически не было видно самого роскошного фасада собора, оказалось невозможным увидеть и жемчужину его интерьера — Портик Славы (Portico de Gloria). Такое огорчение!
Ныне существующий собор Святого Якова начали строить в 11-м веке. Но вначале на этом месте, как уже упоминалось, по указанию короля Астурии Альфонсо II была построена часовня — в честь обнаружения в 814 году мощей Сантьяго. (Начиная с этого момента, следите за королями с именем Альфонсо в судьбе собора!). В 829 году часовню сменила первая церковь, на месте которой в 899 году, в свою очередь, соорудили другую — уже по указу короля Леона Альфонсо III (это уже второй по счету). В 997 году эту церковь сожгли дотла мавры, хотя реликвии, относящиеся к апостолу Иакову, они не тронули.
В 1075 году при правлении короля Леона Альфонсо VI (третий!) на месте уничтоженной маврами церкви начали строить ныне существующий Собор, который освятили в 1211 в присутствии Альфонсо IX — последнего короля Леона. Там же Альфонсо IX (в соответствии с его завещанием) и похоронен в 1230 году — рядом со своим отцом. (Не подумайте, что в Испании правили сплошные Альфонсо. Фердинандов, Педро, Санчо и др. тоже было много. И королевств, прежде чем в 15 веке возникла объединенная Испания, тоже было немало, и каждое из них вело свою собственную нумерацию королей).
Если войти в собор, поднявшись по лестнице главного портала (конец 16-го века, ренессанс), — что для нас опять же было невозможно из-за ремонта, — то окажешься прямо перед Портиком Славы. Этот романский портал 12 века, созданный мастером Матео, считается непревзойденным в Испании и ему, вероятно, нет аналогов во всей Европе. Нам увидеть его, к сожалению, не удалось (был закрыт строительными щитами), фотографий, соответственно, мы не сделали, но совсем о нем ничего не сказать невозможно. Воспользуемся картинками из Интернета.
Во время реконструкции Собора роль его главного входа выполнял южный портал, выходящий на площадь Platerias. Южный фасад собора — его единственно сохранившийся и одновременно — его старейший, так как был построен в романском стиле еще в 11 веке.
Его создатель — мастер Эстебан, который также оформлял портал базилики Сан Исидоро в Леоне и строил романский собор в Памплоне (об этом — в рассказах про Леон и Памплону соответственно). Через этот вход мы и попали собор.
Первое, на что обращаешь внимание, войдя внутрь, это огромные размеры собора (94 м в длину, высота центрального нефа — 20 м) и очень ограниченное освещение, практически полумрак. Интерьер собора — преимущественно романский, а значит — довольно аскетичный. Мы добросовестно прошли по всему периметру собора с аудиогидом, заходя во все его часовни. Но самое сильное впечатление оставила, пожалуй, огромная очередь, метров, наверно в 150, тянущаяся в крипту — к гробнице Святого Иакова. Естественно, очередь идет и мимо главного алтаря.
Главный алтарь скорее не понравился. Он выполнен в 18-м веке в барочном стиле и сильно диссонирует с аскетичным романским интерьером остальной части собора. Фигура Сантьяго, сделанная еще в самом начале 13-го века, как-то теряется во всем этом блеске и изобилии, хотя его и приодели соответственно — в золото-серебряный плащ. Над апостолом — огромный балдахин, который поддерживают, как оказалось, ангелы — больше похожие на крупных полуодетых девиц, но с крыльями. На балдахине — Сантьяго-воин на коне.
За алтарем есть две лесенки, по которым можно подняться (предварительно отстояв длинную очередь), чтобы обнять (не шутим!) за плечи Святого Иакова. Сомневающимся предлагаем обратить внимание на руки, лежащие на плечах Сантьяго на фото выше. На мгновение прикоснулся к плечу Святого и… все. Некоторые верят, что в этот момент списываются все грехи.
Под главным алтарем — крипта с мощами Святого Иакова, ради чего и идут паломники в этот собор. Любопытно, что почти 300 лет эта реликвия была фактически «потеряна». В 1589 году мощи спрятали от англичан, опасаясь прихода «анти-Армады» (про нее — в рассказе о Ла Корунье). Их спрятали так хорошо, что смогли обнаружить только в 1879 году, при проведении в соборе археологических работ. После того, как римская церковь подтвердила подлинность останков (как, интересно?), их поместили в серебряную урну, и теперь захоронение Святого Иакова выглядит следующим образом.
Достопримечательностью собора является также подвешенное к потолку кадило (ботафумейро — по-испански) размером в человеческий рост — 160 см. Традиция его использования зародилась в 12-м веке, когда, как утверждают «злые» языки, кадило применяли, чтобы освежить воздух собора после пребывания в нем многочисленных паломников, которые были долго в пути и не имели возможности следить за своей гигиеной. Сейчас такое кадило используют нечасто: в основном по большим церковным праздникам, но можно заказать это действо и за отдельную плату.
При соборе также есть большой музей, где на четырех этажах размещена богатая коллекция предметов религиозного искусства, наиболее ценные из которых принадлежали еще средневековому собору (некоторые из них — на фото выше в этом тексте). В нем также есть коллекция гобеленов, выполненных по рисункам Гойи и Рубенса.
Собор — безусловная доминанта города Сантьяго-де-Компостела. Каждый из его фасадов выходит на одну из площадей города и все фасады — разностилевые: от дороманского до позднего барокко. Поэтому на вопрос «В каком стиле построен этот храм?» единственно правильным ответом будет: «Эклектика». При этом окружающие здания и сооружения очень хорошо гармонируют с экстерьером собора.
В качестве примера опять назовем площадь Обрадейро, на которой, помимо собора, расположен, в частности, Дворец Рашой: неоклассика, 18-й век. В нем сейчас — мэрия и региональный Совет.
Невозможно не обратить внимание и на здание бывшей Больницы Католических королей. Сейчас в нем — пятизвёздочный отель Parador de Santiago de Compostela. Это здание было построено в начале 16-го века по решению королевы Изабеллы I Кастильской и короля Фердинанда II Арагонского — после того, как они посетили Компостелу в 1486 г. Долгое время оно использовалось как больница и постоялый двор для паломников, которым требовались врачебная помощь и отдых в конце пути. Портал здания оформлен в стиле платереско (от исп. platero — ювелир) — одном из самых популярных в архитектуре Испании в 16-м веке. Фасады в стиле платереско — это примеры практически ювелирной работы, настолько тщательно они выполнены.
Нельзя не упомянуть восточный фасад собора, выходящий на площадь Кинтана (Quintana), известный, прежде всего, тем, что здесь расположена так называемая Святая дверь (Porta Santa — исп.).
Этот барочный портал был выполнен в конце 17-го века и содержит изображение Святого Иакова и его учеников Афанасия и Федора, а по бокам — 24 фигуры апостолов и пророков (изготовлены в 12 веке из камня мастером Матео для старых хоров собора, которые позже разобрали). Этот портал, безусловно, красив, но на самом деле, «настоящая» Святая дверь — внутри, за небольшим «предбанником».
Этот вход в собор обычно закрыт и открывается только в так называемый Святой (или Юбилейный) год. Святым именуется тот год, когда день Св. Иакова — 25 июля выпадает на воскресенье. Такое случается каждые 6, 5, 6 и 11 лет. Наступивший 2021 год — тоже Святой год, и Святая дверь вновь открыта для визитеров. Именно в Святые годы (1993, 1999, 2004, 2010) наблюдаются обычно всплески в посещаемости собора. Дело в том, что многие ошибочно считают, что визит в Собор в Святой год — это прямой путь к полному отпущению грехов. Церковь во все времена считала паломничество духовным подвигом, в ходе которого через физическое преодоление, собирая все свои душевные силы, отметая все лишнее, неважное, человек готовит себя к самому важному — к покаянию. Так что только прохода через Святую дверь для отпущения грехов будет явно маловато. Но может быть, в Святые годы легче придти к покаянию? В любом случае, статистика подтверждает, что в это время в Сантьяго-де-Компостела визитов намного больше.
На соседней площади — Монастырь Сан-Мартин Пинарио, в архитектуре которого сочетаются ренессанс, барокко, неоклассика. Сейчас там действует школа богословия, зимой его комнаты сдают студентам, а летом — это гостиница для паломников. В старой части города есть также и другие монастыри, дворцы, церкви, один из старейших в Европе Университетов. И все в хорошем состоянии. Поэтому совсем не удивительно, что в 1985 г. старый город Сантьяго-де-Компостела был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 1993 г. в этот список вошёл и весь Путь Святого Иакова.
Посетили мы и еще одну церковь в Сантьяго-де-Компостела — Коллегиатскую Церковь Святой Марии на реке Сар (Collegiate Church of Santa María de Sar). Она расположена несколько в стороне от центра города.
Как и собор, Церковь Святой Марии начали строить в 12 веке, и до сих пор она в основном сохранила свой романский архитектурный стиль. Во внешнем облике церкви обращаешь внимание на небольшую фасадную башню, и еще в большей степени (видимо, из-за размеров) — на мощные боковые арки с одной из сторон церкви.
Как оказалось, эти «арки» (по-научному — контрафорсы) изначально вовсе не входили в замысел средневековых архитекторов этой церкви. Их соорудили уже в первой половине 18-го века для того, чтобы укрепить северные стены и предотвратить их обрушение. Дело в том, что участок земли, где построена церковь, находится на берегу реки Сар и часто затопляется ее водами по весне. Видимо, этот фактор был недоучтен, и архитекторы со строителями допустили серьезную техническую ошибку при сооружении этой церкви. Она проявилась далеко не сразу, а только начиная с последней четверти 17-го века. Всерьез рассматривался вариант сноса здания церкви, от которого отказались, получив от Монастыря Сан-Мартин Пинарио финансовую помощь на ремонт. Тогда-то и построили эти не слишком эстетичные подпорки и переделали своды.
Но и сейчас наклон колонн внутри церкви виден невооруженным взглядом, и это — не эффект фотосъемки. В церкви хорош и клойстер, хотя в оригинальном виде сохранилось лишь одно его крыло: остальные датируются 17 и 18 веками.
Завершая рассказ про Сантьяго-де-Компостела, скажем, что ехать туда, безусловно, стоит — вне зависимости от того, верите ли вы в легенду о мощах Святого Иакова. Сантьяго-де-Компостела — город веры. Удачно эту идею сформулировал один из функционеров Собора: ««Мы храним не прах Святого, а святую веру. И раз вы сюда пришли, значит, у нас это получается». Сейчас реставрация в соборе уже завершена. Если ориентироваться на Святые годы, то после нынешнего, 2021-го, следующим Святым годом будет 2027-й. Это если искать «особый путь» к спасению… А так — в любое время.
Цикл материалов "Северная Испания":