Продолжаем рассказывать о нашем путешествии по северной Испании в августе 2017 года. Ссылки на остальные рассказы даны в конце.
Продолжаем рассказывать о нашем путешествии по северной Испании в августе 2017 года. Ссылки на остальные рассказы даны в конце.
Из Галисии мы переехали в Астурию. В истории Испании Астурия занимает особое место, поскольку она была практически единственным регионом, который смог отразить в 8-м веке атаки мавров и никогда не был под их властью. Именно астурийцы возглавили поход за освобождение страны от арабов, и потому Астурия считается родиной испанской Реконкисты. И во время гражданской войны Астурия тоже отчаянно сражалась — теперь уже против франкистов. Здесь говорят — «быть испанцем — это гордость», а затем добавляют — «а быть астурийцем — это почетный титул»!
Нашей первой остановкой в Астурии был город Овьедо. Но ради более гладкого изложения исторического контекста увиденного в этом крае, мы начнем с рассказа про Ковадонгу.
Вторгшиеся в 711 году в Испанию арабы и берберы (далее, в соответствии с традицией, будем называть их маврами) разбили существовавшее там в то время Вестготское королевство и в течение 10 лет захватили почти всю территорию Иберийского полуострова. Им не удалось покорить лишь Астурию — узкую полоску земли на севере, где местное население и оттесненные маврами вестготы вели партизанскую войну с завоевателями, пользуясь возможностями горной местности.
Лидером сопротивления был знатный вестгот Пелайо (Pelayo), который летом 716 года (по другой версии — в 722 г.) разбил мавров в узком ущелье в местечке под названием Ковадонга (Covadonga). От этого момента и с этой битвы начинается отсчет Реконкисты, или долгой (свыше 700 лет!) освободительной войны христианской Испании против мусульманских захватчиков.
После поражения в Ковадонге мавры больше не пытались подчинить себе Астурию, что позволило местным жителям организовать там в середине 8-го века первое независимое христианское государство — Королевство Астурия. Тем самым было фактически положено начало современной Испании, а Пелайо стал легендарным национальным героем и первым лидером вновь созданного христианского государства. Именно от него начинается генеалогическое древо большинства более поздних испанских королей.
Вдохновленные всеми этими познаниями, мы приехали в Ковадонгу и обнаружили, что далеко не мы одни горим желанием приникнуть к истокам христианской Испании. Народу было так много, что нам с трудом удалось найти свободное парковочное место, на которое, как выяснилось, уже кто-то претендовал. После небольшой эмоциональной дискуссии на смеси английского с испанским, в ходе которой нас обозвали собаками (исп. perros), мы все же овладели местом и отправились смотреть достопримечательности. Их оказалось несколько. Во-первых, там есть базилика Св. Девы Марии из розового известняка в неороманском стиле, очень красиво смотрящаяся на фоне гор (два фото выше).
Во-вторых, там установлен памятник самому Пелайо, держащему в правой руке меч и осенённому «крестом победы», который был с ним во время битвы и со временем стал государственным символом Астурии.
И, самое главное, там есть Священная пещера (La Santa Cueva), в гроте которой находится статуя Святой Девы Ковадонгской (Virgen de Covadonga, или La Santina), которая, по легенде, даровала Пелайо победу над маврами.
Само слово Ковадонга, как считают многие языковеды, происходит из местных наречий от словосочетания «cova de onnica» («источник в пещере»). Иллюстрацией этого значения может служить фото:
Считается, в этой пещере Дон Пелайо укрывался перед битвой с маврами, и в ней же он похоронен вместе со своей женой и сестрой. Там же похоронен Альфонсо I, зять Пелайо и первый король Астурии.
В семи с половиной километрах от Ковадонги — в городе Кангас-де-Онис — в течение шестидесяти лет после исторической победы над маврами располагалась столица Королевства Астурия и, соответственно, христианской Испании. Именно там Дон Пелайо умер и первоначально был похоронен в одной из церквей вместе со своей женой. В Священную пещеру в Ковадонге их захоронение было перенесено в 13-м веке. Мы проезжали через городок Кангас-де-Онис по пути в Ковадонгу и обратили внимание на красивый средневековый мост.
Помимо титула «Родины Реконкисты», Астурии также принадлежит и звание музея дороманской архитектуры под открытым небом. В Овьедо (столице Астурии) и его окрестностях находятся сразу несколько уникальных церквей 8–9 веков, не имеющих аналогов в Европе, за культурную ценность которых ЮНЕСКО взяло их под свою охрану. Самой старой из тех, что нам удалось посмотреть, возведенной еще во время правления Альфонсо II между 791–842 годами, является церковь Святого Юлиана — Сан-Хулиан-де-лос-Прадос (San Julian de los Prados, известная также, как Iglecia de Santullano). Она посвящена христианскому мученику начала 4-го века н. э. времен гонений императора Диоклетиана. Главное наружное украшение этого очень простого по оформлению храма — необычные решетки на окнах, каждое из которых «вырезано» из цельного куска камня.
Внутри же церкви сохранились остатки стенной росписи начала 9-го века, напоминающей «помпеянский стиль»: здесь и изображения зданий, и окна, и затейливый декор в виде геометрических и растительных орнаментов при полном отсутствии изображений людей. По всей видимости, при росписи храма использовались византийские каноны периода иконоборчества (754 — 842 гг.), когда почитание икон и изображение святых было запрещено как проявление идолопоклонства. Фотографирование в храме возбранялось, поэтому для демонстрации интерьера обращаемся к помощи Интернета.
На примере этой церкви удобно остановиться на некоторых характеристиках, присущих храмам дороманского стиля. Дороманский период в европейском искусстве (конец V века — начало XI века) пришел на смену поздней античности и предшествовал романскому искусству.
Сохранившиеся в Астурии строения дороманской архитектуры относятся в основном к 9-му веку. Эти сооружения были вдохновлены раннехристианскими византийскими базиликами IV–VI веков, а также вестготскими традициями декоративного оформления. Большинство из них имеют очень лаконичный, как правило, бескупольный экстерьер и используют прямоугольные объемы (как на рисунках ниже). Зато внутри они богато и разнообразно декорированы.
Самая большая из сохранившихся древних астурийских церквей — церковь Санта-Мария-дель-Наранко (Santa Maria del Naranco), построенная на лесистом склоне горы Наранко примерно в 3-х километрах от современного центра Овьедо.
Считается, что изначально это было абсолютно светское сооружение — часть дворцового комплекса короля Рамиро I, построенного в 842–850 гг. Видимо, это объясняет необычно большие размеры этого сооружения в сравнении с другими дороманскими строениями Астурии. Здание двухэтажное, и на втором этаже — просторная галерея с арками (что-то типа зала приёмов) и многочисленными резными украшениями. Сводчатый потолок создает ощущение легкости и воздушности, для своего времени он являлся выдающимся архитектурным достижением.
По торцам здания — две симметричные открытые лоджии. Колонны в них имеют затейливые капители и характерный для вестготского стиля веревочный узор.
Все украшено каменной резьбой — 32 медальонами, изображениями птиц, зверей, лошадей, рыцарей в доспехах. Обращают на себя внимание украшения в трапециевидных и круглых контурах — в соответствии с местными традициями — внутри которых есть скульптурные формы животных и людей. Можно только восхищаться тонкостью каменной резьбы и общим изяществом этой церкви.
Здание это было частью более крупного дворцового комплекса, который не сохранился, однако даже оставшаяся его часть впечатляет. В церковь это сооружение было превращено в 12-м веке, алтарь находился в одной из лоджий с колоннами, а прихожане, по всей видимости, толпились снаружи — вход в здание по внешней лестнице на второй этаж был плохо приспособлен для входа и выхода толпы людей.
Наконец, третья древняя церковь, в которой мы побывали, находится в пределах сотни метров от бывшего дворца Рамиро I на горе Наранко и посвящена Св. Михаилу — Сан-Мигель-де-Лилло (San Miguel de Lillo).
Она построена в то же время, что и дворец, и изначально в церкви было три нефа. Однако после обрушения в 12-м или 13-м веке от оригинала сохранилась лишь одна треть постройки (именно поэтому церковь выглядит такой непропорциональной).
Но даже то, что осталось, выглядит очень симпатично, особенно затейливые кружевные окошки в верхней части здания.
Те, что закрыты стеклом — находятся на реконструкции, их пропитали специальным составом, чтобы не разрушался камень. Резные окошечки выполнены из единого камня, они не собранные, а так и вырезаны. Внутри фотографировать не позволяют, но там еще частично сохранились фрески 9-го века.
Возможно, одной из самых интересных церквей Астурии является церковь Санта-Кристина-де-Лена (Santa Cristina de Lena), расположенная примерно в 35 километрах к югу от Овьедо. Церковь имеет в плане простой прямоугольник (один неф), к которому примыкают с четырёх сторон небольшие (тоже прямоугольные) пристройки, которые все вместе образуют крест. Фото этой церкви взяты из интернета, поскольку ее открывают только раз в неделю на полчаса перед мессой, что не вписалось в наш график, и мы до нее не доехали…
Но самое интересное в архитектуре этой церкви — это дошедшая до наших дней алтарная преграда 9-го века.
Алтарь расположен на возвышении, к которому ведут лестницы с северной и южной стороны, и отделён тремя арками из белого мрамора. Подобная конструкция алтарной преграды уникальна для Астурии, хотя Санта-Кристина — не единственная церковь королевства, сохранившая оригинальную алтарную преграду.
Некоторые дороманские сооружения сохранились и в центральной части Овьедо, куда мы и направляемся теперь.
Цикл материалов "Северная Испания":