Маяк Анива — сахалинская достопримечательность, претендующая на звание одного из самых заброшенных и мистически заряженных мест России. По крайней мере, по мнению отечественных туристических порталов, периодически включающих сооружение в тематические подборки.
Однако, если верить властям тихоокеанского острова, в ближайшие годы популярный объект будет усовершенствован: обзаведётся скальной тропой, лестницей, причалом, подвесным мостом, ограждениями и даже кафе с туалетами. Визитной карточке Сахалина такие изменения не только не навредят, а, наоборот, пойдут на пользу. Об этом гидрографическую службу Тихоокеанского флота не раз просили местные активисты и неравнодушные жители.
Навигационная постройка — часть японского наследия на российском острове. За 40-летний период правления губернаторства Карафуто на Южном Сахалине появилось 25 маяков и других навигационных сооружений. Но лишь Анива стал уникальным объектом, не имеющим аналогов не только на острове, но и во всём Дальнем Востоке.
В первую очередь это касается локации. Для его расположения в 1937 году японцы выбрали небольшую скалу Сивучью возле труднодоступного мыса Анива, впоследствии давшего название маяку.
Над проектом будущей достопримечательности трудился инженер Синобу Миура. Строительство велось на протяжении двух лет и завершилось в октябре 1939 года. Полная стоимость составила 600 000 иен. Процесс осложняли постоянные туманы и сильные течения. Непросто было и с материалами — доставляли по морю на специальном судне «Рошу-мару». Исторические сведения также гласят, что строители вначале срезали часть скалы, а затем нарастили её с помощью бетона.
Трудоёмкость окупилась сразу: башня казалась естественным продолжением скалы, а самое главное — наладилось безопасное судоходство. Этому способствовал осветительный прибор, дальность действия которого составляла чуть больше 28 километров.
При советской власти сооружением пользовались военные. В 1968 году часть постройки укрепили. Тем не менее, частые штормы и тайфуны периодически выводили из строя радиомаяки и наутофоны.
В 1990-м году дизельное топливо, на котором работало навигационное сооружение, заменили атомным. В таком автономном режиме маяк продержался до 2006 года. Потом изотопные установки сняли, а башню разграбили мародёры. С этого момента началась история запустения маяка на мысе Анива.
В овальное основание железобетонной достопримечательности вписана боковая пристройка. Некогда её занимали кухня и продовольственный склад.
Этажом ниже располагались дизельные двигатели и аккумуляторы. Сегодня здесь валяется мусор и заброшенный радиоизотопный источник энергии. Путешественники с дозиметром уверяют, что фон здесь в пределах нормы. Но терять бдительность всё же не стоит — можно ненароком провалиться в одну из щелей в полу.
По винтовой лестнице, соединяющей все девять этажей башни, поднимемся в вахтенную комнату. Она находится сразу над кухней. В служебном помещении раньше располагалась радиоаппаратура.
Третий, четвёртый и пятый этажи служили домом для работников сахалинского маяка. Обслуживали навигационное оборудование до его автоматизации в 1990-х годах. Помещения могли вместить до 12 жильцов. При этом персонал обычно состоял из четырёх человек. Убранство небогато — несколько коек и небольшие выемки для личных вещей в стене. О настоящем напоминают мусор, который оставляют после себя туристы, и судовой журнал для записей.
Шестой этаж служил кладовой, седьмой — эркером, на крыше которого размещался рупор пневматической сирены и другие её механизмы. Чуть выше — склад горючего. На девятом этаже расположилось помещение с круговой галерей и двумя балконами, обнесёнными ветхими и повреждёнными перилами. В отсутствие туристов это место притягивает стаи чаек.
Венчает башню фонарное помещение высотой под пять метров. Здесь же находился вращательный механизм оптической системы. В качестве подшипника использовалась чаша с 300 килограммами ртути. Осветительный прибор приводился в движение с помощью 270-килограммовой гири. В свою очередь, маятник раз в три часа заводил один из работников сооружения.
Несколько лет назад экскурсия к островному символу была редким явлением: добраться по суше мог только физически подготовленный человек, да и то с большим риском для жизни, а прогулки на лодках особо не афишировались.
С тех пор ситуация изменилась в лучшую сторону. Теперь на Сахалине работает немало компаний, которые организовывают туры к заброшенному маяку.
Маршрут выглядит примерно следующим образом: трансфер из Южно-Сахалинска до Новиково, дальше около 40 километров по воде до мыса. В программу также включают посещение бухты Мраморной, мыса Слюда. Во время морской прогулки высок шанс повстречаться с морскими обитателями: сивучами, нерпами, дельфинами, китами и касатками. Начальная стоимость — от 4 000–5 000 тысяч рублей с человека. Захватите с собой еду, воду и обязательно резиновые сапоги.
Наиболее благоприятное время для экскурсии — с июня по сентябрь. Бронировать место нужно заранее — много желающих. Тур может быть отменён из-за шторма.
Более дорогой вариант — вертолёные полёты. Детали узнавайте на месте.
Островной символ возвышается в юго-восточной части Сахалина, рядом с Тонино-Анивским полуостровом. Добраться до него можно только по воде — от мыса отделён 20-метровым проливом. Если экскурсия не предусматривает трансфер до Новиково, то сначала нужно доехать до этого села в Корсаковском городском округе. Из Южно-Сахалинска вас довезут автобусы или арендованное авто.
На автобусе: вариант с пересадками. Вначале нужно добраться до Корсакова, оттуда — до Новиково. Из Южно-Сахалинска транспорт отправляется два раза в час: первый рейс в 06:00, последний — в 22:00. А вот из Корсакова до Новиково автобус ходит не каждый день.
На поезде: на поездку заложите чуть больше часа. Конечный пункт — Корсаков («Пять углов»).
На авто: расстояние между пунктами составляет 118 километров. Путь проходит по дороге А-391.
На такси: «Яндекс. Такси», inDriver, «Максим».
Маяк Анива на панораме Google: вид снаружи
Видео о сахалинском маяке Анива: вид с дрона
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Суточно.ру – квартиры посуточно. Есть кэшбэк Туристера.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.