Музей гражданской авиации в Ульяновске — это не имеющий аналогов комплекс под открытым небом, где посетители воочию могут увидеть легендарные пассажирские и невоенные воздушные суда, производившиеся в России с начала XX века по сегодняшний день. Экспозиция ведомственная — она принадлежит аэродрому при авиационном институте, где готовят будущих пилотов, поэтому у посетителей есть уникальная возможность наблюдать за учебными полётами и сдачей выпускных экзаменов.
О необходимости открыть в Ульяновске музей, посвящённый авиационной технике, заговорили ещё в семидесятых годах, когда преподавательский состав лётного училища, ставшего позднее институтом, начал собирать редкие экспонаты, посвящённые конкретным моделям лайнеров, боевых самолётов и прочей техники. На подготовку ушло несколько лет, и уже в 1983-м году сюда переправили своих ходом первые экспонаты — вертолёт Ми-4, а также Ил-18, вылетевший спецрейсом из Домодедово.
Примерно тогда же оформилась и основная концепция пополнения экспонатов. Это должны быть отработанные по количеству часов самолёты, попадающие под списание. Исключение составили редкие единичные экземпляры, требовавшие бережной доставки по земле и долгого предварительного ремонта. Их чинили, зачастую силами простых механиков энтузиастов со студентами, по возможности реставрировали отделку фюзеляжа, и только потом выставляли на всеобщее обозрение.
Сложные девяностые годы музей пережил с минимальными потерями. Уже к 1999-му в базе числилось полтора десятка единиц техники и 4000 экспонатов, связанных с документами, фотографиями и всем, что выставлялось на витринах в помещениях института. Более 700 из них — подлинные награды, парадные кители и другие вещи заслуженных пилотов, переданные на хранение потомками. Отдельно создана книга памяти о боевых лётчиках, родившихся на ульяновской земле.
В 2016-м году экспозиция серьёзно расширилась. Внутренние залы получили отдельные витрины, посвящённые последнему маршалу авиации Борису Бугаеву и другим знаковым героям. У структуры музея появились международные контакты, посвящённые, как просветительской деятельности, так и расширению экспозиции. Главная задача при этом не меняется — сохранить выдающиеся достижения отечественного самолётостроения и привлекать романтикой полётов новые поколения.
На 2024 год лётное поле и ангары аэропорта Баратеевка демонстрируют 36 единиц авиатехники, 5 из которых — вертолёты, а остальные — грузовые, пассажирские и многоцелевые самолёты. Посетителей не ограничивают в порядке осмотра, но большинство знающей публики начинает экскурсию с легенд советской авиапромышленности, а первым в списке идёт ТУ-114. Огромный лайнер справедливо вносят в «красную книгу» — в мире всего осталось три неутилизированных образца.
Гордость музея — сохранившийся практически в идеальном состоянии «советский Конкорд» ТУ-144. На этом сверхзвуковом самолёте пассажиры летали из Москвы в Алматы за 130 минут. Отечественная разработка не только превысила рекорды скорости западных «собратьев», первые испытательные полёты прошли на два месяца раньше. Его салон делился на туристический и первый классы — осмотреть интерьеры может любой желающий, в течение летнего сезона доступ внутрь открыт.
Сред знаменитых серийных «пташек» всенародная любовь отдана АН-2 — «кукурузнику», который числился абсолютно во всех колхозных хозяйствах от Прибалтики до Дальнего Востока. Рядом установлен чехословацкий Л-410, известный по активному использованию на коротких авиалиниях. Тут же — АНТ-4 с бортовой маркировкой «Авиаарктика», это спасательное судно для работы в условиях севера поставлялось в отдалённые районы и спасло немало жизней, в том числе с тонущих кораблей.
Вертолётов в парке не так много, но почти все из них — всемирно известные модели, а некоторые — мало где освещались. Так, например, «малютки» Ми-1 и Ми-2 активно пользовали для спасения людей по время наводнений, а у первого немыслимая на сегодняшний день бортовая разметка ГАИ. Совсем другая история с Ми-6, обновлённые версии которого в российской армии «Коровой» за формы фюзеляжа. Это машина-рекордсмен, не только за могучий размах винта, но и за грузоподъёмность до 11 тонн.
Среди экспонатов единственной репликой, полностью воссозданной по архивным чертежам, является полноразмерная модель АК-1 сообщества «Добролёт», являвшегося предшественником «Аэрофлота». Это был первый пассажирский лайнер СССР, способный вместить в салоне трёх взрослых человек. Оригинальный самолёт сконструировали в 1923-м году в единственном экземпляре, несмотря на примитивную с технической точки зрения конструкцию, он активно летал из Москвы до Казани.
С 2013-го года в учебном корпусе ульяновского института гражданской авиации открылась единственная в России и третья в мире мемориальная выставка, посвящённая жизни и неординарной судьбе самого известного лётчика среди писателей — Антуана де Сент-Экзюпери. Под музейные нужды выделили отдельную лекционную аудиторию, где собраны издания «Маленького принца» на 20 языках, архивные фотографии и уникальные документы, рассказывающие об авторе.
Крытый павильон музея, помимо модели старейшего пассажирского транспорта, хранит частичку боевой славы — знаменитый биплан ПО-2, который в годы Великой Отечественной войны лётчики люфтваффе презрительно называли «кофемолкой». Многоцелевой «кукурузник» переделывался в бомбардировщик для скрытных ночных диверсионных вылетов. Официально признано, что как минимум один Мессершмитт в годы активных воздушных сражений был сбит точным попаданием бомбы именно из ПО-2.
Пожалуй, статус самого нестандартного воздушного судна среди экспонатов занимает WSK-Mielec M-15 — единственный в своём роде сельскохозяйственный самолёт с реактивным двигателем. Собирали их в Польше по советским чертежам для использования на больших посевных площадях. За 12 лет эксплуатации в СССР поставили 175 штук, и почти все они работали безаварийно. Ироничным фактом является его международное название — Бельфегор, в честь иудейского демона.
Ульяновский музей гражданской авиации находится рядом с одноимённой остановкой общественного транспорта, поэтому добираться сюда не составит труда. Единственная сложность — экспозиция удалена от центра города, поэтому с учётом пробок в дороге придётся провести минимум час туда и столько же в обратную сторону.
Если есть возможность и желание ехать на такси, то лучше пользоваться мобильными приложениями Яндекса или Maxim. Они работают быстро, свободные машины есть в течение всего рабочего дня. С местными диспетчерскими службами дефицита также нет, но заказывать транспорт лучше по телефону минимум за 2–3 часа до поездки.
Путешественникам, передвигающимся на личном автомобиле, предусмотрено две бесплатных охраняемых парковки. Первая находится прямо перед входом в музей (54.289702, 48.234795) у шлагбаума. Вторая — ближе к терминалу аэропорта Баратаевка (54.287423, 48.233986) за памятником Карамзину, идти от неё чуть дальше, зато место гарантировано будет.
Ульяновский музей истории гражданской авиации на Google-панораме:
Аэросъёмка музея гражданской авиации в Ульяновске:
|
|
|
||||||
|
|
|
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Суточно.ру – квартиры посуточно. Есть кэшбэк Туристера.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.