Лучший материал
месяца
Лучший материал недели
по мнению редакции

Ульяновск авиационный

В 1913 году жители Симбирска впервые вживую увидели аэроплан, который совершал демонстрационные полеты над Ярмарочной площадью. С этой даты можно вести отсчет авиационной истории города.

В 1935 году в Батайске были организованы Курсы высшей летной подготовки для авиаторов. Во время Великой Отечественной войны и по ее окончании курсы несколько раз меняли аэродромы приписки. МинВоды, Ташкент, Бугуруслан. В 1950 году уже переименованные в Школу Высшей летной подготовки (ШВЛП) перебазированы в Ульяновск. Гражданский воздушный флот с середины 1950-х годов начинает оснащаться новыми типами самолетов, которые и осваивали опытные пилоты со всей страны.

Небольшое отступление о личном. В рождении нашей семьи ШВЛП сыграла огромную роль. Во второй половине 1950-х отец попал под хрущевское сокращение лейтенантов и первый раз приехал в Ульяновск для переучивания с бомбардировщика Ил-28 на пассажирский Ил-14.

1 из 2
Тогда и произошло знакомство моих родителей… Впоследствии были переучивания на Ил-18, Ту-154. В музее все эти три самолета стоят рядом…
4
Ульяновск авиационный

После распада СССР высшие летные училища гражданской авиации страны оказались за границей. В 1993 году на базе ШВЛП, переименованной в 1974 году в Центр совместного обучения летного, технического и диспетчерского персонала стран-участниц СЭВ, было создано Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации, вскоре ставшее институтом.

2
Ульяновск авиационный

Прибывающие в Ульяновск воздушным путем оказываются в аэропорту имени Н. М. Карамзина.

1 из 2
Небольшой аэропорт, размеры здания которого вместе с автопарковкой несоизмеримы с тем объектом, что находится в трехстах метрах. Головной отраслевой музей гражданской авиации.

Неказистое одноэтажное здание, перед входом в которое информация для посетителей и схема расположения экспонатов.

1 из 2
Едва переступив за порог, я оказался… в детстве! В голове, как кадры при ускоренной перемотке фильма, промчались мгновения из далекого далека. Как мы, мальчишки из авиагородка, в свободное время знакомыми для нас лазейками в дощатом заборе мимо бабушек-ВОХРовцев проникали на аэродром. И часами ходили возле самолетов на летном поле… Не было ни одного незнакомого, по звуку двигателей с легкостью могли определить любой тип. И снова я стою на краю огромного поля, а передо мной такие знакомые и родные советские самолеты…

4
Ульяновск авиационный

Уже в фойе кассового зала посетителей встречают макеты, показывающие компоновку салонов.

1 из 5
Ан-24.
Прежде, чем пройти на летное поле, заглянем в крытый павильон. Здесь «спрятались» несколько «старичков».

Первый советский пассажирский самолет АК-1.

4
Ульяновск авиационный

Построенный в 1923 году в единственном экземпляре, во второй половине 1924 года эксплуатировался на маршруте Москва — Нижний Новгород и Москва — Казань, налетав за это время 11000 километров и перевезя 172 пассажира. В 1925 году был включен в состав экспедиции для перелета Москва — Пекин.

Легендарный У-2.

5
Ульяновск авиационный

Существовало несколько модификаций этого биплана. Самолет связи, санитарный, для сельхозработ в предвоенные годы. В годы войны, помимо этих функций, был еще легким штурмовиком и ночным бомбардировщиком. Глядя на него, трудно поверить в то, сколько жизней спас, сколько людей перевез из-за линии фронта этот самолетик, имеющий всего два места для экипажа.

Небольшой стенд в павильоне рассказывает об основных вехах развития гражданской авиации СССР.

1 из 3

Крайний ряд авиационных стоянок отдан под легкую авиацию и вертолеты.

Ан-14.

3
Ульяновск авиационный

Вмещающая 6–7 пассажиров, «Пчелка» использовалась для полетов с грунтовых площадок.

Чуть большую вместимость имеет Л-410.

2
Ульяновск авиационный

Производимый в Чехословакии, этот самолет перевозил 19 пассажиров с местных аэродромов с грунтовыми, снежными, короткими взлетно-посадочными полосами. С недавнего времени этот самолет, не утративший актуальности и прошедший модернизацию, производится у нас, на Уральском заводе гражданской авиации.

Самолет, который и сейчас можно встретить в небе России. Ан-24.

5
Ульяновск авиационный

Надежность конструкции позволяет и в наши дни эксплуатировать его в Сибири и на Крайнем Севере, где практически нет бетонных ВПП.

Следующий экспонат меня озадачил. Казалось, не было в СССР самолета, которого бы я не видел «вживую». На этот же внешне какой-то несуразный биплан смотрел с удивлением. М-15 «Бельфегор» производства Польши.

3
Ульяновск авиационный

Прочитав информацию на стенде, все понял. Не мог я его видеть. Этот сельскохозяйственный труженик опылял поля на Кубани с 1978 по 1983 года. В то время я бывал совсем в других регионах страны.

Вертолеты конструктора Миля. Маленькие стрекозки Ми-1, Ми-2, Ми-4

1 из 3
смотрятся лилипутами в сравнении с Гулливером Ми-6.

4
Ульяновск авиационный

Конечно, что такое несколько пассажиров внутри малюток в сравнении с 12 тоннами, которые берет на борт этот грузовик. Правда, глядя на Ми-2, я не о пассажирах думал, а о баранах. Помните «Мимино»? «Чито грито, чито маргарито…»

Воспоминания о советских фильмах еще не раз приходили во время осмотра экспозиции. Ту-134.

7
Ульяновск авиационный

Именно такой самолет участвовал в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России».

1
Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

И случились эти съемки здесь, в Ульяновске. Взлетную полосу загримировали под шоссе, построили вдоль нее декорации домов, поставили бочку с квасом. Посадку осуществлял заместитель начальника ШВЛП И. А. Таращан. За рулем автомобилей, снующих по шоссе, были только летчики.

1
Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Или возьмем Ту-154.

3
Ульяновск авиационный

Сразу вспоминается советский фильм-катастрофа «Экипаж». Да и первые туполевские реактивные пассажирские лайнеры Ту-104 и Ту-124 не раз мелькали в советских фильмах.

1 из 2
Хотя трапы стоят у нескольких самолетов, в этот день возможность попасть в салон лайнера была только одна. Ту-124. Помните интерьер внутри, эти неудобные кресла?

1
Ульяновск авиационный

В кабине пилотов, наверняка, были немногие.

1 из 3
Я же вспомнил, как пацаненка отец во время полета сажал в левое кресло. (Ничего не трогай! Только подержись за штурвал.) Было это, правда, на Ил-18.

3
Ульяновск авиационный

В музее есть несколько уникальных, единственных экземпляров. Это первый в мире цельнометаллический моноплан АНТ-4 в версии Г-1.

1 из 2
Музейный экспонат является полярной модификацией АНТ-4. Именно на таком самолете А. В. Ляпидевский участвовал в спасении челюскинцев.

В сентябре 1959 года Н. С. Хрущев должен был отправиться с официальным визитом в США. К тому времени проходили заводские испытания нового трансконтинентального лайнера Ту-114. Были опасения, что «хрущевский» самолет не будет готов к сроку. В КБ Туполева переоборудовали два бомбардировщика Ту-95 для дальних полетов первых лиц государства. (Второй предназначался для Председателя Совета Министров СССР Н. А. Булганина) Так родился Ту-116.

6
Ульяновск авиационный

Однако Никита Сергеевич так и не полетел на этом образце. Он якобы сказал: «Меня будет встречать американский президент и представители американских СМИ. Я должен приветствовать их стоя высоко, во весь рост, от двери, а не вылезать из задницы самолета."

3
Ульяновск авиационный

На Ту-116 впоследствии летало командование ВВС. В Америку Хрущев полетел на Ту-114, практически «сыром», не прошедшем все испытания. По меньшей мере неумно для главы государства.

5
Ульяновск авиационный

В США самолет произвел фурор. Вот что писал корреспондент «Christian Science Monitor» с авиабазы Эндрюс, где приземлился Хрущев: «Сам самолет был свидетельством мощи. Это самый крупный воздушный лайнер в мире, настолько широкий, что не может поместиться на обычной рулежной дорожке, настолько высокий, что требует специального алюминиевого трапа, настолько большой, что его нельзя развернуть на главной взлетной дорожке аэродрома Эндрюс."

4
Ульяновск авиационный

По соседству с этим великаном стоит самолет, при создании которого развернулась настоящая гонка за первенство с французским «Конкордом». Первый сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144.

1 из 2
Самый быстрый пассажирский самолет — 2530 км/час. Но, я так думаю, гонка эта ни к чему хорошему не привела. Регулярные перевозки на линии Москва — Алма-Ата осуществлялись всего полгода — с ноября 1977 (ох уж эти советские юбилеи…) по май 1978 года. Эксплуатировались поочередно только 2 из построенных 16 бортов. Жутко нерентабельный получился самолетик,

4
Ульяновск авиационный

но красив, чертяка! Борт, находящийся в музее, демонстрировался на Международном авиасалоне в Париже.

1 из 3

Всего в музее демонстрируется 40 экспонатов. 11 из них являются памятниками науки и техники. Кроме единственных в мире АНТ-4 и Ту-116, это Ил-14 1950 г.,

4
Ульяновск авиационный

Як-12 М 1946 г.,

3
Ульяновск авиационный

Ми-1 1948 г., Ту-104 1955 г., Ту-114 1957 г., Ту-124 1960 г., Ту-144 1968 г.

Представлены все конструкторские бюро СССР.

КБ Туполева — АНТ-4, Ту-104, Ту-124, Ту-116, Ту-114, Ту-144, Ту-134, Ту-154.

КБ Ильюшина — Ил-28, Ил-14, Ил-18, Ил-62,

2
Ульяновск авиационный

Ил-86.

2
Ульяновск авиационный

КБ Яковлева — Як-12 М, Як-18Т,

2
Ульяновск авиационный

Як-40,

3
Ульяновск авиационный

Як-42.

3
Ульяновск авиационный

КБ Антонова — Ан-2,

3
Ульяновск авиационный

Ан-14, Ан-24, Ан-26.

3
Ульяновск авиационный

От этого КБ нет в музее Ан-10. К моменту создания музея, думаю, все образцы этого недолго пролетавшего самолета были списаны.

Уже в конце похода по этому летному полю на ум неожиданно пришла фраза из советского мультфильма.

«Ноги…

2
Ульяновск авиационный

… хвосты…

2
Ульяновск авиационный

… главное — крылья!..

3
Ульяновск авиационный

…Полетели, птичка!»

2
Ульяновск авиационный

Музей находится: Ульяновск, а/п Баратаевка.

Работает: вт — чт 10.00 — 17.00, сб — вс 10.00 — 16.00, пн — выходной.

Стоимость: входной билет 150 руб, льготный 100 руб. Посещение экспонатов (1 самолет) 100 руб, льготный 50 руб.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Музей истории гражданской авиации

улица Авиационная, 20а, Ульяновск, 433327 Подробнее об объекте