В 1913 году жители Симбирска впервые вживую увидели аэроплан, который совершал демонстрационные полеты над Ярмарочной площадью. С этой даты можно вести отсчет авиационной истории города.
В 1935 году в Батайске были организованы Курсы высшей летной подготовки для авиаторов. Во время Великой Отечественной войны и по ее окончании курсы несколько раз меняли аэродромы приписки. МинВоды, Ташкент, Бугуруслан. В 1950 году уже переименованные в Школу Высшей летной подготовки (ШВЛП) перебазированы в Ульяновск. Гражданский воздушный флот с середины 1950-х годов начинает оснащаться новыми типами самолетов, которые и осваивали опытные пилоты со всей страны.
Небольшое отступление о личном. В рождении нашей семьи ШВЛП сыграла огромную роль. Во второй половине 1950-х отец попал под хрущевское сокращение лейтенантов и первый раз приехал в Ульяновск для переучивания с бомбардировщика Ил-28 на пассажирский Ил-14.
1 из 2
7
Тогда и произошло знакомство моих родителей… Впоследствии были переучивания на Ил-18, Ту-154. В музее все эти три самолета стоят рядом…
4
После распада СССР высшие летные училища гражданской авиации страны оказались за границей. В 1993 году на базе ШВЛП, переименованной в 1974 году в Центр совместного обучения летного, технического и диспетчерского персонала стран-участниц СЭВ, было создано Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации, вскоре ставшее институтом.
2
Прибывающие в Ульяновск воздушным путем оказываются в аэропорту имени Н. М. Карамзина.
1 из 2
2
Небольшой аэропорт, размеры здания которого вместе с автопарковкой несоизмеримы с тем объектом, что находится в трехстах метрах. Головной отраслевой музей гражданской авиации.
Неказистое одноэтажное здание, перед входом в которое информация для посетителей и схема расположения экспонатов.
1 из 2
2
Едва переступив за порог, я оказался… в детстве! В голове, как кадры при ускоренной перемотке фильма, промчались мгновения из далекого далека. Как мы, мальчишки из авиагородка, в свободное время знакомыми для нас лазейками в дощатом заборе мимо бабушек-ВОХРовцев проникали на аэродром. И часами ходили возле самолетов на летном поле… Не было ни одного незнакомого, по звуку двигателей с легкостью могли определить любой тип. И снова я стою на краю огромного поля, а передо мной такие знакомые и родные советские самолеты…
4
Уже в фойе кассового зала посетителей встречают макеты, показывающие компоновку салонов.
1 из 5
2
Ан-24.
Прежде, чем пройти на летное поле, заглянем в крытый павильон. Здесь «спрятались» несколько «старичков».
Первый советский пассажирский самолет АК-1.
4
Построенный в 1923 году в единственном экземпляре, во второй половине 1924 года эксплуатировался на маршруте Москва — Нижний Новгород и Москва — Казань, налетав за это время 11000 километров и перевезя 172 пассажира. В 1925 году был включен в состав экспедиции для перелета Москва — Пекин.
Легендарный У-2.
5
Существовало несколько модификаций этого биплана. Самолет связи, санитарный, для сельхозработ в предвоенные годы. В годы войны, помимо этих функций, был еще легким штурмовиком и ночным бомбардировщиком. Глядя на него, трудно поверить в то, сколько жизней спас, сколько людей перевез из-за линии фронта этот самолетик, имеющий всего два места для экипажа.
Небольшой стенд в павильоне рассказывает об основных вехах развития гражданской авиации СССР.
1 из 3
2
Крайний ряд авиационных стоянок отдан под легкую авиацию и вертолеты.
Ан-14.
3
Вмещающая 6–7 пассажиров, «Пчелка» использовалась для полетов с грунтовых площадок.
Чуть большую вместимость имеет Л-410.
2
Производимый в Чехословакии, этот самолет перевозил 19 пассажиров с местных аэродромов с грунтовыми, снежными, короткими взлетно-посадочными полосами. С недавнего времени этот самолет, не утративший актуальности и прошедший модернизацию, производится у нас, на Уральском заводе гражданской авиации.
Самолет, который и сейчас можно встретить в небе России. Ан-24.
5
Надежность конструкции позволяет и в наши дни эксплуатировать его в Сибири и на Крайнем Севере, где практически нет бетонных ВПП.
Следующий экспонат меня озадачил. Казалось, не было в СССР самолета, которого бы я не видел «вживую». На этот же внешне какой-то несуразный биплан смотрел с удивлением. М-15 «Бельфегор» производства Польши.
3
Прочитав информацию на стенде, все понял. Не мог я его видеть. Этот сельскохозяйственный труженик опылял поля на Кубани с 1978 по 1983 года. В то время я бывал совсем в других регионах страны.
смотрятся лилипутами в сравнении с Гулливером Ми-6.
4
Конечно, что такое несколько пассажиров внутри малюток в сравнении с 12 тоннами, которые берет на борт этот грузовик. Правда, глядя на Ми-2, я не о пассажирах думал, а о баранах. Помните «Мимино»? «Чито грито, чито маргарито…»
Воспоминания о советских фильмах еще не раз приходили во время осмотра экспозиции. Ту-134.
7
Именно такой самолет участвовал в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России».
1
Кадр из фильма.
И случились эти съемки здесь, в Ульяновске. Взлетную полосу загримировали под шоссе, построили вдоль нее декорации домов, поставили бочку с квасом. Посадку осуществлял заместитель начальника ШВЛП И. А. Таращан. За рулем автомобилей, снующих по шоссе, были только летчики.
1
Кадр из фильма.
Или возьмем Ту-154.
3
Сразу вспоминается советский фильм-катастрофа «Экипаж». Да и первые туполевские реактивные пассажирские лайнеры Ту-104 и Ту-124 не раз мелькали в советских фильмах.
1 из 2
3
Хотя трапы стоят у нескольких самолетов, в этот день возможность попасть в салон лайнера была только одна. Ту-124. Помните интерьер внутри, эти неудобные кресла?
1
В кабине пилотов, наверняка, были немногие.
1 из 3
2
Я же вспомнил, как пацаненка отец во время полета сажал в левое кресло. (Ничего не трогай! Только подержись за штурвал.) Было это, правда, на Ил-18.
3
В музее есть несколько уникальных, единственных экземпляров. Это первый в мире цельнометаллический моноплан АНТ-4 в версии Г-1.
1 из 2
5
Музейный экспонат является полярной модификацией АНТ-4. Именно на таком самолете А. В. Ляпидевский участвовал в спасении челюскинцев.
В сентябре 1959 года Н. С. Хрущев должен был отправиться с официальным визитом в США. К тому времени проходили заводские испытания нового трансконтинентального лайнера Ту-114. Были опасения, что «хрущевский» самолет не будет готов к сроку. В КБ Туполева переоборудовали два бомбардировщика Ту-95 для дальних полетов первых лиц государства. (Второй предназначался для Председателя Совета Министров СССР Н. А. Булганина) Так родился Ту-116.
6
Однако Никита Сергеевич так и не полетел на этом образце. Он якобы сказал: «Меня будет встречать американский президент и представители американских СМИ. Я должен приветствовать их стоя высоко, во весь рост, от двери, а не вылезать из задницы самолета."
3
На Ту-116 впоследствии летало командование ВВС. В Америку Хрущев полетел на Ту-114, практически «сыром», не прошедшем все испытания. По меньшей мере неумно для главы государства.
5
В США самолет произвел фурор. Вот что писал корреспондент «Christian Science Monitor» с авиабазы Эндрюс, где приземлился Хрущев: «Сам самолет был свидетельством мощи. Это самый крупный воздушный лайнер в мире, настолько широкий, что не может поместиться на обычной рулежной дорожке, настолько высокий, что требует специального алюминиевого трапа, настолько большой, что его нельзя развернуть на главной взлетной дорожке аэродрома Эндрюс."
4
По соседству с этим великаном стоит самолет, при создании которого развернулась настоящая гонка за первенство с французским «Конкордом». Первый сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144.
1 из 2
6
Самый быстрый пассажирский самолет — 2530 км/час. Но, я так думаю, гонка эта ни к чему хорошему не привела. Регулярные перевозки на линии Москва — Алма-Ата осуществлялись всего полгода — с ноября 1977 (ох уж эти советские юбилеи…) по май 1978 года. Эксплуатировались поочередно только 2 из построенных 16 бортов. Жутко нерентабельный получился самолетик,
4
но красив, чертяка! Борт, находящийся в музее, демонстрировался на Международном авиасалоне в Париже.
1 из 3
5
Всего в музее демонстрируется 40 экспонатов. 11 из них являются памятниками науки и техники. Кроме единственных в мире АНТ-4 и Ту-116, это Ил-14 1950 г.,
4
Як-12 М 1946 г.,
3
Ми-1 1948 г., Ту-104 1955 г., Ту-114 1957 г., Ту-124 1960 г., Ту-144 1968 г.