Петровский путевой дворец в Москве — памятник русской неоготической архитектуры — был построен в 1776–1780-х годах по указу Екатерины II. Сооружение выполняло роль временной резиденции для знати, путешествующей из Петербурга в Москву. Помимо практической функции дворец имел символический характер — его возведение было приурочено к победе в русско-турецкой войне.
Название «Петровский» никак не связано с именем императора Петра I. Комплекс получил такое именование из-за того, что был построен на землях Высокопетровского монастыря, предположительно основанного святителем Петром, митрополитом Киевским, Владимирским и всея Руси. Из-за близости к центру Москвы иногда дворец называют «Подъездным».
С момента основания и до наших дней Петровский дворец пережил немало изменений, но сегодня он вновь открыт для гостей: на втором этаже главного здания располагается роскошный бутик-отель, на первом — музей. Архитектурный ансамбль XVIII века курирует Дом приемов мэрии Москвы и часто во дворце останавливаются гости высокого уровня.
Обзорные экскурсии по Петровскому путевому дворцу организует объединение Музей Москвы по предварительной записи. Программа длится примерно 1,5 часа, включает исторический экскурс, посещение парадных залов, осмотр купола и «Казаковской лестницы».
Стоимость тура: в будние дни — 850 руб, в выходные дни и в вечернее время — 1 000 руб. Предусмотрены скидки для студентов, пенсионеров, школьников и других льготных категории. Узнать расписание экскурсий, их точную стоимость, подать заявку на участие можно по телефону +7 (495) 637-70-05.
Официального сайта у музея Петровского путевого дворца нет, но вся информация о выставках, услугах и мероприятиях публикуется на сайте бутик-отеля.
Пешеходные экскурсии вокруг дворца по Петровскому парку предлагают также частные гиды Москвы. Как правило, такие туры не включают осмотр внутренних помещений, так как для этого требуется согласование с администрацией гостиницы.
Вид на Петровский парк и дворец: аэросъемка
О строительстве путевого дворца на дороге из Петербурга в Москву Екатерина Великая задумалась еще в 1770-м, но лишь через 6 лет состоялась официальная церемония закладки сооружения. Архитектором императрица назначила Василия Баженова, но вскоре проект передали Матвею Казакову. Зодчий подошел к работе с большим энтузиазмом и построил дворец всего за три года, еще столько же продолжалась внутренняя отделка.
До первой половины XIX века в путевом дворце останавливались российские монархи — Екатерина II, Павел I. В период Отечественной войны 1812 года в комплексе пережидал московские пожары Наполеон с императорской гвардией. Тогда же брошенный дворец разграбили крестьяне, и в таком виде резиденция простояла до 1830-х.
При Николае I начались восстановительные работы. Император поручил архитектору Ивану Таманскому реконструировать здание по чертежам Матвея Казакова. За несколько лет группа реставраторов проделала большой объем работ: преобразовала внутренний двор и парк, восстановила фасады, парадную лестницу, частично изменила внутренний декор. Именно тогда появился знаменитый купол с росписью «гризайль», заменивший лепнину Круглого зала.
До начала XX столетия Петровский путевой дворец еще несколько раз ремонтировали. Каждый раз это происходило перед подготовкой к коронации. По традиции восшествие на престол нового монарха сопровождалось пышным балом и ужином. Но если коронация Александра II запомнилась роскошью и обилием развлекательных площадок для гостей, то церемония в мае 1896 года омрачилась гибелью сотен людей, которые пришли посмотреть на Николая II и получить подарки. Этот инцидент вошел в историю под названием Давка на Ходынском поле, или Ходынская катастрофа.
До Февральской революции 1917 года на территории Петровского путевого дворца располагался госпиталь, после обустройства для всех желающих открылась парковая зона с театром и развлекательными заведениями, где бывали известные музыканты и литераторы.
Первая половина XX века нанесла резиденции непоправимый урон. Здание передавали разным государственным службам, которые переделывали помещения под свои нужды, но больше всего дворец пострадал от пулеметной команды, поселившейся в левом крыле осенью 1918 года. За пару месяцев «жильцы» так сильно испортили интерьеры и коммуникации, что путевой дворец был признан негодным для дальнейшей эксплуатации. Как следствие, начались новые ремонты и от былой красоты залов почти ничего не осталось.
На долгое время Петровский путевой дворец даже потерял свое название, превратившись в Дворец Красной Авиации. Лишь в 1998 году мэр столицы Юрий Лужков настоял на возвращении исторического названия, после чего стартовала глобальная реконструкция с целью восстановить исконный облик архитектурного памятника.
Архитектор Петровского путевого дворца Матвей Казаков сумел создать здание в необычном стиле. Его шедевр сочетает в себе элементы готики, классицизма, барокко и средневековой русской архитектуры.
Центром сооружения был Круглый зал с грандиозным куполом, похожим на купола в европейских храмах. В его барабане были высечены стрельчатые окна, придающие конструкции легкость. К главному залу примыкали четыре зала поменьше, квадратной формы. Все эти помещения предназначались для торжественных мероприятий.
Известно, что работая над своим первым серьезным проектом, Казаков привлекал к строительству немало иностранцев. Например, самые сложные декоративные работы он доверил австрийскому скульптору Иоганну Юсту.
К сожалению, даже последняя реставрация, которая длилась более 10 лет, не помогла полностью восстановить убранство. Виной тому многочисленные разрушения и перестройки XX века. Сегодня гости музея могут увидеть Круглый зал и четыре аванзала, главную лестницу и несколько предметов мебели. Кроме того, действует выставка художественного искусства XX века. Она включает живопись, графику, предметы декоративно-прикладного искусства.
Петровский путевой дворец находится в районе Аэропорт, по адресу: Ленинградский проспект, 40. Добраться до него можно на метро и автобусах.
Примерно в 500 метрах от главных ворот, возле спортивного комплекса «ВТБ Арена» располагаются две станции метро: «Динамо» (Замоскворецкая линия/зеленая ветка) и «Петровский парк» (Большая кольцевая линия/бирюзовая ветка).
Автобусы № м1, с356, т70, т86, ночные рейсы н1 и н12 следуют до остановки «Путевой дворец». От нее до архитектурного памятника около 150 метров.
На прилегающих к достопримечательности улицах парковка преимущественно запрещена, либо платная. Избежать сложностей со стоянкой поможет вызов такси. Заказать машину с водителем проще всего через приложения Ситимобил, Uber, Gett, Maxim, Яндекс. Go, Везет.
Петровский путевой дворец в Москве: видео
|
|
|
||||||
|
|
|
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Суточно.ру – квартиры посуточно. Есть кэшбэк Туристера.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.