Каждый раз, проезжая по Ленинградке в сторону Шереметьево, любуешься ярко-красным дворцовым комплексом. Это Петровский Путевой дворец.
Каждый раз, проезжая по Ленинградке в сторону Шереметьево, любуешься ярко-красным дворцовым комплексом. Это Петровский Путевой дворец.
И каждый раз, глядя на его затейливый фасад я давала себе слово, что непременно загляну сюда и познакомлюсь с этим памятником архитектуры подробно. Редкий для Москвы образчик дворцовой архитектуры, ведь настоящих дворцов в столице всего ничего, в отличие от северной столицы.
Вот и пришло время знакомиться с родными краями в рамках импортозамещения. В общем, нет худа без добра.
Попасть во дворец можно только с экскурсией, которую я приобрела в Музее Москвы на Парке культуры. 700 рублей — обычный взрослый билет, 350- льготный. Экскурсия длится всего 75 минут, но в ходе её можно проникнуть внутрь дворца и погулять по территории. Сам дворец отреставрированный и ухоженный, экскурсовод-историк рассказывает увлекательно и со знанием дела. В общем, нам понравилось, смело рекомендую.
Удивительная история у этого необычного дворца. В 1770-х годах Екатерина задумала построить на Тверском тракте путевой дворец, чтобы увековечить победу Российской империи над Турцией, а заодно получить место для отдыха по пути из Москвы в Петербург. Ведь в те времена монаршие особы путешествовали долго и со вкусом, делая частые остановки на своем пути. Путешествие из Петербурга в Москву в то время занимало 2–3 недели, и было принято отдыхать во Дворце 2–3 дня. Просто поразительно, насколько неспешной была раньше жизнь, не сравнить с нашими бешеными ритмами!
Для этих целей были выделены пустующие земли Высокопетровского монастыря, отсюда и название Петровский. Как видим, к Петру Первому дворец имеет весьма опосредованное отношение.
Знаменитый русский зодчий Матвей Казаков рьяно принялся за дело. Дворец был построен в рекордные сроки, всего за шесть лет.
Строительство дворца было завершено в 1782 году. Интересно, как возник такой архитектурный замысел строения со сложными декоративными деталями и башенками.
Это, как раз план павильонов.
Элементы дворцового декора символизируют богатство, изобилие, монументальность и величие государства. Размах и роскошь, так и было задумано!
Попадая на территорию парадного двора, можно в деталях рассмотреть нарядный центральный фасад дворца и боковые флигели с башнями.
Перед глазами возникает уникальный микс, сочетающий черты готического возрождения и мотивы древнерусского допетровского зодчества. И не только. Наряду с готическими стрельчатыми окна мы видим здесь барочные окна-люкарны с рогами изобилия. В целом же этот стиль называют романтической неоготикой.
Боковые флигели предназначались для размещения большой императорской свиты.
Кавалерские и фрейлинские флигели расположены напротив друг друга.
В настоящее время в боковых флигелях располагается отель -бутик,
а сам дворец является официальным Домом приёмов правительства Москвы. Когда-то здесь оборудовали госпиталь, ну, а в советское время Петровский путевой дворец принадлежал Военно-Воздушной Инженерной Академии имени Н. Е. Жуковского. И что там было делать военным в таком красивом роскошном дворце?
Как видим, на протяжении истории переходил он из рук в руки.
Теперь мы входим внутрь, и вот здесь то нас ждёт разочарование. Все залы первого этажа — полный новодел, реализованный в эпоху Лужкова. Сделано со вкусом, но тем не менее. Из исторической обстановки, к сожалению, почти ничего не сохранилось. Грустно!
На стенах старинные картины, гравюры, портреты, скульптуры. Исходя из этого можно узнать историю дворца и его посетителей.
Так, сама Екатерина останавливалась во дворце всего два раза — в 1785 году по пути из Новгорода и в 1787 году по дороге из Крыма, проведя там в общей сложности несколько дней.
Но все же отметилась, оставила свой след. Зато ее сын Павел Первый не раз останавливался в Петровском дворце,
ну, а российские монархи использовали дворец как последнюю остановку на пути в Кремль на коронацию. Об этом свидетельствуют многочисленные старинные картины, тема коронации представлена на них очень подробно.
А вот и печально знаменитые подарки последней коронации Николая Второго, из-за которых и произошла та страшная давка на Ходынском поле! Страницы нашей истории буквально оживают перед глазами!
Ещё одна знаковая фигура — Наполеон! А как же!
Он тоже отметился в стенах дворца! В 1812 году здесь располагалась его ставка! Помните, у Пушкина:
Вот, окружен своей дубравой, Петровский замок.
Мрачно он Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.
Из-за пожара в Москве Наполеон покинул Кремль и укрылся в Петровском дворце, проведя здесь несколько дней. Именно из окон Петровского Дворца Наполеон в отчаянии смотрел на горящую непокоренную Москву.
Может быть именно отсюда?
Надо отметить, что к чести французского императора он оставил дворец нетронутым, это уже потом его разорили русские мародеры.
Интересен и Зал с бюстами российских императоров, от Екатерины Второй до Николая Второго.
А теперь продолжим наш осмотр интерьеров второго этажа. Именно здесь можно увидеть всё самое интересное и прекрасное. По роскошной Казаковской лестнице поднимемся на второй этаж в парадные залы дворца. Слава Богу, лестницу сохранили такой, как ее и задумал Казаков — с обильной лепниной, имитирующей плоды изобилия и символизирующей процветание России.
Второй этаж дворца делился на две половины: Императорскую, где находились покои государя, и Запасную, где располагались комнаты наследника престола. Парадные помещения представляют собой большой купольный зал и примыкающие к нему четыре гостиные.
Здесь обстановка и декор максимально приближены к исходным. Великолепный купол, расписанный в технике гризайль, поражает своей объёмностью и ложным ощущением лепнины.
Но, присмотревшись, понимаешь, что это лишь искусный рисунок, имитирующий объём. Пожалуй, это купол и есть главная достопримечательность интерьеров, производящей самое сильное впечатление.
В Круглом Зале ощущаешь всё царственное величие покоев.
Изначально все декоративные элементы были выполнены известным немецким мастером Иоганном Юстом. Современные же мастера постарались воссоздать их точные копии.
В парадных залах намного сильнее воспринимаешь историю дворца. Хотя, безусловно, и здесь практически нет ничего подлинного, царских времен. Вся мебель была изготовлена в бытность Лужкова.
Сделали, как сумели, стараясь максимально приблизить интерьеры к царским временам, ориентируясь на эпоху последнего царя Николая Второго. Реконструкция дворца была проведена в 2012 году.
Единственное, что сохранилась от прежней обстановки, это великолепные венецианские зеркала. Приятно в них посмотреться, ведь в них отражались цари и царицы, им несколько веков! Вот это производит сильное впечатление!
Выйдя из дворца,
можно прогуляться по заднему двору, там совсем другие ракурсы,
и посмотреть внешние панорамы дворца.
Мне экскурсия очень понравилась, очень рекомендую!