Автобус | № 124, 152, 424, 502; ночные – № 601, 605, 608, 610, 662, 664, 669 |
Трамвай | № 1, 2, 3, 4, 8, 13, 14, 18, 24, 44, 52, 62, 64, 69, 70 |
Мариацкий костёл обладает титулом малой базилики, присвоенным папой римским в 1962 г. В 1973-м одна из основных достопримечательностей Кракова была включена в список культурных памятников Малопольского воеводства.
Храм расположен в районе Старого города. Его центральный фасад выходит на Главный рынок — крупнейшую средневековую площадь Европы. Именно с нее многие туристы начинают свое знакомство с городом, его историей и ключевыми объектами. Необычный снаружи и богато декорированный внутри, костел мгновенно привлекает внимание, оставляя в памяти незабываемые впечатления. Его включают в список обязательных для посещения мест второго по величине города Польши.
В работах польского историка и дипломата Яна Длугоша (1415–80 гг.) упоминается о деревянном храме, на месте которого в первой половине XIII ст. возвели каменный костел. Однако вскоре, при очередном нашествии на Польшу монгольских полчищ, он был разрушен. Следующий христианский храм в раннеготическом стиле начали строить в конце XIII в., частично воспользовавшись прежним фундаментом. Освящение костела состоялось в период 1320–21 гг.
В середине XIV в. появился пресвитерий (пространство между нефом и алтарем). В конце того же столетия была выполнена реконструкция, в результате которой зальный храм принял традиционный архитектурный облик базилики. Стены боковых нефов снизили, а в открывшиеся проемы вставили окна. Это позволило значительно улучшить естественное освещение костела.
В XV в. достроили часовни и водрузили на северную башню готический шлем с заостренным шпилем. Одним из событий того столетия стало обретение храмом огромного резного алтаря, ставшего шедевром эпохи поздней готики. Его создал по заказу немецкой общины Кракова скульптор Фейт Штос, которого поляки предпочитали называть Витом Ствошем. В XVI в. ренессансным куполом накрыли южную башню.
Оформление интерьера в позднебарочном стиле Мариацкий костел получил в XVIII веке. Франческо Плачиди, выполнивший проект по заказу архипресвитера собора, сменил внутреннее убранство и украсил стены полихромными изображениями. Неоготический облик базилике придал польский архитектор-реставратор Тадеуш Стрыенский в 1887–91 гг., в сотрудничестве с другими мастерами того времени. Новая полихромия заменила старую, а в пресвитерии появились уникальные витражи.
Масштабные работы по реконструкции Мариацкого костела начались в конце прошлого столетия. Стены очистили от вековых налетов, что позволило восстановить уникальную полихромию. Кроме того, отреставрировали кровлю. В 2010 г. в храме прошла церемония прощания с погибшей в авиакатастрофе президентской четой Качинских.
Культовое строение, сохранившее свой облик с конца XIV в., представляет собой трехнефную кирпичную базилику с пристроенными капеллами, двумя разноуровневыми башнями и барочной крухтой у главного входа. Фасад украшен удлиненными стрельчатыми и арочными окнами, а также поддерживающими карнизы консолями, венчающимися символическими фигурами.
Внимание привлекает множество мемориальных табличек и плит на стенах. Одна из них находится на обращенном к Рыночной площади торце левого нефа. Бронзовый барельеф изображает триумф короля Яна III Собеского в битве под Веной с войсками Османской империи в 1683 г. Памятный знак был изготовлен и установлен в честь 200-летнего юбилея сражения. Эпитафии на южном фасаде храма напоминают о снесенном в XVIII в. приходском кладбище, располагавшемся на месте Мариацкой площади. В 1954 г. эту стену украсили солнечными часами.
Многие туристы обращают внимание на вмонтированные у южного входа в Мариацкий костел железные оковы. В Средневековье в них заключали грешников для всеобщего осуждения. Обруч, надетый на шею, не давал возможности выпрямиться или опуститься на колени. Сегодня оковы находятся практически на уровне земли по причине векового наслоения почвы. Наказание было отменено лишь в конце XVIII в.
О причине, почему соборные башни имеют разную высоту, ходят легенды. Самая известная из них повествует о двух братьях, взявшихся за строительство. Один возвел башню намного быстрее и надолго выехал из города, а другой решил удивить горожан более высоким и красивым сооружением. Первый, увидев результат, в гневе зарезал своего брата, настолько сильно зависть и злость затуманили его разум. Придя в себя, парень бросился с самой высокой точки вниз, не выдержав угрызений совести. Говорят, что тот злосчастный нож до сих пор висит в Суконных рядах на Рыночной площади, напоминая о мрачных событиях.
Более реальной кажется вторая версия. Одну из башен задумали сделать смотровой, поэтому подняли ее ввысь на несколько метров. На вторую попросту не хватило средств.
Высокую башню называют Хейналицей. Именно с нее ежечасно доносится традиционный Мариацкий хейнал, ставший одним из символом Кракова. В Средние века трубачи сигналили о приближении опасности, открытии/закрытии городских ворот, пожарах или грозящем нападении врагов. С XVI в. мелодия стала звучать каждый день.
В местной легенде упоминается трубач, погибший в XIII в. от вонзившейся в горло стрелы во время оповещения горожан о появлении вражеской конницы. Оборванная мелодия напоминает о «последней ноте» героя.
Хейналица имеет форму четырехугольной призмы, на вершине которой расположена восьмиугольная двухъярусная надстройка, накрытая готическим шлемом. Его окружает оригинальный венец из 8 башенок. Шлем был изготовлен Матиасом Херингканом в 1478 г. Золоченая корона на шпиле установлена в 1666 г.
Нижняя башня служит колокольней Мариацкого костела. Четырехугольное в плане строение венчает установленный в 1592 г. ренессансный купол с восьмиугольным барабаном, фонарем и главкой. По углам размещено четыре компактных шлема.
Уникальная пристройка перед главным входом в базилику (со стороны Рыночной площади) выполнена в барочном стиле. Она была возведена в XVIII веке по проекту итальянского архитектора и скульптора Франческо Плачиди, занимавшего в Польше пост королевского архитектора. Основой для создания облика крухты стал образ святыни христианского мира — Гроба Господня.
Витражи над пристройкой созданы в конце XIX в. Оригинальные двери с головами апостолов и польских святых установлены в первой половине XX ст.
Базилика удивляет каждого вошедшего туриста своим алтарем, полихромией стен и звездного свода, богатым убранством, включающим ценные произведения искусства и уникальные витражи апсиды. Особое внимание стоит уделить пресвитерию, украшенному золочением и рельефными изображениями XVI—XVII вв. Абсида отделена балюстрадой. На навесных дверцах расположены барельефы.
В Мариацком костеле находится несколько часовен, или капелл, имеющих уникальное оформление. В интерьере собора присутствуют мраморные элементы и оригинальная проповедническая кафедра. Здесь есть органы: большой 56-голосый, на хорах — 12-голосый и в южном нефе — малый.
После пожара 1442 г., в результате которого рухнувшим сводом пресвитерия был уничтожен алтарь, городской совет вынес решение о возведении нового алтаря. Выполнение работ поручили Виту Ствошу.
Монументальный резной шедевр, изготовленный в период 1477–89 гг., поражает своей безумной красотой, величием, детализацией и огромными размерами. Его ширина составляет 11 м, а высота достигает 13 м. В общей сложности в сценах присутствует более двухсот деревянных фигур высотой до 2,8 м. Их прообразами послужили реальные жители Кракова.
Над алтарем размещено Слацкеровское распятие, выполненное тем же мастером в 1496 г. Его характерными особенностями являются максимальный натурализм и реалистичность происходящего события — страдания Иисуса и, в то же время, его спокойствие.
Для туристов посещение базилики возможно ежедневно с 11:30 до 18:00. В воскресные и праздничные дни — с 14:00 до 18:00.
Подняться на Хейналицу с апреля по октябрь можно ежедневно, кроме понедельника и дат, приходящихся на религиозные праздники. Вход осуществляется группами каждые полчаса. Время допуска:
Ноябрь, декабрь и март северная башня открыта только с четверга по субботу. В январе и феврале вход закрыт.
На колокольню можно попасть только с июня по октябрь. Режим работы: вт.-пт. — с 10:00 до 14:00, с перерывом в 12:00. Войти в южную башню можно группами до 6 человек.
В будни службы проводятся каждые полчаса с 06:00 до 11:00 и в 18:30. В праздничные и воскресные дни мессы проходят каждый час с 06:00 до 10:00, в 11:15, 12:00 и 13:00, а также в 18:30 и 20:00. Уточнить расписание можно на официальном сайте Мариацкого костела.
Вход на службы и молитву осуществляется через главный портал, со стороны Рыночной площади.
За посещение Мариацкого костела туристы должны заплатить определенную сумму. Она составляет:
Вход для туристов расположен с южной стороны костела, обращенной к Мариацкой площади. Доступные зоны — передняя часть нефа и часовни. Пытаться пройти бесплатно через центральный портал, предназначенный для паломников, не имеет смысла. Из этой зоны к основным достопримечательностям костела путь закрыт.
Стоимость посещения Хейналицы составляет:
Цена входа на церковную колокольню — 15 PLN.
Общественный транспорт в Старом городе Кракова не ходит, поэтому до Мариацкого костела придется пройтись пешком. Ближайшие остановки:
Здесь останавливаются:
Собор находится в пешей доступности от Главного железнодорожного вокзала и автобусной станции Кракова.
Путь от автостанции до Мариацкого костела (через вокзал)
Для вызова такси в Кракове можно воспользоваться мобильными приложениями Radio Taxi Mega, iTaxi, MPT Radio Taxi и пр.
Мариацкий костел. Хейнал
|
|
|
||||||
|
|
|
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Trip.com – отели, апартаменты. Есть кэшбэк Туристера.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.