Турист Alexander Volkov (Awolfrus)
Alexander Volkov
был вчера 8:33

Краков — Польша Август 2015

Краков — от Вавеля до Старе-Място

Вавельский замок по значимости для Польши можно сравнить с Московским Кремлем для России. Да и судьба отчасти схожая, после переноса столицы в другой город, замок по-хорошему оказался никому не нужным. Только как усыпальница и место для коронаций (как например Успенский собор в Кремле). Причиной переноса столицы в Варшаву являлось образование Речи Посполитой, т.е столица оказалась на границе государства, что было неудобно, да и попросту опасно.

Раскопки показали, что уже в XI веке на месте Вавеля находилось укрепленное поселение племени вислян. Каменные укрепления начали возводиться Вацлавом II в. 1290–1300 годах, а в XIV веке холм был перестроен Казимиром III Великим в готическом стиле. Около 1340 года стены замка и города были соединены.

Краков — от Вавеля до Старе-Място

После пожара 1499 года Александр Ягеллон начал перестройку Вавеля, пик которой пришёлся на время правления Сигизмунда I Старого. Однако новый пожар в 1595 году привёл к частичному разрушению замка. В 1609 году Сигизмунд III Ваза оставил замок, после чего начался период упадка. Несмотря на это замок остаётся коронационным замком для польских королей.

В Кафедральном соборе хоронили польских монархов (в том числе королева Ядвига, Стефан Баторий, Ян Собеский, Август Сильный), а позднее — также величайших польских поэтов (Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий) и видных политических деятелей (Тадеуш Костюшко, Юзеф Пилсудский, Юзеф Понятовский, Владислав Сикорский).

Краков — от Вавеля до Старе-Място

В 1655–1657 году Вавель был разграблен, а в 1702 году — сожжён шведами в результате Великой Северной войны. В 1724–1728 годах предпринимается попытка реконструкции комплекса, однако после утраты Польшей независимости Вавель был превращён в казарму для австрийского гарнизона и пришёл в упадок, изначальные интерьеры не сохранились. В 1905 году поляки выкупили Вавель у австрийского правительства, и он перешёл в собственность краковского магистрата. Тогда же начались реставрационные работы, продолжающиеся до настоящего времени.

Краков — от Вавеля до Старе-Място

Я прошел через замок насквозь (более подробно про замок расскажу чуть позже) и спустился с холма, выйдя на улицу Канноницу, пройдя чуть подальше напротив папского университета расположены сразу два костела -Петра и Павла и Святого Анджея.

Барочный костел Петра и Павла отодвинут вглубь улицы Гродской и украшен скульптурой. Краковяне шутят: он такой маленький, что даже скульптуры пришлось поставить на улице.

Краков — от Вавеля до Старе-Място

Рядом расположенный костел святого Анджея принадлежит монастырю кларисок. Площадь, на которую выходят костёлы, называется площадью Св. Марии Магдалены. В 2001 году на ней поставлен памятник ксёндзу Петру Скарге — основателю костёла Петра и Павла.

Направился к рыночной площади, и удивительно, пока шел от Вавеля до рыночной площади, насчитал около 20 карет, повозок, каждая запряженная парой лошадей. С уверенностью могу сказать, что в центре Кракова это самый популярный вид транспорта, который почти вытеснил туристические гольф кары и паравозики. Запах конечно тоже соответствующий, да и иногда мешают дорожному движению.

Краков — от Вавеля до Старе-Място

Рыночная площадь в Кракове — одна из крупнейших рыночных площадей в старой Европе, её размер 200×200 метров. Возникла она по локационному плану 1257 года, согласно которому центром города должна была стать площадь, от которой в разные стороны расходились бы по три прямые улицы. Так возникли четыре квартала, границами которых стал крест из улиц, пересекавшихся в центре Рыночной площади: это были кварталы Славковский, Ржежничи, Гарнчарский и Гродский.

Размеры рыночной площади на много превышали потребности горожан, она была сооружена как бы «на вырост». Сооружается здание Суконных рядов и городской ратуши. Рынок стал торговым центром, где находилось место для ремесленников самых разных специальностей. Вся площадь была поделена на отдельные части: был здесь соляной ряд, угольный, рыбный, хлебный, и т. п. Площадь не раз становилась свидетелем важнейших исторический событий.

Краков — от Вавеля до Старе-Място

Началась экскурсия с Мариацкого костела (св. Марии). Великолепный собор, выполнен в готическом стиле. Имеет две башни разной высоты. Каждый час трубит горн — с этим связана история краковским трубачом также связана красивая легенда. Согласно преданию, в XV веке трубач первым заметил татарское войско, подступавшего к городским стенам, и успел подать сигнал об опасности. Но при этом он погиб, будучи сраженным стрелой, пронзившей его горло. Поэтому мелодия, играемая горнистами в наше дни, так же обрывается. Интересно что для сохранения традиций 6 горнистов, посменно по два человека несут вахту, живя на вершине башни Мариацкого собора. Даже время второй мировой войны мелодию исполняли 2 раза в день.

Костел внутри разделен на две части для молящихся и для туристов. Соответственно во время службы все пространство отведено верующим. Внутри грандиозный алтарь работы знаменитого скульптора Вита Стфоша посвященный Успению Девы Марии. Роспись костёла — дело рук художника Яна Матейки. Сам костел мне напомнил Аахенский собор. Очень похожи, только вот в Аахене роспись не настолько впечатляющий.

Краков — от Вавеля до Старе-Място

Выйдя из костела, мы посидели в кафешке на рыночной площади. Город к слову во время дождя изменяется кардинально, людей нет, мостовые отражают здания, причем там плитка, а не брусчатка как например в Праге.

Мелкими перебежками, хлюпая под дождем, мы прошли к Вавелю, где зашли в Кафедральный собор, который являлся местом коронации польских королей и является также их усыпальницей. Увидел могилу Ягайло -старого хитрого литвина, и других монархов.

Краков — от Вавеля до Старе-Място

Дальше прошли в дворец. На мой взгляд напоминает итальянские палацио. На первом этаже комнаты прислуги, на втором помещения королевской семьи, на третьем этаже залы для приема и торжеств.

После обошли замок и вышли к Висле. Надо сказать, что пахло тиной очень сильно, несмотря на относительную высоту.

Краков — от Вавеля до Старе-Място

Спустившись вниз отправились к месту где жил Иоанн Павел 2, будучи еще кардиналом в Кракове. Вообще в Кракове его очень почитают, много памятников, фотовыставок, часовня в кафедральном соборе, и даже аэропорт города тоже носит имя понтифика.

Краков — от Вавеля до Старе-Място

Рядом, в черте старого города находится Ягеллонский университет основанный на бумаге Казимиром в 1364 году, а по факту Ягайло, который является одним из старейших университетов Европы. Университет гуманитарный, но есть филиалы, как например упомянутый ранее факультет медицины на улице Коперника. Из миллиона жителей Кракова, примерно четверть — студенты. В городе около 12 университетов, главный из которых Ягеллонский.

Мы зашли в collegium Maius — старейшее здание Краковской Академии, сооружённое в XV столетии из нескольких стоящих рядом домов. Раньше здесь помещались и аудитории, и библиотека, здесь же жили профессора. А сейчас различные факультеты Ягеллонского университета разбросаны по всему городу. Только библиотека занимает несколько огромных зданий, расположенных за Национальным музеем.

Краков — от Вавеля до Старе-Място

Отсюда вернулся к главной ратушной площади, и думал забраться на ратушную башню — единственное что осталось от ратуши, но несмотря что было еще полчаса до закрытия на башню уже не пускали.

✔️ Т-Путешествия — Отели на сайте Т-Банка. Ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.