Миланский собор (Дуомо) — действующий храм Рождества Пресвятой Богородицы, где проходят богослужения как для католиков, так и для прихожан русской православной церкви. Грандиозное сооружение, облицованное белым кандолийским мрамором, поражает архитектурным великолепием. Строительство началось в эпоху Средневековья и продолжалось 600 лет, официально завершившись лишь в 1965 году.
Миланский собор, панорама Соборной площади в Милане на Google Maps
Под арочным сводом над алтарем хранится христианская святыня — гвоздь с распятия Иисуса. Реликвию демонстрируют верующим раз в году, 14 сентября. В этот день миланский архиепископ поднимается к кресту на платформе в виде облака с ангелами. По легенде, подъемный механизм придумал и расписал Леонардо Да Винчи.
Стоимость входа в собор — 9€. Дети в возрасте до 6 лет допускаются бесплатно. Билет для детей от 6 до 18 лет обойдется в 4€. Билет в музей (Duomo Museum) и церковь Сан Готтардо (San Gottardo in Corte Church) стоит 8€, льготный — 4€. Музей и церковь закрыты по средам.
Для посещения археологической зоны и баптистерия Сан Джованни необходимо иметь комбинированны билет Culture Pass или Duomo Pass Lift.
Зона раскопок и Баптистерий ди Сан Стефано открыты для свободного посещения.
Вход на террасы открыт с 9 до 19 только в летний сезон (с 16 мая по 16 сентября). Лифты прекращают подъем пассажиров в 18.10.
Стоимость билета на террасы с подъемом пешком по лестнице составляет 13€ для взрослых и 6,5€ для детей с 6 до 12 лет, на лифте — 15€ и 7,5€ соответственно. Сохраняйте билет на лифт — его потребуется предъявить и для спуска.
Комбинированный билет Duomo Pass включает осмотр собора, террасы, музея Дуомо и археологической зоны. Стоимость варьируется в зависимости от способа подъема на крышу: на лифте (Duomo Pass A) — 22€ для взрослых и 11€ для детей с 6 до 12 лет, пешком (Duomo Pass B) — 16€ для взрослых и 8€ для детей.
Билеты можно приобрести в Info Point в соборе и в кассах Museo Duomo, расположенных у Королевского дворца справа от Миланского собора.
Комплексные билеты не привязаны к конкретной дате, их можно использовать в любой день до конца года. Билеты действуют в течение 72 часов с момента активации (когда считывается штрих-код при входе), очередность посещения объектов значения не имеет.
Прокат аудиогида внутри собора — 9€.
С 27 марта 2018 года доступна новая услуга Fast-Track Ticket, позволяющая сократить время ожидания в очереди благодаря привилегированной полосе проверки безопасности каждый день с 10:00 до 17:00 (последний билет продается в 16:50).
Билет Fast-Track стоимостью 28€ включает посещение собора, церкви Сан-Готтардо и зоны археологических раскопок баптистерия Сан-Джованни-эль-Фонти через групповой вход.
Льготы для туристов, купивших билет Fast-Track:
Режим работы Миланского кафедрального собора Дуомо зависит от сезона:
В церковные праздники — особый режим работы.
Доступ на террасу: с 1 июня по 15 сентября — до 19:00 (последний вход в 18:10); в остальное время — по режиму работы собора, нужно уточнять на официальном сайте.
Продажа билетов прекращается за час до закрытия, допуск посетителей — за 50 минут. Храм закрыт для туристов на Рождество и Новый год, а также 1 мая.
Если по каким-либо причинам посмотреть собор в ближайшее время не получается или просто хочется увидеть знаменитую достопримечательность в реальном времени, то всегда можно посмотреть онлайн-трансляцию.
Веб-камера в высоком качестве показывает сам собор и площадь перед ним, Галерею и статую Виктора Эммануэля II.
На месте, где сейчас возвышается Миланский кафедральный собор, испокон веков совершались религиозные обряды. До нашей эры здесь располагалось кельтское капище, которое снесли древние римляне, чтобы возвести храм Минервы. После падения Римской империи на руинах античного святилища стояла церковь Санта-Текла (Святая Фекла), уничтоженная древнегерманским племенем лангобардов и вновь отстроенная пару столетий спустя, но уже как базилика Богородицы Санта-Мария Маджоре.
Фундамент Миланского собора заложили в 1386 году по распоряжению герцога Джангалеаццо Висконти. Смена эпох привнесла в первоначальный проект готического храма элементы ренессанса. Для отделки использовался белый мрамор с розоватым оттенком из карьера Кандолья.
В 1805 году в храме короновался как король Италии Наполеон Бонапарт, выходец из итало-корсиканской семьи. Он уже утвердил окончательный проект фасада, обращенного к Соборной площади. В результате была реализована идея первого зодчего, работавшего над храмом, и Милано Дуомо получил 135 мраморных «игл», устремляющихся в небо и создающих облик образца готической архитектуры. Миланский собор завершен в 1813 году архитекторами Карло Амати и Джузеппе Занойя.
Бомбардировки в ходе Второй мировой войны разрушили более половины зданий города, однако собор «Санта-Мария Нашенте» чудом уцелел.
Величественный комплекс Cattedrale di Santa Maria Nascente уступает по размерам лишь трем христианским храмам Европы: собору святого Петра в Ватикане, Севильскому собору в испанской Андалусии и собору святого Павла в Лондоне. Архитектурный стиль собора Дуомо, соединивший художественные традиции средних веков и эпохи Возрождения, получил название «пламенеющая готика».
Панорама — фасад Дуомо вблизи
Беломраморный фасад Дуомо — это эклектика с доминантой готического стиля, создававшаяся на протяжении половины тысячелетия.
Изначально собор строился в локальных традициях — в стиле Ломбардской готики, требующей строгого соблюдения пропорций, именно поэтому сечение западного фасада точно вписывается в треугольник.
На протяжении веков строительства к работе привлекались архитекторы из Центральной Европы, и в результате храм успел приобрести некоторые черты рейнской (вспомним Кельнский собор) и богемской готики (чешские храмы), и в первую очередь — в плане скульптурного оформления.
В период контрреформации Миланский собор получил элементы римской церковной архитектуры, а позднее, в первой половине XVII века, дополнялся под влиянием входящего в моду стиля барокко.
Как и во всех других готических соборах, скульптуры Милано Дуомо посвящены идее христианского спасения. На фасаде, шпилях и внутри здания разместились 3400 статуй и свыше 700 фигур, вставленных в мраморные горельфы. Они изображают исторических и библейских персонажей — патриархов и пророков, мучеников и святых, а также херувимов, гаргулий и химер.
Скульптуры Домского собора Милана — не просто декор, а неотъемлемая часть символики храма, их состав и облик формировался непрерывно в течение шести веков: это единственное постоянное свидетельство скульптурной работы на строительной площадке собора, которая год за годом непрерывно производила статуи в соответствии с культурным климатом каждого отдельного исторического момента. И важным моментом всегда был вид на собор снизу: исходя от него мастера работали над формами, пропорциями и позами статуй.
Многие скульптуры, особенно наиболее значимые, были перенесены после войны в Музей Дуомо, где они сохраняются и по сей день как образцы художественного наследия.
Мадонна увенчала центральный шпиль в 1769 году, тогда же был издан закон, по которому в городе запрещается возводить здания выше Святой Девы. Однако исключение из правил не заставило себя ждать, и небоскреб «Пирелли» обошел это ограничение, установив точную копию статуи Богоматери на вершине.
Облик Миланского собора, в том числе за счет новых статуй, продолжает формироваться и в современности. Так, в марте 2006 года между святыми и шпилями собора были установлены статуи Блаженной Карды Феррари и Отца Монти, а в октябре 2013 года — статуи Блаженного Дона Карло Ньокки.
Среди достопримечательностей храма внимания заслуживают астрономические часы на полу, резные деревянные хоры, 5-метровый канделябр XII века и египетская ванна IV века, ставшая купелью для обряда крещения.
Богатство внутреннего декоративного убранства сконцентрировано в очень высоких и оригинальных капителях, которые завершают большие балочные столбы, в огромных алтарях XVI века и в комплексе монументальной пресвитерии, где скульптура выражена самыми разнообразными способами, материалами и техниками.
Главная святыня миланского Дуомо — один из гвоздей, привезенных из Святой Земли равноапостольной Еленой, матерью императора Константина Великого. Гвоздь, из которого была сделана уздечка для императорского коня, находится на высоте 42 м в хрустальном ковчеге с серебряными гранями. Красный огонь лампады указывает на его местоположение.
В канун церковного праздника воздвижения Креста Господня совершается ритуал Nivola. В этот день епископ Милана поднимается к дарохранительнице, затем реликвия выставляется для обозрения под песнопения и молитвы. Церемония, сопровождаемая звуками органа, транслируется на мониторы, установленные в храме.
Миланский собор украшают 45 витражных панно, самому древнему из которых более 500 лет. Мозаичные полотна изображают сцены из Ветхого и Нового Завета, Апокалипсиса и жития Христа. Витраж над малой часовней креста посвящен деяниям святой Елены.
На надгробии между двумя фигурами, олицетворяющими Мир и Войну, установлена скульптура Джакомо Медичи (1495–1555) по прозвищу Медигино. Два ангела держат щит с гербом флорентийского семейства Медичи. Надгробный памятник итальянского полководца и дяди святого Карло Борромео создал скульптор Леоне Леони (ранее авторство приписывалось Микеланджело). Усыпальница построена по заказу Папы Римского Пия IY, брата Джакомо. Мавзолей стал одним из последних захоронений внутри храма. С конца XVI века запрещено погребение умерших в стенах церкви во избежание эпидемий.
Один из 12 апостолов Иисуса Христа и покровитель рыбаков погиб мученической смертью с него во время пыток сняли кожу по наущению языческих жрецов. Скульптор добился пугающего натурализма: мученик как накидкой прикрывается собственной кожей, напоминая экспонат анатомического музея. Автор, испытывая гордость за свое творение, высек на постаменте надпись: «Не Пракситель создал меня, а Марко д’Аграте».
В храме покоятся останки архиепископа Милана Карло Боромео, причисленного к лику святых. Его имя связано с избавлением города о эпидемии чумы, свирепствовавшей в Италии в 1575–1578 годах. Архиепископ Миланский, рискуя заразиться, ухаживал за больными, совершал погребальные обряды над умершими и влез в долги, чтобы накормить бедствующих горожан. Карло Боромео распорядился впервые вынести священную реликвию из храма и лично возглавил покаянную процессию со Святым Гвоздем, чтобы страшная болезнь отступила. Доступ в крипту открыт с понедельника по пятницу с 11.00 до 17.30, в субботу с 11.00 до 17.00, в воскресенье с 13:30 до 15:30.Ежегодно в ноябре—декабре проходит выставка квадрони святого Карло Борромео. Итальянские живописцы запечатлели сцены из жизни архиепископа в серии из 54 полотен.
Особенность собора — терраса с обзорной площадкой, куда можно подняться на лифте или по лестнице. Оказавшись на крыше среди 135 устремленных ввысь шпилей, можно не только насладиться потрясающим видом на город, но и рассмотреть вблизи скульптурные композиции из ангелов, людей и чудовищ.
На входе проводится сканирование и досмотр личных вещей. Запрещено проносить острые и стеклянные предметы, мотоциклетные шлемы, большие сумки. Для посещения храма выбирайте одежду, закрывающую плечи и колени.
Центральный неф Дуомо имеет пять основных проходов, крайние из которых, пересекаясь с трансептом, далее формируют деамбулаторий.
На пересечении нефа и трансепта находится башня с куполом, чей высокий шпиль украшает фигура Богоматери — это наивысшая часть собора.
Музей собора находится в Королевском дворце (Palazzo Reale di Milano), расположенном справа от фасада Миланского собора, — бывшая резиденция правителей города, в которой сейчас находится музей собора (Duomo Museum) и капелла Сан-Готтардо-ин-Корте (Chiesa di San Gottardo in Corte).
Экспозиция музея повествует о многовековой истории построения кафедрального собора Дуомо от момента основания в 1386 году до XX века. В выставочных залах (всего их 26) представлены иконы, фрагменты витражей, картины, гобелены и копии статуй, украшающих собор. Кроме произведений искусства, в музейную коллекцию входят чертежи, эскизы, документы и артефакты, связанные с историческим датами.
Королевский дворец в Милане и музей Дуомо на панорамах Google Maps
Храм возвышается на Соборной площади (Piazza del Duomo) в самом центре города. Эту архитектурную доминанту сложно не заметить, к тому же именно к собору ведут основные туристические маршруты.
Доехать сюда проще всего на метро по красной линии M1 и желтой линии M3 от железнодорожного вокзала Милано Централе. Станция называется Дуомо (Duomo), выход со станции метрополитена — сразу на Соборную площадь, поэтому метро остается самым удобным вариантом добраться до собора для большинства туристов, и в первую очередь для тех, кто в Милане впервые. График работы метро в Милане — с 6.30 до 0.30.
Городские трамваи: № 24, 27(остановка Piazza Fontana), № 2, 3, 14 (Via Torino), № 12, 16, 19 (Via Mazzini). Передвигаться на трамваях по Милану тоже удобно, хотя остановки и находятся от собора несколько дальше, нежели выход со станции метро, но есть и преимущество — в пути можно посмотреть другие достопримечательности центра города.
Личный или арендованный автомобиль для поездки к собору лучше не использовать. Как и в других европейских мегаполисах, парковка в центре Милана станет проблемой, поэтому для передвижений по городу оптимальнее воспользоваться мобильными приложениями Uber, AppTaxi, MyTaxi, TaxiSelect.
Посетить собор в Милане можно как самостоятельно, так и приобретая индивидуальные обзорные экскурсии.
|
|
|
||||||
|
|
|
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Trip.com – отели, апартаменты. Есть кэшбэк Туристера.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.