Проснувшись утром, привела себя в порядок и отправилась на завтрак. Рассиживаться в отеле времени не было. Полдесятого мне нужно было на Центральном вокзале встретить сестру и зятя, которые оказались в Милане на 4 часа проездом. Они специально дату подгадали, чтобы меня с Днем рождения поздравить. И тут каждая минута была дорога.
Завтрак в отеле оказался очень приличным. Стандартный набор продуктов был. Все, что я попробовала, было вкусным. Особенно их сыр понравился. Кофе варит бармен, что для трехзвездочного отеля редкость. На сайте бронирования читала, что капучино в Viva Hotel самый лучший в Милане. Но это они уж слишком расхвалили. Кофе достойный, но не более того.
После завтрака неспешным шагом пошла в сторону вокзала.
По дороге заглянула церковь Святой Франчески Римской (Chiesa Santa Francesca Romana). Несмотря на то, что церковь относится к стилю барокко, снаружи она довольно скромная. Но стоит войти внутрь и взгляд устремляется вверх, на потолок украшенный фресками.
Прошла мимо церкви Сан Григорио (Chiesa di San Gregorio Magno. Кстати, церковь эта по историческим меркам новодел. Строилась она с 1903 по 1908 годы.
Вот так и дошла до вокзала.
С сестрой и зятем встречаться договорились у киоска с мороженым внутри вокзала. И это оказалось правильным. Хотела я подойти к вагону поезда, но ничего бы у меня не получилось. Выйти к путям можно только при предъявлении билета. Как не проси встречающий пропустить, охрана неумолима.
Поезд задержали, так что пришлось минут 20 поболтаться по вокзалу.
Уф, встретились. Сестра подарила мне альбом со своими акварелями, который, за неимением сумки, пришлось носить руках.
Решили не терять времени даром (даже чемоданы сдавать не стали) и поехали в центр на улицу Монтенаполеоне (via Monte Napoleone),
где в кондитерской Marchese (Via Monte Napoleone, 9) устроили праздничный завтрак. Когда зять увидел, сколько всего мы заказали, сильно засомневался, что все это будет съедено. Но мы справились.
Выпили по бокальчику в Armani Caffe (Via Croce Rossa 2). Его перестроили, и места в нем поубавилось. Пришлось стоять у стойки бара.
А дальше пришло время провожать ребят на вокзал. В принципе, мне смысла туда ехать не было, но хотелось побыть подольше вместе.
Расцеловала, проводила и вернулась на улицу Монте Наполеоне.
Кстати, на самой модной улице Милана проходящая неделя моды никак не ощущалась. Не заметила я увеличения количества моделей на квадратный метр. Улица жила своей обычной жизнью. Стильные люди заходили в люксовые бутики.
Иногда мне нравится просто понаблюдать, смешаться с толпой.
Но сейчас не за этим я сюда приехала.
А приехала я в музей Костюма, моды и образа (Costume Moda Immagine), расположенный в Палаццо Морандо (Palazzo Morando) 16 века по адресу via Sant’Andrea, 6, про который узнала случайно дня за 2 до поездки.
Что приятно, музей абсолютно бесплатный (для меня это было сюрпризом), а посмотреть в нем есть что. Во время подготовки к визиту меня привлекла выставка женского платья разных эпох. Однако, эта выставка была временной и ко времени моего визита ее сменила выставка «Розанна Скьяффино и модa». Выставка позволяет на примере гардероба актрисы проследить эволюцию моды и костюма с пятидесятых до девяностых годов 20 века.
Но не это в музее главное. В музее находится довольно интересное собрание живописи, скульптуры и гравюры, до 1934 года находившееся в частной коллекции Луиджи Беретта.
Интерьеры дворца — один из лучших образцов домашнего декора 2-й половины 18 века.
Несмотря на то, что самым ценным с художественной точки зрения является Зал Олимпа (Sala dell’Olimpo), самыми популярными у туристов являются скульптура «Утренняя молитва» (La preghiera del mattino) Винченцо Вела (Vincenzo Vela)
и Китайская комната (la Galleria Cinese).
Музей открыт вторник-воскресенье с 9 до 13 и с 14–17.30 (вход в музей до 17.00) кроме 1 января, 1 мая и 25 декабря.
У музея очень информативный сайт: http://www.costumemodaimmagine.mi.it/. К сожалению, он только на итальянском, но можно скопировать текст и перевести электронным переводчиком.
Из музея отправилась на Piazza del Duomo. На площади у меня было две задачи: в Галерее Виктора-Эммануила купить себе подарок от сестры (покупать должны были вместе, но времени не хватило) и подняться на крышу Миланского собора.
С первой задачей я справилась легко. Продавец, оформляя документы на tax refund заметила, что у меня День рождения и даже предложила мне бокал шампанского. Было искушение согласиться, но я ему не поддалась. Второй бокал на жаре грозил привести меня в столь расслабленное состояние, что на крышу я бы не собралась. Кстати, продавец мне сказала, что tax refund я могу получить в Rinascente. Возможно, так когда-то было, но сейчас, в Rinascente оформляют возврат налога только на вещи, купленные в универмаге (проверила на следующий день).
Вторая задача была посложнее. На крышу решила подняться на лифте. Но даже, если бы по ступеням собралась подниматься, процесс покупки билета не изменился. Очередь в кассу была солидная. Я взяла талон и стала ждать. По прошествии нескольких минут я увидела, что билет также можно купить в автоматах, очередь к которым двигалась намного шустрее, чем очередь к кассе. Я переметнулась к автомату и довольно быстро стала счастливой обладательницей билета за 17 евро, дающего право на посещение Собора, археологической территории, музея Собора и церкви Сан Готтардо и подъем на крышу Собора на лифте. Кстати, сильно сэкономить, решив подняться на крышу по лестнице, не получится, такой билет стоит 13 евро.
Несмотря на совет на памятке к билету, начать осмотр с крышы, я сначала зашла внутрь Собора.
Что и говорить, Миланский Собор красив, что снаружи,
На посещение археологической территории, музея Собора и церкви Сан Готтардо времени совсем не было, поэтому сразу проследовала к лифту на крышу.
По поводу крыши Собора впечатления посетивших его туристов разделились. Одни говорят, что виды потрясающие, другие утверждают, что ничего особенного. Что ж, мне предстояло составить собственное мнение.
Сначала немного страшилок.
Лифт поднимает не на самый верх. Чтобы попасть на смотровую площадку нужно подняться по довольно крутой лестнице. Не сказать, что ступеней много, но и не один пролет, так что обувь лучше выбрать удобную. Да и на смотровой площадке такая обувь вкупе с внимательностью не помешают — крыша местами покатая и довольно скользкая. На моих глазах упала девушка, увлекшаяся сэлфи. Упала она удачно, без последствий. Но, увиденное, придало мне импульс смотреть не только вверх, но и под ноги.
А вверх смотреть было на что. Статуи и мраморные иглы, при взгляде с Площади Собора, сливающиеся в готическое кружево, тут предстали во всей красе.
По поводу того, что с крыши Собора открывается отличная панорама города, для себя усомнилась, хотя бы потому, что в целях безопасности на крыше установлены решетки, не добавляющие виду живописности. Да, фото при должной сноровке получаются классные, но не за ними же на крышу подниматься.
Обобщая мое впечатление от экскурсии на крышу, скажу: да понравилось, да было интересно, но в лист «обязательно к посещению в Милане» не включила бы.
Когда вышла из лифта, часы уже показывали шестой час, а опера в театре начиналась в восемь. Чтобы успеть собраться, про отдохнуть речь уже не шла, проследовала в отель.
Поскольку в театре мое место было не галерке, а в ложе 1-го яруса, среди респектабельной публики, то и наряд я подготовила соответствующий. Но тут без сюрпризов не обошлось. Похолодание отменилось и, вместо объявленных +15, температура была не ниже +22–23. К вечеру от почти непрерывной ходьбы и жары, ноги уже были настолько растоптаны (уж простите за нелитературный язык), что от туфель на каблуке пришлось отказаться в пользу балеток. Как оказалось потом, оно и к лучшему. А вот остальному аутфиту альтернативы не было. Пришлось изображать, что мне не жарко.
До площади Дуомо добралась на автобусе № 54. Ехали долго. Вроде и расстояние от отеля до Дуомо около четырех километров и пробок особо не было, но минут 30 путь занял. Хорошо, что девушка на ресепшн сориентировала по времени, да и я люблю загодя выйти.
Когда подошла к театру, минут 10 до начала оперы отавалось.
В театре народ стал фотографировался, но почему-то не на фоне Верди, а на фоне Доницетти.
Хотя Верди тоже присутствовал.
Когда зашла в ложу, там уже расположился джентльмен. Уж не знаю, из какой страны он был, но английский у него был на уровне. Мы договорились, что он подвинет табурет поближе, так как из его угла ничего не видно.
А между тем, третий звонок прозвучал, а первый ряд ложи был пуст. Как и в любом уважающем себя театре, в Ла Скала после начала спектакля в партер не пускают. Мы с соседом заняли места и приготовили хоть один акт посмотреть с комфортом. Но не тут-то было. Дверь в ложу открылась и вошла опоздавшая пара. Места пришлось освободить.
Вот тут и удалось оценить прелести и недостатки моего места. Левый край сцены я видела отлично, но как только действие разворачивалось на правом краю — приходилось довольствоваться прекрасными звуками. Дабы увеличить площадь обозрения, почти все действие простояла за спиной дамы из первого ряда.
Роль Риголетто исполнял Лео Нуччи, исполняющий эту партию как минимум 30 лет (видела в интернете запись 1989 года). Он шикарен. Помимо того, что голос замечательный, он и драматический актёр великолепный. Мимика, жесты, чего одна походка стоит.
Надо сказать, что понять певческий итальянский (да и любой другой певческий язык) весьма непросто. На такой случай, на перилах ложи установлены экраны, где можно прочитать бегущую строку текста, исполняемого на сцене. Язык либретто можно выбрать. Насчет наличия русского, не уверена. У нас на одном экране был итальянский, а на другом английский.
Немножко необычным, во всяком случае для меня, показалось, что несколько раз прямо во время действия, когда занавес закрывался для смены декораций, исполнитель, только что исполнивший арию, выходил на поклон. В прошлое мое посещение Ла Скала не замечала.
В антракте побежала в буфет. Получилось так, что за день я толком не поела, и чувство голода грозилось помешать чувству прекрасного. Я бы сказала, что тут российские и итальянские буфеты, да и зрители в них, мало чем отличаются: те же длинные очереди и кусачие цены. За бокальчик Bellavista и бутерброд с лососем я отдала 21 евро.
К началу второго акта джентльмен в ложе не появился. Непохоже было, чтобы он разочаровался и ушёл. Но довольно скоро пропавший нашелся в партере. Как уж он умудрился туда попасть, не знаю, но, выходит, такое возможно.
Второй и третий акт слушала на одном дыхании, поглядывая одним глазом в итальянскую, а другим — в английскую версию текста.
Уж не знаю с чем это связано, но цветы исполнителям не дарили.
Когда вышла из театра. стрелки показывали несколько минут двенадцатого. Я не рискнула довериться итальянским автобусам и предпочла доехать до станции Paola на метро, а дальше пешком. Ну и зря. Если днем и даже вечером пройтись от метро до гостиницы любо-дорого, то после полуночи это даже небезопасно. Конечно, добралась я живой и здоровой, но страху натерпелась: пара странных личностей со мной поздоровались, а один субъект даже увязаться пробовал.
Вот и подошел к концу второй день путешествия.
Теги:
Событийный туризм, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм