Главный монастырь ордена францисканцев Сакро-Конвенто и его центральный храм — Церковь Сан-Франческо — находятся в итальянском городке Ассизи в регионе Умбрия. Храму присвоен высокий статус Папской базилики, всего Великих базилик Католической церкви только шесть по всему миру.
Культовые строения и фрески на их стенах отмечены ЮНЕСКО и внесены в список Всемирного наследия. Храм получил известность как духовный центр братства францисканцев и как место погребения его Святого основателя. Привлекают путешественников известнейшие фрески Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone), созданные мастером в XIII в. и изображающие житие Святого.
Работа над росписью стен Базилики велась в общей сложности полтора века.
Фрески, которые украшают центральный неф Нижней Базилики, считаются самыми древними в храме. В исторических документах имя первого автора не сохранилось, поэтому в истории искусств его принято называть Мастер святого Франциска. Также неизвестны и даты создания шедевров, предположительно роспись велась в 1260 — 1263 г., а в 1974 г. подверглась реставрации. Работы выполнены в древнейшей живописной технике «аль секко», что в буквальном переводе означает «по сухому», то есть по сухой штукатурке.
Фрески Нижней Базилики искусствоведы признают лучшими образцами тосканской настенной живописи, которые были созданы до Чимабуэ. Потолок нефа голубой, его украшают золотые звезды. На правой стене сохранились пять сцен жизни Христа, а на левой — пять сцен жизни святого Франциска. Считается, что подобное расположение было призвано подчеркнуть великую роль основателя ордена.
Значительная часть фресок на сегодняшний день утрачена. И дело не только в разрушительном влиянии времени: в XIV в. храм стал очень популярен у знатных и богатых семейств, которые заказывали возведение капелл — пристроек к главному нефу. Чтобы выполнить работы, приходилось уничтожать часть стен, а вместе с ними и фрески. Лучше всего сохранились «Оплакивание» и «Снятие с креста». Специалисты отмечают, что Мастер святого Франциска писал в соответствии с византийским каноном, но в то же время старался подчеркнуть высокую эмоциональность сцен, как будто призывая зрителя к глубокому сопереживанию.
На стене трансепта находится и одна из самых знаменитых работ Чимабуэ под названием «Мадонна со святым Франциском». Правое крыло трансепта украшено фресками Джотто и его учеников. Здесь истории детства Христа и сюжет явления святого Франциска детям. Работы основоположника эпохи Проторенессанса привлекают много внимания, их уникальность и вызов в совершенно новом для того времени подходе: лица Святых были по-человечески эмоциональными, а обстановка и пейзажи вокруг — узнаваемыми и натуралистичными.
Главными фресками Верхнего храма считаются 28 составных изображений кисти Джотто — так называемый Францисканский цикл. При его создании мастер опирался на жизнеописание святого Франциска Ассизского. Удивительная работа «Мадонна с младенцем» тоже принадлежит Джотто, на фреске младенец улыбается, а это было не характерно для итальянской живописи тех лет. В нижней части стен вы увидите картины из Нового и Ветхого Завета. По ним бедные и безграмотные люди того времени могли «читать» Библию.
Апсиду украшали фрески Чимабуэ, которые плохо сохранились до наших дней. Это «Поцелуй Иуды», «Евангелисты», «Распятие». Верхний ярус нефа украшают 32 сюжета Ветхого и Нового Завета, которые создали последователи Чимабуэ — Джакомо, Якопо Торрити и Пьетро Каваллини. Именно эти изображения пострадали в 1997 г. из-за землетрясения.
Верхняя Базилика святого Франциска внутри на Google-панораме
Церковь San Francesco — это храм в двух ярусах, построенных в разное время. Отсюда возникли и названия: Верхняя и Нижняя Базилики. Обе части храма — это однонефные строения с трансептом. С южной стороны к церкви пристроена колокольня высотой 60 м.
Нижняя Базилика была возведена после первой всего за пару лет, уже в 1230 г. она была открыта. Строение располагается в глубине холма рядом с монастырскими постройками. В общем архитектурном ансамбле хорошо просматривается только южный портал. В целом внешний облик храма по типу близок к римской крипте. Войти в Нижний храм можно со стороны каменной площади через огромные резные двери, которые сами по себе являются предметом искусства (XVI в.).
Центральный неф окружен полуциркульными арками, трансепт имеет цилиндрический свод, а за ним располагается роскошно декорированная апсида. План Нижней церкви усложнен достроенными в разное время капеллами:
Алтарь апсиды выполнен из цельного камня, его окружают готические арки, опирающиеся на колонны. Роспись купола выполнил ученик Джотто. Здесь изображены так называемые Великие аллегории: Целомудрие, Бедность и Послушание — все то, что проповедовал Франциск. На стенах апсиды фреска «Страшный суд» Чезаре Сермеи ди Орвьето (середина XVII в.).
Спуститься в крипту Святого можно по одной из двух лестниц, которые находятся в середине нефа Нижней Базилики. Сначала внутренняя отделка была выполнена в неоклассическом стиле с использованием мрамора. Но чуть позже, в 1925 — 1932 гг., архитектор Уго Тарчи изменил интерьер, теперь это нео-романский стиль.
Массивный каменный саркофаг с мощами Святого закреплен над алтарем. В первой половине XX в. вокруг алтаря установили урны с прахом учеников Франциска и его ближайших соратников.
К возведению Верхнего храма приступили в 1239 г., а закончили его только в 1253 г. Церковь возвышается на холме, ее фасад просматривается издалека. Главный вход ориентирован на восток, перед ним — Верхняя площадь святого Франциска.
Верхний храм — образец итальянской готики (сочетание французской готики и стиля базилик романского периода). Внутри очень много пространства, воздуха и света. План строения простой: один неф с трансептом и апсида. Привлекают внимание яркие витражи на окнах, которые были сделаны городскими ремесленниками и сохранились еще с XIII в. Сводчатый купол расписан золотыми звездами на голубом фоне.
Когда строительство Нижней Базилики было завершено, под главный ее алтарь поместили останки Франциска. По сути, для этого построили скрытый этаж под землей, который выполнял роль крипты. Спуститься туда можно было по узкому подземному ходу.
Чуть позже главный архитектор храма Илия Бомбардоне заложил и скрыл ход в крипту. Историки считают, что сделал он это, чтобы тело его друга и основателя ордена осталось в целостности, а мощи не были разделены и розданы другим монастырям на территории Европы. Так о существовании крипты и ее точном местонахождении постепенно забыли, а история о мощах Святого стала легендой.
Только в 1818 г. монахи ордена получили благословение Папы и провели раскопки. В результате действительно обнаружили ход и крипту. После изучения находки в Ватикане подтвердили — в усыпальнице находятся мощи святого Франциска. Папа римский Пий IX отдал распоряжение декорировать склеп и открыть его для посещения.
Симон ди Пукьярелло подарил францисканцам участок за чертой средневекового города Ассизи, между реками Тешо и Сполето. Этот скалистый район был известен горожанам как место казни преступников, поэтому в народе бытовало название «Адский холм». Предчувствуя кончину, Франциск отправился в лес на горе, чтобы умереть и быть погребенным здесь. Сегодня на этом месте раскинулся монастырь, а холм называют «Райским».
Строительство монастыря началось через 2 года после кончины святого Франциска и его канонизации. Хотя первый камень торжественно заложил Папа Григорий IX летом 1228 г., к тому времени работы уже активно велись. Организацию строительства взял на себя викарий Илия Бомбардоне (Elia Bombardone) — близкий друг и соратник святого Франциска. Это неслучайно, викарий имел богатый опыт возведения каменных склепов и усыпальниц в Сирии.
Храм, задуманный как усыпальница основателя францисканского братства, получался слишком роскошным для монашеского ордена, проповедовавшего аскетизм. Однако сдержанность и самоотречение Папа Григорий IX отменил, когда весь орден после смерти Святого перешел под управление Ватикана. Поэтому храм и монастырь уже без стеснения декорировали лучшие мастера того времени. Через 50 лет Папа Николай IV присвоил храму статус Папской базилики.
В 1530 г. произошло обрушение верхней части колокольни, ее шпиль упал из-за прямого попадания молнии. Поэтому по распоряжению Папы Сикста VI провели реставрационные работы, а вместе с тем и расширили территорию монастыря. В результате в Сакро-Конвенто появилась летняя резиденция понтификов.
В XVII в. монахам жертвовали значительные средства, поэтому появилась возможность построить приют для паломников. С тех пор в монастырь стекается большое количество пилигримов. После обнаружения мощей государство изъяло монастырскую собственность в свою пользу. С тех пор монахи не могли поддерживать покой и умиротворенность этих мест и были вынуждены мириться с соседством туристов, искусствоведов, историков.
Сегодня мужской монастырь не действует. Еще в 1971 г. здесь открылся Теологический институт, где обучаются студенты и работают ученые со всего мира. Хотя и много веков до этого братья францисканцы большую часть времени отдавали научным изысканиям.
В 1997 г. в монастыре произошло несчастье: землетрясение погребло под обломками 4 человек. Одновременно была разрушена и осыпалась часть бесценных фресок со стен базилики. Реставраторы долго работали над их восстановлением, собирая фрагменты как пазл. Фактически удалось восстановить 180 кв. м. росписи, но это только 80%, остальное безвозвратно утеряно. Однако компьютерные технологии позволяют паломникам увидеть свод храма таким, каким он был до обрушения: создана трехмерная модель, которая транслируется лазерным проектором. Чтобы увидеть недостающие фрагменты фрески, нужно надеть специальные очки.
Базилика открыта в разное время в зависимости от сезона:
Внутри храма запрещена фото- и видеосъемка, служители тщательно следят за этим. Помимо церкви вы можете посетить небольшой музей, где кроме предметов искусства выставлены личные вещи Святого. На входе вам дадут аудиогид и брошюры, в том числе на русском языке.
Фасад базилики Святого Франциска на Google-панораме
Если вы приехали в Ассизи на автомобиле, то будьте готовы к трудностям с парковкой. Улочки в городке очень узкие и оставлять машину на них нельзя. Ближайшая к монастырю крупная подземная парковка находится в районе автовокзала.
Если вы добираетесь общественным транспортом, то от ж/д вокзала Ассизи ходит автобус. За 10 минут он доставит вас к монастырю. Билеты можно купить или на станции, или у водителя при посадке. Расписание и билеты на поезда — на сайте TrenItalia.
Если хотите доехать на такси, обратитесь в одну из городских служб «Taxi Foligno F.lli Giomma», «Taxi Ii Posteggio», «Perugia Taxi», «Chiamaguido».
Видео о церкви Сан-Франческо
|
|
|
||||||
|
|
|
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Trip.com – отели, апартаменты. Есть кэшбэк Туристера.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.