Цепной мост Сечени входит в тройку самых узнаваемых и популярных достопримечательностей Будапешта. Наряду с Базиликой Святого Иштвана и Парламентом он пестрит со всех сувенирных открыток и, пожалуй, ни один турист не уезжает из столицы Венгрии без фотографии на его фоне. Мост соединяет две исторические части города — Буду и Пешт. В Буде его крайней точкой является площадь Адама Кларка, а в Пеште — площадь Рузвельта. Мост Сечени по праву считается одним из самых красивых мостов в Европе и визитной карточкой Будапешта.
Мост был возведен в 1849 году и стал первым и единственным постоянным мостом через реку Дунай на всей территории Венгрии. Цепным его назвали из-за массивных металлических цепей, что поддерживают дорожное полотно. Свое второе название «мост Сечени» получил в честь политика и мецената графа Иштвана Сечени, который выделил немало средств и вложил уйму сил в его строительство.
Когда возникла идея строительства моста, жители города разделились на противников и сторонников этого замысла. Главным аргументом против было отсутствие у венгерских инженеров опыта в строительстве и проектировании мостов через широкие и полноводные реки. Люди небезосновательно боялись, что новый мост попросту не справится с буйным нравом Дуная и обязательно обрушится. Опасались также, что в период таяния льдов под мостом начнут скапливаться ледяные глыбы, и это послужит причиной наводнения. Был еще один аргумент против: жители города понимали, что возведение моста требует колоссальных денежных вложений и предполагали, что в последствии, для передвижения по нему необходимо будет платить пошлину в городскую казну.
В 1832 году было создано Общество по строительству моста, главным идейным вдохновителем которого стал граф Сечени. По легенде, из-за отсутствия надежной переправы через Дунай, он опоздал на похороны своего отца, после чего и поклялся построить мост. В Общество входили состоятельные и влиятельные лица австро-венгерской империи, а главной их задачей было решение экономических и политических проблем, возникающих в ходе подготовки к строительству, а также пропаганда всех выгод, что принесет мост и формирование положительного общественного мнения на этот счет.
На поиски технического решения, граф Сечени отправился в Англию. Там он познакомился с инженером Уильямом Тёрни Кларком, которого и пригласил для проектирования моста. Непосредственно само строительство возглавил молодой шотландский инженер Адам Кларк, именно в его честь позже назовут площадь в Буде, на которую выходит западная часть Цепного моста. Не смотря на одну фамилию инженеры не являются родственниками, даже дальними.
Первые сваи были забиты в 1840 году. Для этого из Англии привезли 800 опытных рабочих вместе с семьями и целых два года они трудились над мостовыми сваями. Чугунные литые украшения, металлические цепи и тросы отливались в Англии. В общей сложности мост возводили на протяжении 10 лет с приостановкой строительства во время национально-освободительной революции. В общей сложности была потрачена немыслимая сумма по тем временам — 4,4 млн форинтов! Торжественная церемония открытия Цепного моста состоялась 20 ноября 1849 года. Интересно, что на открытии ни граф Сечени, ни Уильям Кларк не присутствовали, и даже ни разу не прошлись по своему уникальному инженерному творению.
Прошло время и нагрузка на мост сильно возросла, и он был закрыт на реконструкцию в 1913–1915 годах для укрепления дорожного полотна и усиления стальных частей конструкции. Впоследствии, при отступлении фашистов в конце Второй мировой войны, мост был взорван. Уцелели лишь два опорных столба, поэтому в 1947–1949 годах Цепной мост Сечени по сути отстроили заново. Движение с берега на берег по нему восстановили 20 ноября, спустя ровно столетие после открытия.
Сегодня по мосту с одного берега Дуная на другой могут попасть как для пешеходы, так и автомобили, и плату за пользование как до войны, разумеется, не взимают. Жители города очень любят мост Сечени и каждый год 20 ноября празднуют его день рождения.
Мост состоит из шести пролетов, 375 метров в длину и почти 15 метров в ширину, поддерживается двумя речными пирсами по 48 метров каждый. Очень эффектно выглядит в ночное время — мощные прожекторы освещают опоры моста и верхние части, а по краю тротуаров и вдоль цепей загораются яркие лампочки, которые очень красиво подчеркивают его выразительную форму.
В 1852 году вход на мост с обоих берегов украсили скульптуры львов, выполненные Яношом Маршалко. Согласно преданию, если по мосту между львами пройдет женатый мужчина, который ни разу даже в мыслях не изменял своей жене, то львы зарычат. Еще одна забавная легенда связана с львиными языками, которые скульптор якобы забыл изобразить. Говорят, что в день торжественного открытия скульптур на мосту, ученик сапожника привлек внимание толпы к отсутствию языков в пасти у львов и Янош, не выдержавший унижения, бросился в Дунай. Конечно, в этой легенде мало правды. Скульптор спокойно дожил до старости, а когда выслушивал претензии, то отвечал, что львы не собаки и не высовывают языки в жару, они у них внутри пасти, и не видны снизу, так как львы расположены на постаментах в 3 метра высотой.
На западном берегу Дуная, сразу за мостом начинается тоннель через Будайскую гору. Его длина аккурат совпадает с длиной самого моста, поэтому местные жителя любят шутить, что в случае чего, мост можно будет спрятать в тоннель. Рядом на площади Адама Кларка находится монумент в виде каменного нуля высотой 3 метра — нулевой километр. От этого места ведется отсчет расстояний по всей территории Венгрии. Тут же находится станция фуникулера к Королевскому дворцу и Будайской крепости.
На противоположной стороне на одноименной площади установлен памятник Иштвану Сечени. А за ним сквозь улицы виднеется Базилика Святого Иштвана.
Настоятельно рекомендуется прогуляться по мосту пешком. До него несложно дойти от станций метро Kossuth Lajos Tér и Batthyány tér. Также рядом есть остановки наземного общественного транспорта: Clark Ádám tér для автобуса № 86 и трамваев № 19 и 41, Széchenyi István tér для автобусов № 16 и 105, Eötvös tér для трамвая № 2.
Если вы собираетесь добираться до Цепного моста Сечени на такси, то наиболее популярные службы, которые работают по городу — это TAXIFY и Budapest Taxi.
|
|
|
||||||
|
|
|
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Trip.com – отели, апартаменты. Есть кэшбэк Туристера.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.