Первый раз за время пребывания на сайте подготовил материал в формате «Отзыва об объекте». Решил это сделать по нескольким причинам: во-первых, интересно попробовать данный формат, во-вторых, объект очень достойный, а в третьих — хочется поделиться сделанными во дворце фото. Не потому, что они какие-то выдающиеся — совсем наоборот, а потому, что фотографировать в помещениях дворца Долмабахче запрещено.
20
Вообще, я не любитель нарушать этот запрет, ощущение при этом — будто занимаешься мелким воровством)) Но зачастую запрет фотографировать выглядит каким-то самодурством, именно такие мысли были во дворце, где за посетителями зорко приглядывали не российские музейные бабульки, а молодые и рьяные турецкие юноши-девушки, вот и возобладало чувство противоречия и какого-то азарта!
13
Мужская половина дворца
Фото в условиях подпольной съемки вышли не самого высокого качества, за что приношу свои извинения, но все-таки попытался проиллюстрировать ими отзыв, благо в материалах сайта внутренние помещения дворца и интерьеры демонстрировались не слишком часто, хотя материалов о дворце много.
Итак, мы добрались от места проживания в районе Фатих до дворца утром на трамвае Т1, доехав до остановки Кабаташ и пройдя недолго пешком. Ориентир — Часовая башня в стиле необарокко высотой 27 метров, которая находится неподалеку от дворцовой мечети.
16
Наискосок через дорогу расположен стадион Бешикташ.
7
У Часовой башни расположился главный вход на территорию дворца через Ворота Сокровищ. Здесь на входе мы купили билеты, отстояв небольшую очередь. Решив изучить дворец максимально полно, приобрели билеты в три его части — мужскую половину Дворца (селамлик), в женскую половину — Гарем (гаремлик) и в Картинную галерею. Взяв аудиогид на русском языке, отправились изучать объекты самостоятельно, без экскурсии. Справочники утверждают, что на территории дворца имеется в общей сложности 12 ворот, трое самых красивых, радующие глаз своим великолепием, это Ворота Сокровищ,
18
Ажурные (Романтические) ворота, смотрящие на воды Босфора
19
и Султанские (Северные) ворота,
17
через которые мог въезжать только султан.
Раньше у ворот дворца стояли часовые, их смена вызывала интерес у туристов, а туристки обожали делать свои фото рядом с бравыми гвардейцами. В наше посещение военная охрана отсутствовала от слова совсем, возможно ее вообще убрали…
После прохода на территорию дворца через Ворота сокровищ посетители попадают в живописный парк, который разбит вокруг дворца.
1 из 2
16
В нем произрастают растения со всех частей света, много цветов,
1 из 4
10
чередуются водоемы, красивые мраморные скульптуры и фонтаны,
1 из 2
12
в которых плавают разноцветные рыбки.
10
Мужская часть дворца (селамлик)
Дворцовый комплекс Долмабахче (насыпной сад) был построен в середине XIX века 31-м султаном Османской империи Абдул-Меджидом Первым. Дворец считается самым крупным в Турции, наверное, так и есть, хотя Топкапы показался мне размерами побольше, во всяком случае его территория.
1 из 2
18
Мужская половина дворца. Хрустальная лестница сооружена из баккара – прочного хрусталя высшего качества, произведённого во Франции, и латуни
Абдул-Меджид Первый был дядькой прогрессивным, при нем все османские подданные получили равные права, была принята первая Конституция, появилось железнодорожное сообщение и телеграф. Такого прогрессивного султана старинная обстановка дворца Топкапы тяготила своей средневековостью.
1 из 2
18
Мужская половина дворца
Насмотревшись европейских дворцов, он захотел построить в Стамбуле свой, превосходящий их по красоте и роскоши. Было принято решение возвести на берегу Босфора новый дворцовый комплекс в современном стиле, архитекторами были приглашены известные мастера армянской династии Бальян.
1 из 2
16
Мужская половина дворца. Зал Сюфера - один из официальных залов для приема иностранных послов
Строительство происходило в 1842–1853 годах на месте засыпанной бухты, на берега которой, согласно преданиям, десантировались войска Мехмеда Фатиха Завоевателя, чтобы перетащить флот сушей в бухту Золотой Рог, минуя загораживающие бухту подводные цепи.
1 из 2
18
Мужская половина дворца
По окончании строительства стало ясно — роскошный дворец своим великолепием и богатством не уступает лучшим резиденциям европейских монархов, являя собой яркий образец смешения европейской и восточной архитектуры, стилей неОклассицизма, барокко и рококо. Считается, что впервые в турецкой истории мужская половина и гарем оказались под одной крышей. Во дворце 285 комнат, больше 40 залов, 60 турецких бань-хамамов, 68 туалетных комнат. Хамамы, как мне видится, являются прямыми наследниками византийских терм.
1 из 2
19
Мужская половина дворца
На отделку интерьеров было потрачено 14 тонн золота и 40 тонн серебра, комплекс дворца состоит из нескольких зданий, фасадом выходя на Босфор. Изучая дворец, я все высматривал на потолке и стенах, куда пристроили 54 тонны драгметаллов)) Надо сказать, что постройка дворца сильно опустошила казну империи…
Королева Великобритании Виктория, совершавшая визит, подарила султану шикарную люстру, которая в настоящее время находится в зале приемов (церемониальный зал). Это люстра из богемского стекла, которая рассчитана на 750 свечей и весит 4,5 тонны.
1 из 2
20
Мужская половина дворца. Церемониальный зал
Но беспощадное время неуклонно вело великую империю к ослаблению и развалу, хотя после Абдул-Меджида Первого во дворце жили ещё шесть султанов.
1 из 2
18
Мужская половина дворца
После падения Османской империи во дворце некоторое время проживал первый президент республики Мустафа Кемаль Ататюрк, где он и умер в 1938 году, а с 1952 года во дворце стал работать музей. Достаточно скромную комнату Ататюрка сфотографировать не удалось, возле нее бдил особо ретивый смотритель.
1 из 2
10
Мужская половина дворца
Гарем (гаремлик)
Для попадания в помещения Гарема надо выйти на улицу и найти отдельный вход.
19
Гарем
В прудике у входа в помещения Гарема плавала пара великолепных белых лебедей, постоянно шпыняя и прогоняя затесавшуюся к ним уточку))
1 из 2
16
Придворные интриги в дворцовом пруду.
По газонам парка гуляли стайкой то ли индюшки, то ли цесарки.
10
Ну и как же обойтись без местного дворцового кота)
14
Гарем — личная часть дворца султана и его семьи выглядит скромнее мужской части, но гораздо больше по площади. Ранее Гарем был не предназначен для посторонних глаз. В Гареме, этом осином гнезде интриг и страстей, жили не только жены и наложницы. Здесь еще жили матери султанов (Валиде-султан), дочери, сестры, племянницы и другие родственницы, служанки, то есть всё женское население дворца.
24
Гарем
У каждой женщины в гареме был свой статус, свои права и обязанности. На основании этого статуса определялась величина денежного содержания, качество занимаемых покоев и количество служанок. Гарем почему-то напомнил большую коммунальную квартиру, где многочисленные женские комнаты различного размера изолированы друг от друга, а не расположны анфиладой, как в европейских дворцах))
19
Гарем
В гаремной части находится три больших зала. Голубой зал предназначался для торжественных приемов и церемоний,
22
Гарем. Голубой зал
в Розовом зале собирались и проводили время жены и наложницы султана.
16
Гарем. Розовый зал
Кроме больших залов в Гареме находятся апартаменты Валиде Султан, спальня султана, покои его жен и наложниц. Во всех помещениях дворца много ценных экспонатов: различные ковры, мебель, люстры и вазы. Но по сравнению с европейскими дворцами заметно отсутствие скульптур, да и картин в помещениях немного.
Картинная галерея
В картинную галерею, коллекция которой насчитывает свыше трех тысяч экспонатов, отдельный вход, находящийся с правой стороны дворцового комплекса. В 2019 году собрание галереи сильно пополнилась коллекцией, ранее находившейся во дворце Топкапы, частично в запасниках. Поскольку фотографировать было трудно, не зафиксированное авторство подавляющего большинства картин не запомнилось…
Османские султаны были людьми образованными и интересовались живописью. Интересная деталь — с 1864 по 1876 год российский художник польского происхождения Станислав Хлебовский жил и работал придворным художником у султана Абдул-Азиза.
Естественно, что на видном месте в музее висит портрет Кемаля Ататюрка, как без него))
9
Портрет Кемаля Ататюрка
Много портретов знатных турецких особ, членов их семей и военачальников высокого ранга.
1 из 2
9
Отдана дань картинам с батальными сценами
1 из 2
12
и сценами охоты.
1 из 2
15
Но в то же время присутствует много картин европейских художников, в частности французских — от пейзажей до бытовых сцен.
1 из 4
11
Особенно неожиданны показались женские портреты, которые написаны турецкими художниками в 19 веке.
1 из 3
12
А вот картину основателя Археологического музея в Стамбуле Османа Хамди-бея «Девушка, расчёсывающая волосы» я опознал, потому что с интересом читаю коллег по сайту, в частности Оксану AsiaGate https://www.tourister.ru/responses/id_38196))
16
В галерее находится большой зал, в котором экспонируются картины (мариниста «наше все») Ивана Айвазовского. Известно, что он был очень плодовитым художником, не обошел своим творчеством и Османскую империю, где творил в 19 веке по заказу султана Абдул-Азиза. Он написал около 40 картин с видами Босфора и был за эти заслуги награжден орденом, который он, как утверждают, выбросил в Черное море во время геноцида армян. Фотографий нет, так как в этом зале тоже попался ретивый служитель.
Обогнув дворец по территории парка, можно полюбоваться красивым фасадом дворца, отделанным белым мрамором и вытянувшимся на 600 метров,
22
и великолепными видами на Босфор.
16
При знакомстве с дворцовым комплексом можно еще посетить Часовую башню, дворцовую мечеть Долмабахче и Хрустальный павильон. Но павильон при нашем посещении был закрыт, а на другие объекты просто не хватило времени.
Дворцовый комплекс Долмабахче по праву входит в число самых впечатляющих достопримечательностей Стамбула. Рекомендую его посещение всем гостям города.
Хотя, положа руку на сердце, мне кажется, что Петербургские дворцы все-таки роскошней))
Адрес: Vişnezade Mah., Dolmabahçe Cad., No:2, Beşiktaş, İstanbul, Türkiye