«Путешествуй только с теми, кого любишь» (ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ)
После рассказа о долинах Каппадокии хочется поделиться полученными знаниями про другие интересные локации и развлечения для туристов, которые мы там увидели, а в некоторых приняли посильное участие))
Полеты на воздушных шарах
В одном из комментариев к предыдущему рассказу коллега выразил удивление — дескать, он никогда не встречал рассказа об этих удивительных местах без упоминания воздушных шаров… И я совершенно с ним согласен — без описания этого туристического развлечения полнота картины не выйдет.
Множество туристов едут в Каппадокию с мечтой полетать на воздушном шаре, получить порцию адреналина, подкрепленную дипломом воздухоплавателя, обозреть и по возможности запечатлеть с высоты красоту местных ландшафтов.
Первый коммерческий полет на воздушном шаре в Каппадокии состоялся в 1989 году. Пара предприимчивых людей организовала специализированную компанию Kappadocia Balloons, а сегодня в Каппадокии работают более 20 компаний, которые занимаются организацией туров на воздушных шарах. Теперь воздушные шары такой же символ региона, как и удивительный местный рельеф.
На шаре летал наш сын Валентин, зато его родители наблюдали шоу воздушных шаров с земли, что тоже представляет собой весьма живописное зрелище. Я уже писал в предыдущих рассказах турецкой серии о неприятностях, произошедших в Стамбуле. Из-за этого не было уверенности в том, что доберемся до Каппадокии, поэтому бронирование и оплату полета мы заранее не производили.
Tripster предлагал заранее оплатить полет за 280 евро, ссылаясь на большое количество желающих. Администрация арендованного отеля пообещала устроить полет за 220 евро. Эти продавцы утверждали, что полеты часто отменяются из-за погодных условий, туристы могут ждать разрешения несколько дней… По прибытии в Гёреме мы легко купили в первой встретившейся местной Balloons-конторе ваучер для полета на воздушном шаре за 190 Евро.
Не могу утверждать стопроцентно, что приобрести ваучер на месте и одновременно сэкономить всегда так просто, но думается, что мест должно хватать всем желающим — во время полетов мы насчитали в воздухе одновременно около 200 воздушных шаров. Загрузка корзин разная, но если взять хотя бы по 20 человек в корзине, получается, что до 4000 человек одновременно парит в воздухе!
Меня, аэрофоба, удивило огромное количество жаждущих полета, тем паче, что за три дня до нашего приезда в новостях прошло сообщение о гибели двух испанских туристов при посадке шара. Видимо, это сообщение подействовало на жену, которая решила отказаться от полета, статистика утверждает, что подобные аварии время от времени происходят…
Несмотря на эти прискорбные обстоятельства, огромное количество бесстрашных аэролюбов рвалось загрузить свои бренные тела в плетеные корзины не слишком убедительного вида и взмыть под небеса. Хоть борта у корзин не слишком высоки и парашюты не выдаются… А между пассажирами, землей и небом нет никаких преград, люди находятся в воздушном пространстве полной мерой вкушая ощущения экстремального полета. Вот ведь как велика тяга к ощущениям свободного парения! Валентин также без всяких сомнений и рефлексий, несмотря на недавнюю болезнь, присоединился к сообществу аэролюбов))
Полеты начинаются рано, на границе ночи и утра, машина для доставки к месту старта забрала сына где-то полпятого утра. Ночью было довольно холодно, около ноля. Поднявшись затемно и проводив сына, мы отправились на окружающие городок холмы, откуда было лучше всего наблюдать Balloons-шоу.
Пройдя по ночному городку и забравшись на холмы, мы огляделись — в окрестных низинах и впадинах, куда хватало взгляда, проходило какое-то таинственное шевеление, во тьме вспыхивали загадочные всполохи, прямо шабаш какой-то… почудился запах серы))
На самом деле, конечно, это работали газовые горелки аэростатов. Сгорающий газ нагревал воздух, а тот заполнял безжизненные оболочки шара, заставляя их принять форму, ожить и полететь. А шевеление обеспечивали наземные команды, которые снимали с трейлеров на землю корзины, плетеные из прутьев, помогали загрузиться пассажирам и удерживали шар от преждевременного взлета.
Постепенно небо из черного становилось серым. Одновременно из таинственной полутьмы стали подниматься, как-бы оживая и принимая форму, купола шаров — их было очень много. Некоторые из них стали не торопясь, будто с некоторой ленцой, отрываться от земли и взлетать.
Удивительное и одновременно волнующее зрелище, когда в воздух постепенно поднимается десятки воздушных шаров, самые дальние из них кажутся совсем маленькими. Окружающий вид завораживал, по мере наступления рассвета становились видны яркие цвета, в которые были разукрашены шары. Небо заполнялось ими, многие стартовали вдали от Гёреме, в стороне городка Учхисар.
Процесс шел не одномоментно, был растянут во времени где-то на час. Интересно было наблюдать за маневрами некоторых шаров — одни из них быстро поднимались на большую высоту и парили там, другие медленно летели на малой высоте над крышами домов, рискуя зацепиться за их верхушки, третьи маневрировали, то набирая высоту, то снижаясь.
Парочку воздушных шаров пилоты аккуратно провели прямо над нашей смотровой площадкой, при желании их пассажирам можно было пожать руки.
Известно, что воздушные шары отличаются количеством взятых в полет пассажиров, чисто визуально и размеры их различаются, но возможно это просто зрительный эффект из-за разницы расстояний, а для размеров шаров существует некий стандарт…
Постепенно наступал рассвет — за горами на востоке светлело, появилась розовая полоска, медленно увеличиваясь в размерах, цвета становились ярче, картинка сотен парящих воздушных шаров на фоне неба проявлялась более четко.
Окружающие зрители активно передвигались по холмам, выбирая наиболее удачные ракурсы для съемок и одновременно согреваясь, а отдельные представители женского пола, сдерживая дрожь, селфилась в легких нарядах))
Валентин с высоты полета наблюдал зеркальную картину — внизу проплывали долины, ущелья, скалы причудливой формы.
Петляли дороги, теснились маленькие домики в еще сонных городках и поселках, а соседние шары время от времени озарялись ярким пламенем от вспыхивающих газовых горелок.
Вокруг, ниже и выше летели десятки разноцветных воздушных шаров — зрелище удивительное, «картина маслом»!
Несколько общих данных о полетах на шарах. Надо понимать, что направление полета и место посадки шара зависит от направления ветра, поэтому предсказать его заранее невозможно. Некоторым туристам везет, они ухитряются разглядеть во время полета множество интересных локаций, которые собираются посетить.
Большая корзина вмещает до 24 человек, иногда загрузка доходит до 30. Длительность нахождения в полете составляет около часа.
По словам Валентина, время в полете тоже «летит», причем очень быстро. Пилот его воздушного шара объяснил, что максимальная разрешенная высота подъема с туристами — 800 метров. Для комфорта в полете не помешает теплая спортивная одежда и обувь — у сына в полете замерзли ноги в кроссовках. Во время полета пассажиры стоят в корзине, для обретения чувства уверенности (не знаю, помогает ли…)) можно держаться за поручни на стенках.
Приземление опытные пилоты стараются совершать мягко, частенько ухитряются посадить корзину прямо в прицеп грузовика, и в то же время посадка является наиболее опасной частью всего полета. По завершению полета туристам вручают сертификаты воздухоплавателей и угощают бокалом шампанского.
А вот так некоторых счастливых туристов, переполненных эмоциями, достают из корзины))
Хочу отметить, что шоу воздушных шаров в Каппадокии дарит позитивные эмоции и яркие впечатления не только непосредственным участникам полетов, но и зрителям, которые с удовольствием этот процесс наблюдают со смотровых площадок на холмах, а более ленивые — с крыш и балконов гостиниц.
Часа через два большинство шаров приземлилось и мы отправились в сторону отеля. Именно этим утром мы смогли рассмотреть наш городок Гёреме и особенности его архитектурного облика.
При отсутствии какого-либо плана застройки и внешней неброскости городских жилищ, они имеют свою уникальную особенность — многие сооружены непосредственно в скалах, что служит дополнительной туристической заманухой, интересно пожить пару-тройку дней в таком экзотическом жилище. Но далеко не всё жилье в Гёреме устроено таким образом — есть дома, пристроенные к скалам, есть и обычные, расположенные отдельно от скал.
Конечно, дома второго и третьего типа выглядят внешне более солидно и цивилизованно, достигают иногда нескольких этажей и имеют при себе уютные внутренние дворики. Вопрос влияния типа домов на цены для туристов не изучал, у нас был номер в отеле, пристроенном к скале.
Через некоторое время после нашего возвращения в отель вернулся сын, мы позавтракали и были готовы в дальнейший путь.
Учхисар
Ухчисар — это городок километрах в четырех от Гёреме, который знаменит своей горой-крепостью. Эта скала вся изрыта ходами и помещениями, некоторые сравнивают ее с разными сортами сыра, но по мне это чистый воды гигантский термитник))
Вместе с двумя другими крепостями в Ургюпе и Ортахисаре она образовывала систему укрепленных оборонительных сооружений при турках-османах. Утверждают, что одновременно в крепости могло находиться более 2500 человек. Но османы были последними хозяевами, а осваивать скалу начали еще при хеттах на пару тысячелетий раньше.
Подняться на гору-крепость, на вершине которой располагается смотровая площадка, можно, заплатив небольшие деньги, по оборудованным лестницам. А можно, по утверждению некоторых блогеров, бесплатно, с другой стороны — по рискованным крутым тропинкам…
Так попадают в «дикую» часть крепости, блогеры пишут, что туристов там мало и можно спокойно полазить по заброшенным помещениям. Мы не пожалели денег и зашли цивилизованно))
Смотровая площадка считается лучшей в Каппадокии, а саму крепость видно далеко отовсюду, она является самой высокой точкой в окрестностях.
Вид с вершины крепости Учхисар
Вдалеке на горизонте виднеется огромная гора — живописный Эрджияс, высота которого составляет почти четыре километра.
Вид с вершины крепости Учхисар на гору Эрджияс
За века человеческой деятельности в крепости люди долго подрывали стены и в конце концов прилично снизили запас прочности всей конструкции. Город Учхисар стал разрастаться вширь, люди стали расселяться там, где опасность обрушения стен была ниже, чем в крепости.
Гора-крепость имеет неправильную форму, поэтому виды крепости Учхисар с разных ракурсов сильно отличаются.
У подножия крепости находится небольшой туристический рынок. Там можно развлечься, прокатившись на верблюде. Первый раз увидел, чтобы для удобства посадки туристов рядом с верблюдом находилась лесенка))
Верблюд с лесенкой. Легко оседлать ))
В одном из помещений крепости размещены фотографии, напоминающие о съемках в Учхисаре фильма «Медея» (1969 год, режиссер Пазолини), в котором в главной роли снималась Мария Каллас.
Думается, что крепость в Учхисаре настолько хороша, что должна быть обязательным объектом для посещения.
После знакомства с Ухчисаром мы решили погрузиться в знаменитые подземелья Каппадокии.
Подземный город Деринкую
До подземного города Деринкую от Гёреме дороги около 40 километров. По дороге мы проехали город Невшехир, в черте которого видно живописную гору со старой крепостью на вершине. Почему-то на разных сайтах к описанию города частенько приложено фото крепости-скалы из Учхисара. На самом деле исторический холм города выглядит именно так.
Википедия рассказывает, что под холмом в 2015 году найден подземный город — крупнейший подземный город в мире. Но для туристов он закрыт, на некоторых фото вокруг горы даже фигурирует колючая проволока…
В Каппадокии известны десятки, если не сотни подземных сооружений, самые известные из них — Каймаклы и Деринкую. В некоторых источниках утверждается, что они соединяются между собой туннелем длиной около 9 километров, но у меня это вызывает сомнения…
В настоящий момент самое крупное из доступных туристам подобных сооружений — это Деринкую, внесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Подземный город представляет из себя комплекс многочисленных подземных помещений, предназначенных для различных целей, вырубленных в мягком туфе и соединенных ходами.
Город очень большой, в нём 8 этажей, уходящих в глубину примерно на 60 метров. Предполагается, что в нем могло жить около 20 тысяч человек, к тому же под землей держали домашних животных и хранили провизию. Посещение подземелий платное. На поверхности земли для входя в подземный город сооружено невзрачное одноэтажное здание, которое я даже забыл сфотографировать)
Открыл это место случайно, как часто бывает, местный житель в 1962 году, когда разбирал стену своего дома. Археологи быстро взялись за изучение уникального объекта и уже в 1965 году город был открыт для туристов. До сих пор реальные размеры города не определены, есть версия, что исследована лишь десятая его часть.
Точно неизвестна история его возникновения, некоторые историки исчисляют его возраст 4 тысячами лет, а начало возникновения относят к эпохе хеттов. Установлено, что начиная с V века нашей эры подземные города Каппадокии, скрываясь от своих гонителей, стали использовать христиане.
Система разветвленных подземных ходов позволяла жителям наладить быт с минимальной зависимостью от внешней поверхности. Под землей находились жилые помещения, залы для собраний, школы и церкви, склады с запасами продовольствия, оружейные арсеналы. В подземном городе было налажено производство, стояли прессы для отжима масла и имелись помещения под стойла, где содержался домашний скот.
На всех подземных этажах хорошо действовала вентиляция, что достигалось за счет десятков вентиляционных шахт, которые в глубине достигали грунтовых вод и служили одновременно колодцами города. На поверхности земли шахты были тщательно замаскированы, чтобы потенциальные враги не смогли проникнуть в город или отравить воду.
Для меня осталось непонятным, как в темноте могло функционировать все это огромное хозяйство, ведь чем иным, кроме факелов, оно могло в те времена освещаться?
Сложная система лабиринтов и этажей позволяла предотвратить завоевание города врагами. Проходы на этажи закрывались огромными круглыми каменными дверями, которые можно было открыть только изнутри усилием нескольких человек. А в случае прорыва в город недругам было сложно ориентироваться в лабиринтах подземного города, который жители знали досконально. К тому же имелось множество запасных выходов на поверхность, порой расположенных далеко от основного поселения.
Туристов пускают не на все этажи. Объект, несомненно, интересный, но ходы в нем настолько узкие и длинные, что двигаться по ним зачастую приходится согнувшись в три погибели, гусиным шагом и разойтись встречным туристам невозможно…
Дышится под землей нормально, но для людей с клаустрофобией это место вряд ли покажется комфортным. Да и людям с больными ногами тоже будет тяжело.
Учитывая вышесказанное, туристам стоит взвесить риски перед посещением подземного города, тем более, что какие-то «красивости» в нем отсутствуют.
Этим рассказом я заканчиваю «дилогию» про увиденное нами в Каппадокии. Увидели мы немало, чему способствовало наличие авто, но смею уверить читателей, что в лучшем случае мы познакомились с половиной «официальных» туристических достопримечательностей этих удивительных мест. А сколько там еще нераскрученных уголков, где можно найти много интересного… Мы полюбили Каппадокию и искренне советуем читателям ее посетить и ознакомиться с неповторимым многообразием природных и рукотворных чудес!
Цикл материалов «Путешествие по Турции»:
1. От Стамбула до Анталии на автомобиле. Турецкий дневник
2. Прикоснуться к античности. Перге
3. Древняя страна людей-термитов. Долины Каппадокии
4. Последний дворец османских султанов. Стамбул
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия